Ангел Грозный Воевода - бог, сверхчеловек или архетип?
У аналитиков разведслужб есть правило: если совпадений больше двух - значит это уже не случайность. В этой истории мы столкнемся с цепочкой страннейших совпадений, которая тянется из страны в страну, из эпохи в эпоху уже не одну сотню лет...
В архиве Ивана Грозного историки нашли текст молитвы, написанной лично самим царем. Молитва эта уникальна тем, что совершенно непонятно, к кому она обращена. Собственно говоря, адресована она Ангелу Грозному Воеводе. Что это за персонаж, ясности нет. По одной версии - это архистратиг Михаил, предводитель небесного воинства; по другой - сатана, а возможно, и нечто третье.
Опричнина, любимое детище Ивана, действительно напоминает сатанинский орден: черные одежды, культивирование жестокости, устав, пародийно копирующий монастырский. Следует ли отсюда, что Иван Васильевич исповедовал сатанинский культ? Напрямую -нет, не следует. Каратели, одетые в черное, - образ, всплывающий в истории постоянно. Из текста же, оставленного нам царем-параноиком, видно лишь то, что он верил в некое грозное, устрашающее, сверхчеловечески могущественное существо. Очень ясно себе это существо представлял, служил ему, молил о помощи и защите. И не называл по имени.
Кстати, подробности учреждения Опричнины указывают на то, что именно в это время Иван пережил некое тяжелейшее потрясение. В начале зимы 1564 года Иван со всем двором покидает Москву, объявив, что «опалился на всех бояр». Обосновывается в Александровой Слободе. Поступок безумный (эдак можно и престола лишиться), но бояре безропотно принимают условия, на которых царь согласен вернуться, учреждение Опричнины, ордена с безграничными карательными полномочиями. Иван возвращается в Москву полновластным диктатором, но то, что произошло с ним за эти месяцы, ужасно. Царь выглядит как человек, перенесший тяжкую болезнь, все волосы на голове и в бороде его вылезли. Такое бывает иногда в результате очень сильного стресса. Не последствия ли это устрашающих видений, в которых ему являлся тот самый Грозный Воевода?
Теперь перенесемся на 400 лет вперед, припомним любопытный эпизод из жизни другого хрестоматийного злодея - Гитлера. Известно, что фюрер был привержен мистицизму. В частности, он полагал, что задача нацистов - расчистить дорогу для расы сверхчеловеков, которые должны явиться на Землю неведомо откуда (из иных измерений? Из Шамбалы?). Говорил он об этом только в кругу посвященных, но однажды затронул тему миссии сверхчеловеков в беседе с Раушнингом, главой данцигского правительства. Раушнинг, не понявший, о чем идет речь, пытался возражать: «Вы можете не более чем помочь природе... Ведь до сих пор даже в области разведения животных очень редко удавалось развить мутацию». - «Новый человек уже живет среди нас! Он здесь! - закричал Гитлер. -Скажу по секрету: я видел нового человека! Он смел и жесток. Я ощутил страх в его присутствии...» Раушнинг вспоминает, что Гитлер дрожал, как в экстазе.
Смотрите, что получается. Есть два великих злодея. Обоим в видении (а может, и во плоти) являются очень похожие персонажи: грозные, могущественные, вызывающие мучительный страх. Обоих эти персонажи (или один и тот же персонаж?) вдохновляют на проведение крайне решительной политики, сходной до деталей: беспрерывные агрессивные войны, массовые убийства, полное подавление инакомыслия, создание карательного ордена, одетого в черное (Опричнина и СС похожи, как родные братья).
Надо заметить, что неведомый грозный воитель, требующий решительных действий, являлся не только злодеям. Известно, что сходные видения посещали Жанну д'Арк. Обычно ей являлись трое: воин и две женщины. По ее убеждению, то были архангел Михаил и святые Екатерина и Маргарита. Эти непонятные сущности, которых она воспринимала вполне реально, убеждали ее идти к дофину Карлу, требовать войска и освободить Францию от англичан.
Великий поэт Данте Алигьери в период своей безумной влюбленности в Беатриче переживал галлюцинации очень странного характера. Ему виделся Амур, языческий бог любви, несущий на руках полуобнаженную Беатриче. То был не привычный нам амурчик с крылышками, а могучий и грозный воин. Данте увлекался фармакологией. Интересовала его, в частности, методика зомбирования с помощью наркотиков, разработанная мусульманской сектой исмаилитов. Вполне вероятно, что он ставил на себе некий рискованный эксперимент - и доигрался. Но видит он в психоделическом бреду не кого-нибудь, а нашего старого знакомца - Грозного Воеводу.
Что объединяет этих людей? Далеко не все они - мировые злодеи, но почти все - централизаторы, служители идеи жесткой централизации власти. Жанна ведь не столько гоняла англичан (они и так были обречены), сколько работала на укрепление королевской власти. Данте в своем трактате «Монархия» высказывает мысли столь радикальные, что оторопь берет. Он мечтает ни много, ни мало о поглощении индивидуальных человеческих душ единой Душой Государства. Путь ко всеобщему благоденствию он видит во всемирной психократии, в прямом контроле власти (причем власти глобальной) над психикой человека. Во исполнение этой утопии он совершает измену родному городу, переходит на службу к германскому кайзеру, готовит вторжение немцев в Италию.
Любопытно взглянуть на проблему еще вот с какой стороны: а как ведут себя люди, которым наш знакомец должен был бы являться, но не являлся. Вот Сталин, например, ни с какими ангелами и грозными мистическими воителями отродясь не общался. Как он относился к данному факту? Оказывается, очень обеспокоенно. Гитлер одну за другой шлет экспедиции в Тибет - на поиски Шамбалы и таинственных Учителей Человечества. Сталин соперничает с ним за проникновение в этот район. Есть даже легенда, что он высадил в Тибете спецназ и одну из немецких экспедиций уничтожил. По другой версии, он пытался выведать мистические тайны фюрера, используя в качестве посредника Георгия Гурджиева.
Гурджиев - личность довольно известная: русский мистик, теософ. Жил на Западе, был очень популярен в среде русских эмигрантов. Обучал своих последователей психотехникам весьма рискованного свойства. О тибетских связях Гурджиева не известно ровно ничего. Скорее всего, таковых просто не было. Зато известно, что он имел старинные - еще со своей кавказской молодости - связи с уже упомянутой сектой исмаилитов. Сталин - тоже кавказский человек, в бытность свою семинаристом контактировал со всякими опасными сектами. Получается вот что: Сталин узнал, что Гитлер общается с какими-то «сверхчеловеками». Перепугался и решил обновить свои старые исмаилитские знакомства.
Об исмаилитах в эзотерической литературе пишут много и охотно. Пишут в основном о «горном старце» Хасане ибн Саббахе и его зловещих гашишинах. Между тем Саб-бах с его империей террора - лишь мимолетный (хотя и колоритный) эпизод в истории этого ордена. Исмаилиты на мусульманском Востоке появились задолго до него. Сама их доктрина столь интересна, что заслуживает подробного изложения.
1. Исмаилиты верят, что перед Концом Света в мир придет Последний Имам. То будет духовный лидер немыслимой мощи, который совершенно изменит всю жизнь человечества. Это представление роднит исмаилитскую эсхатологию с христианской. С той разницей, что у нас перед Вторым Пришествием должен явиться Антихрист - персонаж заведомо отрицательный.
2. Последний Имам - это одновременно и Скрытый Имам. Он и сейчас живет среди людей, но не показывает себя, а общается лишь с посвященными. Здесь возникает очевидный вопрос. Если Конец Света будет неведомо когда, а Последний Имам уже сейчас туг - значит он бессмертен, что ли? Тогда это никак не Имам (исламский правитель-наставник) и даже не Пророк, а нечто вроде языческого бога.
3. Спастись можно только полным, слепым повиновением Скрытому Имаму. Все неповинующиеся (то есть большая часть человечества) после Конца Света будут вечно гореть в адском пламени. Спрашивается, до каких пределов это повиновение должно доходить? Если Имам (или его наместник -Верховный Пир ордена) повелит отречься от Бога? Отца родного зарезать? Как покажет дальнейшее, исмаилитское повиновение вообще пределов не имеет.
Во второй половине XI века Верховным Пиром становится Хасан ибн Саббах. Это блестяще образованный интеллектуал (учился в одном медресе с Омаром Хайямом), человек огромной харизмы. Но главное - он уверенно говорит о том, что видел во плоти Скрытого Имама. Вспомните-ка истерические вопли Гитлера: «Он здесь! Он среди нас!» Саббах истерик не устраивает, но говорит так, что ему верят: видел, на самом деле видел. Еще он предлагает великолепную технологию власти. На севере Ирана, в горах, исмаилиты захватывают несколько неприступных замков. Создают там школы террористов. Способ, которым новообращенных исмаилитов превращали в зомби, неоднократно описан: их накачивали гашишем и в наркотическом бреду отводили в сад, где они предавались любви с юными красавицами. В результате у них складывалась полная уверенность, что они побывали в Раю. После нескольких «визитов в Рай» человек превращался в полного фанатика, готового по приказу Пира убить любого, даже ценой собственной жизни. Забегая вперед, заметим: очень похожие методики зомбирования использовались в школах СС.
Но вернемся к нашей истории. Став хозяином целой армии террористов, Хасан начинает осуществлять свой план захвата власти. Сановники Сельджукской империи один за другим гибнут от рук гашишинов, но у Черного ордена обнаруживается враг, с которым лучше не связываться.
В горячо любимой народом трилогии Толкиена Черному Властелину противостоит добрый маг Гэндальф Серый. Почему Серый, а не Белый? Ведь так естественно: белое и черное, две противоположности. Между тем Толкиен, знаток Средневековья, все писал правильно. Серые - это суфии, «одетые в суф», пастушеский плащ из некрашеной шерсти. В исламском мистицизме суфии и исмаилиты - два вечно враждующих течения. Вражда их не столько политическая, сколько метафизическая. Идеал суфия - познание себя и внутренняя духовная свобода. Идеал исмаилита -отторжение своего «я» и слепое повиновение.
Немудрено, что исмаилиты схлестнулись с суфийскими орденами. Координатором борьбы с исмаилизмом становится не кто иной, как Омар Хайям, величайший суфий своей эпохи. Благодаря его авторитету удается, выражаясь современным языком, «сплотить здоровые силы общества» и сдержать натиск террора. Проходит сто лет. Исмаилитский орден начинает разлагаться, зарабатывать на заказных убийствах. Суфийские ордена, имевшие могучую агентуру в кочевой степной Азии, находят, наконец, нужного союзника. Им оказывается... Чингисхан. Монгольская конница входит в Иран и уничтожает всю инфраструктуру исмаилитов. Уцелевшие поклонники Скрытого Имама бегут на Запад, в Европу. Там начинается новый виток войны Черных и Серых.
В Европе в это время враждуют две партии - гвельфы и гибеллины. Те и другие желают объединить весь христианский мир. Только гвельфы - под эгидой Ватикана, а гибеллины - под светской властью германских кайзеров. В начале XIII века во главе партии гибеллинов оказывается весьма незаурядный человек - Фридрих Штауфен, король Сицилии и властитель германский. Примечателен он, прежде всего тем, что ненавидит Европу и обожает Восток. При его дворе в Палермо в моде арабская поэзия, танец живота, шапьвары, кальяны (табака пока нет - курят гашиш!). Не переносит он и европейских феодальных порядков. Он создает на Сицилии идеальное, по его понятиям, государство: никаких свобод, жесточайшая централизация, всесильная бюрократия. В качестве политической полиции он приглашает на службу остатки разгромленных исмаилитов. На дорогах Сицилии появляются отряды всадников в черных бурнусах. (Заметим в скобках: после смерти Фридриха эти предтечи Опричнины и СС станут костяком сицилианской мафии).
Внешнюю политику он проводит в столь же антиевропейском ключе. Он сворачивает Шестой Крестовый поход на выгодных для египетского султана условиях. Когда в Моравию и Польшу вторгаются войска Батыя, отказывается объявить войну. Ну нравится человеку, когда азиаты побеждают европейцев!
Самое восхитительное в этой истории вот что: война Черных и Серых, разгоревшаяся на Востоке, переносится в Европу прямо-таки с фотографической точностью. Как только гибеллины заключают союз с исмаилитами, гвельфы и Ватикан берут на вооружение суфизм. Они выдвигают на политическую сцену человека, которого по праву можно назвать первым европейским суфием, -святого Франциска Ассизского. Франциск ненавидит власть, силу, богатство, проповедует Божественную Бедность, неприкаянность, скитальчество-то, что на Востоке называют Путем Дервиша. Такая проповедь для гвельфов -спасение. Гибеллины грозят Европе перспективой тоталитарного государства. Франциск завораживает своих слушателей картинами такой духовной свободы, которую смогут реализовать разве что хиппи. При всем своем анархизме он - убежденный папист и ненавистник Штауфенов. Когда один из его ближайших сподвижников, брат Элиас, уходит на службу к Фридриху, Франциск, всегда мягкий и терпимый, изгоняет его из ордена.
Как же реагирует Фридрих на эту пропагандистскую кампанию? Реагирует решительно - объявлением войны Святому Престолу. В ответ Папа Иннокентий IV собирает церковный собор, который осуждает Фридриха как еретика. Против императора объявлен крестовый поход. В Италию входят французские войска. Не дожив до конца похода, Фридрих умирает от лихорадки. Ему наследует сын Конрад, который тоже вскоре умирает. Его сын Конрадин продолжает войну, попадает в плен к французам и в 1268 году гибнет в Неаполе на эшафоте.
Случалось, королей держали в тюрьме, изгоняли, но публично «оттяпать» королю голову - вещь по средневековым меркам немыслимая. Единственное всему этому объяснение - династию Штауфенов хотели пресечь любой ценой, в ней видели угрозу всему мировому порядку. К ней относились так же, как в XX веке - к нацистам.
У истории есть два продолжения. Одно упирается в XVI век, другое - в злополучный XX. После гибели Штауфенов в Германии приходят к власти Габсбурги, ортодоксальные паписты. Последующие три столетия гибеллины бегут из Германии - бегут туда, где есть шанс реализовать свои идеи. В Россию, например. Очень много немцев служило у Ивана Грозного в Опричнине. Саму историю учреждения этого ордена (с которой мы и начали наше исследование) оставили нам отнюдь не русские летописцы, а два немецких дворянина - Крузе и Таубе.
Продолжение второе приключилось в 1943 году. Немецкие войска спешно покидают Италию. Нужно вывозить очень много: семьи офицеров, архивы, казну, награбленные произведения искусства. В это время Гиммлер обрывает телефоны своих подчиненных. Его интересует только одно: вывезены ли могильные плиты последних Штауфенов?
Наш рассказ будет неполным, если мы не вспомним еще об одном человеке. Звали его Карл Хаусхоффер. В Первую мировую войну он был генералом кайзеровской армии. При планировании боевых операций проявлял интуицию, граничащую с ясновидением. Интересовался оккультизмом, входил в ариософское общество Туле (ариософы - мистическое течение, апеллирующее к старогерманскому язычеству). Посещал по делам службы Японию, где был посвящен в самурайский орден Зеленого Дракона. Вообще это был человек, окруженный мистическим ореолом. Крестьяне в его поместье поговаривали, что он -потомок германских королей. Очень странная легенда. Властитель Германии всегда именовался императором, по-немецки - кайзером. Но несколько недель до коронации будущий кайзер носил титул Короля Германии. Это не постоянный титул, а инаугурационный. Наверное, единственным в истории персонажем, который жизнь прожил и умер Королем Германии, был злополучный Конрадин Штауфен. Легенда имеет единственную интерпретацию: Хаусхоффер - незаконный потомок последнего Штауфена, единственный наследник германских исмаилитов. После Первой мировой войны Хаусхоффер оставляет службу, с головой уходит в политику. Он видит вокруг себя веймарские безобразия, разоренную и униженную Германию, отвратительное торжество торгашей. Что же собираются противопоставить этому посвященные из Туле?
Их план таков:
1. Мирным путем, через выборы, привести к власти националистически и традиционалистски ориентированную партию.
2. Заключить союз с СССР и Японией. Об эту евразийскую твердыню должен разбиться натиск англо-американского империализма.
3. Опираясь на власть, создать в Германии принципиально неевропейскую цивилизацию, возможно, с новой, полуязыческой религией.
Все это, заметим, добрая старая политика Штауфенов. В качестве инструмента этой политики избирается крохотная, несерьезная Национал-социалистическая партия и ее вождь Гитлер. Посвященные из Туле (многие из них богаты и влиятельны) начинают раскручивать эту команду, вкачивать в нее деньги. Популярность нацистов растет. Одновременно Хаусхоффер посвящает Гитлера в некие «тайны», скорее всего выдуманные. В глубокой древности, утверждает он, на месте нынешней пустыни Гоби потерпел крушение космический корабль с пришельцами из иных миров. Пришельцы-титаны укрылись в гималайских пещерах и в дальнейшем разделились на две ветви: Агарти и Шамбалу. Агарти (по-старогермански Асгард, город богов) избрал путь милосердия, созерцания, невмешательства в людские дела. Сторонники Шамбалы, напротив, активно вмешиваются в историю, стремясь привести человечество к «шарниру времени» - к некой критической точке, когда оно (человечество) то ли исчезнет, то ли изменит свою природу. С ними можно заключить союз.
Ясно, что эта сказка, надерганная по кусочку из фантастических романов, к подлинным тайнам Туле отношения не имеет. Гитлеру просто морочат голову. Но он верит и жаждет увидеть сверхчеловеков. Как мы уже знаем, ему действительно было продемонстрировано нечто весьма эффектное. Нечто такое, перед чем он содрогался от ужаса. Что?
Еще в самом начале XX века великий швейцарский психолог Карл Юнг обратил внимание на странный факт: галлюцинации психически больных стереотипны. Разным, совершенно непохожим людям в бреду мерещатся одни и те же образы. Эти стандартные образы бессознательного Юнг назвал архетипами. Относительно природы архетипов у него уверенности не было: то ли они задаются генетически (должна же быть общая генетическая память человечества!), то ли это действительно обрывки иных миров, которые становятся доступными восприятию под действием болезни или наркотиков.
В 1914 году Юнг ставит на себе рискованный эксперимент. Путем самоанализа он пытается докопаться до самых глубинных пластов своего бессознательного. Его психика начинает распадаться. Он начинает видеть галлюцинации. Чаще всего ему является грозный, огромного роста старец с бычьими рогами на голове. Ангел Грозный Воевода! Но ученый мужественно продолжает эксперимент и возвращает себе психическое здоровье.
Очень похоже на то, что Грозный Воевода - это действительно архетип. Стандартная галлюцинация, которую посвященные исмаилиты с помощью наркотиков или внушения демонстрировали своим марионеткам. Разумеется, этот образ интерпретировался в рамках национальной культуры. Мусульманин видел в нем Скрытого Имама. Данте - античного бога. Православный царь Иван Васильевич - Ангела. Полоумный фюрер - «сверхчеловека» из Шамбалы.
Но даже очень внушаемым человеком не всегда удается управлять с помощью таких приемов. Посвященные из Туле создали Гитлера, но он вышел из-под контроля. Гитлер затевает вещи, в первоначальный евразийский план никак не входившие. Например - войну с Россией. Хаусхоффер, убежденный противник этой войны, попадает в немилость. Его сын гибнет в концлагере. Самого его, однако, тронуть не посмели. Он пережил крах нацизма и в 1946 году покончил с собой с помощью харакири. Оборвалась ли на этом история европейского исмаилизма - мы не знаем. Как не знаем и того, что подвигло его на самоубийство: крушение политических амбиций, самурайская честь или все-таки - муки совести.Автор: А.Карягин
Источник: "Интересная газета. Магия и мистика" №10 2014 г.
В архиве Ивана Грозного историки нашли текст молитвы, написанной лично самим царем. Молитва эта уникальна тем, что совершенно непонятно, к кому она обращена. Собственно говоря, адресована она Ангелу Грозному Воеводе. Что это за персонаж, ясности нет. По одной версии - это архистратиг Михаил, предводитель небесного воинства; по другой - сатана, а возможно, и нечто третье.
Опричнина, любимое детище Ивана, действительно напоминает сатанинский орден: черные одежды, культивирование жестокости, устав, пародийно копирующий монастырский. Следует ли отсюда, что Иван Васильевич исповедовал сатанинский культ? Напрямую -нет, не следует. Каратели, одетые в черное, - образ, всплывающий в истории постоянно. Из текста же, оставленного нам царем-параноиком, видно лишь то, что он верил в некое грозное, устрашающее, сверхчеловечески могущественное существо. Очень ясно себе это существо представлял, служил ему, молил о помощи и защите. И не называл по имени.
Кстати, подробности учреждения Опричнины указывают на то, что именно в это время Иван пережил некое тяжелейшее потрясение. В начале зимы 1564 года Иван со всем двором покидает Москву, объявив, что «опалился на всех бояр». Обосновывается в Александровой Слободе. Поступок безумный (эдак можно и престола лишиться), но бояре безропотно принимают условия, на которых царь согласен вернуться, учреждение Опричнины, ордена с безграничными карательными полномочиями. Иван возвращается в Москву полновластным диктатором, но то, что произошло с ним за эти месяцы, ужасно. Царь выглядит как человек, перенесший тяжкую болезнь, все волосы на голове и в бороде его вылезли. Такое бывает иногда в результате очень сильного стресса. Не последствия ли это устрашающих видений, в которых ему являлся тот самый Грозный Воевода?
Теперь перенесемся на 400 лет вперед, припомним любопытный эпизод из жизни другого хрестоматийного злодея - Гитлера. Известно, что фюрер был привержен мистицизму. В частности, он полагал, что задача нацистов - расчистить дорогу для расы сверхчеловеков, которые должны явиться на Землю неведомо откуда (из иных измерений? Из Шамбалы?). Говорил он об этом только в кругу посвященных, но однажды затронул тему миссии сверхчеловеков в беседе с Раушнингом, главой данцигского правительства. Раушнинг, не понявший, о чем идет речь, пытался возражать: «Вы можете не более чем помочь природе... Ведь до сих пор даже в области разведения животных очень редко удавалось развить мутацию». - «Новый человек уже живет среди нас! Он здесь! - закричал Гитлер. -Скажу по секрету: я видел нового человека! Он смел и жесток. Я ощутил страх в его присутствии...» Раушнинг вспоминает, что Гитлер дрожал, как в экстазе.
Смотрите, что получается. Есть два великих злодея. Обоим в видении (а может, и во плоти) являются очень похожие персонажи: грозные, могущественные, вызывающие мучительный страх. Обоих эти персонажи (или один и тот же персонаж?) вдохновляют на проведение крайне решительной политики, сходной до деталей: беспрерывные агрессивные войны, массовые убийства, полное подавление инакомыслия, создание карательного ордена, одетого в черное (Опричнина и СС похожи, как родные братья).
Надо заметить, что неведомый грозный воитель, требующий решительных действий, являлся не только злодеям. Известно, что сходные видения посещали Жанну д'Арк. Обычно ей являлись трое: воин и две женщины. По ее убеждению, то были архангел Михаил и святые Екатерина и Маргарита. Эти непонятные сущности, которых она воспринимала вполне реально, убеждали ее идти к дофину Карлу, требовать войска и освободить Францию от англичан.
Великий поэт Данте Алигьери в период своей безумной влюбленности в Беатриче переживал галлюцинации очень странного характера. Ему виделся Амур, языческий бог любви, несущий на руках полуобнаженную Беатриче. То был не привычный нам амурчик с крылышками, а могучий и грозный воин. Данте увлекался фармакологией. Интересовала его, в частности, методика зомбирования с помощью наркотиков, разработанная мусульманской сектой исмаилитов. Вполне вероятно, что он ставил на себе некий рискованный эксперимент - и доигрался. Но видит он в психоделическом бреду не кого-нибудь, а нашего старого знакомца - Грозного Воеводу.
Что объединяет этих людей? Далеко не все они - мировые злодеи, но почти все - централизаторы, служители идеи жесткой централизации власти. Жанна ведь не столько гоняла англичан (они и так были обречены), сколько работала на укрепление королевской власти. Данте в своем трактате «Монархия» высказывает мысли столь радикальные, что оторопь берет. Он мечтает ни много, ни мало о поглощении индивидуальных человеческих душ единой Душой Государства. Путь ко всеобщему благоденствию он видит во всемирной психократии, в прямом контроле власти (причем власти глобальной) над психикой человека. Во исполнение этой утопии он совершает измену родному городу, переходит на службу к германскому кайзеру, готовит вторжение немцев в Италию.
Любопытно взглянуть на проблему еще вот с какой стороны: а как ведут себя люди, которым наш знакомец должен был бы являться, но не являлся. Вот Сталин, например, ни с какими ангелами и грозными мистическими воителями отродясь не общался. Как он относился к данному факту? Оказывается, очень обеспокоенно. Гитлер одну за другой шлет экспедиции в Тибет - на поиски Шамбалы и таинственных Учителей Человечества. Сталин соперничает с ним за проникновение в этот район. Есть даже легенда, что он высадил в Тибете спецназ и одну из немецких экспедиций уничтожил. По другой версии, он пытался выведать мистические тайны фюрера, используя в качестве посредника Георгия Гурджиева.
Гурджиев - личность довольно известная: русский мистик, теософ. Жил на Западе, был очень популярен в среде русских эмигрантов. Обучал своих последователей психотехникам весьма рискованного свойства. О тибетских связях Гурджиева не известно ровно ничего. Скорее всего, таковых просто не было. Зато известно, что он имел старинные - еще со своей кавказской молодости - связи с уже упомянутой сектой исмаилитов. Сталин - тоже кавказский человек, в бытность свою семинаристом контактировал со всякими опасными сектами. Получается вот что: Сталин узнал, что Гитлер общается с какими-то «сверхчеловеками». Перепугался и решил обновить свои старые исмаилитские знакомства.
Об исмаилитах в эзотерической литературе пишут много и охотно. Пишут в основном о «горном старце» Хасане ибн Саббахе и его зловещих гашишинах. Между тем Саб-бах с его империей террора - лишь мимолетный (хотя и колоритный) эпизод в истории этого ордена. Исмаилиты на мусульманском Востоке появились задолго до него. Сама их доктрина столь интересна, что заслуживает подробного изложения.
1. Исмаилиты верят, что перед Концом Света в мир придет Последний Имам. То будет духовный лидер немыслимой мощи, который совершенно изменит всю жизнь человечества. Это представление роднит исмаилитскую эсхатологию с христианской. С той разницей, что у нас перед Вторым Пришествием должен явиться Антихрист - персонаж заведомо отрицательный.
2. Последний Имам - это одновременно и Скрытый Имам. Он и сейчас живет среди людей, но не показывает себя, а общается лишь с посвященными. Здесь возникает очевидный вопрос. Если Конец Света будет неведомо когда, а Последний Имам уже сейчас туг - значит он бессмертен, что ли? Тогда это никак не Имам (исламский правитель-наставник) и даже не Пророк, а нечто вроде языческого бога.
3. Спастись можно только полным, слепым повиновением Скрытому Имаму. Все неповинующиеся (то есть большая часть человечества) после Конца Света будут вечно гореть в адском пламени. Спрашивается, до каких пределов это повиновение должно доходить? Если Имам (или его наместник -Верховный Пир ордена) повелит отречься от Бога? Отца родного зарезать? Как покажет дальнейшее, исмаилитское повиновение вообще пределов не имеет.
Во второй половине XI века Верховным Пиром становится Хасан ибн Саббах. Это блестяще образованный интеллектуал (учился в одном медресе с Омаром Хайямом), человек огромной харизмы. Но главное - он уверенно говорит о том, что видел во плоти Скрытого Имама. Вспомните-ка истерические вопли Гитлера: «Он здесь! Он среди нас!» Саббах истерик не устраивает, но говорит так, что ему верят: видел, на самом деле видел. Еще он предлагает великолепную технологию власти. На севере Ирана, в горах, исмаилиты захватывают несколько неприступных замков. Создают там школы террористов. Способ, которым новообращенных исмаилитов превращали в зомби, неоднократно описан: их накачивали гашишем и в наркотическом бреду отводили в сад, где они предавались любви с юными красавицами. В результате у них складывалась полная уверенность, что они побывали в Раю. После нескольких «визитов в Рай» человек превращался в полного фанатика, готового по приказу Пира убить любого, даже ценой собственной жизни. Забегая вперед, заметим: очень похожие методики зомбирования использовались в школах СС.
Но вернемся к нашей истории. Став хозяином целой армии террористов, Хасан начинает осуществлять свой план захвата власти. Сановники Сельджукской империи один за другим гибнут от рук гашишинов, но у Черного ордена обнаруживается враг, с которым лучше не связываться.
В горячо любимой народом трилогии Толкиена Черному Властелину противостоит добрый маг Гэндальф Серый. Почему Серый, а не Белый? Ведь так естественно: белое и черное, две противоположности. Между тем Толкиен, знаток Средневековья, все писал правильно. Серые - это суфии, «одетые в суф», пастушеский плащ из некрашеной шерсти. В исламском мистицизме суфии и исмаилиты - два вечно враждующих течения. Вражда их не столько политическая, сколько метафизическая. Идеал суфия - познание себя и внутренняя духовная свобода. Идеал исмаилита -отторжение своего «я» и слепое повиновение.
Немудрено, что исмаилиты схлестнулись с суфийскими орденами. Координатором борьбы с исмаилизмом становится не кто иной, как Омар Хайям, величайший суфий своей эпохи. Благодаря его авторитету удается, выражаясь современным языком, «сплотить здоровые силы общества» и сдержать натиск террора. Проходит сто лет. Исмаилитский орден начинает разлагаться, зарабатывать на заказных убийствах. Суфийские ордена, имевшие могучую агентуру в кочевой степной Азии, находят, наконец, нужного союзника. Им оказывается... Чингисхан. Монгольская конница входит в Иран и уничтожает всю инфраструктуру исмаилитов. Уцелевшие поклонники Скрытого Имама бегут на Запад, в Европу. Там начинается новый виток войны Черных и Серых.
В Европе в это время враждуют две партии - гвельфы и гибеллины. Те и другие желают объединить весь христианский мир. Только гвельфы - под эгидой Ватикана, а гибеллины - под светской властью германских кайзеров. В начале XIII века во главе партии гибеллинов оказывается весьма незаурядный человек - Фридрих Штауфен, король Сицилии и властитель германский. Примечателен он, прежде всего тем, что ненавидит Европу и обожает Восток. При его дворе в Палермо в моде арабская поэзия, танец живота, шапьвары, кальяны (табака пока нет - курят гашиш!). Не переносит он и европейских феодальных порядков. Он создает на Сицилии идеальное, по его понятиям, государство: никаких свобод, жесточайшая централизация, всесильная бюрократия. В качестве политической полиции он приглашает на службу остатки разгромленных исмаилитов. На дорогах Сицилии появляются отряды всадников в черных бурнусах. (Заметим в скобках: после смерти Фридриха эти предтечи Опричнины и СС станут костяком сицилианской мафии).
Внешнюю политику он проводит в столь же антиевропейском ключе. Он сворачивает Шестой Крестовый поход на выгодных для египетского султана условиях. Когда в Моравию и Польшу вторгаются войска Батыя, отказывается объявить войну. Ну нравится человеку, когда азиаты побеждают европейцев!
Самое восхитительное в этой истории вот что: война Черных и Серых, разгоревшаяся на Востоке, переносится в Европу прямо-таки с фотографической точностью. Как только гибеллины заключают союз с исмаилитами, гвельфы и Ватикан берут на вооружение суфизм. Они выдвигают на политическую сцену человека, которого по праву можно назвать первым европейским суфием, -святого Франциска Ассизского. Франциск ненавидит власть, силу, богатство, проповедует Божественную Бедность, неприкаянность, скитальчество-то, что на Востоке называют Путем Дервиша. Такая проповедь для гвельфов -спасение. Гибеллины грозят Европе перспективой тоталитарного государства. Франциск завораживает своих слушателей картинами такой духовной свободы, которую смогут реализовать разве что хиппи. При всем своем анархизме он - убежденный папист и ненавистник Штауфенов. Когда один из его ближайших сподвижников, брат Элиас, уходит на службу к Фридриху, Франциск, всегда мягкий и терпимый, изгоняет его из ордена.
Как же реагирует Фридрих на эту пропагандистскую кампанию? Реагирует решительно - объявлением войны Святому Престолу. В ответ Папа Иннокентий IV собирает церковный собор, который осуждает Фридриха как еретика. Против императора объявлен крестовый поход. В Италию входят французские войска. Не дожив до конца похода, Фридрих умирает от лихорадки. Ему наследует сын Конрад, который тоже вскоре умирает. Его сын Конрадин продолжает войну, попадает в плен к французам и в 1268 году гибнет в Неаполе на эшафоте.
Случалось, королей держали в тюрьме, изгоняли, но публично «оттяпать» королю голову - вещь по средневековым меркам немыслимая. Единственное всему этому объяснение - династию Штауфенов хотели пресечь любой ценой, в ней видели угрозу всему мировому порядку. К ней относились так же, как в XX веке - к нацистам.
У истории есть два продолжения. Одно упирается в XVI век, другое - в злополучный XX. После гибели Штауфенов в Германии приходят к власти Габсбурги, ортодоксальные паписты. Последующие три столетия гибеллины бегут из Германии - бегут туда, где есть шанс реализовать свои идеи. В Россию, например. Очень много немцев служило у Ивана Грозного в Опричнине. Саму историю учреждения этого ордена (с которой мы и начали наше исследование) оставили нам отнюдь не русские летописцы, а два немецких дворянина - Крузе и Таубе.
Продолжение второе приключилось в 1943 году. Немецкие войска спешно покидают Италию. Нужно вывозить очень много: семьи офицеров, архивы, казну, награбленные произведения искусства. В это время Гиммлер обрывает телефоны своих подчиненных. Его интересует только одно: вывезены ли могильные плиты последних Штауфенов?
Наш рассказ будет неполным, если мы не вспомним еще об одном человеке. Звали его Карл Хаусхоффер. В Первую мировую войну он был генералом кайзеровской армии. При планировании боевых операций проявлял интуицию, граничащую с ясновидением. Интересовался оккультизмом, входил в ариософское общество Туле (ариософы - мистическое течение, апеллирующее к старогерманскому язычеству). Посещал по делам службы Японию, где был посвящен в самурайский орден Зеленого Дракона. Вообще это был человек, окруженный мистическим ореолом. Крестьяне в его поместье поговаривали, что он -потомок германских королей. Очень странная легенда. Властитель Германии всегда именовался императором, по-немецки - кайзером. Но несколько недель до коронации будущий кайзер носил титул Короля Германии. Это не постоянный титул, а инаугурационный. Наверное, единственным в истории персонажем, который жизнь прожил и умер Королем Германии, был злополучный Конрадин Штауфен. Легенда имеет единственную интерпретацию: Хаусхоффер - незаконный потомок последнего Штауфена, единственный наследник германских исмаилитов. После Первой мировой войны Хаусхоффер оставляет службу, с головой уходит в политику. Он видит вокруг себя веймарские безобразия, разоренную и униженную Германию, отвратительное торжество торгашей. Что же собираются противопоставить этому посвященные из Туле?
Их план таков:
1. Мирным путем, через выборы, привести к власти националистически и традиционалистски ориентированную партию.
2. Заключить союз с СССР и Японией. Об эту евразийскую твердыню должен разбиться натиск англо-американского империализма.
3. Опираясь на власть, создать в Германии принципиально неевропейскую цивилизацию, возможно, с новой, полуязыческой религией.
Все это, заметим, добрая старая политика Штауфенов. В качестве инструмента этой политики избирается крохотная, несерьезная Национал-социалистическая партия и ее вождь Гитлер. Посвященные из Туле (многие из них богаты и влиятельны) начинают раскручивать эту команду, вкачивать в нее деньги. Популярность нацистов растет. Одновременно Хаусхоффер посвящает Гитлера в некие «тайны», скорее всего выдуманные. В глубокой древности, утверждает он, на месте нынешней пустыни Гоби потерпел крушение космический корабль с пришельцами из иных миров. Пришельцы-титаны укрылись в гималайских пещерах и в дальнейшем разделились на две ветви: Агарти и Шамбалу. Агарти (по-старогермански Асгард, город богов) избрал путь милосердия, созерцания, невмешательства в людские дела. Сторонники Шамбалы, напротив, активно вмешиваются в историю, стремясь привести человечество к «шарниру времени» - к некой критической точке, когда оно (человечество) то ли исчезнет, то ли изменит свою природу. С ними можно заключить союз.
Ясно, что эта сказка, надерганная по кусочку из фантастических романов, к подлинным тайнам Туле отношения не имеет. Гитлеру просто морочат голову. Но он верит и жаждет увидеть сверхчеловеков. Как мы уже знаем, ему действительно было продемонстрировано нечто весьма эффектное. Нечто такое, перед чем он содрогался от ужаса. Что?
Еще в самом начале XX века великий швейцарский психолог Карл Юнг обратил внимание на странный факт: галлюцинации психически больных стереотипны. Разным, совершенно непохожим людям в бреду мерещатся одни и те же образы. Эти стандартные образы бессознательного Юнг назвал архетипами. Относительно природы архетипов у него уверенности не было: то ли они задаются генетически (должна же быть общая генетическая память человечества!), то ли это действительно обрывки иных миров, которые становятся доступными восприятию под действием болезни или наркотиков.
В 1914 году Юнг ставит на себе рискованный эксперимент. Путем самоанализа он пытается докопаться до самых глубинных пластов своего бессознательного. Его психика начинает распадаться. Он начинает видеть галлюцинации. Чаще всего ему является грозный, огромного роста старец с бычьими рогами на голове. Ангел Грозный Воевода! Но ученый мужественно продолжает эксперимент и возвращает себе психическое здоровье.
Очень похоже на то, что Грозный Воевода - это действительно архетип. Стандартная галлюцинация, которую посвященные исмаилиты с помощью наркотиков или внушения демонстрировали своим марионеткам. Разумеется, этот образ интерпретировался в рамках национальной культуры. Мусульманин видел в нем Скрытого Имама. Данте - античного бога. Православный царь Иван Васильевич - Ангела. Полоумный фюрер - «сверхчеловека» из Шамбалы.
Но даже очень внушаемым человеком не всегда удается управлять с помощью таких приемов. Посвященные из Туле создали Гитлера, но он вышел из-под контроля. Гитлер затевает вещи, в первоначальный евразийский план никак не входившие. Например - войну с Россией. Хаусхоффер, убежденный противник этой войны, попадает в немилость. Его сын гибнет в концлагере. Самого его, однако, тронуть не посмели. Он пережил крах нацизма и в 1946 году покончил с собой с помощью харакири. Оборвалась ли на этом история европейского исмаилизма - мы не знаем. Как не знаем и того, что подвигло его на самоубийство: крушение политических амбиций, самурайская честь или все-таки - муки совести.Автор: А.Карягин
Источник: "Интересная газета. Магия и мистика" №10 2014 г.
Опубликовано 23 декабря 2014
| Комментариев 0 | Прочтений 10160
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: