Не Мона и не Лиза
На знаменитом портрете работы Леонардо да Винчи изображена совсем другая женщина - любовница герцога Медичи.
Итальянские археологи, проводившие раскопки в заброшенном флорентийском монастыре Святой Урсулы, нашли несколько женских скелетов. Не исключено, что один из них принадлежит Лизе Герардини, похороненной здесь в 1542 году. Той самой Лизе, жене Франческо дель Джокондо, с которой Леонардо да Винчи в свое время писал портрет.
Для идентификации скелетов был также вскрыт семейный склеп Джокондо, откуда будут взяты генетические материалы останков сына Лизы - Пьеро. Сравнение генных характеристик Пьеро c соответствующими характеристиками женских скелетов, найденных в монастыре, позволит выявить останки его матери.
Если среди останков будет найден череп, то окажется возможным реконструировать лицо Лизы. И тогда, возможно, будет решен вопрос: действительно ли с нее Леонардо написал, наверное, самый знаменитый портрет, украшающий ныне Лувр. Однако результат исследования может быть самым неожиданным. Например, выяснится, что настоящая Лиза Джокондо изображена совсем на другом портрете работы Леонардо.
Раскопки в монастыре Святой Урсулы. Фото: Сильвано Винчетти
Госпожа Джокондо
Прежде, чем говорить о портрете Лизы, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, определимся с ее социальным статусом. Лизин муж был вполне обеспеченным и уважаемым человеком и обращаться к его жене следовало «monna Lisa», то есть «госпожа Лиза». Так оно и пишется в солидных изданиях на итальянском и французском языках. Раньше так же писалось и на русском языке. Но постепенно русские (и американцы тоже) почемуто сократили одну буква «n» и получилось «мона/mona». Такое слово в итальянском языке тоже есть и означает оно, извините за выражение, «женский половой орган». Вот какой получился казус от сокращения одной буквы! Поэтому если мы не хотим оскорблять память весьма достойной женщины, то от слова «мона/mona» в данном контексте следует навсегда отрешиться и по-русски следует писать «монна Лиза». Или, что логичнее, «госпожа Лиза».
Итак, когда госпожа Лиза родила второго сына (всего у нее было 6 детей), был куплен новый дом. Леонардо да Винчи, который в то время жил во Флоренции уже имел репутацию корифея. Он взялся написать портрет хозяйки дома, которой в то время было 24 года.
Леонардо выполнил заказ и в 1506 году уехал в Милан. Когда в 1550 году художник и историк искусств Джоджо Вазари (1511-1574) опубликовал свой труд, посвященный истории искусства, в разделе «Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора» об этой картине написал так: «Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, монны Лизы… Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. … В этом портрете Леонардо была улыбка, настолько приятная, что он казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной».
Глубина впечатления Вазари от портрета наводит на мысль, что он видел портрет своими глазами. И действительно, между 1524 и 1537 годами он несколько лет жил и работал во Флоренции. Поэтому у него была возможность видеть портрет госпожи Лизы и общаться с ней самой, так как она ушла в монастырь Святой Урсулы только в 1538 году.
Также ясно, что когда в 1516 году Леонардо навсегда уезжал во Францию, увозя с собой несколько картин, среди них никак не могло быть портрета г-жи Лизы. И только к моменту написания «Жизнеописания…» (1546-47 гг.) портрет уже находился в коллекции короля Франции Франциска I. Вазари писал свой труд, когда со дня смерти Леонардо не прошло и 30 лет и были живы прямые свидетели жизни великого флорентийца. Поэтому достоверность слов Вазари не может вызывать никаких сомнений. В частности, после встречи в 1566 году с Франческо Мельци - учеником и наследником Леонардо, Вазари внес во второе издание своего труда правки, но описание истории создания портрета госпожи Лизы не было затронуто.
Вазари не описал сюжет, поразившего егопортрета. Но это можно восстановить из других источников. Художник и историк искусства Джованни Паоло Ломаццо в 1584 году издал «Трактат об искусстве живописи», в котором с учетом сведений, полученных от Франческо Мельци, указал, что портрет Лизы Джокондо Леонардо написал в виде весны. В то время был популярен сюжет картин, на которых изображалась молодая красивая женщина в костюме богини весны и юности Флоры - с цветами и с наполовину обнаженной грудью. Эти картины имеют разные названия - "Флора", "Весна" и др. Но главное свойство, отличающее творение Леонардо от других картин на такой сюжет, это – чудесное качество его живописи.
Другое свидетельство дал священник Пьер Дан, который после осмотра в Фонтенбло одной из леонардовых работ в 1642 году прямо записал, что на этом чуде живописи изображена не куртизанка (такое впечатление могло возникать из-за наполовину обнаженной груди), а вполне добродетельная монна Лиза Джокондо.
В 1651 году французский исследователь дю Френ предварил издание Леонардовского «Трактата о живописи» кратким жизнеописанием автора и его творений, в котором он пишет: «Не следует опускать и Флору, написанную с удивительной прелестью и имеющую действительно божественный облик, которая хранится в Париже и находится в руках частного лица».
Позже эта картина переместилась в галерею нидерландских королей. В 1769 году в каталоге аукциона в Париже одна из картин с таким сюжетом была прямо названа произведением Леонардо да Винчи и "Джокондой".
В музеях мира есть несколько подобных произведений, но наиболее совершенной из этого ряда является картина под каталожным именем "Винчи (Леонардо да). Коломбина", приобретенная в 1850 году для петербургского Эрмитажа при распродаже собрания нидерландского короля Вильгельма. Никаких сомнений относительно автора у смотрителя картинной галереи Эрмитажа Ф.Бруни и других специалистов не было. А с учетом мнения Джованни Паоло Ломаццо, Франческо Мельци и Пьера Дана, получается, что это и есть настоящий портрет Лизы Джокондо. Глубокое исследование, проведенное известным искусствоведом Матвеем Гуковским, подтвердило такой вывод.
"Коломбина" из Эрмитажа: возможно, что именно так выглядела Лиза Джокондо. Фото: Соцсети
Изображенной женщине действительно свойственна удивительная прелесть и божественный облик. Она молода, красива и вполне соответствует каноническому виду богини весеннего расцвета природы. Она сама подобна цветкам коломбины, которые держит в руках. Было только единственное сомнение - на обороте была надпись на греческом языке: Франческо Мельци. Но эту надпись не видел ни Вазари, ни Ломаццо, ни Дан, а увидели ее только в XVIII веке. Значит, эту надпись через два века сделал неискушенный перекупщик картин. Ныне настоящий портрет монны Лизы Джокондо работы Леонардо да Винчи находится в петербургском Эрмитаже. Наверное, картина ждет своего звездного часа, когда наступит прояснение в мозгах людей.
Чей портрет находится в Лувре?
Леонардо да Винчи сильно удивился бы, узнав, что через несколько веков после создания этот женский портрет, являющимся жемчужиной Лувра, многие люди станут называть Джокондой. Он бы объяснил, что на самом деле портрет им написан в Риме по заказу Джулиано Медичи и писал его с совсем другой женщины.
Итальянские археологи, проводившие раскопки в заброшенном флорентийском монастыре Святой Урсулы, нашли несколько женских скелетов. Не исключено, что один из них принадлежит Лизе Герардини, похороненной здесь в 1542 году. Той самой Лизе, жене Франческо дель Джокондо, с которой Леонардо да Винчи в свое время писал портрет.
Для идентификации скелетов был также вскрыт семейный склеп Джокондо, откуда будут взяты генетические материалы останков сына Лизы - Пьеро. Сравнение генных характеристик Пьеро c соответствующими характеристиками женских скелетов, найденных в монастыре, позволит выявить останки его матери.
Если среди останков будет найден череп, то окажется возможным реконструировать лицо Лизы. И тогда, возможно, будет решен вопрос: действительно ли с нее Леонардо написал, наверное, самый знаменитый портрет, украшающий ныне Лувр. Однако результат исследования может быть самым неожиданным. Например, выяснится, что настоящая Лиза Джокондо изображена совсем на другом портрете работы Леонардо.
Госпожа Джокондо
Прежде, чем говорить о портрете Лизы, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, определимся с ее социальным статусом. Лизин муж был вполне обеспеченным и уважаемым человеком и обращаться к его жене следовало «monna Lisa», то есть «госпожа Лиза». Так оно и пишется в солидных изданиях на итальянском и французском языках. Раньше так же писалось и на русском языке. Но постепенно русские (и американцы тоже) почемуто сократили одну буква «n» и получилось «мона/mona». Такое слово в итальянском языке тоже есть и означает оно, извините за выражение, «женский половой орган». Вот какой получился казус от сокращения одной буквы! Поэтому если мы не хотим оскорблять память весьма достойной женщины, то от слова «мона/mona» в данном контексте следует навсегда отрешиться и по-русски следует писать «монна Лиза». Или, что логичнее, «госпожа Лиза».
Итак, когда госпожа Лиза родила второго сына (всего у нее было 6 детей), был куплен новый дом. Леонардо да Винчи, который в то время жил во Флоренции уже имел репутацию корифея. Он взялся написать портрет хозяйки дома, которой в то время было 24 года.
Леонардо выполнил заказ и в 1506 году уехал в Милан. Когда в 1550 году художник и историк искусств Джоджо Вазари (1511-1574) опубликовал свой труд, посвященный истории искусства, в разделе «Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора» об этой картине написал так: «Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, монны Лизы… Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. … В этом портрете Леонардо была улыбка, настолько приятная, что он казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной».
Глубина впечатления Вазари от портрета наводит на мысль, что он видел портрет своими глазами. И действительно, между 1524 и 1537 годами он несколько лет жил и работал во Флоренции. Поэтому у него была возможность видеть портрет госпожи Лизы и общаться с ней самой, так как она ушла в монастырь Святой Урсулы только в 1538 году.
Также ясно, что когда в 1516 году Леонардо навсегда уезжал во Францию, увозя с собой несколько картин, среди них никак не могло быть портрета г-жи Лизы. И только к моменту написания «Жизнеописания…» (1546-47 гг.) портрет уже находился в коллекции короля Франции Франциска I. Вазари писал свой труд, когда со дня смерти Леонардо не прошло и 30 лет и были живы прямые свидетели жизни великого флорентийца. Поэтому достоверность слов Вазари не может вызывать никаких сомнений. В частности, после встречи в 1566 году с Франческо Мельци - учеником и наследником Леонардо, Вазари внес во второе издание своего труда правки, но описание истории создания портрета госпожи Лизы не было затронуто.
Вазари не описал сюжет, поразившего егопортрета. Но это можно восстановить из других источников. Художник и историк искусства Джованни Паоло Ломаццо в 1584 году издал «Трактат об искусстве живописи», в котором с учетом сведений, полученных от Франческо Мельци, указал, что портрет Лизы Джокондо Леонардо написал в виде весны. В то время был популярен сюжет картин, на которых изображалась молодая красивая женщина в костюме богини весны и юности Флоры - с цветами и с наполовину обнаженной грудью. Эти картины имеют разные названия - "Флора", "Весна" и др. Но главное свойство, отличающее творение Леонардо от других картин на такой сюжет, это – чудесное качество его живописи.
Другое свидетельство дал священник Пьер Дан, который после осмотра в Фонтенбло одной из леонардовых работ в 1642 году прямо записал, что на этом чуде живописи изображена не куртизанка (такое впечатление могло возникать из-за наполовину обнаженной груди), а вполне добродетельная монна Лиза Джокондо.
В 1651 году французский исследователь дю Френ предварил издание Леонардовского «Трактата о живописи» кратким жизнеописанием автора и его творений, в котором он пишет: «Не следует опускать и Флору, написанную с удивительной прелестью и имеющую действительно божественный облик, которая хранится в Париже и находится в руках частного лица».
Позже эта картина переместилась в галерею нидерландских королей. В 1769 году в каталоге аукциона в Париже одна из картин с таким сюжетом была прямо названа произведением Леонардо да Винчи и "Джокондой".
В музеях мира есть несколько подобных произведений, но наиболее совершенной из этого ряда является картина под каталожным именем "Винчи (Леонардо да). Коломбина", приобретенная в 1850 году для петербургского Эрмитажа при распродаже собрания нидерландского короля Вильгельма. Никаких сомнений относительно автора у смотрителя картинной галереи Эрмитажа Ф.Бруни и других специалистов не было. А с учетом мнения Джованни Паоло Ломаццо, Франческо Мельци и Пьера Дана, получается, что это и есть настоящий портрет Лизы Джокондо. Глубокое исследование, проведенное известным искусствоведом Матвеем Гуковским, подтвердило такой вывод.
Изображенной женщине действительно свойственна удивительная прелесть и божественный облик. Она молода, красива и вполне соответствует каноническому виду богини весеннего расцвета природы. Она сама подобна цветкам коломбины, которые держит в руках. Было только единственное сомнение - на обороте была надпись на греческом языке: Франческо Мельци. Но эту надпись не видел ни Вазари, ни Ломаццо, ни Дан, а увидели ее только в XVIII веке. Значит, эту надпись через два века сделал неискушенный перекупщик картин. Ныне настоящий портрет монны Лизы Джокондо работы Леонардо да Винчи находится в петербургском Эрмитаже. Наверное, картина ждет своего звездного часа, когда наступит прояснение в мозгах людей.
Чей портрет находится в Лувре?
Леонардо да Винчи сильно удивился бы, узнав, что через несколько веков после создания этот женский портрет, являющимся жемчужиной Лувра, многие люди станут называть Джокондой. Он бы объяснил, что на самом деле портрет им написан в Риме по заказу Джулиано Медичи и писал его с совсем другой женщины.
Опубликовано 22 августа 2013
| Комментариев 0 | Прочтений 5396
Страница 1 из 2: 2
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: