Гальванопластика во времена древнего Египта
Египтолог Арне Эггебрехт, исследуя гробницы фараонов, обнаружил бронзовую статуэтку бога Осириса, изготовленную более двух с половиной тысячелетий назад. Изделие было покрыто тончайшим слоем золота, которое могло быть нанесено лишь с помощью гальванопластики.
Наука на берегах Нила
Гальванотехникой, или гальваникой, называют процесс получения на поверхности изделия слоёв металлов из растворов их солей под действием постоянного электрического тока.
Сущность метода заключается в погружении покрываемых изделий в водный раствор электролита, главным компонентом которого являются соли или другие растворимые соединения металлопокрытия.
Однако этот процесс невозможен без источника электроэнергии. Значит, у древних мастеров были приспособления, вырабатывающие ток.
Однажды археологи, снимая очередной культурный слой, нашли странные глиняные сосуды, внутри которых находились медные цилиндры с запаянными железными стержнями. Цилиндры были скреплены смесью олова и цинка и снаружи изъедены кислотой. По своим химическим и физическим параметрам эти артефакты очень напоминали современные электрические батарейки.
Учёные взяли аналогичные сосуды и залили в них раствор сульфата меди. И получили ток напряжением до 0,6 вольта. Следовательно, древние умели вырабатывать электрический ток, хотя и примитивными средствами. А соединив последовательно 10-15 «батареек», они вполне могли достигнуть нужного напряжения для получения эффекта гальваностегии.
Удачный эксперимент
Чтобы подтвердить теорию, египтолог Эггебрехт сделал копию древней статуэтки и погрузил её в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота.
Этот эксперимент лишний раз доказал правоту слов античных историков, которые писали об удивительных украшениях Клеопатры, покрытых тончайшим слоем золота и серебра.
В этом случае можно поверить Плутарху, который описывал невидимые источники света в египетских храмах. Да и предания о сияющем камне во лбу статуи богини, который ночью освещал весь храм; о лампах, которые горят несколько сотен лет и не требуют ухода и которые не могут погасить ни ветер, ни вода, доказывают, что египтяне пользовались электричеством.
Прошло столько веков, а Египет продолжает загадывать нам одну загадку за другой. Интерес к нему не угасает. Может, разгадав очередной ребус, предложенный нам древней цивилизацией, мы сможем приблизиться к некому знанию, которое пока слишком сложно для нас и которое откроет нам новое понимание мироздания.
Незапатентованные открытия
При раскопках гробницы китайского императора Чжоу Чжу, жившего в III веке нашей эры, археологи обратили внимание на странный металлический орнамент, который украшал её стены. При спектральном анализе орнамента оказалось, что он выполнен из сплава меди, магния и алюминия. Причём 85% сплава приходилось на долю алюминия.
Между тем, алюминий был получен при помощи электролиза лишь в 1808 году — естественно, нашей эры, и этот способ остаётся единственным для его получения и сегодня. Следовательно, более 1600 лет тому назад китайские металлурги владели электролизом и с его помощью получали алюминий, а ювелиры из сплавов, где основой был алюминий, изготовляли тончайшие орнаменты. В 1937 году в Багдаде нашли древнюю электрическую батарейку, которая насчитывает более 2000 лет от роду!
Ещё одну такую же находку обнаружили в древнем персидском городе Селевкия. В глиняных сосудах находились медные цилиндры с сердечниками из железа с кусочками битума. Спаивались сосуды в современной пропорции свинца и олова. Удивительно, но эта технология широко применяется при изготовлении технических приборов в наши дни.
Судя по всему, в качестве электролита применялись не такие сильные соединения, как медный купорос, а лимонная и уксусная кислоты, которые дают намного меньшее напряжение. Учёные провели эксперимент — заполнили пространство медным купоросом и в результате получили ток. Так что и это умение древних подтверждено опытом.
Наука на берегах Нила
Гальванотехникой, или гальваникой, называют процесс получения на поверхности изделия слоёв металлов из растворов их солей под действием постоянного электрического тока.
Сущность метода заключается в погружении покрываемых изделий в водный раствор электролита, главным компонентом которого являются соли или другие растворимые соединения металлопокрытия.
Однако этот процесс невозможен без источника электроэнергии. Значит, у древних мастеров были приспособления, вырабатывающие ток.
Однажды археологи, снимая очередной культурный слой, нашли странные глиняные сосуды, внутри которых находились медные цилиндры с запаянными железными стержнями. Цилиндры были скреплены смесью олова и цинка и снаружи изъедены кислотой. По своим химическим и физическим параметрам эти артефакты очень напоминали современные электрические батарейки.
Учёные взяли аналогичные сосуды и залили в них раствор сульфата меди. И получили ток напряжением до 0,6 вольта. Следовательно, древние умели вырабатывать электрический ток, хотя и примитивными средствами. А соединив последовательно 10-15 «батареек», они вполне могли достигнуть нужного напряжения для получения эффекта гальваностегии.
Удачный эксперимент
Чтобы подтвердить теорию, египтолог Эггебрехт сделал копию древней статуэтки и погрузил её в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота.
Этот эксперимент лишний раз доказал правоту слов античных историков, которые писали об удивительных украшениях Клеопатры, покрытых тончайшим слоем золота и серебра.
В этом случае можно поверить Плутарху, который описывал невидимые источники света в египетских храмах. Да и предания о сияющем камне во лбу статуи богини, который ночью освещал весь храм; о лампах, которые горят несколько сотен лет и не требуют ухода и которые не могут погасить ни ветер, ни вода, доказывают, что египтяне пользовались электричеством.
Прошло столько веков, а Египет продолжает загадывать нам одну загадку за другой. Интерес к нему не угасает. Может, разгадав очередной ребус, предложенный нам древней цивилизацией, мы сможем приблизиться к некому знанию, которое пока слишком сложно для нас и которое откроет нам новое понимание мироздания.
Незапатентованные открытия
При раскопках гробницы китайского императора Чжоу Чжу, жившего в III веке нашей эры, археологи обратили внимание на странный металлический орнамент, который украшал её стены. При спектральном анализе орнамента оказалось, что он выполнен из сплава меди, магния и алюминия. Причём 85% сплава приходилось на долю алюминия.
Между тем, алюминий был получен при помощи электролиза лишь в 1808 году — естественно, нашей эры, и этот способ остаётся единственным для его получения и сегодня. Следовательно, более 1600 лет тому назад китайские металлурги владели электролизом и с его помощью получали алюминий, а ювелиры из сплавов, где основой был алюминий, изготовляли тончайшие орнаменты. В 1937 году в Багдаде нашли древнюю электрическую батарейку, которая насчитывает более 2000 лет от роду!
Ещё одну такую же находку обнаружили в древнем персидском городе Селевкия. В глиняных сосудах находились медные цилиндры с сердечниками из железа с кусочками битума. Спаивались сосуды в современной пропорции свинца и олова. Удивительно, но эта технология широко применяется при изготовлении технических приборов в наши дни.
Судя по всему, в качестве электролита применялись не такие сильные соединения, как медный купорос, а лимонная и уксусная кислоты, которые дают намного меньшее напряжение. Учёные провели эксперимент — заполнили пространство медным купоросом и в результате получили ток. Так что и это умение древних подтверждено опытом.
Опубликовано 16 июля 2018
| Комментариев 0 | Прочтений 2684
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: