Тайны Большого Зимбабве
Тайны Большого Зимбабве
Своим названием Зимбабве обязан древним каменным сооружениям в провинции Масвинго, одно из которых с конца 30-х годов прошлого столетия регулярно появляется на бумажных деньгах этого африканского государства. С 1924 по 1953 год эта территория входила в состав колониальных владений Британской империи под названием Южная Родезия.

С языка племени шона выражение «Зимбабве» переводится как «Большие Каменные Дома». При этом определение большой в названии «Большой Зимбабве» служит для отличения конкретной археологической площадки в Масвинго от множества более мелких. Потому как по всей стране разбросано еще, по меньшей мере, 150 подобных каменных руин, которые также именуются «зимбабве».

Южная Родезия – 1 фунт 1950 г.
Южная Родезия – 1 фунт 1950 г.

Комплекс Большого Зимбабве можно четко разделить на три части: «На холме», «В долине» и «Каменная ограда». На постройку одних только стен Большого Зимбабве ушло около миллиона камней общим весом в примерно пятнадцать тысяч тонн. Высота сохранившейся части конусообразного сооружения 10 метров, а толщина у основания – 6 метров. Раньше подобных «башен» в Зимбабве было больше. Но по вине охочих до сокровищ европейцев до наших дней сохранилась лишь та, что увековечена на ее национальной валюте. Как это не редко случается в мире денег, самое первое банкнотное изображение Большого Зимбабве оказалось и самым удачным. С момента, когда оно украсило собой однофунтовую купюру 1939 г., его практически без изменений перепечатывали вплоть до середины 60-х гг.

Федерация Родезии и Ньясаленда - 1 фу...
Федерация Родезии и Ньясаленда - 1 фунт 1956-61 гг.

Копи царя Соломона или модель системы Сириуса?

Когда португальские торговцы в XVI в. первыми из европейцев увидели стены Большого Зимбабве, то решили, что наткнулись на руины легендарной страны Офир. Той самой, где, если верить библейским сказаниям, находились неиссякаемые копи царя Соломона. Как следует из древних текстов, знаменитый правитель объединенного Израильского царства (965-928 г. до н. э.) и строитель первого Иерусалимского Храма раз в три года отправлял в далекую и сказочно богатую страну экспедицию за золотом и драгоценными камнями.

В 1868 г. на давно заброшенные и поросшие густой растительностью руины наткнулся немецкий путешественник и торговец слоновой костью Адам Рендерс. Тремя годами позже он показал их своему земляку геологу Карлу Мауху. А тот, вернувшись в Европу, не только присвоил это открытие себе, но и стал уверять, что Большой Зимбабве ни что иное, как дворец царицы Савской. Которая, согласно эфиопской легенде, была уроженкой Офира. В научных кругах это устойчивое мнение просуществовало вплоть до начала XX в., когда у загадочных каменных стен появились первые археологи-профессионалы.

В 1905-06 гг. Большой Зимбабве исследовал Дэвид Рэнделл-Макивер (1873-1945). Он первым выдвинул предположение, что каменные сооружения-зимбабве возводили предки местных африканских племен. Верность его выводов впоследствии подтвердила экспедиция Гертруды Кэтон-Томпсон (1888-1985). В 1929 г. по заданию «Британской Ассоциации для продвижения науки» (British Association for the Advancement of Science) она проводила планомерные раскопки наименее поврежденных участков Большого Зимбабве. И после семи недель полевых работ опубликовала каталог находок, их детальное описание и фотоснимки.

На основании этих раскопок был сделан вывод, что Большой Зимбабве – дело рук предков народности банту, и датировать его следует Средневековьем (XI в.). Что для этого региона соответствовало железному веку.

О предназначении каменных сооружений Зимбабве нам ничего не известно. Не смогли ответить на этот вопрос и комплексные исследования развалин в 1950-90-х гг. Например, выдвигалась теория, что они служили местами захоронений правителей царства Мономотапа, существовавшего на территории нынешних государств Зимбабве и Мозамбик в XII-XV вв. Наличие древней могилы под конусообразной «башней» предполагала и Кэтон-Томпсон. Но ни там, ни в другом месте ее не оказалось.

Версию иного плана на суд своих читателей выдвинул известный швейцарский публицист и исследователь Эрих фон Дэнникен. Он обратил внимание на внешнее сходство эллиптического строения Большого Зимбабве со схематичным изображением звездной системы Сириуса в космогонических представлениях догонов.

Догоны – одна из самых таинственных народностей Черного континента, численность которой составляет не более трехсот тысяч человек. Их родиной являются труднодоступные районы на юго-востоке Республики Мали в Западной Африке. Территория компактного проживания догонов ограничивается нагорьем Бандиагара и равниной Сено, расположенных в области Мопти. Этот уникальный природный ландшафт в 1989 г. был внесен в свод охраняемых объектов Всемирного наследия. Вид на живописные склоны плато Бандиагара, облепленные хижинами догонов, увековечен на тысячефранковых купюрах Мали 1970-84 гг.

Республика Мали – 1000 франков 1970-8...
Республика Мали – 1000 франков 1970-84 гг.

Удивительным сведениям о быте и религиозных верованиях догонов мы обязаны французскому этнографу-африканисту Марселю Гриолю (1898-1956). При этом религию догонов Гриоль изучал непосредственно у жрецов приютившего его племени. Этот своеобразный крэш-курс продолжался целых тридцать три дня.

Догоны утверждают, что их далекие предки свои удивительные познания о космосе получили от прилетевшего к ним из созвездия Большого Пса бога Номмо. Он прилетел с Сириуса – самой яркой звезды ночного неба. Однако ученых больше поразил тот факт, что в мифах Сириус был представлен в виде двойной звезды. Чем он, собственно, и является. Только вот известно об этом ученому миру стало в 1862 г., когда американский астроном Кларк рядом с Сириусом А (у догонов Сиги толо) обнаружил Сириус В (у догонов По толо) - белого карлика, по весу не уступающего нашему солнцу. Однако его размеры настолько малы (41 тыс. км в диаметре), что увидеть эту звезду без телескопа невозможно. Знали догоны и о периоде вращения Сириуса В, который составляет 50 земных лет. И в честь невидимой звезды каждые полвека устраивали особый праздник Сиги.

Эрих фон Дэнникен предлагает провести сравнительный анализ между наскальными рисунками догонов, передающими положение светил и планет в созвездии Большого Пса, и схемой расположения каменных объектов в Большом Зимбабве. Определенная схожесть между ними и в самом деле имеется.

Таинственная Хунгве

Священная птица Хунгве – национальная эмблема Зимбабве. Ее изображение украшает герб и флаг страны. А кроме того, присутствует на национальных дензнаках, начиная с купюр и монет Южной Родезии. На сегодняшний день известно 8 скульптурных изображений этих загадочных существ из так называемого мыльного камня**** (семь сохранились полностью и одно повреждено). Все они были обнаружены на развалинах Большого Зимбабве. Для простоты определения этим птицам неофициально были присвоены порядковые номера. Самая известная из них та, что с 1924 г. отражена в национальной геральдике. Поэтому в «списке» священных птиц Зимбабве она и проходит под № 1. В 1903 г. ее нашел и вывез с места находки искатель приключений Ричард Холл. Высота фигуры 28 см, а толщина 6 см. Одно из ранних монетных изображений этой каменной птицы встречается на 1 шиллинге 1947 г.

Южная Родезия – 1 шиллинг 1947 г.
Южная Родезия – 1 шиллинг 1947 г.

С большой долей уверенности на родезийских деньгах можно определить и священное пернатое из «семейства» Хунгве под № 2. Эта птица разместилась на боне в 1 родезийский доллар 1970 г. У нее хорошо заметен «ошейник» с орнаментом из граненых камней. Кстати, это одна из первых фигурок, вывезенных с известной археологической площадки. В 1889 г. она покинула развалины Большого Зимбабве в багаже некоего Вилли Поссельта. Так как находка оказалась слишком большой и затрудняла ее дальнейшую перевозку, Поссельт попросту отломил у нее подставку. Высота сохранившейся части составляет 32 см, а толщина 12 см.

Родезия – 1 доллар 1970 г.
Родезия – 1 доллар 1970 г.

Если внимательно рассматривать деньги Зимбабве и его предшественников, то можно обнаружить образы и еще нескольких каменных птиц, из числа тех, что попали в руки ученых. Так, на купюре Родезии в 10 шиллингов 1964 г., в нижнем левом углу, притаилась Хунгве № 5, оригинал которой в 1891 г. умыкнул из древних развалин авантюрист Джеймс Теодор Бент. Высота этой скульптуры составляет 33 см, толщина – 9 см. Эту Хунгве несложно определить по доступному описанию: у нее обломан клюв, и глаза навыкат. Крылья обозначены, но гладкие и без орнамента.

Родезия – 10 шиллингов 1964 г.
Родезия – 10 шиллингов 1964 г.

Есть среди священных птиц Большого Зимбабве и еще одна с обломанным клювом. Но у нее он задран вверх выше, чем у семи остальных. Это Хунгве № 3. Она увековечена на 50 долларах Зимбабве 1994 г. Шея у нее заметно длиннее, чем у остальных. И сидит она, как считают исследователи, на фрагменте деревянного кольца. Высота фигуры 43 см.

Зимбабве – 50 долларов 1994 г.
Зимбабве – 50 долларов 1994 г.

Объяснить назначение Хунгве исследователи не в силах. Впрочем, и сам вопрос, а птицы ли это, остается отрытым. Кто-то углядел в них схожесть со стилизованными изображениями речного орла, широко распространенными на юге Африки. Другие утверждают, что загадочные птицы Зимбабве – вымершие представители отряда куриных. Впрочем, большинство ученых все же придерживается мнения, что их создатели поклонялись неким птицеподобным божествам. Фигурки действительно странные и где-то даже немного жутковатые на вид. Отсюда и не следует удивляться, что, к примеру, на чернокожих проводников Поссельта Хунгве произвели неизгладимое впечатление. Охваченные мистическим ужасом, они отказывались прикасаться к ним руками. Известно, что в магических практиках шаманов во всем мире мыльный камень и сегодня играет важную роль. Так, китайцы до сих пор верят, что этот минерал буквально пропитан энергией Ян. Обрядовая посуда и культовые предметы из стеатита испокон веков почитались за возможность развивать в человеке сверхъестественные способности. Например, дар ясновидения. Отличительной чертой мыльного камня является ощущение жирности, остающееся у человека после соприкосновения с минералом. Отсюда и его столь оригинальное название. Безусловно, зная об этих особенностях магического камня, суеверные аборигены боялись, что таинственная сила, заключенная древними колдунами в диковинных птицах, попав на их кожу, тут же и убьет их.

Зимбабве – 50 центов 2002 г.
Зимбабве – 50 центов 2002 г.

Кстати, священные птицы Зимбабве напоминают и не менее загадочных пернатых, украсивших древние камни Гебекли-Тепе в Турции, в образах которых угадываются и черты вымершей нелетающей птицы дронт. И определенная схожесть с некоторыми видами ископаемых ящеров. Но это что касается Хунгве № 1 или № 3. Потому как, например, № 2 и № 5 представляют из себя совершенно другой тип птицеподобных существ. У этих как будто бы даже осанка человеческая. Занятно, что в их внешности есть что-то от людей-птиц острова Пасхи. А если прислушаться к рассуждениям идеологов теории палеоконтактов, то Хунгве предстанут перед нами в образе древних пришельцев, общавшихся с предками современных африканцев, не снимая своих защитных костюмов. Они, словно орлы или грифы, спускались с неба. И тогда становится понятной вложенная в этот образ символика – клюв и крылья хищной птицы. В этом смысле Хунгве далеко не уникальны. Достаточно вспомнить ездовую птицу бога Вишну Гаруду. Или не менее загадочных «ряженных» с Ворот Солнца в Тиауанако. С головой петуха или, как утверждают некоторые, кондора. У них, как и у отдельных священных птиц Зимбабве, клюв вздернут кверху. Словно указывает направление, откуда в далеком прошлом на землю прилетали боги.Источник: "Тайны XX века"
Опубликовано 30 мая 2017 | Комментариев 0 | Прочтений 4927

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия