Извлекающий сердца. Орудие кровавых ритуалов ацтеков
Извлекающий сердца. Орудие кровавых ритуалов ацтеков
Ацтекская цивилизация, процветавшая в Южной Америке в период между 1345 и 1521 годами н.э., приобрела печально известную репутацию своими кровожадными человеческими жертвоприношениями со страшными рассказами о том, как ещё бьющееся сердце вырывалось из разорванной груди неподвижной жертвы, массовыми обезглавливаниями, свежеванием и расчленениеми. Да, всё это имело место быть, но важно помнить, что для ацтеков акт жертвоприношения, был строго ритуализированным процессом, который воздавал наивысшую честь богам и считался необходимостью, чтобы обеспечить процветание своего народа, а иногда и спасение всего человечества.
Ацтекские боги и богини нуждались в живых сердцах людей для питания. Все сердца были хороши, но сердца самых храбрых пленников считались особенно питательными для ацтекских богов.
Их главным богом был Уитцилопочитль, бессмертный воин — солнце сражавшийся с другими богами и бесконечным мраком, чтобы обеспечить выживание ацтеков. Уитцилопочитль, как и любой воин нуждался в пище, чтобы продолжать сражаться. Но как бог, он предпочтитал человеческую кровь. Чтобы продолжать кормить Уитцилопочитля, ацтеки были вынуждены участвовать в бесконечных войнах.


Эта ситуация не сложилась сама по себе, а выросла из геополитической обстановки. Тлакаэлель Первый, сын великого императора Утцилиутля и прекрасной Какамиуятль помог своему дяде объединить ацтекские племена в незнавший себе равных альянс. Он внес идеи об исключительности ацтеков, сделав их избранными богами. И в качестве основного бога — покровителя он возвысил среди других воинственного Уитцилопочитля. На то были свои причины. Чтобы удержать такой альянс и продолжить рост и укрепление империи нужны были новые идеи и новый порядок. Сегодня бы мы его назвали ультралевый милитаризм.


Армии было придано первостепенное значение, появилось несколько разных фракций воинов. Воины Орла и воины Ягуара были двумя специальными подразделениями войск. Это были люди, обученные войне. Войне для войны и для новых жертв. Другим источником жертвенных подношений были ритуальные игры, в которых проигравшие платили максимальную цену за свое поражение.


В жертву нужно было приносить и детей. В частности, в честь бога дождя Тлалока во время церемоний, проводимых в священных горах. Считалось, что сами слезы детей-жертв могут помочь вызвать дождь. Помимо прочего не пренебрегали и рабами: им, как правило, были предоставлены более скромные роли — сопроводить своего хозяина в смерти, обеспечить смертью процветание бизнеса, успех в небольшом деле.
Убийства были очень кровавыми. Очень.


Центральным местом жертвоприношений был Великий Храм — Хьюи Теокалли, в Теночтитлане (столица империи Ацтеков, а ныне оживленный центр Мехико). Здесь специализированный священник с острым ножом — Текпатлем вырезал сердце из еще живой жертвы, помещал его в приготовленный сосуд, а тело сбрасывал вниз по ступеням пирамиды. После чего, голова отрезалась и помещелась на цомпантли или в черепную стойку храма.


Текпатль имеет одно из ключевых значений в ацтекской культуре. Внешне это лепесткообразный кремнеевый нож, с как правило богато украшенной рукоятью.


Текпатль был богом и был рожден на небесах но был сброшен своим братом. При падении он разбился на 1600 осколков из которых возникли первые боги. И это событие в ацтекском календаре обозначено как год первый — Текпатля.


Так же Текпатль ассоциируется с подземным миром, расположенном на севере, как огненный защитник.


Куски кремня были самым старым известным способом добычи огня. Таким образом, кремниевый нож одновременно и отправлял дар богам и служил их прямым продолжением, частью их мира.


Бога мертвых Миктлантекутля изображали с языком — Текпатлем.


Надо отметить что не все жертвы получали место в пирамиде черепов. Кроме того, в некоторых случаях между жертвой и священником были организованы специальные постановочные бои, где священник сражался с реальным оружием, а жертва, будучи и без того привязанной к камню или деревянной раме, сражалась с деревянным или изготовленным из перьев оружием.


Дети, принесенные в жертву Тлалоку, часто переносились к святилищам бога на вершинах гор. Те, кого приносили в жертву Шипе-Тотеку («тот что со снятой кожей»), были раскрашены в разные цвета для имитации семян, прорастающих через шелуху.


По средним оценкам в год приносилось в жертву около 20 000 человек. Плоть тех, кто был принесен в жертву, иногда употреблялась священниками, совершавшими жертвоприношения, а также членами правящей элиты или воинами, которые сами жертв.
Опубликовано 13 сентября 2018 | Комментариев 0 | Прочтений 1721

Ещё по теме...
Добавить комментарий