Не Мона и не Лиза
Не Мона и не Лиза

В мае 1513 года под именем Льва X на папский престол был избран Джованни - сын Лоренцо Великолепного Медичи, знаменитого флорентийского общественного деятеля и покровителя искусств. Непосредственным покровителем Леонардо, приехавшего по этому случаю в Рим из Милана, стал младший брат папы герцог Джулиано Медичи, который захотел иметь портрет своей давнишней любовницы Пачифики Брандано, имевшей от него ребенка. В итоге двухлетней неспешной работы стало видно, что получилось выдающееся произведение искусства. Но тут вмешалась политика - для укрепления дружбы с Францией состоялась женитьба герцога Джулиано на французской принцессе Филиберте Савойской. И поэтому, не желая афишировать перед женой свои добрачные связи, заказчик не смог принять портрет своей содержанки. Более того, здоровье Джулиано скоро после свадьбы пришло в полный упадок и умирающий герцог оставил практически законченный портрет художнику в качестве вознаграждения за хорошую работу. Когда в 1516 году «божественный» Леонардо по приглашению короля Франциска I уезжал во Францию, в его багаже был и этот портрет.


А это, на самом деле, не Лиза, а Пачифика - любовница Джулиано Медичи. Фото: Сильвано Винчети


Поклонник великого прославленного художника французский король окружил его почетом и вниманием, предоставив ему замок Клу на берегу Луары вблизи королевской резиденции Амбуаз. Леонардо проектировал пышные празднества, новый королевский дворец, канал между реками и продолжал работать с картинами, которые привез из Рима. Наибольшее время он уделял портрету Пачифики, притягивавшего его, как магнит. Как-то его посетил кардинал Арагонский. Секретарь кардинала скрупулезно записал, что мастер показал три совершенные картины: "одну с натуры некой флорентийской дамы, сделанной по просьбе сына покойного Лоренцо Великолепного, другую - изображение юного Иоанна Крестителя, а также Мадонну с младенцем". После смерти мастера Франциск I получил портрет дамы. В королевском каталоге 1692 года картина имела имя "Портрет придворной дамы с вуалью из кисеи".


Голову женщины на портрете покрывает вуаль. Так почемубы не считать, что это тот самый "Портрет придворной дамы с вуалью из кисеи"? Фото: Сильвано Винчети


Вуаль на голове дамы была траурной в память о рано умершем муже – испанском дворянине Брандано. Статус вдовы ее совсем не смущал: она имела веселый нрав и приятные внешние данные, поэтому была украшением любой компании. Правда, далеко не всем она нравилась, особенно на портрете Леонардо в окружении сурового неземного пейзажа. Многим и при ее жизни, и уже в наше время она кажется подобием сирены, поющей волшебные песни и забирающей жизнь своих поклонников. Так и в жизни все, кто близко соприкасался с этой роковой дамой – муж Брандано, любовник Джулиано, сын Ипполито – умерли молодыми. Да и сам Леонардо, как только с ней встретился, стал резко терять здоровье. Отъезд во Францию не исправил ситуацию – продолжение работы над роковым портретом делало свое черное дело и через три года художник закончил свой земной путь.
Надо отдать шедевру титана Возрождения должное. Вовсе не красотой блещет эта совсем не юная женщина. И вовсе не ее странная, косая улыбка выделяет этот портрет среди многих других. Уникальная особенность портрета заключена в том, что красками на доске передан не только облик физического тела, но и ее сокровенная сущность – ее душа с роковыми особенности. Именно это делает портрет Пачифики живым существом, до сих пор воздействующим на подсознание людей, пытающихся разгадать ее тайну. Поэтому загипнотизированным она представляется идеалом женщины или даже Мадонной, а не поддающиеся гипнозу видят ее злым созданием, забирающим здоровье своих поклонников.
Недаром роковой портрет неоднократно подвергался нападениям вандалов. А однажды он даже был украден и только через два года возвратился на место, причем это происшествие невероятно возвысило авторитет картины. Но еще задолго до этого в общественном сознании возникла аберрация относительно того, кто здесь изображен. Иначе невозможно объяснить, с чего это вдруг "Портрет придворной дамы с вуалью из кисеи» получил совсем другое название, прикрывшись именем добропорядочной г-жи Лизы. Ведь абсолютно никаких реальных оснований для этого нет. Многие исследователи искусства категорически отвергают нынешнее название этого портрета. Наиболее правдоподобна версия Пачифики Брандано, в свое время выдвинутая Карло Педретти, которой придерживается и автор этой статьи. Эта версия не единственная. Есть предположения о том, что моделью знаменитого портрета была Констанца д”Авалос, Катерина Сфорца или даже сам Леонардо в женском обличии. Но у всех этих версий гораздо меньше оснований.

Что делать дальше?

Теперь представим себе, что итальянские исследователи нашли череп г-жи Лизы Джокондо, а реконструкторы синтезировали ее лицо в трехмерном виде. Но это лицо нужно оформить, по крайней мере, в двух видах – в виде кудрявой эрмитажной Коломбины и в виде луврской Джоконды с прямыми волосами и выбритыми бровями. (Интересно, не могут ли генетики определить, какие волосы были у г-жи Лизы - кудрявые или прямые?) И при этом не забыть наложить вуаль. А специально для любителей трансвеститов синтезированное лицо можно оформить в виде молодого Леонардо да Винчи. Даже не представляю себе, каких высот достигнут ставки на тотализаторах…
На кого же лицо будет похоже больше всего? По моему мнению, наилучшее совпадение следует ожидать с Коломбиной. Но здесь есть проблема. В свое время в Эрмитаже перенос красочного слоя Коломбины с доски на полотно был выполнен не очень качественно. Возможные из-за этого геометрические искажения подлинника могут помешать достоверно определить степень ее корреляции с синтезированным лицом г-жи Лизы.


Череп госпожи Лизы, возможно, уже найден. На фото: останки, извлеченные из захоронения в монастыре Святой Урсулы. Фото: Сильвано Винчети


Тем не менее, нужно двигаться в выбранном направлении и решать проблемы по мере их возникновения. А археологам, генетикам и реконструкторам остается пожелать скорейшего завершения работы. Ведь многие любители изобразительного искусства ждут результата с нетерпением. И еще нужно заметить, что сотрудникам Лувра нечего опасаться необходимости изменения подписи под портретом Джоконды. Ведь независимо от этого Лувр был и остается держателем совершенно уникального в мире художественного произведения, которому титан Возрождения придал рекордные по энергии свойства живого существа. Автор: С.Смирнов
Источник: Комсомольская правда
Опубликовано 22 августа 2013 | Комментариев 0 | Прочтений 5396

Ещё по теме...