Зашифрованная модель мироздания
Среди изображений, дошедших до нас через традиционную роспись на писанках, можно заметить и изображения женского начала. Причем довольно часто женщина-богиня либо замещается деревом, либо очень на него похожа. Стало быть, уподобление женского божества Мировому Древу означает, что эта богиня имела функции упорядочения Вселенной. Точнее, эта богиня олицетворяла закон, порядок во Вселенной и фактически являлась ее Создателем. Из славянского пантеона нам известна только одна такая богиня, которая, будучи Девой и Матерью, одновременно являлась и Создателем и Порядком. Это -богиня Лада, супруга Рода-Прародителя (чьим воплощением являлась крашенка).
Путь к храму
В славянском космогоническом мифе о божественной паре Прародителей Вселенной - Роде и Ладе важно то, как его понимали древние славяне. И в этом отношении интересно описание древнейшего храма Рода-Прародителя, о котором упоминается в книге "Промывальни золота и копи драгоценных камней", написанной в X веке Абуль-Хасаном Али аль-Масуди. Этот автор сообщает, что у славян были так называемые дома (точнее храмы), которые они почитали. Один из таких храмов величественно стоял на высокой горе, которую можно было бы причислить к высочайшим горам Мира. Этот храм был построен из красного мрамора с отделкой зеленого изумруда. Внутри здания находился огромный купол, в самой верхней части которого были сделаны отверстия, где проходили лучи восходящего солнца. В центре храма, под куполом, стояли два идола - мужчина и женщина. Части тела одного из идолов (Рода), были сделаны из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризолита, красного карбункула, желтого корналина и белого хрусталя (берилла), а голова его -из червонного золота. Другой идол был в виде девушки, ему обычно приносили жертвы и воскурения (ладана). Внутри храма на стенах были начертаны некие знаки, указывающие на будущие события, которые должны свершиться.
Если отойти от внешнего описания данного храма и обратиться к его символике, для нас откроется сакральный смысл и самой писанки. Очевидно, не случайно храм был построен на горе, ведь у многих народов древности гора считалась священным местом. Подобно Мировому Древу, Мировая Гора также отражала структуру мироздания (верхнее - мир богов; середина - мир людей; низ - подземное царство). Восхождение на гору означало восхождение в мир богов, где и находился храм. В колористике святилища преобладали красные и зеленые цвета. Напомним, что красный цвет еще с эпохи первобытности почитался священным. Это цвет человеческой крови, которая у многих древних народов считалась бессмертной субстанцией, перетекающей от пращуров к потомкам, исходя от единого источника - Первопредка. Зеленый цвет был в древности цветом живой природы, весны, то есть Лады. Впоследствии он был канонизирован церковью, и в иконописи оставил за собой прежнее значение - живой природы. Таким образом, сама цветовая символика данного храма и его расположение изначально несут в себе идею божественности мужского и женского начал, роль которых хорошо просматривается внутри храма. Так, эта божественная пара Прародителей Вселенной стояла (в облике двух идолов) под огромным куполом, напоминает яйцо. Части тела одного из идолов были разбиты на части цветовой гаммы, где каждый цвет имел свою символику. Это цветовая гамма мира, Вселенной, созданной из частей тела Рода - Прародителя.
Наряду с Родом в храме представлена и его женская ипостась (супруга) в облике молодой девушки - Лады, богини любви, весны, плодородия и всей живой природы. Она же мать богов и мать мира. Если мы еще раз обратим внимание на описание этих фигур, то увидим, что Род приносил себя в жертву, он был источником для создания Вселенной, однако роль Создателя отводилась именно женскому началу, то есть богине Ладе. Ведь именно она воссоздавала Вселенную из жертвенных частей тела Рода. Всё мироздание создавалось ее силою - силою любви. Обратите внимание на важный момент, в этом храме представлена божественная пара, но именно женскому началу приносились жертвы и воскурения (лада)ном. Так как именно от нее, Лады, подательницы земных благ, зависело, как она ими распорядится. Символику этих земных благ мы можем видеть в орнаменте писанки. Однако надо отметить, что писанка не только являлась атрибутом этой богини, но и представляла собой ее воплощение на празднике Великого дня. Мир древних славян, как и мир архаики в целом, был насыщен символикой.
Сакральный смысл праславянского мирозданий
Писанка и крашенка для древних славян были наполнены божественной сущностью, проявлявшейся в их символике. Писанка и крашенка представляли собой божественную пару Прародителей Вселенной - Рода и Ладу. Более того, они не только представляли оба этих божества, но и своей символикой, а также ролями, отведенными им в обрядах, раскрывали древние тайны мироздания, их великую историю.
Итак, крашенка являлась воплощением Рода-Прародителя, животворящего источника мироздания, Отца богов и людей, воплощения жизненной силы и энергии. Род приносил себя в жертву, и из жертвенных частей его тела создавалась Вселенная. Поэтому при разбитии крашенки (ее скорлупа разбивается на десятки частей - части тела Рода, его жертва) воспроизводится мироздание, и человек становится сопричастным этому космогоническому акту. А, причащаясь яйцом (кровью и плотью Рода), становится сопричастным божеству, Вселенной. Однако крашенка повествует также и о том, что в каждом из нас течет его (Бога Рода) кровь. Дарованная однажды человеку, она перетекает из поколения в поколение, являясь бессмертной божественной субстанцией. Неслучайно церковные писатели ХII-ХIII вв. сравнивали языческого Рода с христианским Саваофом, двух равных по могуществу божеств, с той лишь разницей, что язычники, по их мнению, ошибочно приписывают своему богу зарождение жизни и в дуновение духа в человека.
Писанка представляла собой женское начало и являлась воплощением великой богини Лады -Девы и Матери, олицетворяющей воспроизводящие силы природы.
Именно ей, хранящей в своей девственной чистоте первообраз мироздания, отводилась роль создать Вселенную из жертвенных частей тела Рода. Однако эта богиня являлась не только матерью мироздания, но и воплощала собой Лад, Порядок, Закон в этом мироздании, которому подчинены все боги и люди. Порядок, основанный не на насилии и жестокости, а на любви, гармонии и браке. Соединение в священном браке мужского и женского начал, силой любви, давало жизнь Вселенной.
Почему же писанку никогда не разбивали? Дело в том, что семантика писанки несла в себе ритуальное сообщение о мироздании и его устройстве, главной ценностью которого является жизнь. Разбивание писанки в древности приравнивалось к концу света. Так, известно, что в Древнем Египте жрецы, желавшие убить кого-либо, лепили из глины сосуд и наносили на него знаки, символизирующие здоровье, долголетие и т.д. Затем сосуд разбивали. Считалось, что вскоре после этого немилый жрецам человек должен умереть.
Писанку не разбивали. Обмениваясь писанками, люди обменивались жизненно важными сообщениями о мире и его устройстве. Сам же обмен способствовал поддержанию мирового равновесия, то есть жизни.
Таким образом, писанка и крашенка являлись своего рода зашифрованным мифом, и демонстрация этих символов на празднике Великого дня была равнозначна вести о Творении.
С приходом христианства крашенка, как символ великой жертвы Первопредка Рода, органично вписалась в новую традицию и стала символом жертвы Христа. Однако в Пасхальных обрядах она по-прежнему сохраняла в себе языческие смыслы, продолжая быть источником жизни для всего человеческого рода.
Писанка, пройдя сквозь века бок о бок с крашенкой, также вошла в христианскую традицию. Однако теперь место великой богини Девы и Матери Лады заняла Богородица Дева Мария.Автор: Я.Марковская
Источник: "Интересная газета. Невероятное" №7 2012 г.
Путь к храму
В славянском космогоническом мифе о божественной паре Прародителей Вселенной - Роде и Ладе важно то, как его понимали древние славяне. И в этом отношении интересно описание древнейшего храма Рода-Прародителя, о котором упоминается в книге "Промывальни золота и копи драгоценных камней", написанной в X веке Абуль-Хасаном Али аль-Масуди. Этот автор сообщает, что у славян были так называемые дома (точнее храмы), которые они почитали. Один из таких храмов величественно стоял на высокой горе, которую можно было бы причислить к высочайшим горам Мира. Этот храм был построен из красного мрамора с отделкой зеленого изумруда. Внутри здания находился огромный купол, в самой верхней части которого были сделаны отверстия, где проходили лучи восходящего солнца. В центре храма, под куполом, стояли два идола - мужчина и женщина. Части тела одного из идолов (Рода), были сделаны из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризолита, красного карбункула, желтого корналина и белого хрусталя (берилла), а голова его -из червонного золота. Другой идол был в виде девушки, ему обычно приносили жертвы и воскурения (ладана). Внутри храма на стенах были начертаны некие знаки, указывающие на будущие события, которые должны свершиться.
Если отойти от внешнего описания данного храма и обратиться к его символике, для нас откроется сакральный смысл и самой писанки. Очевидно, не случайно храм был построен на горе, ведь у многих народов древности гора считалась священным местом. Подобно Мировому Древу, Мировая Гора также отражала структуру мироздания (верхнее - мир богов; середина - мир людей; низ - подземное царство). Восхождение на гору означало восхождение в мир богов, где и находился храм. В колористике святилища преобладали красные и зеленые цвета. Напомним, что красный цвет еще с эпохи первобытности почитался священным. Это цвет человеческой крови, которая у многих древних народов считалась бессмертной субстанцией, перетекающей от пращуров к потомкам, исходя от единого источника - Первопредка. Зеленый цвет был в древности цветом живой природы, весны, то есть Лады. Впоследствии он был канонизирован церковью, и в иконописи оставил за собой прежнее значение - живой природы. Таким образом, сама цветовая символика данного храма и его расположение изначально несут в себе идею божественности мужского и женского начал, роль которых хорошо просматривается внутри храма. Так, эта божественная пара Прародителей Вселенной стояла (в облике двух идолов) под огромным куполом, напоминает яйцо. Части тела одного из идолов были разбиты на части цветовой гаммы, где каждый цвет имел свою символику. Это цветовая гамма мира, Вселенной, созданной из частей тела Рода - Прародителя.
Наряду с Родом в храме представлена и его женская ипостась (супруга) в облике молодой девушки - Лады, богини любви, весны, плодородия и всей живой природы. Она же мать богов и мать мира. Если мы еще раз обратим внимание на описание этих фигур, то увидим, что Род приносил себя в жертву, он был источником для создания Вселенной, однако роль Создателя отводилась именно женскому началу, то есть богине Ладе. Ведь именно она воссоздавала Вселенную из жертвенных частей тела Рода. Всё мироздание создавалось ее силою - силою любви. Обратите внимание на важный момент, в этом храме представлена божественная пара, но именно женскому началу приносились жертвы и воскурения (лада)ном. Так как именно от нее, Лады, подательницы земных благ, зависело, как она ими распорядится. Символику этих земных благ мы можем видеть в орнаменте писанки. Однако надо отметить, что писанка не только являлась атрибутом этой богини, но и представляла собой ее воплощение на празднике Великого дня. Мир древних славян, как и мир архаики в целом, был насыщен символикой.
Сакральный смысл праславянского мирозданий
Писанка и крашенка для древних славян были наполнены божественной сущностью, проявлявшейся в их символике. Писанка и крашенка представляли собой божественную пару Прародителей Вселенной - Рода и Ладу. Более того, они не только представляли оба этих божества, но и своей символикой, а также ролями, отведенными им в обрядах, раскрывали древние тайны мироздания, их великую историю.
Итак, крашенка являлась воплощением Рода-Прародителя, животворящего источника мироздания, Отца богов и людей, воплощения жизненной силы и энергии. Род приносил себя в жертву, и из жертвенных частей его тела создавалась Вселенная. Поэтому при разбитии крашенки (ее скорлупа разбивается на десятки частей - части тела Рода, его жертва) воспроизводится мироздание, и человек становится сопричастным этому космогоническому акту. А, причащаясь яйцом (кровью и плотью Рода), становится сопричастным божеству, Вселенной. Однако крашенка повествует также и о том, что в каждом из нас течет его (Бога Рода) кровь. Дарованная однажды человеку, она перетекает из поколения в поколение, являясь бессмертной божественной субстанцией. Неслучайно церковные писатели ХII-ХIII вв. сравнивали языческого Рода с христианским Саваофом, двух равных по могуществу божеств, с той лишь разницей, что язычники, по их мнению, ошибочно приписывают своему богу зарождение жизни и в дуновение духа в человека.
Писанка представляла собой женское начало и являлась воплощением великой богини Лады -Девы и Матери, олицетворяющей воспроизводящие силы природы.
Именно ей, хранящей в своей девственной чистоте первообраз мироздания, отводилась роль создать Вселенную из жертвенных частей тела Рода. Однако эта богиня являлась не только матерью мироздания, но и воплощала собой Лад, Порядок, Закон в этом мироздании, которому подчинены все боги и люди. Порядок, основанный не на насилии и жестокости, а на любви, гармонии и браке. Соединение в священном браке мужского и женского начал, силой любви, давало жизнь Вселенной.
Почему же писанку никогда не разбивали? Дело в том, что семантика писанки несла в себе ритуальное сообщение о мироздании и его устройстве, главной ценностью которого является жизнь. Разбивание писанки в древности приравнивалось к концу света. Так, известно, что в Древнем Египте жрецы, желавшие убить кого-либо, лепили из глины сосуд и наносили на него знаки, символизирующие здоровье, долголетие и т.д. Затем сосуд разбивали. Считалось, что вскоре после этого немилый жрецам человек должен умереть.
Писанку не разбивали. Обмениваясь писанками, люди обменивались жизненно важными сообщениями о мире и его устройстве. Сам же обмен способствовал поддержанию мирового равновесия, то есть жизни.
Таким образом, писанка и крашенка являлись своего рода зашифрованным мифом, и демонстрация этих символов на празднике Великого дня была равнозначна вести о Творении.
С приходом христианства крашенка, как символ великой жертвы Первопредка Рода, органично вписалась в новую традицию и стала символом жертвы Христа. Однако в Пасхальных обрядах она по-прежнему сохраняла в себе языческие смыслы, продолжая быть источником жизни для всего человеческого рода.
Писанка, пройдя сквозь века бок о бок с крашенкой, также вошла в христианскую традицию. Однако теперь место великой богини Девы и Матери Лады заняла Богородица Дева Мария.Автор: Я.Марковская
Источник: "Интересная газета. Невероятное" №7 2012 г.
Опубликовано 20 апреля 2012
| Комментариев 0 | Прочтений 6285
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: