Магия вуду
Если верить многочисленным рассказам, книгам и фильмам, в том числе документальным, то нет в мире религии хуже, чем вуду. Ее приверженцы, дескать, поклоняются самому исчадию ада - дьяволу, зомбируют доверчивых людей, приносят в жертву младенцев, вытворяют всяческие безобразия. Так ли это на самом деле?
Остров невезений в океане есть...
Родиной вуду является живописный остров Гаити, что привольно раскинулся на далеких от нас Карибах. Нынче это весьма престижный и дорогостоящий курорт - мечта всех любителей экзотического отдыха. Только так было далеко не всегда.
Несколько веков назад это пространство суши стали интенсивно осваивать покорители Северной Америки. Остров служил чем-то наподобие перевалочного пункта - туда привозили рабов, которых потом транспортировали на территорию современных Штатов. Но не всех. Некоторые по разным причинам оставались на Гаити и постепенно смешивались с его коренным населением, не забывая, однако, при этом свои верования и обряды, вынесенные ими из Западной Африки. У обитателей же Гаити были на тот момент свои, пусть нехитрые, религиозные воззрения. Со временем одно с другим так тесно переплелось, что породило на свет совершенно оригинальную веру. Впрочем, это был еще не совсем культ вуду.
Между тем когда колонизаторы окончательно подмяли под себя население Гаити и занялись его «морально-нравственным обликом», они поняли, что дело зашло слишком далеко. Островитяне все как один поклонялись каким-то неведомым богам и исполняли пугающие своей непонятностью обряды. И тогда власти открыли беспощадную «охоту на ведьм». Каждого, кого уличали в пристрастии к культу, ждала печальная участь -пытки и казнь. А чтоб истребить на корню таинственную веру, всех поголовно стали обращать в католичество. Не тут-то было! Корни новой религии успели проникнуть так глубоко, что и каленым железом ее невозможно было уничтожить. Так мало того! Вудуисты, словно в насмешку, вовсю начали использовать в своих ритуалах атрибуты католической веры - кресты, свечи, статуи, мощи, реликвии и многое другое.
Кончилось же все тем, что из всех составляющих образовался тот самый гремучий коктейль под названием вуду.
Победоносное шествие
Позже новоиспеченная религия перекочевала на другие Карибские острова, снискав наибольшее уважение на Ямайке и Тринидаде. Добралась она со временем и до Кубы, где нашла не менее благодатную почву. Только там она преобразовалась в религию под названием сантерия: африканский ингредиент остался без изменений, а французский католицизм заменил испанский.
Но по большому счету все религии Карибского бассейна так или иначе схожи между собой. По-другому и быть не может - как-никак у всех общие корни.
Но на этом освоение новых жизненных пространств вуду не закончилось. Прочно укоренившись на Гаити и в окрестностях, она стала экспортным товаром - эдаким предметом на вывоз, завоевав наибольшую популярность на американском континенте, особенно в штате Майами, в Нью-Йорке и Новом Орлеане, При этом везде вуду порождала что-то свое: новые взгляды, ритуалы. На сегодняшний день по всему земному шару у нее имеется несколько миллионов приверженцев.
Черное и белое
Мир вуду - это мир добрых и злых духов - лоа. Все на свете, твердят вудуисты, пронизано их не видимой невооруженным глазом силой. Они неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого есть свой знак, свое предназначение, свое имя.
От их поведения зависят судьба и благосостояние всех людей, поскольку лоа то и дело вмешиваются в жизнь простолюдинов, меняя ее по своему усмотрению. Однако иногда человек может «подкорректировать» это вмешательство в свою пользу. (Очевидно, именно это свойство и привлекает к вуду многих). Правда, далеко не каждый, а только избранные имеют право напрямую общаться с лоа. Это белые колдуны - унганы и колдуньи - мамбо (не путать со знаменитым танцем!).
Но лоа не единственные «главные и действующие лица» культа. Есть там богиня любви Эрзули,
под маской которой любой пытливый гражданин обнаружит черты и египетской Изиды, и греческой Афродиты, и римской Венеры, и даже христианской Девы Марии. (Католический след, о котором мы уже говорили, очень заметен в вуду, не случайно в далеком 1860 году ортодоксальный Ватикан вынужден был признать эту религию разновидностью католицизма). Вместе с тем последователи вуду поклоняются Уроборосу, или Дамбапла Ведо, - змию, заглатывающему собственный хвост, а по совместительству еще и символу гармонии Вселенной и Вечности в мире. Вообще этот гад - основной элемент всех таинств, потому как, согласно верованиям, он есть начало и конец всех вещей. Но и это не все его ипостаси: Уроборос -это и Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир, а также безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому рано или поздно вернется опять. Дамбалла - это еще и место обитания всех лоа и одновременно источник неиссякаемой энергии.
Сила есть
Одна из центральных фигур среди лоа - это Легба, или Папа Легба - своего рода подобие Меркурия или Гермеса. Он является посредником между богами и связывает лоа с колдунами, которые оповещают его о желаниях и чаяниях простых смертных.
Это происходит во время специального обряда - праздника Силы. Начинается он с того, что в землю втыкают длинный шест. Глядя на него, исполнитель обряда представляет, как вокруг этой палки обвился змий - тот самый Дамбалла, (Что-то подобное, кстати, происходит и с христианами: когда верующие глядят на крест, то мысленно видят пригвожденного к нему Иисуса Христа).
Затем ведущие - мамбо и унган - освящают шест, жертвенник и всех присутствующих. При этом трое барабанщиков, четко отбивая ритм (каждый свой), возвещают о начале священнодействия. Поется песня-прощение, обращенная к лоа Легбе: дескать, дорогой и любимый Папа Легба, отвори ворота, дай мне пройти, чтоб я мог отблагодарить лоа и попросить у тебя немного внимания к своей скромной персоне.
Далее, танцуя вокруг палки, мамбо вместе со своей помощницей - унси - и помощником - ла пласом - тонкой струей воды из кувшина создает магический круг вокруг шеста в честь Папы Легбы и охранителя дома Огуна Феррея. Тем самым они пытаются отогнать от себя нечисть и призвать на помощь добрых духов, которым и посвящено таинство. Потом колдунья наклоняется над землей и, пропуская муку между большим и указательным пальцами правой руки, плавными движениями рисует на полу сложный узор с непременным крестом. Затем тем же плавным движением снова отправляет руку в кувшин за мукой, и вот уже на полу появляется контур человеческого сердца, какие-то круги. Теперь «картина» представляет собой сложную мозаику, довольно четкую. Как только рисунок - веве - готов, мамбо, призывая на помощь лоа, пускается в ритуальный танец, постепенно вовлекая в него всех присутствующих. Самозабвенные пляски продолжаются всю ночь напролет. Между песнями и плясками честная компания не забывает принести в жертву петуха, а также время от времени поглядывать на веве - источник незримой жизненной силы и энергии. Под конец действа сошедший на землю лоа повергает всех в экстаз (во всяком случае, так считают собравшиеся). Однако, между нами говоря, в немалой степени этому способствуют обильные ромовые возлияния. Под занавес все скопом погружаются в транс, но это не мешает мамбо и унганам обратиться к лоа с просьбой о помощи тому или иному человеку. Если обряд проведен в соответствии со всеми нормами, если лоа благорасположены да к тому же довольны подарками (в этом вопросе боги привередливы, ну да что поделаешь - на то они и высшие существа!), то вполне можно рассчитывать на их покровительство. Но ежели что-то им пришлось не по нраву, в дальнейшем простому смертному остается уповать только на удачу.
Страсти-мордасти
Как видите, все проходит довольно мило и мирно. Но чего греха таить, есть и обратная, скрытая от посторонних глаз сторона медали.
Речь идет, конечно же, о черной магии вуду. Она приоритет верховных жрецов и бокоров - чародеев, исповедующих темную ворожбу. Говорят, они способны на многое. Например, в два счета могут навести порчу, используя для этого восковую куклу, оживить мертвеца, полностью подчинив его своей воле, призвать в помощники выходцев с того света, как это сделал когда-то Франсуа Дювалье - бывший властитель острова. До сих пор гаитяне с содроганием сердца вспоминают, как коварный папаша Дювалье на полную катушку «отрывался» на вверенной ему территории со своими помощни-ками-оборотнями, прозванными в народе тонтон-макутами. Их, между прочим, злодей заполучил, призвав на помощь лоа смерти - Барона Субботу, Барона Креста и Барона Кладбища, самых страшных божеств черной магии вуду.
Волшебный порошок
Эта история, к несчастью, не исключение из правил. То и дело находятся лихие головы, которым не дает покоя недобрая слава Дювалье. Так в конце восьмидесятых годов один из американских исследователей решил раздобыть чудесное снадобье, о котором давно шла слава, будто не без его помощи бокоры превращают людей в зомби.
Подкупив одного из жрецов всего тысячей долларов (для беднейшего Гаити это астрономическая сумма!), ученый раздобыл-таки зелье. Однако сам поплатился за свое любопытство - ему на собст-
венной шкуре пришлось испытать все «прелести» черной магии вуду. Забегая вперед, скажем, что он пережил все муки погребенного заживо. А «морально неустойчивого» мага покарали мучительной смертью его же коллеги.
Уж как там случилось, не знаем, но рецепт стал достоянием общества. В состав порошка входит несколько видов трав, морская жаба борджия, жалящий морской червь полихет, кости черепа недавно умершей мамбо и, самое главное, рыба-собака диодон хистрикс, чучело которой можно купить на любой гаитянской толкучке всего за несколько долларов. Все эти составляющие измельчаются, перемешиваются и тщательно перемалываются в течение трех дней под ритуальные песни, пока не получится мука - веве (да-да, та самая веве - непременная участница многих ритуальных действ). Последний аккорд - это подзарядка порошка силой трупа. Для этого его опускают на один день в гроб с покойницей - той самой мамбо, у которой была изъята голова для известных целей. Теперь порошок готов к употреблению.
Большой секрет для маленькой компании
Обычно зелье наносят на кожу, и через несколько минут жертва колдовства отдает концы, а в действительности впадает в особое состояние - подобие летаргического сна, В это время «волхв» призывает лоа смерти Барона Субботу помочь ему заключить душу несчастного в бутыль, пробкой для которой служит предмет, ранее принадлежавший заживо погребенному. Таким макаром черный маг получает в свое полное распоряжение душу и тело бедолаги, который через двенадцать часов после погребения восстанавливает двигательные функции и становится рабом у хозяина души. Человек-робот, как правило, ничего (или почти ничего) не помнит из своего прошлого и в таком состоянии может пребывать не один год.
Хотите верьте, хотите нет, случалось, зомби буквально в массовом порядке изготавливались по заказу и использовались в качестве бесплатной рабочей силы на гаитянских плантациях сахарного тростника.
Но ни один человек, не имеющий прямого отношения к черной магии вуду, еще не смог совершить процесс зомбирования. Секрет порошка, позволяющий манипулировать человеческой психикой, равно как и загадка той самой бутылки Барона Субботы, таки остались тайной за семью печатями. И слава богу!
Несмотря на это, простые гаитяне стараются по мере сил лишить черных магов возможности обратить человека в зомби. Вовремя погребения умершему стали отрезать голову - на всякий, так сказать, пожарный случай. А на могилах начали устанавливать специальное устройство, похожее на то, что применяют против угона машин.
Впрочем, сегодня к подобным ухищрениям прибегают все реже и реже. А что удивительного? Время все лечит. Хотя, конечно, каждый здравомыслящий человек понимает: нет никакой гарантии, что где-нибудь вновь не объявится новый Франсуа Дювалье с еще более далеко идущими планами. Кстати, рассказывают, об этой опасности предупреждал в своей книге пророчеств еще средневековый монах, скрывающийся под псевдонимом Черный Паук.Автор: К.Буль
Источник: "Интересная газета. Оракул" №10 2013 г.
Остров невезений в океане есть...
Родиной вуду является живописный остров Гаити, что привольно раскинулся на далеких от нас Карибах. Нынче это весьма престижный и дорогостоящий курорт - мечта всех любителей экзотического отдыха. Только так было далеко не всегда.
Несколько веков назад это пространство суши стали интенсивно осваивать покорители Северной Америки. Остров служил чем-то наподобие перевалочного пункта - туда привозили рабов, которых потом транспортировали на территорию современных Штатов. Но не всех. Некоторые по разным причинам оставались на Гаити и постепенно смешивались с его коренным населением, не забывая, однако, при этом свои верования и обряды, вынесенные ими из Западной Африки. У обитателей же Гаити были на тот момент свои, пусть нехитрые, религиозные воззрения. Со временем одно с другим так тесно переплелось, что породило на свет совершенно оригинальную веру. Впрочем, это был еще не совсем культ вуду.
Между тем когда колонизаторы окончательно подмяли под себя население Гаити и занялись его «морально-нравственным обликом», они поняли, что дело зашло слишком далеко. Островитяне все как один поклонялись каким-то неведомым богам и исполняли пугающие своей непонятностью обряды. И тогда власти открыли беспощадную «охоту на ведьм». Каждого, кого уличали в пристрастии к культу, ждала печальная участь -пытки и казнь. А чтоб истребить на корню таинственную веру, всех поголовно стали обращать в католичество. Не тут-то было! Корни новой религии успели проникнуть так глубоко, что и каленым железом ее невозможно было уничтожить. Так мало того! Вудуисты, словно в насмешку, вовсю начали использовать в своих ритуалах атрибуты католической веры - кресты, свечи, статуи, мощи, реликвии и многое другое.
Кончилось же все тем, что из всех составляющих образовался тот самый гремучий коктейль под названием вуду.
Победоносное шествие
Позже новоиспеченная религия перекочевала на другие Карибские острова, снискав наибольшее уважение на Ямайке и Тринидаде. Добралась она со временем и до Кубы, где нашла не менее благодатную почву. Только там она преобразовалась в религию под названием сантерия: африканский ингредиент остался без изменений, а французский католицизм заменил испанский.
Но по большому счету все религии Карибского бассейна так или иначе схожи между собой. По-другому и быть не может - как-никак у всех общие корни.
Но на этом освоение новых жизненных пространств вуду не закончилось. Прочно укоренившись на Гаити и в окрестностях, она стала экспортным товаром - эдаким предметом на вывоз, завоевав наибольшую популярность на американском континенте, особенно в штате Майами, в Нью-Йорке и Новом Орлеане, При этом везде вуду порождала что-то свое: новые взгляды, ритуалы. На сегодняшний день по всему земному шару у нее имеется несколько миллионов приверженцев.
Черное и белое
Мир вуду - это мир добрых и злых духов - лоа. Все на свете, твердят вудуисты, пронизано их не видимой невооруженным глазом силой. Они неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого есть свой знак, свое предназначение, свое имя.
От их поведения зависят судьба и благосостояние всех людей, поскольку лоа то и дело вмешиваются в жизнь простолюдинов, меняя ее по своему усмотрению. Однако иногда человек может «подкорректировать» это вмешательство в свою пользу. (Очевидно, именно это свойство и привлекает к вуду многих). Правда, далеко не каждый, а только избранные имеют право напрямую общаться с лоа. Это белые колдуны - унганы и колдуньи - мамбо (не путать со знаменитым танцем!).
Но лоа не единственные «главные и действующие лица» культа. Есть там богиня любви Эрзули,
под маской которой любой пытливый гражданин обнаружит черты и египетской Изиды, и греческой Афродиты, и римской Венеры, и даже христианской Девы Марии. (Католический след, о котором мы уже говорили, очень заметен в вуду, не случайно в далеком 1860 году ортодоксальный Ватикан вынужден был признать эту религию разновидностью католицизма). Вместе с тем последователи вуду поклоняются Уроборосу, или Дамбапла Ведо, - змию, заглатывающему собственный хвост, а по совместительству еще и символу гармонии Вселенной и Вечности в мире. Вообще этот гад - основной элемент всех таинств, потому как, согласно верованиям, он есть начало и конец всех вещей. Но и это не все его ипостаси: Уроборос -это и Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир, а также безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому рано или поздно вернется опять. Дамбалла - это еще и место обитания всех лоа и одновременно источник неиссякаемой энергии.
Сила есть
Одна из центральных фигур среди лоа - это Легба, или Папа Легба - своего рода подобие Меркурия или Гермеса. Он является посредником между богами и связывает лоа с колдунами, которые оповещают его о желаниях и чаяниях простых смертных.
Это происходит во время специального обряда - праздника Силы. Начинается он с того, что в землю втыкают длинный шест. Глядя на него, исполнитель обряда представляет, как вокруг этой палки обвился змий - тот самый Дамбалла, (Что-то подобное, кстати, происходит и с христианами: когда верующие глядят на крест, то мысленно видят пригвожденного к нему Иисуса Христа).
Затем ведущие - мамбо и унган - освящают шест, жертвенник и всех присутствующих. При этом трое барабанщиков, четко отбивая ритм (каждый свой), возвещают о начале священнодействия. Поется песня-прощение, обращенная к лоа Легбе: дескать, дорогой и любимый Папа Легба, отвори ворота, дай мне пройти, чтоб я мог отблагодарить лоа и попросить у тебя немного внимания к своей скромной персоне.
Далее, танцуя вокруг палки, мамбо вместе со своей помощницей - унси - и помощником - ла пласом - тонкой струей воды из кувшина создает магический круг вокруг шеста в честь Папы Легбы и охранителя дома Огуна Феррея. Тем самым они пытаются отогнать от себя нечисть и призвать на помощь добрых духов, которым и посвящено таинство. Потом колдунья наклоняется над землей и, пропуская муку между большим и указательным пальцами правой руки, плавными движениями рисует на полу сложный узор с непременным крестом. Затем тем же плавным движением снова отправляет руку в кувшин за мукой, и вот уже на полу появляется контур человеческого сердца, какие-то круги. Теперь «картина» представляет собой сложную мозаику, довольно четкую. Как только рисунок - веве - готов, мамбо, призывая на помощь лоа, пускается в ритуальный танец, постепенно вовлекая в него всех присутствующих. Самозабвенные пляски продолжаются всю ночь напролет. Между песнями и плясками честная компания не забывает принести в жертву петуха, а также время от времени поглядывать на веве - источник незримой жизненной силы и энергии. Под конец действа сошедший на землю лоа повергает всех в экстаз (во всяком случае, так считают собравшиеся). Однако, между нами говоря, в немалой степени этому способствуют обильные ромовые возлияния. Под занавес все скопом погружаются в транс, но это не мешает мамбо и унганам обратиться к лоа с просьбой о помощи тому или иному человеку. Если обряд проведен в соответствии со всеми нормами, если лоа благорасположены да к тому же довольны подарками (в этом вопросе боги привередливы, ну да что поделаешь - на то они и высшие существа!), то вполне можно рассчитывать на их покровительство. Но ежели что-то им пришлось не по нраву, в дальнейшем простому смертному остается уповать только на удачу.
Страсти-мордасти
Как видите, все проходит довольно мило и мирно. Но чего греха таить, есть и обратная, скрытая от посторонних глаз сторона медали.
Речь идет, конечно же, о черной магии вуду. Она приоритет верховных жрецов и бокоров - чародеев, исповедующих темную ворожбу. Говорят, они способны на многое. Например, в два счета могут навести порчу, используя для этого восковую куклу, оживить мертвеца, полностью подчинив его своей воле, призвать в помощники выходцев с того света, как это сделал когда-то Франсуа Дювалье - бывший властитель острова. До сих пор гаитяне с содроганием сердца вспоминают, как коварный папаша Дювалье на полную катушку «отрывался» на вверенной ему территории со своими помощни-ками-оборотнями, прозванными в народе тонтон-макутами. Их, между прочим, злодей заполучил, призвав на помощь лоа смерти - Барона Субботу, Барона Креста и Барона Кладбища, самых страшных божеств черной магии вуду.
Волшебный порошок
Эта история, к несчастью, не исключение из правил. То и дело находятся лихие головы, которым не дает покоя недобрая слава Дювалье. Так в конце восьмидесятых годов один из американских исследователей решил раздобыть чудесное снадобье, о котором давно шла слава, будто не без его помощи бокоры превращают людей в зомби.
Подкупив одного из жрецов всего тысячей долларов (для беднейшего Гаити это астрономическая сумма!), ученый раздобыл-таки зелье. Однако сам поплатился за свое любопытство - ему на собст-
венной шкуре пришлось испытать все «прелести» черной магии вуду. Забегая вперед, скажем, что он пережил все муки погребенного заживо. А «морально неустойчивого» мага покарали мучительной смертью его же коллеги.
Уж как там случилось, не знаем, но рецепт стал достоянием общества. В состав порошка входит несколько видов трав, морская жаба борджия, жалящий морской червь полихет, кости черепа недавно умершей мамбо и, самое главное, рыба-собака диодон хистрикс, чучело которой можно купить на любой гаитянской толкучке всего за несколько долларов. Все эти составляющие измельчаются, перемешиваются и тщательно перемалываются в течение трех дней под ритуальные песни, пока не получится мука - веве (да-да, та самая веве - непременная участница многих ритуальных действ). Последний аккорд - это подзарядка порошка силой трупа. Для этого его опускают на один день в гроб с покойницей - той самой мамбо, у которой была изъята голова для известных целей. Теперь порошок готов к употреблению.
Большой секрет для маленькой компании
Обычно зелье наносят на кожу, и через несколько минут жертва колдовства отдает концы, а в действительности впадает в особое состояние - подобие летаргического сна, В это время «волхв» призывает лоа смерти Барона Субботу помочь ему заключить душу несчастного в бутыль, пробкой для которой служит предмет, ранее принадлежавший заживо погребенному. Таким макаром черный маг получает в свое полное распоряжение душу и тело бедолаги, который через двенадцать часов после погребения восстанавливает двигательные функции и становится рабом у хозяина души. Человек-робот, как правило, ничего (или почти ничего) не помнит из своего прошлого и в таком состоянии может пребывать не один год.
Хотите верьте, хотите нет, случалось, зомби буквально в массовом порядке изготавливались по заказу и использовались в качестве бесплатной рабочей силы на гаитянских плантациях сахарного тростника.
Но ни один человек, не имеющий прямого отношения к черной магии вуду, еще не смог совершить процесс зомбирования. Секрет порошка, позволяющий манипулировать человеческой психикой, равно как и загадка той самой бутылки Барона Субботы, таки остались тайной за семью печатями. И слава богу!
Несмотря на это, простые гаитяне стараются по мере сил лишить черных магов возможности обратить человека в зомби. Вовремя погребения умершему стали отрезать голову - на всякий, так сказать, пожарный случай. А на могилах начали устанавливать специальное устройство, похожее на то, что применяют против угона машин.
Впрочем, сегодня к подобным ухищрениям прибегают все реже и реже. А что удивительного? Время все лечит. Хотя, конечно, каждый здравомыслящий человек понимает: нет никакой гарантии, что где-нибудь вновь не объявится новый Франсуа Дювалье с еще более далеко идущими планами. Кстати, рассказывают, об этой опасности предупреждал в своей книге пророчеств еще средневековый монах, скрывающийся под псевдонимом Черный Паук.Автор: К.Буль
Источник: "Интересная газета. Оракул" №10 2013 г.
Опубликовано 02 января 2014
| Комментариев 0 | Прочтений 4285
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: