Сбежавшие в "простую жизнь"
Сбежавшие в "простую жизнь"
Сам термин «дауншифтинг» - сугубо технический, и означает «переключение на пониженную передачу», замедление. Однако составляющие его английские слова down и shift позволяют трактовать его и как «снижение», «сдвиг вниз».
При зарождении термина шла речь о том, что в погоне за карьерой и материальным достатком современные американцы затрачивают на зарабатывание денег все больше времени и сил. В результате им просто некогда воспользоваться достигнутыми «преимуществами». В ответ возникло стремление к сознательному отказу от высокого дохода и уровня потребления в обмен на большую свободу в своих действиях и душевный комфорт. Причем процесс приобрел массовый характер.
Сам термин «дауншифтинг» в англоязычных странах не прижился. В Америке и Англии его заменило понятие «простой жизни». Корни его восходят к книге Генри Дэвида Торо «Уолден, или жизнь в лесу». Австралийцы также решили пойти своим путем. Поскольку уход от цивилизации здесь вначале осуществлялся в основном в направлении морских и океанских побережий - его стали называть «морская смена». Впрочем, многих из первых «пляжных» дауншифтеров постигла та же участь, что и «беженцев» в индийское Гоа. Бывшие вначале уединенными и лишенными благ цивилизации, с ростом населения эти места стали окультуриваться, обрастать бизнесом и инфраструктурой. И то, от чего бежали первопоселенцы, настигло их и здесь. Поняв, что места с привлекательной природой по мере обрастания внешними связями непременно поглощаются цивилизацией, они стали использовать другие стратегии: вначале уход в деревню и лес, а чуть позже – уход в горы.
Не удивительно, что дауншифтинг распространен в наиболее развитых странах. Куда дальше упрощать жизнь тому же зимбабвийскому или тайскому крестьянину? В новейшей истории Запада идеологическую основу дауншифтинга составила вначале философия хиппи, затем - книги канадца Дугласа Коупленда «Поколение X» и американца Джона Дрейка «Дауншифтинг, или Как работать меньше и больше наслаждаться жизнью». Нельзя сказать достоверно -повлияли ли эти книги на массовый исход из городов, или просто попали на благодатную почву - но число дауншифтеров в индустриальных державах растет с каждым годом.
В США и Европе наиболее популярными вариантами дауншифтинга являются: уход с работы (в их числе - и переезд в сельскую местность, и переход в сферу удаленной работы), переход на работу с сокращенным рабочим днем (в том числе - с меньшей почасовой оплатой), изменение сферы деятельности. Основные посылки - снижение социальной нагрузки, уменьшение потребления материальных благ, переход к более экологическому образу жизни (включая органическое земледелие, сокращение отходов и охрану окружающей среды). Австралийцы же более ориентированы на реальное бегство из крупных населенных пунктов в сельскую местность, или вообще - в дикую природу.
Впечатляет и порядок цифр: в США процент дауншифтеров всех форм за последние 10 лет составляет 19% от численности населения, за тот же период в Европе и Австралии - 25%. И это при том, что по статистике 50% «беженцев» из города в течение последующих 5 лет возвращаются обратно. Были попытки объяснить рост миграции увеличением количества людей преклонного возраста, которым уже некуда стремиться в рамках мегаполиса. Однако большая часть, дауншифтеров - люди до 50 лет, что по западным меркам - период делового расцвета. Даже в приверженной к патриархальным ценностям Японии с традиционным культом труда количество потенциальных дауншифтеров находится на американо-европейском уровне - около 20%. Другое дело, что в стране серьезная проблема со свободной землей, а эмигрировать японцы не любят.

Кризис и «уклонисты»

Поскольку ухудшение экономического положения особенно сказывается на уровне жизни средних и бедных слоев населения в странах «золотого миллиарда», здесь растет и число дауншифтеров. Англичанка Трейси Смит даже основала в 2003 году ежегодную Международную неделю дауншифтинга. При этом - пропорция достаточно четкая: чем хуже положение дел, тем больше белых и синих воротничков покидают города. Сейчас в Европе наибольшее количество переездов в сельскую местность наблюдается в Испании, Италии, Франции. Всего, по оценочным данным, общее число дауншифтеров в Западной Европе -порядка 12 млн.
Особняком стоит США - с виду благополучное, здешнее общество на самом деле пребывает в стрессовом состоянии. Самая больная проблема - недвижимость. Американцы по инерции с «жирных» 1960-х годов никак не могут отвыкнуть жить в кредит. В период же кризисов им приходится становиться дауншифтерами против своей воли. Сейчас каждый месяц банки Америки аннулируют право выкупа закладной (при этом дом автоматически переходит в собственность финучреждения) на 250-300 тысяч домовладений. В зоне риска находится порядка 30% всех частных домов США - сумма ипотеки, которую нужно выплатить по ним, превышает стоимость самой недвижимости. Почти наверняка эти кредиты не будут выплачены - хозяевам приходится выбирать между репутацией добросовестного заемщика и оставшимся имуществом. Поэтому многие американцы, понимая, что ипотеку уже не погасить, спасают хоть что-то. У кого-то остается достаточно средств (особенно если есть работа), чтобы нанять жилье, кто-то осознанно выбирает «простую жизнь», третьим - просто некуда деваться.

Постсоветский дауншифтинг

По сути, первым «классическим» дауншифтером в Российской Империи был Лев Толстой, который употреблял собственный термин - «опрощение», означающий практически то же самое, что и импортное слово, появившееся гораздо позже. В советские годы из города в деревню было принято переезжать только по партийному заданию, а за границу - под присмотром КГБ, поэтому база для формирования философии дауншифтинга (даже до появления самого термина) развивалась в среде хиппи, творческой интеллигенции и прочих неформалов. С развалом Союза и открытием границ появилась тяга к переезду на теплые побережья государств Юго-Восточной Азии, где можно круглый год обойтись без жилья, есть «ничейные» фрукты-ягоды, а большинство продуктов и товаров стоят копейки даже по сравнению с родными местами.
Однако к началу 2000-х годов стало появляться все больше сторонников собственно «опрощения» - переезда в сельскую или лесную местность, употребления в пищу продуктов собственного производства, и, конечно - минимизации влияния на жизнь индивидуума социума и государства. Наиболее яркий пример этого направления - один из первых российских мультимиллионеров Герман Стерлигов. Справедливости ради, следует отметить, что его путь к дауншифтингу был в значительной степени вынужденным. После неудачи с попыткой претендовать на президентский пост в России в 2004 г. бизнесмен оказался на мели, и был вынужден уехать на родину матери, в Можайский район. Его пример может послужить наукой начинающим дауншифтерам, которые не вполне четко представляют себе реальное положение дел - когда вначале семья Стерлиговых построила роскошный особняк в глубинке, он был сожжен завистливыми соседями. Отшельники восприняли урок, и живут теперь в достаточно скромной усадьбе.
В последнее десятилетие увеличилось количество как самих желающих покинуть городскую суету, так и различных идеологических, культурных течений, исповедующих принцип единения с природой. Это и сторонники родовых поместий и экопоселений, различные ведические течения, иногда - откровенные секты. При этом концепция - у каждого своя: кто-то стремится оборудовать новое место жительства с возможно большим комфортом, кто-то - в принципе стремится максимально отдалиться от цивилизации, быть независимым от внешних источников энергии и пищи. Есть и отдельные личности, которые не засоряют себе голову сложными концепциями, а просто собирают нехитрые пожитки - и уезжают в глушь. В России один из наиболее ярких примеров - Виктор Сергиенко, более известный как Кошастый. Время от времени бывший программист находит время, отвлекается от своей новой крестьянской жизни, и публикует материалы о ней на своем сайте.Источник: "Интересная газета. Special" №9 2013 г.
Опубликовано 29 октября 2013 | Комментариев 0 | Прочтений 4418

Ещё по теме...
Добавить комментарий