Святое семейство
Святое семейство
В 1967 году коллекционер из Иерусалима Одед Голан удачно зашёл в небольшую антикварную лавку в южной части древнего города и принялся рассматривать полуметровую погребальную урну, изготовленную в I веке. Урна показалась ему относительно недорогой: всего 700 долларов. Спустя какое-то время он показал покупку своему знакомому – специалисту по библейской археологии. Тот не удивился – подобных урн на своём веку он перевидал немало. Но когда он прочитал надпись на арамейском языке, он чуть не лишился дара речи – надпись гласила: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса»…
То, что урна когда-то принадлежала брату Иисуса Христа, сомнения не вызывало. Вдвойне интересно то, что обычно на подобных урнах указывалось только имя самого умершего и иногда – его отца. Следовательно, указание на родственную связь с Иисусом имело важнейшее индивидуальное значение и было сделано, скорее всего, по воле покойного апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского.

Кто ты, Иаков?

По мнению ученых, вероятность случайного, без особого смысла, появления сразу трех имен в одной надписи составляет не более одного процента. А то, что урна, или оссуарий, не подделка и не фальсификация, подтверждено сотрудником Королевского музея в Онтарио (Канада) Эдом Килом: изучив находку с использованием ультрафиолетового излучения, Кил подтвердил подлинность как самого оссуария, так и обнаруженной на нем надписи, которые он почти однозначно относит к I веку.
В текстах Нового Завета тоже упоминается о том, что Иисус был сыном Иосифа, а Иаков - его братом. Христиане именуют Иакова «братом Господним во плоти». Удивительная находка подтвердила то, что до сих пор многие историки склонны считать мифом: Иисус из Назарета не только реально существовал, но у него, как у всякого нормального человека, была семья: мать, отец, братья и сестры. Правда, об этих родственниках в канонических Евангелиях имеются лишь достаточно скупые упоминания, как и о детстве Иисуса вообще.
Согласно Евангелию от Марка, Иаков являлся одним из четверых братьев Иисуса (у него были еще две сестры). Однако относительно степени родства мнения расходятся. Мать Иисуса, Мария, произвела на свет только одного сына, а прочие дети в семье Иосифа были от другого его брака с женщиной по имени Соломия; имеется также иная трактовка - будто братья и сестры Иисуса вообще приходились ему кузенами и кузинами, детьми брата Иосифа - Клопаса. Понятно, что если Иаков, Иосиф, Иуда и Симеон были детьми Соломин от приемного отца Иисуса, то не имели с Иисусом ничего общего ни по отцовской, ни по материнской линиям.
Обе эти версии приемлемы для римских католиков, которым во что бы то ни стало нужно доказать пожизненную девственность Марии (которую она чудесным образом сохранила при первых и единственных родах).
Протестантская традиция не исключает, что у Марии были и другие дети от Иосифа. Особенно учитывая, что Иисус назван ее первенцем, следовательно, за ним должны следовать и другие дети. Этот вариант подтверждается в сочинениях раннего христианского писателя богослова, епископа Карфагенского Квинта Септимия Флорейса Тертуллиана (родился в 160 году), утверждавшего, что братья и сестры Иисуса были детьми Марии от Иосифа.
Но ни одна из трех версий не имеет однозначного подтверждения.
Более или менее ясно одно: в семье Христа имелись отец, мать и семеро детей (Иисус, Иаков, Иосиф, или Иосеф по-арамейски, Иуда, Симеон, а также две дочери - Мельха и Эсха). Что касается происхождения земного отца Мессии, его традиционно возводят к царскому Давидову роду. Что, собственно, не может иметь особого значения, если Иосиф доводился Иисусу не биологическим отцом, а отчимом. Кроме того, в разных Евангелиях по-разному называется даже имя отца Иосифа - согласно Матфею, это был некто Иаков, согласно Луке - Илия.

Святость или безумие?

Евангелия по какой-то причине практически игнорируют детские годы Иисуса, упоминая о них лишь вскользь. Считается, что Иосиф был плотником, но однозначного прямого указания на этот факт нет: одно и то же слово можно перевести и как «плотник», и как просто «человек». Что касается Марии, о ней сказано не многим больше: в Евангелии от Матфея имеется одиннадцать упоминаний, от Марка - только пять, от Луки - двадцать и от Иоанна - семь.
В любом случае можно предположить, что, если речь идет о некоем ребенке, заметно отличающемся от прочих своих сверстников, у близких родственников его особенности не вызывают особого восторга. В Евангелии от Марка прямо сказано, что близкие его считали, будто «Иисус вышел из себя», что он «не в своем уме» (Марк, 3.21).
Даже судя по крайне скупым евангельским сведениям, по практически единственному эпизоду из раннего отрочества Иисуса, он ощущал себя чужим в семье и, более того, обладал непростым нравом.
Когда Мария и Иосиф после трехдневных поисков обнаружил «своего двенадцатилетнего отпрыска полемизирующим с законоучителями на ступенях Иерусалимского храма, тот раздраженно заявил, что находится там, где и должен, - «в доме Отца» своего, и нечего было так беспокоиться (Лука, 2:46). После этого Иосиф исчезает со страниц Евангелий и больше нигде не упоминается. В дальнейшем Иисус абсолютно откровенно говорит о том, что родственные связи не имеют для него ровным счетом никакого значения. По крайней мере, назвать Иисуса хоть сколько-нибудь почтительным сыном и любящим братом не поворачивается язык.
Евангелист Матфей рассказал о сцене, разыгравшейся между Иисусом и его ближайшими родственниками - матерью и братьями (13.46-49). Иисус беседовал с народом, когда к нему подошли его мать и братья, желая что-то сказать ему. Но когда Иисусу стало об п ом известно, он вовсе не поспешил общаться с родственниками, а ответил: «Кто мне мать и кто мне братья? - и, показав рукой на своих учеников, сказал: - Вот моя мать и мои братья. Кто исполняет Волю моего Отца небесного, тот мне брат и сестра, и мать».
Ему же принадлежат и другие слова: «Я пришел разделить сына с отцом, дочь с матерью» (Матфей, II. 35).

Родные Сына Божьего не приняли христианства!

Может быть, именно потому, что для самого Иисуса родственные связи не имели никакого значения, евангелисты практически обходят стороной его детские годы и очень скупо упоминают о его родственниках.
Не удивительно, что члены семьи, за исключением матери, платили ему той же монетой.
По крайней мере, братья не принимали идею Иисуса о его богоизбранности и не стремились стать его учениками. Исключением стал лишь один из четверых - Иаков: он уверовал в миссию Иисуса, хотя и не сразу, а лишь после того, как воскресший Иисус явился к нему (Первое послание Павла к Коринфянам, 15.7).
Он-то и стал главой Иерусалимской общины христиан, причем пользовался немалым авторитетом у жителей Иерусалима. Это вызвало конфликт между Иаковом и первосвященником Ананием, который настоял на казни Иакова в 62 году. Ананий убеждал Иакова публично отречься от Иисуса, но Иаков предпочел смерть. Интересно, что Иаков составил послание двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, но в этом послании он не называет себя братом Иисуса Христа, а пишет о себе: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа».
Впрочем, не исключено, что Иаков все же считал себя скорее приверженцем одной из сект иудаизма, нежели проповедником новой религии. По мнению одного из крупных специалистов в области изучения Библии Джерома Мэрфи О'Коннора, Иаков оставался иудеем, хотя и ставшим последователем Иисуса, но не изменившим также и своему исконному вероисповеданию. А вот остальные родственники Иисуса и его отец не стали последователями веры, проповедуемой Христом.
Существует версия о том, будто Иисус даже был женат, и в качестве возможной супруги обычно называют Марию из Магдалы. Эта фантастическая теория стала достоянием широкой аудитории благодаря фильму «Код да Винчи», однако в Евангелиях нет упоминаний ни о чем подобном. А ведь такой важный факт, как брак Иисуса или существование его детей от этого брака, просто не мог быть обойден евангелистами стороной!Источник: Загадки истории. Золотая серия. Загадки Библии
Опубликовано 13 декабря 2014 | Комментариев 0 | Прочтений 3509

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия