Приведут ли к взаимопониманию священные писания?
Приведут ли к взаимопониманию священные писания?
Любая религия имеет свою традицию - устную иди письменную, передающую определенные сакральные знания, составляющие ее суть. Крупнейшие религии мира имеют письменные источники - Священные Писания. Как правило, Священные писания ссылаются на свое сверхчеловеческое происхождение или вдохновение божества. В них передаются последующим поколениям верующих основополагающие доктрины религии.
Священные Писания рассказывают о происхождении мира, о его сакральном устройстве, о мифических прародителях человека и первых людях. Большое место уделяется проведению священных обрядов и церемоний, рассказывается о нормах и законах бытия. Некоторые Священные Писания являются доступными для всех, а есть те, с которыми могут ознакомиться лишь посвященные в таинства данной религии. Язык оригинала писаний является, как правило, священным языком. Такими Священными Писаниями являются: для зороастрийцев - Авеста, для последователей индуизма - Веды, для буддистов - Типитака, для иудеев - Ветхий Завет (Танах), для христиан - Ветхий и Новый Заветы Библии, для мусульман - Коран.
Последние три религии относятся к авраамическим - религиям, проповедующим монотеизм (единобожие) и берущим свое начало от праотца - патриарха Авраама. Авраамические религии называются еще религиями откровения, поскольку они основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая определенное поведение. Священные Писания этих религий являются записью этого откровения.
Общее между тремя авраамическими религиями - признание в той или иной мере Священным Писанием Ветхого Завета. Тора, Пятикнижие Моисеево - первичный письменный источник для всех них. Дальше начинаются различия в его трактовках. Если Новый Завет по-своему интерпретирует Ветхий Завет, то Коран во многом его повторяет. Догматики этих религий делают упор на различия между Священными Писаниями, мы же взглянем на сходства между ними и убедимся, что цивилизационный разлом между приверженцами трех религий на самом деле очень нелогичен.
Священной книгой ислама является Коран. Он был написан на арабском языке, сложился в рамках культуры, родственной древнееврейской. Коран, ниспосланный пророку Мухаммеду, жившему во второй половине VI - первой половине VII века, состоит из 114 разных по характеру и объему глав (сур). Расположены суры не в хронологическом порядке, а кроме первой из них - в порядке убывания объема. По характеру суры очень разнообразны. В них содержатся истории, параллельные библейским, законодательные и правовые нормы, описания исторических событий, а также рассуждения о мироздании и о взаимоотношениях человека с Богом.
Арабское слово «Аллах» в переводе на русский язык означает «Бог». Оно имеет общее происхождение с древнееврейским Элогим, встречающимся в Ветхом Завете.
Около четверти текста Корана занимают описания жизни и деятельности пророков, упоминаемых в Библии. Среди них: Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Исаак (Исхак), Исмаил, Иаков (Якуб), Иосиф (Юсуф), Аарон (Гарун), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Соломон (Сулейман), Илья (Ильяс), Иисус (Иса), Иона (Юнус), Моисей (Муса). Пророком Коран называет и первого человека Адама. Последним и величайшим пророком является Мухаммед.
Иисус в Коране не называется сыном Божьим, хотя там и описывается непорочное зачатие Девы Марии: Аллах вдохнул во чрево Марии свой «дух», после чего и родился Иисус. Ислам признает святость и мессианское наследие Иисуса, почитая его одним из великих пророков. По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски Инджиль).
Как и в Библии, в Коране содержится история о Моисее (Мусе), который вывел израильский народ из Египта и привел его к горе Синай. Здесь вождь израильтян по повелению Бога поднялся на гору, чтобы получить заповеди, ставшие основанием трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. Есть в Коране и история о том, как в течение нескольких дней, пока Муса постился и общался со Всевышним, его соплеменники, ожидавшие у основания горы, потеряли терпение. Они решили вернуться к прежним языческим идолам, сделали золотого тельца и начали поклоняться ему. Тогда Всевышний сказал Мусе: «В отшествие твое Мы испытали твой народ, и Самири (сатана) их сбил с пути» (Коран, 20:85).
В доктрине ислама присутствует ряд основных положений: безусловное единство Бога, воздаяние, Страшный Суд, воскресение мертвых.
Коран утверждает, что Священные Писания иудеев и христиан - Ветхий и Новый Завет были посланы им Аллахом.
В Коране Всевышний обращается к христианам и иудеям не иначе, как «О люди Писания» или «О Вы, обладатели Писания», подчеркивая тем самым, что они имеют с мусульманами общие истоки, изначально принадлежат к единой религии, которую проповедовали все посланные к людям пророки: «В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Ною, то, что внушили Мы (Мухаммеду) в откровении, то, что заповедовали Мы Аврааму, Моисею и Иисусу, сказав: «Соблюдайте религию и не разделяйтесь» (Коран, 42:13).
Основатель мусульманской религии, пророк Мухаммед, родился в аравийском городе Мекке и принадлежал к племени курейшитов. В юности он служил проводником караванов. Женитьба на богатой вдове Хадидже упрочила положение Мухаммеда, но он продолжал много странствовать, на сей раз уже в качестве купца. В этот период начинаются его религиозные искания. На его родине царило язычество, хотя христианство уже проникло в Аравию. В аравийских городах было немало общин, исповедовавших иудаизм и христианство, встречались тут и «ханифы», люди, не принадлежавшие ни к одному течению и исповедовавшие веру в единого Бога.
В 40 лет Мухаммед понял, что призван в этот мир, чтобы служить Богу. Он стал уединяться в пещере, где предавался созерцаниям. Там в его мировоззрении совершился переворот, превративший его в проповедника единого Бога. Сначала в пророческую миссию Мухаммеда поверили лишь его близкие, но постепенно круг его приверженцев ширился. Он надеялся также привлечь на свою сторону иудеев и христиан. Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть не что иное, как чистейшая религия Авраама.
Однако со стороны многих соотечественников он встретил сопротивление, которое в 622 году вынудило пророка переселиться в Медину. С этого времени начинается бурное распространение новой веры в арабском мире. К моменту смерти Мухаммеда ислам стал ведущей религиозно-политической силой страны. Мусульманское государство создавали и преемники пророка (халифы). Его границы простирались от Иберийского полуострова на западе до Центральной Азии на востоке. В настоящее время ислам исповедует около миллиарда людей различных национальностей.
В отношениях со своими братьями-христианами Аллах предписывает мусульманам исключить насилие в принципе: «Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Бог наш и Бог ваш один, и предаемся мы Ему» (29:46).
Как свидетельствует история, многие благочестивые последователи Мухаммеда так и поступали. Например, после завоевания в VII веке Святой земли халиф Омар лично посетил Вифлеем и запретил разрушать построенную на месте рождения Христа древнюю церковь, поскольку сам сильно почитал Ису бен Мариам (Иисуса сына Марии).
Некоторые земли, где жили принявшие христианство народы, были завоеваны войсками мусульман. С появлением религиозной альтернативы многие христиане принимали ислам, когда видели в мусульманском вероучении знакомые им заповеди, имена и сюжеты.
Мусульмане настолько почитали Ису, что даже построили напротив христианской церкви Рождества мечеть, посвященную его рождению. В 1099 году мусульмане не допустили разгрома храма Рождества вопреки указу своего халифа ал-Хакима.
Однако эпоха крестовых походов и последовавший в ответ на это мусульманский джихад окончательно развели две религии по враждебным лагерям.
На протяжении столетий ислам и христианство вели ожесточенную религиозно-политическую борьбу. И только в новое время появились попытки перейти от войны к диалогу. В 1965 году II Ватиканский собор католической церкви призвал «с уважением относиться к мусульманам, поклоняющимся единому Богу, живому и пребывающему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему людям... предать забвению прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию».
За 1200 лет до этого воззвания в Коране были написаны следующие строки: «Мы ниспослали Мусе Тору, в которой было руководство к прямому пути истины и Свет наставлений. По ним пророки и искренне уверовавшие, предавшиеся своими сердцами Аллаху, судили между людьми, исповедовавшими иудейство. <... >
По следам пророков Мы отправили Ису, сына Марйам, который шел по их стопам и подтвердил истинность Торы. Мы ниспослали ему Евангелие, в котором руководство и Свет к прямому пути истины. В нем объяснение заповедей и подтверждение истинности того, что было ниспослано до него в Торе. В нем руководство к истине и увещевание для богобоязненных. <...>
Мы низвели тебе (о Мухаммад!) полное Писание - Коран - для подтверждения истинности предыдущих Писаний, Торы и Евангелия и для охранения их (от искажений), так как Коран, в отличие от предыдущих Писаний, сохранен от всех искажений. <...> Для каждого народа из вас, о люди, Мы начертали путь к истине и дали ясное направление в религии, по которому нужно идти. Если бы Аллах пожелал, Он сделал бы вас одной общиной, для которой не было бы различий в руководстве на пути веры в разные периоды. Но Он сделал так, чтобы испытать вас на верность тому, что Он ниспослал вам в шариате, соблюдение которого показывает, кто повинуется Аллаху и кто не повинуется. Пользуйтесь случаем и опережайте друг друга в сотворении добрых дел и благого. Ведь к Аллаху Единому - возвращение вас всех, и тогда Он сообщит то, в чем вы разногласили, и воздаст каждому из вас по его деяниям».
Эти строки из 5-й суры Корана - суры «Трапеза» - звучат как призыв к религиозной толерантности. Готово ли человечество услышать эти слова?Автор: А.В.Дзюба
Источник: "Тайны и загадки истории и цивилизаций"
Опубликовано 18 января 2011 | Комментариев 0 | Прочтений 5700

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия