"Камера видений": наваждение или реальность?
"Камера видений": наваждение или реальность?
Клара Райц, 23, жительница Мюнхена, вернувшись с прогулки, как обычно, уселась перед зеркалом, чтобы привести себя в порядок. И вдруг увидела, что из зеркала на нее пристально смотрит какой-то смутно знакомый мужчина. Клара резко обернулась - в комнате никого не было. Да и вообще ока была дома одна. Вечером она стала рассказывать об этом матери и вдруг вспомнила, чье лицо она видела в зеркале: это был ее дядя Генрих, который несколько лет назад уехал в США. А на следующий день пришла телеграмма, которая извещала о его внезапной кончине. Стоит ли уточнять, что дядя Генрих умер именно в тот момент, когда Клара увидела его в зеркале!
Целую коллекцию подобных случаев собрало Общество психических исследований, активно работавшее в Англии в начале XX века. И каждый наверняка слыхал хотя бы одну такую историю. Многие люди в разное время при разных обстоятельствах видели в зеркале фигуры усопших: то уходящие куда-то "в глубину", то глядящие как бы из "Зазеркалья".
Эти истории с появлением в зеркалах умерших заинтересовали известного ученого-психиатра А. Моуди, того самого, который занимался изучением посмертных состояний и написал об этом известные книги. Он решил исследовать этот феномен и подтвердить или опровергнуть мнение об удивительных свойствах зеркал и их способности вызывать видения.
Более десяти лет Моуди посвятил "зеркальному ясновидению". Прежде всего он "оборудовал камеру видений". Это была комната с такими плотными ставнями и шторами, что в нее не проникал дневной свет. На одной из стен было закреплено зеркало высотой 120 см и шириной около метра. В метре от зеркала располагалось легкое удобное кресло, которое могло быть приведено в такое положение, чтобы макушка сидящего находилось на уровне нижнего края зеркала - на высоте метра от пола. Кресло было немного отклонено назад - чтобы человек в кресле не видел в зеркале своего отражения. Угол наклона кресла обеспечивал ясный обзор зеркала, которое могло отражать лишь темноту позади сидящего. Это глубокое пространство темноты обеспечивалось черной бархатной тканью, окружающей и зеркало, и экспериментатора. Непосредственно за креслом размещался небольшой светильник из окрашенного стекла с лампочкой в 15 ватт, она была единственным источником света. Простая, едва освещенная комната, затемненное окружение, ясная глубина зеркала - все это, полагал Моуди, было идеальной средой для "созерцания в зеркалах".
Моуди, добиваясь максимальной объективности исследования, разработал ряд критериев, которым должны были удовлетворять участники опытов. Во-первых, это должны быть люди зрелые, непредвзятые, интересующиеся человеческим сознанием. Во-вторых, во избежание отрицательных реакций на опыты они не должны иметь умственных или эмоциональных расстройств. В-третьих, эти люди должны быть внимательны и уметь точно выражать свои мысли и ощущения. В-четвертых, никакой склонности к оккультной идеологии! Именно по этим критериям он отобрал первые 10 человек для опыта в "камере видений".
Днем каждый из них готовился к предстоящему опыту: рассматривал фотографии, трогал вещи умершего, которого хотел увидеть в зеркале, вспоминал его. С наступлением сумерек экспериментатора отводили в "камеру видений", где выключали все освещение, кроме все того же светильника, и предлагали расслабиться, думать только об умершем, и уже в таком состоянии начать вглядываться в зеркало. Время пребывания в "зеркальной комнате" не ограничивалось.
Начиная эти исследования, Моуди полагал, что желаемое увидят в зеркале очень немногие, "возможно, один из десяти", да и то неизвестно, смогут ли они точно сказать, на самом деле они что-то видели или это показалось. Однако Моуди ошибся в этих предположениях: не один из десяти, а пять участников видели в зеркале умерших родственников.

Что же увидели в "зеркальной комнате" те, кто рискнул заглянуть в "мир, откуда никто не возвращался"?

40-летний мужчина, занимавший высокий пост в нью-йоркском "Сити-Банк" и никогда не страдавший психологическими расстройствами, провел в "комнате видений" примерно час и вышел оттуда со слезами радости: "Вне всякого сомнения, личность, которую я видел в зеркале, моя мать! Я не знаю, откуда она пришла, но уверен, что видел ее реально. Она смотрела на меня из зеркала... Выглядит она более здоровой и счастливой, чем в своей жизни. Ее губы не двигались, но она говорила со мной. И я ясно слышал ее слова. Она сказала: "У меня все прекрасно" - и счастливо улыбнулась.
Хирург, горячо желавший увидеть свою мать, умершую в 1968 г., рассказал: "Когда я взглянул в зеркало, по нему прошла как бы пелена, дымная субстанция... Вначале был лишь общий контур, никаких деталей. Затем, попозже, через минуту, стали проявляться некоторые черты. Они доходили на компьютерные картинки... Лицо как бы наполнялось сверху вниз, и скоро я понял: это мама: "Как ты?" - спросил я. Ее губы не двигались, но ментально мы были связаны. "У меня все хорошо, и я люблю тебя", - ответила она. Я задал еще вопрос: "Было больно, когда ты умирала?" - "Вовсе нет. Переход к смерти легок"... Я задал ей, наверное, вопросов десять, а затем она растаяла..."
Рассказы посетителей "камеры видений" во многом схожи. Главное, что их объединяет, - твердая убежденность в реальности встреч с умершими. "Я не знаю, чем это вызвано, но знаю точно, что видел свою маму". "Он был в комнате со мной, я знаю это точно. Я видела его голову, грудь, так, как вижу вас!" Бывало, что умерший, явившийся к живому во время сеанса, выглядел не совсем таким, каким помнился: "Я ее не сразу узнала. Она умерла очень старой. А здесь была еще молодой". Подчас создавалось впечатление, что покинувшие наш мир не только продолжают свое существование, но и развиваются, эволюционируют, приобретают какой-то новый опыт. "Казалось, они знают что-то такое, чего не знаем мы". "Он изменился внутренне в лучшую сторону".
Все участники экспериментов активно общались с умершими. Правда, были довольно любопытные различия. Одни говорят, что разговаривали без слов, мысленно. Другие - их было около 15% -слышали голос, "Я слышала очень четко, как он разговаривал со мной...” Некоторые явственно чувствовали прикосновение. "Я чувствовала ее. Я ощущала ее поцелуи в щеку".
Относительно этих различий, еще не до конца понятных, есть некоторые предположения. Скорее всего, зрительные образы более свойственны т.н. визуалистам - людям, чье мышление "специализируется в основном на зрительном внутреннем опыте.
Это дает себя знать даже в речи: они чаще употребляют слова типа: "посмотри!", "видишь!" "блестящие перспективы", "радужные воспоминания" "точка зрения" и т.п. Слуховые феномены, видимо, характерны для т.н. аудалистов ("послушайте!”, "слышишь?", "оглушительный успех" и т.п.). А прикосновения ощущают кинестики, в мышлении которых доминирует опыт движений и прикосновений ("почувствуйте!", "чуешь?", "теплая встреча", "тесное общение" и т.п.)
Есть и другие различия. Так, кто-то был уверен, что наблюдал умерших за зеркальной плоскостью. Кто-то чувствовал, что сам на какое-то время уходил туда, в Зазеркалье, а затем вернулся. Примерно 10% участников были уверены, что призраки выходили к ним из зеркала.
Когда эксперименты Моуди стали известны, к нему стала приходить информация от разных людей, побывавших там, куда стремились, - в "мире ином". И действительно видели умерших. Но вот что любопытно: далеко не всегда они видели "там" тех, с кем хотели встретиться. Порой они встречались с теми, о ком и не думали.
Профессиональный психотерапевт надеялся, что вечером "увидится" с умершим 30 лет назад отцом. Однако этого не случилось - он увидел в зеркале своего умершего кузена, с которым был когда-то близок.
Некий бизнесмен, назвавший себя "интересующимся скептиком", выйдя из "камеры видений", рассказал, что вместо отца, которого так хотел увидеть, он "встретился" со своим старым деловым партнером, скончавшимся от сердечного приступа. Одна участница эксперимента ждала встречи с погибшим мужем, а пришла мать и сказала ей: "Я пришла к тебе на свидание, потому что Билл прийти не может. Ему еще многому следует научиться... Но у него все в порядке. Он любит тебя, и ему хорошо".
Словом, немало вглядывавшихся в зеркало в "камере видений" Моуди, увидели совсем не тех, кого ожидали. Получалось, как в реальной жизни: идешь в определенное место, точно зная, что такой-то "всегда бывает там", и не застаешь его, зато встречаешься с тем, о ком и не думал. Не потому ли встреча срывается, что ты к ней не готов? Или просто опоздал? Или сработали какие-то другие, не зависящие от тебя причины? В случае с зеркальными встречами это позволяет предположить, что "мир иной" - это не плод нашего воображения, что он живет своей жизнью, в которой мало что зависит от нашего сознания, воли, желаний...
Свидетельства достойных доверия людей - это, конечно, немало. Однако Моуди, как настоящий ученый, решил сам поучаствовать в эксперименте, чтобы избавиться от сомнений: его смущало, что подопечные были абсолютно уверены в реальности своих встреч. Он подозревал, что их видения в зеркале - не более чем "картинки собственного производства". С таким настроением Моуди приступил к эксперименту. Не меньше часа психиатр провел перед большим зеркалом в надежде увидеть свою бабушку по матери. И не увидел ничего!
Он не покинул "камеру" - и свидание состоялось. "Потребовалось некоторое время, - пишет Мо-уди, - должно быть, меньше минуты, прежде чем я опознал женщину как мою бабушку по отцу, которая умерла несколько лет назад. Я, помнится, поднял руки к лицу и воскликнул: "Бабуля!" Появление этой бабушки было полной неожиданностью для Моуди: он вовсе не жаждал встречи с "этой недоброжелательной и эксцентричной женщиной". Но тут он увидел ее совершенно иной: "Я ощущал исходившие от нее тепло и любовь, эмоциональность и сострадание, и это было выше моего понимания. Она определенно была с юмором, и вокруг нее разливались тихий покой и радость". Общение их дли-. лось около двух часов и буквально перевернуло его понимание действительности. "Опыт привел меня к твердому убеждению: то, что мы называем смертью, не есть конец жизни". Профессиональный психолог теперь уже не считал, что "свидание с призраками" - иллюзия: "Если я посчитаю свое свидание галлюцинацией, тогда я должен считать галлюцинацией и всю мою жизнь тоже".

Зеркало лечит

Есть профессионалы, решившиеся проникнуть в тайны Зазеркалья. Один из них - известный психотерапевт Виктор Ветвин. Журналист Виталий Правдивцев пишет: "Узнав, что я написал книгу о взаимодействии человека с зеркалами ("Эти загадочные зеркала". М., 2002), он позвонил мне и сообщил, что успешно применяет зеркала в своей практике и у него накопился довольно интересный опыт. Мы встретились. Вот что рассказал мне Виктор Владимирович".
Несколько лет назад он прочитал о зеркальных экспериментах доктора Моуди. Не очень верилось в свидание с умершими, хотя ему было известно, что зеркало как-то воздействует на психику. Он решил проверить его действие на себе. Как раз в это время на Ветвина обрушилось много проблем и тревог. "Кто знает, - рассудил он, - вдруг зеркало и в самом деле поможет привести мысли в порядок или хотя бы снять напряжение..."
Доктор устроил у себя дома нечто вроде "камеры видений" Моуди и уселся поудобнее в кресле перед большим зеркалом... Сначала слышал шум на улице, радио у соседей, голоса на лестнице... И вдруг все звуки исчезли - полнейшая тишина. И почти сразу перед ним возникла объемная фигура.
"Узнал я его мгновенно: это был мой дед, умерший более 20 лет назад, - один из самых близких мне людей. Перед смертью он тяжело болел - астма. Хорошо помню, как он тогда выглядел: измученное, землистого цвета лицо, страдание в глазах... А сейчас в зеркале был бодрый, здоровый, помолодевший старик. Я видел его абсолютно реальным: по пояс, немного подавшимся из полумрака вперед, одетого в любимую коричневую рубашку в полоску. Ощущение было, что дед находится от меня на расстоянии метра в три- четыре. Он не шевелился, между нами был слегка дрожащий воздух - как над костром, но я абсолютно четко видел его лицо... И вдруг я услышал голос внутри себя: "Здравствуй, сынок!" Потом он что-то говорил мне, но я был в шоке и ничего не запомнил. Сколько длилось наше мысленное общение, сказать не берусь - может, несколько минут. Когда он исчез, у меня осталось ощущение какого-то внутреннего, живого тепла, исходившего от деда. Потом у меня были с ним и другие встречи. Но особенно запомнилась эта, первая".
Сегодня у Ветвина свой лечебный центр - "Психомантеум", со специальным зеркальным кабинетом, откуда можно войти в Зазеркалье. Тут звучит специальная стереофоническая музыка, синхронизирующая работу полушарий мозга человека, который сидит перед зеркалом.
Изменения, которые происходят с пациентами доктора Ветвина, побывавшими в Зазеркалье, удивительны. Вот лишь один случай из его практики. Молодая женщина в длительной тяжелейшей депрессии: под машиной погиб ее 5-летний сын, в чем она винила только себя - выпустила малыша из дома без присмотра. После 10-минутного "сеанса" из "зеркального кабинета" вышел совсем другой человек: живой, светящийся от счастья, впервые за много месяцев на лице женщины появилась улыбка: "Я видела его, я ощущала его совершенно реально, я с ним говорила, ему там хорошо!"
Да, зеркала, при умелом их использовании, могут оказывать мощное психотерапевтическое воздействие. Это доказывает практика Моуди и Ветвина. Почти все, кто побывал в "камере видений", говорили, что после подобных свиданий с умершими у них сглаживалась боль потери близких, душа получала облегчение. Они по-новому стали воспринимать мир. Перестали бояться смерти.

Можно ли с позиций современных знаний объяснить эти зеркальные феномены?

Похоже, что да, говорит В. Правдивцев. Сегодня науке известно, что левое и правое полушария нашего мозга выполняют разные функции. Левое - источник логического, рационального мышления, оно вычленяет из всего многообразия самое главное, создает разного рода логические конструкции, формальные модели, представляет их в понятной для других форме, оценивает, анализирует... Чего же боле? Вот что нужно нам развивать! Нужно, но этого мало. Левое полушарие ("специалист по деталям") абсолютно не способно создать цельное представление о чем бы то ни было - представление, учитывающее все многообразие связей с окружающим миром.
Зато это хорошо получается у правого полушария. Именно благодаря его работе мы видим предметы и явления во всей их многогранности и богатстве взаимосвязей. Более того, сегодня достоверно известно, что именно правое полушарие имеет решающее значение для любого творчества - и художественного, и научного. Именно оно, пребывающее в отличие от левого вне привычного нам времени, обеспечивает нам интуитивные прозрения, рождение новых идей, парадоксальных решений... Все чаще высказываются предположения, что именно эта часть мозга отвечает за восприятие образов, полученных нами из информационного поля Вселенной - источника наших вдохновений и озарений... Ценность таких качеств несомненна, хотя и здесь есть свое "но": воспринимая что-либо цельно, правый мозг не в состоянии ни толком разобраться в том, что "посмотрел", ни тем более рационально использовать полученное.
Говорить о том, какое полушарие лучше, нелепо. Конечно, важны оба. Но так уж получилось, что сегодня наша цивилизация пользуется преимущественно левой половиной мозга. Почему и для чего - отдельная тема. А пока, хотим мы того или нет, "перекос" налицо: в жизни человечества доминирует логическое мышление. Ясно, как день, что без него ни научный, ни технический прогресс невозможен, но вот незадача: ему недоступны огромные резервуары символической и многогранной космической информации. Надо ли говорить, как пригодились бы они нам сегодня, в наше время стремительных и сложных перемен!
Впрочем, последние десятилетия ученые все больше и больше обращают внимание на наше полу-спящее правое полушарие. Более того, они ищут способы активизировать его, запустить на полную мощность. Кое-чего добились в этом направлении ученые Института прикладных наук (штат Вирджиния, США), где разработан метод Hemi-Sinc - сокращение от hemispheric synchronization - "синхронизация работы полушарий мозга". В основе метода - воздействие особыми звуковыми импульсами, независимо (через наушники) подаваемые на каждое ухо. Более 60 тыс. экспериментов убедительно доказали действенность подхода. Было зарегистрировано открытие: особое сочетание звуковых частот способно изменять частоту и интенсивность волн мозга,
благодаря чему возрастает сосредоточенность и внимательность, обеспечивается одновременный доступ к нескольким уровням сознания. Более того, при определенных частотах сознание расширяется, и появляются объективные, но "нефизические" формы восприятия действительности и воздействия на нее (восприятие вне тела, ясновидение, выброс неведомой, но фиксируемой приборами энергии и т.п.)
Когда доктор Ветвин узнал об этих результатах, ему в голову пришла мысль совместить метод Hemi-Sinc с его зеркальным кабинетом. Может быть, разбуженное правое полушарие усилит действие зеркал? Эффект оказался удивительным: под воздействием особых звуковых ритмов пациент, по выражению психотерапевта, буквально "вваливается в зеркало", причем в большинстве случаев происходит это очень быстро.
Можно представить себе механизм мистерий, разыгрывающихся в зеркальном кабинете. То, что под воздействием Hemi-Sinc в голове у испытуемых возникают какие-то свечения, цветные пятна, "туннели", непонятные голоса, музыка, было зафиксировано еще на заре экспериментов разработчиком метода Робертом Монро. Сегодня мы уже можем предположить и их природу - это образы, воспринятые правым полушарием из информационного поля. Вот откуда и встречи с умершими, точнее с их голо-графическими образами, несущими в себе всю информацию об этих людях не только прижизненную, но и посмертную.
И тут же возникает естественный вопрос: если для восприятия образов "оттуда" достаточно особых звуковых сигналов, то зачем нужны зеркала? А дело в том, что зеркала обладают удивительными свойствами. Во-первых, они и сами способны вводить человека в измененные состояния сознания. А зеркало плюс специальные звуки - это уже двойное, усиленное воздействие. Во-вторых, при определенных условиях зеркало может стать своего рода экраном, с помощью которого мыслеобразы, возникающие в мозгу человека и излученные наружу, становятся видимыми. И наконец, в ряде случаев стеклянные зеркала и кристаллы способны многократно усиливать падающие на них излучения человеческого мозга. При этом голографические образы, вернувшиеся от зеркала обратно к человеку, могут быть настолько мощными, что способны вызвать отклик в самых разных зонах мозга: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной... Вот откуда у пациентов и испытуемых полное ощущение реальности приходящих "оттуда". Впрочем, где она, эта грань между реальностью и картиной, возникшей в нашем сознании?Источник: "Интересная газета. Мир непознанного" №12 2014 г.
Опубликовано 07 ноября 2017 | Комментариев 0 | Прочтений 3782

Ещё по теме...
Добавить комментарий