Супермарафонцы по капризу природы
Супермарафонцы по капризу природы
На севере Мексики живет племя индейцев, отличающихся невероятной выносливостью.
О загадочном племени индейцев тараумара стало известно на Западе лишь в конце XIX века. По случайному совпадению в это время вся Европа с восхищением говорила о первых спортсменах-марафонацах, пробежавших 42 километра на первых Олимпийских играх в Афинах в 1896 году. По единодушному мнению ученых-медиков, это был предел человеческих возможностей.
Но они ошибались. В глухой горной местности на севере Мексики норвежский путешественник Карл Лумхольтц наблюдал поразительные состязания босоногих бегунов на куда более длинные дистанции.
«Две индейские команды «самых сильных ног» легкой рысцой бежали по гигантскому, петлявшему между горными склонами кругу, подбрасывая пальцами босых ног деревянный мячик, - рассказывал он. - Час за часом, упорно и неутомимо, бежали они весь день, не останавливаясь ни на минуту. Я поразился тому, сколько силы и выносливости было в этих худощавых смуглых бегунах. Позади уже осталось 80, 90, наконец, 100 (!) километров, а индейский «супермарафон» все не прерывался. Он продолжался и ночью при свете ярко пылавших факелов, которыми размахивали болельщики, стоявшие редкой цепочкой вдоль всей «беговой дорожки».
С тех пор минуло больше века. Традиция устраивать состязания по бегу на сверхдлинные дистанции, которая переходит у тараумара из поколения в поколение, сохранилась до наших дней. Слава о супермарафонцах разошлась по всему миру. Но вот загадка необычного дара, которым наделены все без исключения мужчины тараумара, оставалась неразгаданной. Впрочем, никто всерьез и не занимался его исследованием, поскольку это 30-тысячное индейское племя живет в труднодоступной горной местности.
Предки тараумара поселились в этих негостеприимных местах отнюдь не по своей воле. Их колыбелью было Тихоокеанское побережье Мексики. Около трех тысяч лет назад, спасаясь от нападений враждебных соседей, их племя снялось с насиженных мест и пустилось в дальнее странствование на восток. На пути неприступными крепостями вставали высокие горы. Но они не смогли остановить тараумара, которые, направляемые своим верховным божеством, упорно двигались вперед по речным долинам и каменным коридорам глубоких ущелий. В конце концов они увидели скалистые склоны, изрытые пещерами. Этих естественных укрытий было так много, что хватило бы на несколько племен. Но вожди повели сородичей еще дальше, пока не вышли на зеленые равнины нынешнего мексиканского штата Чиуауа. Со временем туда начали проникать испанские конквистадоры, безжалостно убивавшие индейцев. И тараумара вернулись назад в глубину горных ущелий, поселившись в пещерах.
Сегодня в этих пещерах продолжает жить восемь тысяч человек, причем не только в сезон холодов, а круглый год. Многие индейцы до сих пор верят, будто покинуть пещеры - значит изменить заветам предков и тем самым навлечь на себя гнев богов, которые когда-то создали для своих избранников эти естественные убежища.
- Сейчас мы направляемся к одной из таких пещер, где живет семья индейца Себастьяна, - сказал Виньегас.
Примерно через час Хуан остановил джип у подножия небольшой горы, окруженной кольцом полузасохших кустов. Он осторожно раздвинул колючие ветки, и мы увидели замурованный вход.
- Тараумара не только живут в пещерах, но и хоронят в них умерших, - продолжал свой рассказ наш гид. - Причем они делают это без гроба. Покойника просто оставляют там завернутым в шкуру или одеяло. Затем вход в пещеру заделывают камнями и глиной до того дня, когда опять возникнет нужда воспользоваться семейным склепом.
Недалеко от пещеры-склепа мы увидели, как старый индеец с легкостью юноши спускался по крутой тропе между скал. Но больше всего меня поразили босые ноги старика, крепкие и мускулистые, как у молодого мужчины.
Старик был явно не расположен к разговору с иностранцами и остаток пути до своего родного очага молчал. Мы подумали, что он недоволен нашим неожиданным визитом и, чего доброго, не пустит непрошеных гостей на порог своего жилища. Но Хуан развеял наши опасения. Оказывается, тараумара вообще несклонны к пустой болтовне, каковой они считают расспросы изредка посещающих их чужестранцев.
...Нам не довелось присутствовать на традиционных состязаниях тараумара, до них оставался еще не один месяц. Но вот «дорожку», на которой они проводятся, мы осмотрели. Собственно, трассы для соревнований по бегу, как таковой, не было. Просто зарубки на деревьях да пометки на камнях и скалах обозначали 15-километровое кольцо. По нему индейцы и бегут круг за кругом. Я спросил у Хуана, сколько кругов будет пройдено на ближайших состязаниях. По его словам, это зависит от того, как договорятся сами бегуны и старейшины. Может, решат бежать четыре круга, а может, пять или шесть.
Я не удержался и вышел на трассу супермарафона, пролегающую по расчищенным лесным просекам, каменистым подъемам и спускам. Даже шагом идти по ней не слишком-то приятно: сквозь подметки ботинок я почувствовал, что под подошвой не дорожка стадиона. А ведь индейцы бегут часами, да еще подбрасывают пальцами босых ног деревянный мячик. Когда он залетает в расщелину или застревает в камнях, его нельзя доставать оттуда рукой, только ногой. Если же учесть, что вырезается он из дубового корня, то трудно представить, как супермарафонцы могут гнать его десятки километров по горным склонам. Когда тараумара спрашивают, в чем их секрет, они отвечают, что никакого секрета нет. Просто в незапамятные времена боги научили их предков устраивать такие состязания, и этот обычай передается из поколения в поколение.
Возможно, что какого-то особого секрета у тараумара действительно нет. Но загадка индейцев-супермарафонцев есть. Ведь, в отличие от западных спортсменов, они вообще не занимаются тренировками для подготовки к своим соревнованиям и тем не менее показывают фантастические результаты, о которых даже бегуны-профессионалы не смеют и мечтать.
Нашлись падкие на сенсации журналисты, которые приписали их поразительную способность пробегать многие десятки километров, не чувствуя усталости, чудодейственному напитку тесгуино, якобы придающему необыкновенную силу ногам.
Специалисты же разного профиля, на день-два приезжавшие к тараумара, выдвинули единственную версию: столь необычный дар объясняется исключительно их образом жизни. Индейцам приходится круглый год преодолевать в горах «на своих двоих» большие расстояния, и это заменяет им тренировки. Немаловажную роль играет и охотничье прошлое многих поколений тараумара. Раньше индейцы по несколько дней преследовали по пятам оленя, пока он не падал обессиленным.
Однако это объяснение не устроило сотрудника Национального института антропологии и истории Мексики Косио Ороско. Ведь в северной части горного хребта Сьерра-Мадре обитают и другие индейские племена, например те же тепеуано, соседи тараумара, ведущие такой же образ жизни. Но представители ни одного из них не могут похвастаться большими достижениями в беге на длинные дистанции.
Чтобы разгадать секрет супермарафонцев, Косио Ороско отправился к тараумара и провел там несколько месяцев, изучая их образ жизни. Но ничего особенного в нем не обнаружил. Правда, он быстро разобрался, что версия с «чудодейственным тесгуино» - чистый вымысел. На самом деле тесгуино - это кисловатый на вкус хмельной напиток из кукурузы. Тараумара пьют его только на праздники и по случаю важных событий, таких, как свадьба, рождение ребенка, похороны, сбор урожая. А перед состязаниями «самых сильных ног» бегуны не должны делать ни одного глотка тесгуино.
Решающим в подготовке к ним сами тараумара считают правильное питание. Они убеждены, что жир, картофель, яйца, мед диких пчел отяжеляют бегунов. Укрепляют же их и придают легкость бегу мясо оленя, настои трав и пиноле, кукурузная мука. Именно щепотками пиноле и теплой водой бегуны подкрепляют силы во время состязаний, задерживаясь на считанные секунды у «питательных пунктов» на трассе, где дежурят болельщики.
Но ученый Ороско понимал, что, хотя тараумара убеждены, будто все дело в правильном питании, оно не объясняет их загадочный феномен. В плане физиологии человека никакой пищевой рацион не может предотвратить появление мышечной усталости при длительной нагрузке. Однако по какой-то непонятной причине она у бегунов не появляется вопреки всем научным законам.
Подтверждением этого парадоксального факта являлись результаты проведенного ранее эксперимента. Те, кто устроил его, вовсе не пытались разгадать загадку индейских супермарафонцев, а хотели всего лишь посмотреть, смогут ли они одержать победу над натренированными по всем правилам спортсменами. Тараумара привезли в город для пробного участия в марафонском беге. Собравшиеся на стадионе зрители ожидали сенсационных рекордов. Ведь что такое для индейцев 42 километра, если у себя в горах они пробегают куда большие расстояния? Но случилось непредвиденное. Вопреки ожиданиям, первыми финишировали представители цивилизованного спорта. А тараумара от них намного отстали.
Правда, в то время как победители забега после финиша чуть ли не валились с ног, индейцы были готовы бежать еще столько же. Тогда-то и вспомнили, что писал о них норвежский исследователь Карл Лумхольтц: «Нет никакого сомнения в том, что тараумара - лучшие бегуны в мире, но не на скорость, а на выносливость. Индеец может пробежать, не останавливаясь, 170 миль. Известен случай, когда один из тараумара проделал бегом путь туда и обратно из Гуасапарес в Чиуауа, покрыв за пять дней расстояние около 600 миль. Причем все это время он питался только пиноле и водой».
Когда Ороско проанализировал все это, он сделал важное открытие: выносливость - вот в чем секрет тараумара! Если рассматривать их феномен с точки зрения физиологии, то речь идет об уникальной особенности процесса обмена веществ в организме бегунов. В клетки мышечной ткани поступают питательные вещества. Расщепляясь, они дают энергию для сокращения мышц. При этом образуются шлаки, мешающие работе клеток, которые необходимо удалять. Если шлаки накапливаются, появляется мышечная усталость, то есть снижается работоспособность мышц. И напротив, когда, несмотря на большую и длительную нагрузку, накопления шлаков не происходит, можно говорить о выносливости гладких мышц, которые непрерывно работают во время бега.
Всеми процессами в организме человека, в том числе и обменом веществ, в конечном счете управляют гены. Значит, у тараумара есть гены выносливости, которых нет у других людей. Скорее всего один из них обеспечивает очищение мышечных клеток, а другой дает организму уникальную способность синтезировать прямо из воздуха необходимые для питания тканей вещества. Хотя это кажется фантастикой, но Ороско читал, что на Востоке некоторые экстрасенсы могут делать это. Например, в ходе опытов в институте «Цинхуа» китаец Чжан Синьюй синтезировал из воздуха в своем теле молекулы различных веществ и таким образом снабжал организм энергией.
Нет сомнения, что гены выносливости могли появиться у тараумара только в результате мутации. Но что вызвало ее? Ороско долго ломал над этим голову. Ответ подсказала... индейская легенда о людях-великанах, которых заколдовали боги. Мексиканский ученый вспомнил о геопатогенных зонах, часто возникающих над разломами в структурах подстилающих скальных пород. Скорее всего ущелье, в котором живут тараумара, является геопатогенной зоной.
При длительном пребывании в таких зонах теллурическое (земное) излучение оказывает значительное воздействие на организм, вызывая различные, в том числе патологические, изменения в нем. Со временем оно вполне могло привести к генной мутации у индейцев, в результате которой они обзавелись генами выносливости. Причем тараумара чувствовали, что с ними что-то происходит, и это нашло отражение в легенде о заколдованных гигантах.
Конечно, пока это только гипотеза, объясняющая загадку племени супермарафонцев. Но Косио Ороско убежден, что, если провести анализ ДНК тараумара, гипотеза подтвердится.Автор: С.Ерефин
Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №23 2012 г.
Опубликовано 15 января 2013 | Комментариев 0 | Прочтений 6195

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия