Служители масонский лож
Служители масонский лож

Число степеней в различных системах было разным, как правило, это обычно нечетное число, которое имеет особое значение в масонской символике. Наибольшее распространение получило английское трехстепенное, или Иоанновское, масонство, имевшее отличительный цвет золота и небесной лазури (Голубое масонство). Степени, непосредственно следующие за иоанновскими, назывались шотландскими и андреевскими в честь покровителя Андрея Первозванного.
Шотландские степени служили переходной ступенью к рыцарским, тамплиерским или розенкрейцерским. В шотландских степенях велись работы умозрительные, относящиеся к области герметической философии и теософии, в них же вырабатывались доктрины учения каменщиков. В рыцарских степенях посвященные готовились к борьбе со злом мира в различных его проявлениях. Наконец, в степенях Креста и Розы проповедовались Каббала, магия и даже практическая алхимия.
Обрядность Иоанновского масонства была несравненно проще обрядности всех остальных степеней. Члены иоанновских лож были по сути мечтательными проповедниками, надеявшимися путем совершенствования каждой отдельной личности достичь рая на земле. Пароль Иоанновского масонства: «Сейте семена царские и свет». В Голубом масонстве преобладала символика этических начал равенства, братства, всечеловеческой любви и непротивления злу.
Обрядность высоких степеней, т. е. Шотландского масонства, символизировала борьбу за идеал силой, славу мученичества за идею, беспощадную жестокость по отношению к врагам и предателям. Шотландское масонство называлось Красным. Этот цвет означал кровь, которую должны без сожаления проливать масоны в борьбе за свет. Члены красных
лож - неустрашимые борцы за идею, девиз которых: «Победи или умри».
Как уже говорилось, орден вольных каменщиков всегда был организацией глубоко конспиративной. В «старых» законах под страхом смертного наказания воспрещалось передавать масонские таинства пером, кистью, резцом. Допускалась только устная передача некоторых откровений после обязательной предварительной клятвы хранить молчание. Однако с ростом масонской организации и увеличением количества ее членов стало уже невозможно скрыть от посторонних работу орденов.
И все же такая «публичность» относилась только к внешним формам, скрывая глубинные процессы, проникнуть в которые могли исключительно посвященные. Особенно это касалось посвящения в высшую степень. На сей счет существовали особые правила: первое - это делается раз и навсегда; второе - масон избирается высшей группой, а не путем голосования равных ему; третье - прежние товарищи по ложе не должны знать о высшем посвящении, хотя мастер официально продолжал посещать ложу. Посвящение в высшую степень происходит после продолжительного и тайного наблюдения за кандидатом, и если он признан достойным, применяется не всеобщее голосование, а жесткий принцип абсолютной власти.
В условно-графическом виде масонство представляет собой пирамиду из трех составляющих. В основании находится Голубое масонство (ученики, подмастерья и мастера), из которого избираются братья более высокой степени посвящения. Далее идет Масонство высоких степеней, которое, несмотря на свое название, все же служит только началом для передачи и связи. На вершине пирамиды стоит Высшее интернациональное масонство, которое окутано непроницаемой тайной. О нем подавляющее большинство масонов не имеет никакого представления.
Альберт Пайк, масон высокого посвящения, Великий командор юрисдикции масонства шотландского обряда, в книге «Учение и догматы древнего и принятого шотландского обряда масонства» писал: «Голубые, или синие, степени масонства являются лишь внешним двором или прихожей храма. Часть символов все же являют посвященному, но основные дают в ложном свете для намеренного искажения истины. Их истинное объяснение сохраняется для адептов, князей масонства.
Вся совокупность царственного и священного знания столетия назад была скрыта так заботливо, что сейчас почти невозможно найти ответ на некоторые из загадок. Достаточно для масс тех, кто называется масонами, думать, что все основное содержится в голубых степенях. Тот, кто пробовал бы вывести их из обмана, работал бы напрасно и бесплодно, нарушил бы свои обязанности как адепт (допущенный). Масонство - истинный сфинкс, погребенный до головы в песке, сгрудившемся вокруг него веками!»
Сам обряд посвящения в тех или иных ложах происходил по-разному. Согласно одному из описаний, при приеме в масонство от вновь вступающего требовались четкие и обусловленные гарантии с рекомендацией кого-либо из членов той ложи, в которую он желал быть принятым.
Затем начиналась сама церемония посвящения ученика в первую масонскую степень. В назначенный день и час поручитель, завязав кандидату глаза, вводил его в помещение ложи, где присутствовали все приглашенные каменщики. Свое решение вступить в братство кандидат скреплял клятвой не только на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены душу вечному проклятию, а тело - смерти от суда братьев.
Потом он зачитывал текст клятвы: «Клянусь во имя Верховного Строителя всех миров никогда и никому не открывать без приказания от ордена тайны знаков, прикосновений, слов доктрины и обычаев франкмасонства и хранить о них вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, а также ничего не передавать о нем ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно. Если я не сдержу этой клятвы, то да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата как предмет проклятия и ужаса».
После этого кандидату вручался белый кожаный фартук (запон) в знак того, что он вступил в братство каменщиков, «созидающих Великий Храм человечества». Затем ему передавали серебряную неполированную лопаточку, пару белых перчаток - в напоминание о том, что лишь чистыми помыслами, непорочною жизнью можно надеяться возвести Храм Премудрости.
Важную роль играли масонские знаки и символы. Линейка и отвес обозначали равенство сословий. Угломер - символ справедливости. Циркуль выражал общественность, а наугольник, по другим объяснениям, означал совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос; кубический камень - нравственность. Молоток, являясь принадлежностью мастера, служил символом власти, а также молчания, повиновения и веры. Лопаточка символизировала снисхождение к слабостям людей и строгость к себе. Ветвь акации - бессмертие; гроб, череп и кости - презрение к смерти и печаль об исчезновении истины.
Определенное значение имели и воинственные символы. Так, круглая широкополая шляпа указывала на признак свободной воли; обнаженный меч олицетворял карающий закон, символ борьбы за идею, преследования злодеев, защиты невинности; кинжал - предпочтение смерти поражению, борьба за жизнь и смерть. Оружие прикреплялось к черной ленте, на которой серебром был вышит девиз: «Победи или умри!»
Впрочем далеко не все символы масонства идентифицированы. Многие из них до сих пор зашифрованы иероглифическим алфавитом.
После первого церемониала ученик получал диплом своего причисления к ордену и приступал к работе над собой, совершенствуясь в добродетелях, усваивая «царственную науку вольных каменщиков» и готовясь к прохождению других, более высоких, степеней.
Главным таинством считалось посвящение в степень мастера, в котором раскрывается значение легенды о Хираме, строителе храма Соломона. Во время этого обряда ложа затягивалась черными тканями, на стенах проявлялись черепа с костями и надписью: «Помни о смерти». На полу лежал черный ковер с вышитыми золотом письменами, а посреди ковра покоился открытый гроб. Трехцветные светильники поддерживались человеческими скелетами.
По правую сторону от жертвенника на искусственном земляном холме сверкала золотая ветвь акации. Все братья изображали глубокую печаль по убиенному строителю Соломонова храма. По преданию, мудрый Соломон задумал построить великий храм, чтобы сохранить для потомства Божественные истины. Главным строителем храма был назначен Хирам, который собрал 130 тысяч рабочих, разделив их на три группы (степени) - учеников, подмастерьев и мастеров.
Мастера за свою работу получали более высокую плату, что вызывало зависть у подмастерьев. Однажды они встретили Хирама у южных ворот и стали требовать, чтобы тот
открыл Слово мастера. Получив отказ, первый рабочий нанес удар молотком, другой - киркой. Архитектор кинулся бежать, но едва он успел бросить в колодец золотой священный треугольник - символ совершенства духа, как третий рабочий нанес смертельный удар циркулем.
По приказу Соломона начали искать тело мастера. И тут произошло чудо: воткнутая в землю ветвь акации, которой убийцы отметили место погребения Хирама, зазеленела.
В мастерском обряде после трех ударов молота посвящаемый укладывается в гроб, покрытый красной, под цвет крови, тканью. На грудь возлагаются золотой треугольник и ветвь акации, к голове и ногам кладут циркуль и треугольник.
При возведении в высшую степень мастеру доверяются не все символы этой легенды, поскольку он еще не в полной мере подготовлен к постижению ее смысла. Высших откровений удостаивались только избранные.
Последняя ступень масонской лестницы степеней в старом принятом шотландском обряде была 30-й. Она называлась «Рыцарь Белого и Черного орла, Великий Избранник Кадош». В этом обряде при посвящении адепту предлагались различные испытания, чтобы удостовериться в его преданности ордену. Посвященный опускал руку в ртуть (знак расплавленного свинца) и даже совершал ритуальное «убийство» (макет человеческой фигуры) по приказанию отомстить за смерть Хирама.
После клятвы и различных церемоний посвященного одевали в ритуальные одежды, вручали красный восьмиугольный крест с перламутровым овалом в центре. На одной стороне овала виднелось черное изображение головы, пронзенной кинжалом, как напоминание о клятве не отступать перед ужасами смерти. Буквы, изображенные на другой стороне овала, означали инициалы Жака де Моле, последнего гроссмейстера ордена храмовников. Этого глубоко чтимого гроссмейстера, погибшего в пламени костра, изображал посвящаемый при вступлении в ложу. «Вечная слава мученику за добродетель», - восклицали братья по окончании обряда, приветствуя вновь принятого рыцаря Черного и Белого орла.
Сколько бы ни писали о масонстве, его историю в полном объеме не охватить, поскольку к подлинным таинствам еще пока никому не удавалось добраться. Тем более что многие из них являются продуктом мифологического творчества самих масонов. Но, может быть, это и не главное. Ведь если верить здравомыслящим членам организации, масонство на самом деле - это духовный поиск.
Упомянутый доктор Фостер Бейли, один из ярких апологетов современного масонства, утверждает: «...правильная функция современного масонства состоит в том, чтобы выстраивать незримый храм жизни для каждого человека. Мы осваиваем истинные жизненные ценности и правильные человеческие отношения. Мы нарабатываем самоконтроль, честность, чувство справедливости, милосердие, высокие моральные качества, личную цельность и чувство братства как необходимый фундамент для духовного роста».
Многое и сегодня привлекает в движении масонов. Это и поиск величия и красоты в античных мифах и древних преданиях, герои которых обретали божественную силу путем собственного совершенствования. Это и масонские теории, определяющие человеческий разум как меру всего сущего. Это религия гуманизма и нерелигиозная всеобщая мораль, одинаково приемлемая для всех народов и в любых условиях. И наконец, это мудрость учения, зашифрованная в неких символах, которым еще предстоит долгая и удивительная жизнь.Автор: Ю.Пернатьев
Источник: "Тайны и феномены эпох"
Опубликовано 15 сентября 2009 | Комментариев 0 | Прочтений 7993

Ещё по теме...