Ибога: очистись от грехов и возродись!
Ибога: очистись от грехов и возродись!
В глубине тропических джунглей Центральной Африки живет племя бабонго, которое практикует удивительный обряд.
Бдити - так называется религиозный культ, основанный на использовании галлюциногенных растений. Наркотик сначала вызывает рвоту и таким образом очищает тело человека от греха. Затем приходят видения. Растение и сам обряд называются ибога. Бабонго верят, что во время ибоги душа покидает тело и может говорить с духами животных и растений. Ибога позволяет взглянуть на самого себя извне. Через несколько дней после обряда человек приходит в себя и перерождается для новой жизни. Перерождение опасно. Случалось, люди умирали, сердце не выдерживало воздействия сильного наркотика.
Исследователь экзотических племен английский антрополог Брюс Перри предпринял путешествие в Центральную Африку, чтобы на себе испытать действие ибоги. Нужно отдать должное мужеству этого человека, ведь от деревень бабонго два дня пути до населенного пункта, где, в случае чего, можно получить медицинскую помощь. Однако Перри убежден, что единственный способ узнать другую культуру - это пожить жизнью детей природы, на время стать человеком племени.
Либревиль - столица Габона. Это современный город, разбогатевший благодаря добыче нефти и продажи древесины из обширных лесов на берегах Оговв. В Либревиле расположено несколько церквей бдити. Здесь после захода солнца верующие принимают ибогу, бьют в барабаны и кружатся в неистовом танце ночь напролет.
Бдити - одна из официальных религий Габона, ее исповедует около трети населения. Она смешалась с католицизмом. В обряде ибоги присутствуют элементы католической мессы, а в церквях бдити - изображения Христа. Галюциногенные травы принимают, как хлеб святого причастия.
Бдити берет начало в анимистическом культе, зародившемся тысячи лет назад у лесных народов. В глубине джунглей на юге страны живет племя бабонго, практикующее древний анимистический культ в том виде, каким он был изначально. Восемьдесят процентов территории Габона занимают джунгли. Хотя лес интенсивно вырубается, территорию бабонго пока еще не затронули. Они живут так, как жили их предки. Путь к бабонго из Либревиля по сносным дорогам занимает два дня. Перри и его съемочная группа преодолели это расстояние на джипе. Цель исследователей - деревня Мококо. В 2002 году президент Габона объявил, что будущее страны зависит от экотуризма, и сразу было создано 13 национальных парков. Мококо находится на границе одного из таких парков. После тряски на джипе антропологу и его помощникам пришлось еще сутки продираться сквозь густые джунгли.
Раньше бабонго не совсем верно называли пигмеями. Такое название отражает пренебрежительное отношение граждан Габона к этому племени. Традиционно это кочевое племя охотников и собирателей, живущее в лесу. Они считаются первыми жителями Центральной Африки. В наши дни бабонго не просто найти свое место е африканском обществе. Соседи считают, что они недалеко ушли от животных. Соседние племена боятся бабонго: благодаря знанию свойств трав и деревьев они слывут могущественными колдунами.
Люди племени невысокого роста. Вместо одежды у них куски ткани, у некоторых - футболки и шорты, купленные у лесозаготовителей, В последние десятилетия бабонго занимаются земледелием, выращивают маниоку, кукурузу и картофель на небольших, расчищенных от леса участках. Они выкуривают из нор броненосцев, ловят змей, ставят силки на мелких грызунов. Бабонго собирают мед лесных пчел. В их рационе не хватает углеводов, поэтому мед для них очень ценный продукт.
Перри прибыл к бабонго в надежде, что его посвятят в древний культ бдити. В Мококо белых людей встретили барабанным боем. Таким образом жители деревни призывали лесных духов макои. Макои одновременно злобные и милостивые существа. Они должны дать разрешение на присутствие в Мококо белых людей. Пока мужчины с раскрашенными глиной телами били в барабаны, Перри и его помощники ожидали на краю деревни. Наконец один из старейшин подошел к Перри и объявил через переводчика, что макои согласились на присутствие чужих людей в деревне.
Мужчины племени построили хижину, которая называется туди. Туди представляет собой каркас из веток, на который набросаны большие плоские листья, не пропускающие капли дождя. Строительство такой хижины занимает всего несколько часов, что очень удобно для кочующего племени. Новая туди предназначалась Перри. Чтобы хижина не развалилась, нужно было вновь умилостивить лесных духов. Для этого мужчины раскрасили тела разноцветной глиной и исполнили вокруг туди ритуальный танец.
На следующий день в Мококо случилось несчастье - умерли два человека. Осенью в этой части континента часто гремят жестокие грозы. Из-за удара молнии погибли женщина и ребенок. Ужасные вопли возвестили об этом. Все женщины деревни вышли из хижин и рвали на себе волосы. Дети погибшей женщины от горя катались по земле.
Бабонго верят, что дух мертвого может остаться в деревне и причинить вред живым, поэтому нужно изгнать его. Женщины обмыли тела погибших и завернули в ткань, а мужчины отнесли их на кладбище в лес. После захода солнца начался обряд изгнания душ. На площади посередине деревни жители развели большой костер. Мужчины и женщины сели на землю в большой круг и начали передвигаться по его периметру, выкрикивая; "И-у-у! И-у-у!" Как выяснил Перри, это восклицание означает: "Прочь, прочь!" Так бабонго обычно прогоняют души мертвых.
Мококо расположена на 160 километров южнее экватора. Здесь жарко и влажно, кишмя кишат насекомые. В лесу можно подхватить малярию, ведь мошки являются переносчиками лихорадки. Перри и его спутникам пришлось тяжело.
Вскоре после прибытия английский антрополог увидел растение ибога. Это кусты высотой около двух метров с большими листьями. Бабонго специально выращивают их. Обряд ибога не для слабонервных. Его проводят в специальной хижине, которая повторяет строение человеческого тела. Резной стол символизирует физическую сущность человека, а огороженная часть в глубине хижины - духовную.
Туда имеют право зайти только посвященные. Перри предстояло пройти посвящение. Однако перед этим ему следовало узнать секреты охотников.
Бабонго используют отравленные стрелы. От бамбукового стебля отламывают щепки, их обтачивают, заостряют наконечник. Чтобы получить яд, семена дерева со-ги растирают речной ракушкой и добавляют воду, затем осторожно втирают яд в наконечники для стрел. На вопрос Брюса о силе яда, Мамбе - его духовный наставник из племени - ответил, что яд может убить человека мгновенно.
Отравленные стрелы выпускают из небольшого лука. Ценной дичью считаются обезьяны. Животных приманивают, подражая их крикам. Охотникам, среди которых был и Брюс, удалось убить лишь одну обезьяну. Зато рыбы добыли в изобилии - ее бабонго ловят в реке голыми руками. Охотникам удалось также полакомиться в лесу съедобными сладкими плодами.
После охоты старейшины деревни решили, что для Брюса пришло время посвящения в древнюю веру племени. Бабонго до этого ни разу не посвящали белого человека, поэтому боялись передозировки наркотика. Мамбе предупредил англичанина:
- Белый человек, если ты колдун, то ибога обязательно убьет тебя. Лучше признайся в этом сразу! Перри заверил духовного учителя, что он не колдун.
Мужчины деревни поочередно дотронулись до лба Перри, затем его язык прокололи иголкой. Наконец, новичку дали размятые листья ибоги, перемешанные с лесным медом. Вся деревня сопровождала обряд пением.
После листьев Перри отведал корни растения. Корень ибоги содержит алкалоиды, которые и вызывают галлюцинации. Бабонго полагают, что ибога навсегда меняет личность человека, прошедшего обряд.
Корень оказался страшно горьким, и Перри с трудом удалось проглотить его. В желудке заурчало, по спине поползли мурашки. Через шесть часов началась сильная рвота. Антрополог ощущал кипение крови в жилах, ему казалось, что он умирает. Мамбе дал ученику еще ибоги.
После этого Брюс вошел в священную хижину и сразу же увидел перед собой множество разноцветных шаров и какие-то загадочные фигуры. Пришли воспоминания детства. Перри ощутил, что его душа вышла из тела.
На следующее утро началась вторая часть посвящения. Мужчины племени повели белого человека к реке. Возглавлял процессию духовный наставник Брюса - Мамбе. Перри прополз сквозь сплетенный из веток узкий тоннель. Это означало, что он родился заново. "Новорожденного" обмыли водой с листьями ибоги и принесли на руках в деревню, идти он уже не мог, Брюса посадили рядом с хижиной и заставили отведать еще ибоги. В результате он стал видеть все, словно сквозь дымку. Вокруг неистово-плясали жители деревни. Их тела были разрисованы специальными узорами.
Заключительная часть посвящения началась ночью. Мужчины танцевали с факелами и призывали духов из ночной тьмы. Макои явились проверить, к какому племени принадлежит Брюс, а затем дали ему новое имя - Впаханга, что значит Синяя звезда. Теперь он получил право сидеть на одной скамье вместе с мужчинами племени и есть вместе с ними. К утру Брюс впал в забытье и пришел в себя только через сутки.
На родину бесстрашный исследователь вернулся полностью обновленным, как ему и обещали его новые друзья бабонго.Автор: И.Рыбаков
Источник: "Интересная газета. Магия и мистика" №9 2013 г.
Опубликовано 18 июня 2013 | Комментариев 0 | Прочтений 6803

Ещё по теме...
Добавить комментарий