Какая жизнь наступит после смерти?
Жизнь после смерти вообще - одна из самых противоречивых тем и извечный вопрос. Интересно, что на земле, где за тысячи лет цивилизации существовало огромное количество всевозможных верований и религий, во всех из них в том или ином виде есть идея продолжения жизни после прекращения земного существования. В культурах, разделенных как географически, так и исторически, проявляются поразительные совпадения в описаниях загробной жизни.
В мире вновь заговорили об убийстве бен Ладена - на это раз главной темой обсуждения стал способ уничтожения преступника. Застрелить террориста оказалось делом банальным, поэтому пехотинцы решили превратить процесс убийства в священный ритуал - для уничтожения лидера "Аль-Каиды" американцы использовали пули, на 13% состоящие из свиного жира.
Как говорится на сайте компании Silver Bullet Gun Oil, выпускающей оружейную смазку, такие пули "предотвращают попадание исламо-фашистских террористов в райские кущи Аллаха". К свиньям, как известно, в исламском мире отношение особое - этих животных считают символом грязных наклонностей, невежества, жадности, роскоши. Правоверный мусульманин никогда не будет употреблять в пищу свинину.
К "свиным пулям" можно относиться серьезно или с иронией, но, по крайней мере, "террориста №1" таким образом попытались лишить шанса попасть в рай. Если он, конечно, существует.
Ад: огонь и ужас
Так, представления об аде или чистилище обычно связано с местом, где людские души после смерти подвергаются различным пыткам и истязаниям. Например, в иудейской традиции мертвецы следуют в Шеол - "страну молчания". Там они живут в темноте и невежестве, окутанные пылью, покрытые червями и забытые Иеговой. Геенна - это глубокая долина, заполненная полыхающим огнем, где грешники мучаются в пламени. В отличие от адов других религий, в Шеоле раз в неделю, по субботам, устраивается выходной. Что поделаешь - шабат и в аду остается шабатом.
Христианская картина ада включает в себя иерархию злобных чертей, подвергающих души грешников пыткам, удушением и жарой. Ад расположен глубоко под землей. Входы в него находятся в темных лесах, вулканах, туда ведет также разинутая пасть Левиафана. В Апокалипсисе упоминается озеро, горящее огнем и серой, - последнее местопребывание "боязливых и неверных, скверных и убийц, любодеев и чародеев, идолослужителей и всех лжецов". Реже в качестве орудий пытки описываются холод и лед, что соответствует средневековым представлениям о холодном аде, а также последним кругам ада Данте.
Греческий подземный Аид являлся областью безотрадной тьмы. Гомер описывал его, как "ужасную обитель запустенья, которой страшатся сами боги". Аид расположен либо глубоко под землей, либо на крайнем западе.
В персидском зороастризме ад расположен на крайнем севере, тоже в глубинах земли. Это мрачное место, грязное и кишащее демонами. Там души проклятых "последователей лжи" должны пребывать после смерти в мучениях и горе, пока не будет уничтожен сам Владыка Мрака.
Ад ацтеков - Миктлан - являлся царством абсолютной тьмы, управляемым ужасным владыкой мертвых Миктлантекутли. В ацтекской традиции судьба человека после кончины предопределялась не его поведением, а занимаемым положением и характером смерти. Те из умерших, которые не попадали ни в один из видов рая, подвергались в Миктлане ряду магических судилищ. Они должны были пройти через девять видов ада перед достижением последнего прибежища.
В индуизме и буддизме существуют многочисленные виды ада. Как и райские миры, они являются местами, где умершие не остаются навсегда - это просто переходные стадии в цикле рождения, жизни, смерти и последующего перерождения.
Рай: вечная идиллия
Идея существования конечного приюта всех праведных по ту сторону жизни - в раю или на небесах - также возникает во многих вариациях. В христианстве, например, небеса -царство вечного блаженства: "И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков". Вечноцветущая идиллия описана и в мусульманском Коране ("Среди лотоса, лишенного шипов, и акации, увешанной плодами, под далеко раскинувшейся тенью, на берегу текучих вод и средь плодов обильных, не истощаемых и не запретных, и ковров разостланных... Для богобоязненных есть место спасения -сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный"), и в иудаистском Талмуде ("Нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соревнования, но праведники сидят с венцами на головах и наслаждаются сиянием Божества").
Красочными описаниями райских мест насыщены практически все религии. Античные греки верили в то, что после смерти души попадают на острова Блаженных. Там прекрасный климат, не бывает дождя, снега или сильного ветра, а плодородная почва трижды в год рождает фрукты, сладостью подобные меду.
Согласно древней ведической традиции, Яма, вождь мертвых, правил в царстве света, расположенном на внешнем небе. Пребывание там всех умерших героев было безболезненным и беззаботным. Они наслаждались музыкой, исполнением сексуальных желаний и чувственными радостями.
В буддизме наиболее близким аналогом рая является описание мира богов, где после смерти может переродиться человек в том случае, если он накопил в течение предыдущих жизней много хороших впечатлений. Все желания, которые возникают у обитателей рая, мгновенно осуществляются: "едва вступят они в воду, вода поднимется в соответствии с его желаниями: по щиколотку, до колен, по пояс или по горло. Если кто-то захочет, чтобы вода была холодной, она будет холодной, если же другому захочется, чтобы вода была горячей, для него она станет горячей, если же они пожелают, чтобы она была и горячей и холодной, для них она станет и горячей, и холодной, дабы доставить им удовольствие". Но, несмотря на то, что в мире богов так прекрасно, там нет возможности для развития, и когда положительные ощущения, накопленные в предыдущих жизнях, заканчиваются, существо перерождается в низших мирах.
У ацтеков было три разных рая, куда попадали души после смерти. Самый низкий из них - Тлапокан - страна веды и тумана, место изобилия, благословенности и покоя. Счастье там было весьма похоже на земное: мертвые пели песни, играли в чехарду и ловили бабочек. Второй рай, Тлиллан-Тлапаллан - для посвященных, это была страна бесплотности, для научившихся жить вне своего физического тела. Высшим раем являлся Тонатиухикан, или Дом Солнца. Здесь обитали лица, достигшие полного просветления.
А в нордической традиции доступ в рай завоевывался воинской отвагой. Жизнь после смерти не сильно отличалась от земной жизни - днем воины состязались в единоборстве, а ночью пировали, запивая свинину медом.
В общем, идея рая и ада в основном сводится к одному - если человек вел праведную жизнь, то после смерти его ждет блаженство и награда, а за дурные дела и поступки - наказание.
Чем можно объяснить такое сходство? Во-первых, это людской страх перед малоизученным. Люди инстинктивно хотят меньше бояться неизбежной смерти. Во-вторых, хочется верить в справедливость - что добро все-таки победит зло, потому что в реальной жизни такое случается, к сожалению, не так уж часто. Ну, и если бы для человека все заканчивалось с последним вздохом, то получается как-то нечестно. Ведь, в конце концов, если все вокруг нас не исчезает, а просто переходит в другое состояние, то почему человек должен быть исключением?Источник: "Интересная газета. Невероятное" №15 2011 г.
В мире вновь заговорили об убийстве бен Ладена - на это раз главной темой обсуждения стал способ уничтожения преступника. Застрелить террориста оказалось делом банальным, поэтому пехотинцы решили превратить процесс убийства в священный ритуал - для уничтожения лидера "Аль-Каиды" американцы использовали пули, на 13% состоящие из свиного жира.
Как говорится на сайте компании Silver Bullet Gun Oil, выпускающей оружейную смазку, такие пули "предотвращают попадание исламо-фашистских террористов в райские кущи Аллаха". К свиньям, как известно, в исламском мире отношение особое - этих животных считают символом грязных наклонностей, невежества, жадности, роскоши. Правоверный мусульманин никогда не будет употреблять в пищу свинину.
К "свиным пулям" можно относиться серьезно или с иронией, но, по крайней мере, "террориста №1" таким образом попытались лишить шанса попасть в рай. Если он, конечно, существует.
Ад: огонь и ужас
Так, представления об аде или чистилище обычно связано с местом, где людские души после смерти подвергаются различным пыткам и истязаниям. Например, в иудейской традиции мертвецы следуют в Шеол - "страну молчания". Там они живут в темноте и невежестве, окутанные пылью, покрытые червями и забытые Иеговой. Геенна - это глубокая долина, заполненная полыхающим огнем, где грешники мучаются в пламени. В отличие от адов других религий, в Шеоле раз в неделю, по субботам, устраивается выходной. Что поделаешь - шабат и в аду остается шабатом.
Христианская картина ада включает в себя иерархию злобных чертей, подвергающих души грешников пыткам, удушением и жарой. Ад расположен глубоко под землей. Входы в него находятся в темных лесах, вулканах, туда ведет также разинутая пасть Левиафана. В Апокалипсисе упоминается озеро, горящее огнем и серой, - последнее местопребывание "боязливых и неверных, скверных и убийц, любодеев и чародеев, идолослужителей и всех лжецов". Реже в качестве орудий пытки описываются холод и лед, что соответствует средневековым представлениям о холодном аде, а также последним кругам ада Данте.
Греческий подземный Аид являлся областью безотрадной тьмы. Гомер описывал его, как "ужасную обитель запустенья, которой страшатся сами боги". Аид расположен либо глубоко под землей, либо на крайнем западе.
В персидском зороастризме ад расположен на крайнем севере, тоже в глубинах земли. Это мрачное место, грязное и кишащее демонами. Там души проклятых "последователей лжи" должны пребывать после смерти в мучениях и горе, пока не будет уничтожен сам Владыка Мрака.
Ад ацтеков - Миктлан - являлся царством абсолютной тьмы, управляемым ужасным владыкой мертвых Миктлантекутли. В ацтекской традиции судьба человека после кончины предопределялась не его поведением, а занимаемым положением и характером смерти. Те из умерших, которые не попадали ни в один из видов рая, подвергались в Миктлане ряду магических судилищ. Они должны были пройти через девять видов ада перед достижением последнего прибежища.
В индуизме и буддизме существуют многочисленные виды ада. Как и райские миры, они являются местами, где умершие не остаются навсегда - это просто переходные стадии в цикле рождения, жизни, смерти и последующего перерождения.
Рай: вечная идиллия
Идея существования конечного приюта всех праведных по ту сторону жизни - в раю или на небесах - также возникает во многих вариациях. В христианстве, например, небеса -царство вечного блаженства: "И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков". Вечноцветущая идиллия описана и в мусульманском Коране ("Среди лотоса, лишенного шипов, и акации, увешанной плодами, под далеко раскинувшейся тенью, на берегу текучих вод и средь плодов обильных, не истощаемых и не запретных, и ковров разостланных... Для богобоязненных есть место спасения -сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный"), и в иудаистском Талмуде ("Нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соревнования, но праведники сидят с венцами на головах и наслаждаются сиянием Божества").
Красочными описаниями райских мест насыщены практически все религии. Античные греки верили в то, что после смерти души попадают на острова Блаженных. Там прекрасный климат, не бывает дождя, снега или сильного ветра, а плодородная почва трижды в год рождает фрукты, сладостью подобные меду.
Согласно древней ведической традиции, Яма, вождь мертвых, правил в царстве света, расположенном на внешнем небе. Пребывание там всех умерших героев было безболезненным и беззаботным. Они наслаждались музыкой, исполнением сексуальных желаний и чувственными радостями.
В буддизме наиболее близким аналогом рая является описание мира богов, где после смерти может переродиться человек в том случае, если он накопил в течение предыдущих жизней много хороших впечатлений. Все желания, которые возникают у обитателей рая, мгновенно осуществляются: "едва вступят они в воду, вода поднимется в соответствии с его желаниями: по щиколотку, до колен, по пояс или по горло. Если кто-то захочет, чтобы вода была холодной, она будет холодной, если же другому захочется, чтобы вода была горячей, для него она станет горячей, если же они пожелают, чтобы она была и горячей и холодной, для них она станет и горячей, и холодной, дабы доставить им удовольствие". Но, несмотря на то, что в мире богов так прекрасно, там нет возможности для развития, и когда положительные ощущения, накопленные в предыдущих жизнях, заканчиваются, существо перерождается в низших мирах.
У ацтеков было три разных рая, куда попадали души после смерти. Самый низкий из них - Тлапокан - страна веды и тумана, место изобилия, благословенности и покоя. Счастье там было весьма похоже на земное: мертвые пели песни, играли в чехарду и ловили бабочек. Второй рай, Тлиллан-Тлапаллан - для посвященных, это была страна бесплотности, для научившихся жить вне своего физического тела. Высшим раем являлся Тонатиухикан, или Дом Солнца. Здесь обитали лица, достигшие полного просветления.
А в нордической традиции доступ в рай завоевывался воинской отвагой. Жизнь после смерти не сильно отличалась от земной жизни - днем воины состязались в единоборстве, а ночью пировали, запивая свинину медом.
В общем, идея рая и ада в основном сводится к одному - если человек вел праведную жизнь, то после смерти его ждет блаженство и награда, а за дурные дела и поступки - наказание.
Чем можно объяснить такое сходство? Во-первых, это людской страх перед малоизученным. Люди инстинктивно хотят меньше бояться неизбежной смерти. Во-вторых, хочется верить в справедливость - что добро все-таки победит зло, потому что в реальной жизни такое случается, к сожалению, не так уж часто. Ну, и если бы для человека все заканчивалось с последним вздохом, то получается как-то нечестно. Ведь, в конце концов, если все вокруг нас не исчезает, а просто переходит в другое состояние, то почему человек должен быть исключением?Источник: "Интересная газета. Невероятное" №15 2011 г.
Опубликовано 30 августа 2011
| Комментариев 0 | Прочтений 8880
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: