Человеческие жертвоприношения у ацтеков
Люди в современном мире часто вынуждены противостоять организованному насилию. Поэтому они все больше интересуются причинами и источниками агрессии одного человека к другому. Если пойти вглубь вопроса, нужно провести сравнительный анализ и посмотреть на примеры из истории. Когда испанцы пришли в Мезоамерику в 1517 году, они столкнулись с насильственными ритуальными практиками майя и ацтеков. Эти ритуальные практики были публичными, и люди знали, что являются только частями календарного графика. Первая причина, по которой стоит изучать жертвоприношения у ацтеков, состоит в том, что они позволяют увидеть, есть ли у людей склонность к ритуальному насилию, повторяющимся войнам, насилию по расовым признакам, насилию против женщин. В настоящее время есть тревожные практики, и важно не просто думать, что они были давным-давно. Нужно попытаться понять ацтеков и посмотреть, могут ли они помочь нам понять самих себя.
Источники знания о человеческих жертвоприношениях
Мы знаем, что ацтеки приводили людей в жертву, из ряда источников. Во-первых, сохранились рукописи, которые были созданы до испанских завоеваний Южной Америки. В этих манускриптах содержатся изображения сцен жертвоприношений. Во-вторых, сохранились записи разговоров испанских священников и ацтеков, которые были сделаны во время завоевания Мексики. В этих записях описываются ритуалы жертвоприношений. Самый впечатляющий источник знания о жертвоприношениях — это Флорентийский кодекс, который сейчас хранится в библиотеке Лауренциана во Флоренции. Флорентийский кодекс — это собрание записей бесед, которые проводились в Мексике с 1540 по 1580 год. У нас есть детальные описания последовательности ритуалов 18 церемоний, в ходе которых ацтеки приносили людей в жертву.
В-третьих, есть свидетельства испанцев, которые видели ритуалы жертвоприношений. Во время испанских завоеваний в жертву порой приносили и самих испанцев. Четвертый источник — это археология. Были найдены останки людей, которых принесли в жертву. По следам на их скелетах понятно, что они подверглись этому ритуалу. Кроме того, сохранились скульптуры, изображающие сцены жертвоприношений. Также сохранились другие объекты, которые использовались в этих ритуалах. Таким образом, есть четыре главных источника знания о жертвоприношениях у ацтеков: манускрипты с изображениями сцен убийств, записи свидетелей, беседы испанцев с ацтеками и ацтекская археология.
История жертвоприношений у ацтеков
Цивилизация, которую мы называем ацтекской, существовала между 1325 и 1525 годами. Этот исторический период совпадает с периодом, в который проводились жертвоприношения. Ритуальные человеческие жертвоприношения практиковались и до того, как ацтеки пришли в долину Мексики в первой половине XIV века. Есть свидетельства того, что ритуальные убийства совершались и в II тысячелетии до нашей эры. Один из аспектов, который отличает период ацтекских жертвоприношений, — это расширение практики ритуальных убийств. Эти практики усилились в период с 1440 по 1521 год, когда пришел к власти первый Монтесума. Он правил много лет, и империя сильно расширилась за годы его правления. Интересно, что по мере расширения империи увеличивался размер ацтекского храма Темпло Майор и росло количество жертвоприношений.
Мы не знаем точно, кто придумал жертвоприношения, но в мезоамериканских записях, которые были сделаны до ацтеков, фигурируют тольтеки. Тольтеки жили примерно между 900 и 1200 годами нашей эры. Они практиковали жертвоприношения. До и во время периода тольтеков также практиковались жертвоприношения у майя и в городе Теотиуакан в Центральной Мезоамерике. Таким образом, человеческие жертвоприношения были распространенной практикой в Мезоамерике с очень ранних времен.
Государство ацтеков спонсировало ритуальные практики, поэтому человеческие жертвоприношения прекратились в 1520-х годах. Есть записи нескольких жертвоприношений, которые совершались после того, как на эту землю пришли испанцы, но жертвоприношения, поддерживаемые государством, прекратились в течение первых десяти лет после прихода испанцев. Затем испанцы заменили эти насильственные практики собственными. Историки сравнивают ацтекское и испанское насилие: ацтеки построили общество жертвоприношений, в то время как испанцы построили общество массового насилия.
Цель жертвоприношений
Ацтекская теология обосновывала человеческие жертвоприношения следующим образом. У человеческого тела есть две сущности: оболочка и божественная искра, которая была заложена божествами во время зачатия. Богов и мир, который они создавали, нужно было периодически питать энергией путем жертвоприношений и высвобождения божественной энергии из тел людей, растений, насекомых и животных. Обычная или ритуальная смерть высвобождала божественные искры, которые спускались на землю, в подземный мир и основывали новую оболочку или материю. Когда растения, Солнце, Луна, животные или люди появлялись вновь, они содержали в себе ту преобразованную божественную искру, которая продолжала жить в цикле рождения, смерти и возрождения.
Кровь — это один из носителей божественной искры. В мире ацтеков все так или иначе занимались кровопусканием: кровь пускалась из губ, ушей и бедер, а самые набожные священники пускали кровь из языка и даже гениталий. Таково теологическое обоснование жертвоприношений.
Вторая причина жертвоприношений была политической. Многие ацтекские жертвоприношения выносились на публичное обозрение, чтобы показать религиозную легитимность правителей, их военную политику или необходимость обеспечить плодородие урожая. В некоторых случаях правители дружественных или вражеских городов приезжали в столицу, чтобы наблюдать за жертвоприношениями воинов, которых они захватили.
Выбор жертвы
Необыкновенный пример того, как ацтеки выбирали человека для жертвоприношения, можно увидеть в пятом месяце ритуального календаря, который был посвящен плодородию и мужской красоте. Они выбирали человека, которого считали самым красивым мужчиной. Сохранилось прекрасное описание того, как выбирали этого человека. Они имели определенную формулу для каждого месяца. Они захватывали воинов, держали их в определенной зоне и искали наиболее красивого. У нас есть такое описание:
«Он был похож на что-то гладкое, как помидор, вырезанный из дерева. Он был не кудряв, у него был не грубый лоб, у него была не продолговатая голова, у него были не опухшие веки, у него были не увеличенные веки, у него был не широкий нос, у него были не широкие ноздри, у него был не вогнутый нос, у него были не пухлые губы, не грубые губы, не большие губы, он не был заикой, он не говорил на варварском языке, у него были не большие зубы...»
И подобным образом описывается каждый аспект его тела: «У него были не длинные руки, у него была не одна рука, он не был безруким, у него были не пухлые пальцы. У него не было дефектов и отметин, он был ухожен и обучен играть на флейте и на дудке. В то же время он держал цветы и курительную трубку».
Они искали очень красивого мужчину, который бы соответствовал их стандартам. Они обучали этого человека: как правильно держать цветы, играть на флейте, говорить на науатле — языке ацтеков. В течение года этот человек жил в ацтекском городе как бог: к нему относились как к богу, кормили лучшей едой, и он всегда передвигался с окружением, в котором была охрана. Согласно достоверным источникам, ему давали четырех божественных женщин для компании и сексуальной активности, чтобы питать космос энергией. Ближе к концу он уезжал из города и поднимался на пирамиду, где и происходило жертвоприношение. Дети и женщины также приносились в жертву в некоторых ритуалах. Описания этих ритуалов тоже сохранились.
Интересно, что жертвоприношение воспринималось как честь. Это было возвышением, и несмотря на то, что члены семьи были опечалены потерей близкого, ацтекская идеология считала жертв божественными искрами, которые помогали питать космос энергией.Автор: Дэвид Карраско
Источники знания о человеческих жертвоприношениях
Мы знаем, что ацтеки приводили людей в жертву, из ряда источников. Во-первых, сохранились рукописи, которые были созданы до испанских завоеваний Южной Америки. В этих манускриптах содержатся изображения сцен жертвоприношений. Во-вторых, сохранились записи разговоров испанских священников и ацтеков, которые были сделаны во время завоевания Мексики. В этих записях описываются ритуалы жертвоприношений. Самый впечатляющий источник знания о жертвоприношениях — это Флорентийский кодекс, который сейчас хранится в библиотеке Лауренциана во Флоренции. Флорентийский кодекс — это собрание записей бесед, которые проводились в Мексике с 1540 по 1580 год. У нас есть детальные описания последовательности ритуалов 18 церемоний, в ходе которых ацтеки приносили людей в жертву.
В-третьих, есть свидетельства испанцев, которые видели ритуалы жертвоприношений. Во время испанских завоеваний в жертву порой приносили и самих испанцев. Четвертый источник — это археология. Были найдены останки людей, которых принесли в жертву. По следам на их скелетах понятно, что они подверглись этому ритуалу. Кроме того, сохранились скульптуры, изображающие сцены жертвоприношений. Также сохранились другие объекты, которые использовались в этих ритуалах. Таким образом, есть четыре главных источника знания о жертвоприношениях у ацтеков: манускрипты с изображениями сцен убийств, записи свидетелей, беседы испанцев с ацтеками и ацтекская археология.
История жертвоприношений у ацтеков
Цивилизация, которую мы называем ацтекской, существовала между 1325 и 1525 годами. Этот исторический период совпадает с периодом, в который проводились жертвоприношения. Ритуальные человеческие жертвоприношения практиковались и до того, как ацтеки пришли в долину Мексики в первой половине XIV века. Есть свидетельства того, что ритуальные убийства совершались и в II тысячелетии до нашей эры. Один из аспектов, который отличает период ацтекских жертвоприношений, — это расширение практики ритуальных убийств. Эти практики усилились в период с 1440 по 1521 год, когда пришел к власти первый Монтесума. Он правил много лет, и империя сильно расширилась за годы его правления. Интересно, что по мере расширения империи увеличивался размер ацтекского храма Темпло Майор и росло количество жертвоприношений.
Мы не знаем точно, кто придумал жертвоприношения, но в мезоамериканских записях, которые были сделаны до ацтеков, фигурируют тольтеки. Тольтеки жили примерно между 900 и 1200 годами нашей эры. Они практиковали жертвоприношения. До и во время периода тольтеков также практиковались жертвоприношения у майя и в городе Теотиуакан в Центральной Мезоамерике. Таким образом, человеческие жертвоприношения были распространенной практикой в Мезоамерике с очень ранних времен.
Ацтекские воины. Флорентийский кодекс
Государство ацтеков спонсировало ритуальные практики, поэтому человеческие жертвоприношения прекратились в 1520-х годах. Есть записи нескольких жертвоприношений, которые совершались после того, как на эту землю пришли испанцы, но жертвоприношения, поддерживаемые государством, прекратились в течение первых десяти лет после прихода испанцев. Затем испанцы заменили эти насильственные практики собственными. Историки сравнивают ацтекское и испанское насилие: ацтеки построили общество жертвоприношений, в то время как испанцы построили общество массового насилия.
Цель жертвоприношений
Ацтекская теология обосновывала человеческие жертвоприношения следующим образом. У человеческого тела есть две сущности: оболочка и божественная искра, которая была заложена божествами во время зачатия. Богов и мир, который они создавали, нужно было периодически питать энергией путем жертвоприношений и высвобождения божественной энергии из тел людей, растений, насекомых и животных. Обычная или ритуальная смерть высвобождала божественные искры, которые спускались на землю, в подземный мир и основывали новую оболочку или материю. Когда растения, Солнце, Луна, животные или люди появлялись вновь, они содержали в себе ту преобразованную божественную искру, которая продолжала жить в цикле рождения, смерти и возрождения.
Кровь — это один из носителей божественной искры. В мире ацтеков все так или иначе занимались кровопусканием: кровь пускалась из губ, ушей и бедер, а самые набожные священники пускали кровь из языка и даже гениталий. Таково теологическое обоснование жертвоприношений.
Сцена принесения человека в жертву. Кодекс Мальябекки
Вторая причина жертвоприношений была политической. Многие ацтекские жертвоприношения выносились на публичное обозрение, чтобы показать религиозную легитимность правителей, их военную политику или необходимость обеспечить плодородие урожая. В некоторых случаях правители дружественных или вражеских городов приезжали в столицу, чтобы наблюдать за жертвоприношениями воинов, которых они захватили.
Выбор жертвы
Необыкновенный пример того, как ацтеки выбирали человека для жертвоприношения, можно увидеть в пятом месяце ритуального календаря, который был посвящен плодородию и мужской красоте. Они выбирали человека, которого считали самым красивым мужчиной. Сохранилось прекрасное описание того, как выбирали этого человека. Они имели определенную формулу для каждого месяца. Они захватывали воинов, держали их в определенной зоне и искали наиболее красивого. У нас есть такое описание:
«Он был похож на что-то гладкое, как помидор, вырезанный из дерева. Он был не кудряв, у него был не грубый лоб, у него была не продолговатая голова, у него были не опухшие веки, у него были не увеличенные веки, у него был не широкий нос, у него были не широкие ноздри, у него был не вогнутый нос, у него были не пухлые губы, не грубые губы, не большие губы, он не был заикой, он не говорил на варварском языке, у него были не большие зубы...»
И подобным образом описывается каждый аспект его тела: «У него были не длинные руки, у него была не одна рука, он не был безруким, у него были не пухлые пальцы. У него не было дефектов и отметин, он был ухожен и обучен играть на флейте и на дудке. В то же время он держал цветы и курительную трубку».
Сцена жертвоприношения. Кодекс Тудела
Они искали очень красивого мужчину, который бы соответствовал их стандартам. Они обучали этого человека: как правильно держать цветы, играть на флейте, говорить на науатле — языке ацтеков. В течение года этот человек жил в ацтекском городе как бог: к нему относились как к богу, кормили лучшей едой, и он всегда передвигался с окружением, в котором была охрана. Согласно достоверным источникам, ему давали четырех божественных женщин для компании и сексуальной активности, чтобы питать космос энергией. Ближе к концу он уезжал из города и поднимался на пирамиду, где и происходило жертвоприношение. Дети и женщины также приносились в жертву в некоторых ритуалах. Описания этих ритуалов тоже сохранились.
Интересно, что жертвоприношение воспринималось как честь. Это было возвышением, и несмотря на то, что члены семьи были опечалены потерей близкого, ацтекская идеология считала жертв божественными искрами, которые помогали питать космос энергией.Автор: Дэвид Карраско
Опубликовано 30 октября 2018
| Комментариев 0 | Прочтений 1552
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: