Куда исчезли десять колен Израиля?
Куда исчезли десять колен Израиля?
История десяти исчезнувших колен Израиля началась в далекие ветхозаветные времена. После того как в 928 году до нашей эры умер знаменитый царь Соломон, в эпоху царя Ровоама единое Израильское царство распалось на два отдельных государства: Иудею в южной части страны, со столицей в Иерусалиме (в Иудее проживали колена Иуды и Вениамина) и собственно Израильское царство на севере некогда единой страны, где размещались остальные десять колен еврейского народа - колена Завулона, Иссахара, Ашера, Неффалима, Дана, Манассии, Ефрема, Рувима и Гада и часть колена Левия. И те и другие были потомками сыновей патриарха-праотца Якова-Израиля, в честь которых и получили свои наименования.
В 732-722 годах северное, Израильское царство было захвачено Ассирией - могущественным государством Древнего Востока. Воины ассирийского царя Салманасара V увели большую часть израильтян в плен. Переселение стало подлинной драмой целого народа: вереницы телег и пеших людей, мужчины, женщины, старики и дети вместе со своим имуществом перемещались дорогами империи. Многие не вынесли тягот переселения и умерли в пути. Десятки тысяч израильтян, согнанных с родных мест, расселились небольшими группами в различных областях этой протяженной державы, в основном в Месопотамии и Сирии. А на землях захваченного царства поселились ассирийцы и вавилоняне. Они смешались с оставшимися на родине израильтянами и положили начало этносу самаритян - потомков вавилонян, ассирийцев и евреев, принявших иудейскую веру. Небольшое число самаритян сохранились до нашего времени. Ныне проживающие в израильских городах Шхем и Холон, они считают себя потомками колен Ефрема и Манассии, не отправившихся в изгнание, а проживающих там с библейских времен.
Оставшиеся на Святой земле колена Иуды и Вениамина стали предками современных евреев. А их изгнанные братья-северяне со временем смешались с местным населением тех земель, где они проживали. И только немногие из них сохранили свою религию и поддерживали связь с соплеменниками, с Иудеей. Пророки еврейского народа усматривали в изгнании соплеменников наказание за грехи и вероотступничество и верили, что изгнанные колена рано или поздно вернутся к своим братьям, В пророчестве Иезекииля потерянные колена вновь получают свои уделы в Израиле и их именами называются ворота в Иерусалиме.
Менее чем через полтора века после изгнания северных колен изгнанниками стали и два оставшихся колена сынов Израиля. В начале VI века до нашей эры в Вавилон были угнаны около десяти тысяч знатных жителей Иерусалима - священников и мастеров-оружейников. В 586 году до нашей эры уже южное, Иудейское царство евреев было завоевано Навуходоносором - вавилонским правителем. Дворцы и стены Иерусалима были разрушены, Иерусалимский храм, воздвигнутый в X веке до нашей эры, был осквернен, разграблен и разрушен захватчиками. Многих жителей Иудеи увели в Вавилон. Эта волна изгнанников из колен Иуды и Вениамина оказалась устойчивее своих собратьев, они сохранили свою веру и национальную идентичность. И в вавилонском плену продолжалась активная религиозная жизнь, по разрушенному Иерусалиму соблюдался траур, богослужения проводились на языке Святого Писания.
В Вавилоне евреи обжились и стали зажиточными ремесленниками, землевладельцами, а некоторые - даже придворными царя.
Через полвека геополитическая обстановка на Ближнем Востоке изменилась. Вавилонская империя в 538 году была завоевана персидским царем Киром, войска которого были с энтузиазмом встречены еврейским населением этого государства. Такая лояльность была вознаграждена: царь Кир разрешил евреям вернуться на родину, и туда вернулись десятки тысяч иудеев. Кир предоставил переселенцам военный конвой для защиты от нападений кочевников на пути их следования и приказал возвратить драгоценные священные реликвии храма, некогда увезенные Навуходоносором, и более того - даже дал деньги на его восстановление. Храм был отстроен в 516 году до нашей эры. На родину потянулись и евреи из других стран. Однако лишь немногие из десяти ранее выселенных колен вернулись на родину предков.
В восстановленном Иерусалимском храме при его освящении было совершено 12 жертвоприношений - «по числу колен Израилевых».
С тех пор у евреев не исчезает вера в возвращение и других, исчезнувших колен, что отражено в Библии, в том числе в Новом Завете. С давних времен, с конца эпохи Второго Храма, начинают слагаться легенды, в которых высказываются предположения о местах расселения потерянных братьев. По мнению еврейского историка времен Римской империи Иосифа Флавия, они проживают не так далеко от исторической родины - за рекой Евфрат, и более того, соплеменники сохранили там свою многочисленность.
Законоучителя Талмуда предполагали, что изгнанники живут в некоторых городах Вавилонии и в Адиабене. В качестве места их жительства называли и Фригию в Малой Азии, горы Кавказа и даже Африку.
Согласно аггадическому преданию, десять колен были поселены за легендарной рекой Самбатион, перейти которую невозможно: в будние дни она бурлит и кипит, а спокойной становится лишь в субботу. Однако в этот день переход через нее является нарушением Торы, и при попытке перейти реку она вновь начинает бурлить. Другое аггадическое повествование говорит, что за реку Самбатион была уведена лишь часть израильтян, другая же их часть была поселена в Дафне Антиохийской, третью и вовсе «покрыли густые облака».
Элементы иудейской культуры прослеживаются у целого ряда, казалось бы, несвязанных между собой народов из различных уголков мира: Армении, Кавказа, Крыма, Ирана, Центральной Азии, Сибири, Ирландии, Африки, в частности Кении и Нигерии, Южной Америки, Австралии.
Одним из первых исследователей, попытавшихся разрешить загадку исчезнувших колен, был Вениамин из Туделы. Он жил в XII веке в Испании. Исследователь провел большую часть своей жизни в путешествиях, занимаясь поисками потомков древних израильтян. Он посещал различные еврейские общины, тщательно записывая полученные сведения в дневник. Вениамин считал, что нашел прямых потомков потерянных колен в Персии и на Аравийском полуострове. В своей «Книге путешествий» он подробно описал независимое государство четырех колен, находящееся в Нишапурских горах на северо-востоке Ирана, «которым правит князь Иосеф Амаркала га-Леви».
Вениамин отмечал: «В Персии живут потомки племен Дана, Завулона, Асира и Неффалима. Ими руководит правитель Иосиф. Среди этих людей есть ученые мужи, сведущие в различных науках. Они сеют злаки, снимая богатый урожай, состоят в военном союзе с язычниками, поклоняющимися ветру и живущими в дикости». Путешественник обратил внимание и на свирепость и воинственность самих предполагаемых евреев, совместно с арабами совершавших набеги на мирные племена Аравии. На Аравийском полуострове Вениамин посетил большие еврейские города, окруженные мощными оборонительными сооружениями, жители которых сообщили ему, что ведут свое происхождение от колен Рувима, Гада и половины колена Манассии.
Но, по свидетельствам различных авторов, изгнанники-израильтяне жили и гораздо дальше тех краев.
Католический миссионер Бартоломео де Лас Касас, работавший на ниве религиозного просвещения в Южной Америке в начале XVI века, утверждал, что в Перу и Гватемале встретил индейские племена, отличавшиеся удивительными чертами национальной культуры.
Согласно их преданиям, предки этих индейцев прибыли с Востока, переплыв океан. Еще больше миссионера поразило соблюдение этими представителями доколумбовой цивилизации многих иудейских ритуалов.
Спустя 120 лет аналогичные сведения получил португальский путешественник Антонио Монтесинос, встретивший в Андах индейцев, которые читали наизусть отрывки из Торы. Вернувшись в 1644 году в Амстердам из Южной Америки, он рассказал об индейцах, знающих ветхозаветную молитву Шема Исраэль («Слушай Израиль»).
Их одежду, гончарные изделия и другие предметы быта украшало изображение звезды Давида.
Доклад Монтесиноса вызвал сенсацию среди европейских ученых. Под впечатлением от этих сведений амстердамский раввин Менаше бен Исраэль в 1650 году написал трактат «Надежда Израиля», посвященный британскому парламенту и вызвавший широкий отклик в Великобритании, что способствовало отмене запрета евреям на проживание в этой стране.
Такого же мнения на происхождение перуанских индейцев придерживается и известный историк Джеймс Адейр в своей «Истории американских индейцев», изданной в 1775 году.
В наше время в Перу появилась группа «Бней Моше», решившая сменить католицизм на иудаизм. Около 200 человек начали изучать Тору, а затем переселились в Израиль.
О происхождении американских индейцев от колена Манассии говорится и в Книге Мормона, являющейся вероучительной для последователей церкви мормонов. По словам основателя церкви Джозефа Смита, он обнаружил на американском континенте некие золотые
скрижали, написанные еврейским пророком Мормоном, прибывшим на земли Нового Света.
Некоторые исследователи, например Хаушуа Амариэль, усматривают генетическое и лингвистическое сходство между евреями и индейцами чероки.
Интересно также, что в XX веке в Америке учеными были обнаружены курганы, содержащие таблички с римскими и арабскими цифрами и знаками, похожими на буквы древнегреческого, финикийского и гебрайского алфавита.
Еще один регион, где предположительно обитают потомки исчезнувших колен, - глубины Азии, где на границе Афганистана, Пакистана и Кашмира живут патаны. Они ведут свое происхождение от Киша, предка библейского царя Саула. Представители этого народа носят одежду, схожую с той, что носили жители Иудеи, соблюдают пищевые ограничения, наложенные Торой, отмечают ветхозаветный праздник Песах. При этом они не испытывали влияния Талмуда, что говорит о древности их переселения на новую родину.
Жители Кашмира, 5-7 миллионов человек, схожи по облику на семитов и, несмотря на исламское вероисповедание, сохраняют некоторые ветхозаветные традиции, нехарактерные для последователей пророка Мухаммеда: зажигание субботних свечей, ношение бороды и пейсов.
На другом континенте, в Южной Африке, проживает племя лемба, состоящее из десятков тысяч чернокожих африканцев. Они считают, что многие сотни лет назад были отрезаны от своих братьев - евреев. Их предки проживали в Йемене, а позже мигрировали на юг, на Африканский континент. Их сходство с евреями показывает и проведенный исследователями генетический тест.
Фалаша, или бета-исраэль, живущие в Эфиопии, выводят свое происхождение от колена Дана. В XV- XVII веках широкое распространение получила легенда о войнах десяти израильских колен с расположенным в Эфиопии царством папы Иоанна. Об этом в 1488- 1489 годах сообщает рабби Овадия Бертиноро в своих письмах из Иерусалима. В XVI веке каббалист Авраам Леви Старший также называет фалаша потомками исчезнувших колен.
Среди эфиопских фалаша распространено убеждение, что они происходят от царя Соломона (965- 928 годы до нашей эры).
К этому же герою библейского повествования, точнее, к потомкам Соломона и царицы Савской относит себя и другая группа африканского населения - куаре. Их ныне всего около трех тысяч человек. Другая группа эфиопских евреев, предполагающих свое происхождение от колена Дана, проживает на юге страны. По преданию, они - потомки племени, отказавшегося от войны во время разделения евреев на два царства.
В другой африканской стране - Уганде - живут около 500 человек, во второй половине XX века признавших себя евреями. Они устроили синагоги на своих землях и аккуратно придерживаются еврейских обычаев.
Потомками колен Ефрема, Манассии, Завулона, Гада и Левия считают себя евреи игбо из Нигерии.
В другой африканской стране - Гане - проживает племя, именуемое Домом Израиля.
А в начале XX века немецкий ученый Пауль Маркер, проводивший исследования в Кении и Танганьике, выдвинул версию о происхождении африканского племени масаи от одного из утерянных колен.
Потомками колена Ефрема считают себя и персидские, в частности бухарские, евреи.
На происхождение от колена Иссахара претендуют грузинские евреи. Горские евреи пришли на Кавказ из Персии, спасаясь от религиозных преследований. Среди них были распространены традиционные кавказские обычаи, такие как многоженство и кровная месть.
Одна из самых удивительных версий того, куда исчезли десять колен Израиля, ведет на Японские острова. Среди ее авторов - исследователи Кубо Аримаса и Иосиф Айделберг. Ее сторонники отмечают, что тысячи слов и географических названий в японском языке имеют гебрайское звучание. Японского императора Оси, правившего Страной восходящего солнца около 730 года до нашей эры, некоторые исследователи ассоциируют с последним царем библейского Израиля Осией, жившим в эпоху ассирийского изгнания евреев из Святой земли.
Например, на колодце, расположенном в местности Кориуги, начертаны слова «Колодец Израиля». Некоторые фрагменты телег, использовавшихся в Древней Японии, серьезно отличаются от типичных японских телег того времени и напоминают аналогичные транспортные средства, описанные в Ветхом Завете. Может, именно на них прибыли изгнанники из далекой Палестины?
Любопытный факт: среди самураев распространено убеждение, что их предки пришли из Западной Азии около 660 года до нашей эры. Может быть, и само слово «самурай» некогда означало выходцев из Самарии? Есть историки, по версии которых в Японию прибыли представители колена Гада.
Предположительные потомки израильтян живут вдоль Шелкового пути - караванной дороги Древнего мира, соединявшей между собой цивилизации. По одной из версий, евреи переселились в Японию из Китая.
Известно даже время, когда они пришли в Японию. В IV веке нашей эры в эпоху правления императора Одзина туда прибыла группа в составе 3600 человек под предводительством Юзуки-О («О» по-японски означает «король»). Юзу на японском - «иудей». Переселенцы обучили японцев ткацкому ремеслу, до того неизвестному в этой стране. При следующем императоре в Японию переселилась еще одна группа евреев - «юзу». Японский ихмператор прозвал пришельцев «хатта» («челнок») за их мастерство в ткачестве. До переселения в Японию они долгое время прожили в Китае, а их самоназванием было «израй». Позже они стали известны как «узумаса». И поныне вблизи Киото есть деревня Узумаса и храм Узумаса-Дери (по-японски «Дери» - «Давид»), Каждый сентябрь там проводится «Праздник агнца», в ходе которого на ягненка возлагают все грехи народа, что весьма напоминает аналогичный ветхозаветный обряд.
Есть еще один японский религиозный обряд с отчетливыми библейскими параллелями, а точнее - с описанным в Книге Бытия несостоявшимся жертвоприношением Авраамом Исаака. На одной из горных вершин в префектуре Нагано почти две тысячи лет проводится обряд «Ми-Исакуши». В его названии, как видим, фигурирует слово, весьма похожее на имя героя той библейской истории. Обряд представляет собой инсценировку жертвоприношения. Во двор храма жрец приводит мальчика и заносит над ним нож. Но к нему подходит другой жрец, останавливает занесенную над жертвой руку с ножом и передает повеление Бога - освободить мальчика. После чего происходит жертвоприношение 75 оленей. Подобные жертвоприношения совершенно не характерны для распространенной в Японии синтоистской религии. Зато количество приносимых в жертву оленей совпадает с числом баранов, приносимых самаритянами в жертву на праздник Пасхи. Возможно, олень был выбран потому, что овец в Древней Японии не разводили, в то же время олень - животное, также отвечающее всем требованиям кашрута - библейских предписаний об употреблении в пищу дозволенных животных.
В японской летописи «Нихонги», повествующей об истории страны от сотворения мира до конца VII века нашей эры, можно увидеть немало совпадений с историей евреев, захватывающей период от времени исхода из Египта до распада Израильского царства на два государства - Израиль и Иудею. В имени героя летописи Шуи угадывается имя израильского царя Шаула. Согласно японскому источнику, Шуи был огромного роста и погиб в бою от стрелы, попавшей ему в сердце. То же говорится в еврейских источниках о Шауле. В японской летописи Шуи похоронен в местности, которая называется Анато. В Ветхом Завете Шаул похоронен в местности Анатот.
Да и само название Японии тоже имеет интересные параллели. Страна восходящего солнца по-японски называется «Мизухо», что и по звучанию, и по смыслу напоминает гебрайское слово «Мизрахо» - «восход», «возрождение». Это не единственное совпадение понятий в двух языках. Среди подобных примеров: «собрание» на иврите «кнессет», а на японском - «кнесси». Кисти на концах одежды, предписанные Торой, называются «цицит», а у японцев словом «цуи» обозначают кисти на одеянии японского жреца.
Синтоистские храмы времен императора Оси напоминают ближневосточные образцы храмового зодчества. В японском храме есть святое место, называемое «хундан» - «дворец книги». Какая книга имеется в виду, японцы сказать затрудняются. Возможно, первоначально это были свитки Торы, позже утерянные.
Геральдические традиции Древнего Израиля и Японии тоже совпадают. На гербе японского императора изображена хризантема с шестнадцатью лепестками. А на воротах Ирода в Иерусалиме изображен подсолнух тоже с шестнадцатью лепестками.
Последователи нового японского религиозного движения макуя считают, что японцы связаны десятью коленами, оказавшими значительное влияние на культуру и религию Страны восходящего солнца.
На северо-западе Китая проживает народ Цян, представители которого считают себя потомками Авраама.
По предположению некоторых историков, представителей десяти северных колен ассирийцы депортировали в Скифию, однако теория кажется несколько искусственной.
Продолжая тему, некоторые исследователи утверждают, что от киммерийцев и скифов происходят англосаксы - англичане и далее американцы, а также некоторые другие европейские народы. Среди потомков киммерийцев и скифов и, следовательно, десяти колен Израиля называют хазар, финнов, шведов, норвежцев, ирландцев, валлийцев, швейцарцев, французов, бельгийцев и голландцев.
Что касается ирландцев, сторонники этой версии считают, что библейский пророк Иеремия посетил Ирландию с принцессой Tea Тефи, принадлежащей к царскому роду северного, Израильского царства, и обращают внимание на некоторые параллели между еврейской и ирландской культурами.
На основании генетических исследований была выдвинута, гипотеза о родстве курдов с древними израильтянами. Курды проживают в пределах некогда существовавшей Ассирийской империи, Курдистан расположен не так далеко от Святой земли. Предания о происхождении от угнанных ассирийцами колен к тому же бытовали среди части курдских евреев.
Сразу несколько этнических групп жителей Индии также претендуют на статус потомков древних израильтян. Небольшое племя бней-эфраим, живущее на юге Индии в штате Андхра-Прадеш, считает себя потомками колена Ефрема. В двух других индийских штатах - Манипур и Мизорам - обитает небольшая группа бней-менаше, даже из этнонима которых явствует, что они выводят свое происхождение от израильского колена Манассии. Группа евреев бней-исраэль проживает в Бомбее и других крупных городах Индии и Пакистана. Некоторые исследователи также видят в них наследников десяти колен. Евреями, происходящими от Израильского царства, считает себя племя насрани из индийского штата Керал.
В Украине тоже с давних времен живут предположительные потомки десяти колен. В Крыму и некоторых других регионах страны исторически проживают крымские караимы. Некоторые исследователи, в число которых входят и караимы, видят происхождение этого народа в смешении потомков древних израильтян с местным населением Крыма, в основном тюрками.
Путешественники сообщали, что среди евреев Кавказа еще в XIX веке были живы воспоминания о том, что они являются потомками исчезнувших колен, поселенных в Мидии ассирийскими царями.
Однако есть исследования, показывающие, что и у двух оставшихся еврейских колен также имеются потерянные потомки. Довольно правдоподобно звучит версия, утверждающая, что далеко искать наследников библейских евреев вообще не надо. Современным евреям нужно лишь внимательнее присмотреться к своим ближайшим соседям, арабам-палестинцам. До 85 процентов от их числа имеют еврейских предков. Об этом утверждает исследователь Цви Мисинай, расспрашивающий об обычаях предков жителей Палестинской автономии, и раввин Дов Штайн. Многие из опрошенных ими арабов вспоминают, что еще их бабушки и дедушки соблюдали иудейские обычаи.
Считается, что большинство евреев были вынуждены покинуть Святую землю, после того как восстание Бар-Кохбы потерпело поражение в 135 году нашей эры. Но все же многие иудеи остались на своей земле. Со временем их потомки приняли ислам. Очевидно, это случилось после того, как в 1012 году был издан указ халифа аль-Хакима, в котором правитель приказал своим подданным, не принадлежавшим к вере пророка Мухаммеда, принять ислам либо оставить Палестину. Сменить религию для того, чтобы остаться на своей земле, решили, как предполагают, 90 процентов живших там евреев. Многие из них остались тайными приверженцами иудаизма. Указ халифа спустя 32 года был отменен, однако около 75 процентов евреев уже успели стать мусульманами.
У членов бедуинского племени Сауарка численностью около трех-четырех тысяч человек, живущего на Синае и в пустыне Негев, до недавнего времени сохранялся обычай не зажигать свечи в субботу. Обрезание у них принято делать на восьмой день от рождения мальчика, согласно предписанию Торы, а не в более позднем возрасте, как принято у мусульман.
В некоторых арабских деревнях многие дома до сих пор имеют на косяках дверей специальные выемки для мезузы - традиционного еврейского талисмана с ветхозаветной молитвой внутри, а в некоторых жилищах остались даже шурупы или гвоздики, на которых она держалась. Многие арабы знают и говорят о еврейском происхождении своих предков.
Их слова подкрепляются и данными науки. Под руководством профессора Ариелы Оппенгейм, работающей в медицинской лаборатории «Адаса» при Еврейском университете, было проведено международное генетическое исследование, подтвердившее выводы о генетическом родстве арабов, живущих в Израиле, и евреев.
И те и другие являются потомками переселенцев из Вавилонии, родины патриарха Авраама, что согласуется с данными Библии.
Происхождение любого народа напоминает увлекательный исторический детектив. И судьба потомков древних израильтян тут не исключение.Автор: А.В.Дзюба
Источник: "Тайны и загадки историй и цивилизации"
Опубликовано 24 мая 2014 | Комментариев 0 | Прочтений 10825

Ещё по теме...
Добавить комментарий