Путь на Голгофу
Из далекого XII века, когда Иерусалим был столицей крестоносцев, берет свое начало иерусалимская святыня, называемая сегодня Виа Долороза - Скорбный, или Крестный путь. Этой дорогой следовал Иисус Христос через бичевание, плевки и насмешки к месту своей казни - на Голгофу.
Культ Страстей
Из древнехристианских источников известно, что с IV века пасхальные церемонии в Иерусалиме начинались на Масличной горе, где Иисус провел последнюю ночь перед арестом и где в Гефсиманском саду совершил свое предательство Иуда. Эти места были отмечены византийскими храмами, где праздничная процессия останавливалась для чтения священных текстов. Кроме того, в восточной традиции важную роль играла Сионская гора, где верующие во время пасхальных шествий вспоминали о последней трапезе Христа, а также поклонялись тому месту, на котором, как считалось, стоял дом первосвященников Анны и Каиафы и куда привели арестованного Иисуса. Но все же центром пасхальных богослужений тогда оставался храм Гроба Господня.
Ко времени завоеваний крестоносцев многие древнехристианские церкви после пяти веков исламского господства либо исчезли с лица земли, либо превратились в груды развалин. Рыцари креста, став полновластными хозяевами Иерусалима, восстановили древний обычай пасхальных шествий, но еще семь столетий Крестный путь оставался в неупорядоченном состоянии. Менялось число отмеченных на нем эпизодов, совершенно произвольно одни сюжеты из христианской литературы заменялись на другие, хаотично перемешивались вдоль улицы места, связанные с тем или иным эпизодом Страстей Господних.
Если поклонение Голгофе и Гробу Господню имели исключительно местное, иерусалимское происхождение, то культ Страстей Господних - явление позднего Средневековья. Оно развивалось в первую очередь как традиция западных христиан-католиков, переносившаяся ими на иерусалимскую почву в течение нескольких веков. Под влиянием Крестовых походов в XI-XIII веках Западная Европа жила в состоянии исступленного обожания иерусалимских святынь, а в следующем столетии его еще больше усилил тяжелый социально-экономический кризис. Столетняя война между Англией и Францией, свирепая эпидемия "черной смерти" - чумы, разразившийся затем жесточайший голод заставляли людей искать утешение в религии.
Культ Страстей Христовых, которым верующие уподобляли тяготы собственной жизни, приобрел необыкновенный размах. В монастырских часовнях монахи-мистики, взвалив на плечо крест и отдавшись собственному экстатическому воображению, мысленно преодолевали в ночных бдениях Крестный путь от Тайной вечери до Распятия. Простым верующим была необходима более осязаемая символика, и в XIV-XV веках в разных европейских городах появляется много церквей и алтарей в память о различных эпизодах Страстей Господних. Они украшались довольно натуралистическими скульптурными и живописными изображениями евангельских сюжетов, вдохновляя прихожан на совершение духовного паломничества.
Добиравшиеся до Святой земли паломники прибывали в Иерусалим с твердым намерением увидеть именно те "остановки" Христовы на Крестном пути, о которых рассказывали им духовные наставники, сами зачастую в Святом городе не бывавшие. Как сам латинский термин "станции" - "остановки", так и ряд эпизодов, которые обозначены на сегодняшней Виа Долороза, привнесены из католической традиции. Во всяком случае, во включенных в Новый Завет Евангелиях о них упоминания нет.
Католические мистики уделяли чрезвычайно большое внимание всевозможным мелким деталям Крестного пути - количеству шипов в терновом венце Христа, числу ударов во время бичевания, количеству пролитых Господом слезинок и выступивших у Него капель крови.
Эта завороженность магией чисел отразилась на Виа Долороза в избыточном (во всяком случае, отсутствующем в Новом Завете) количестве "остановок", связанных с падениями идущего на казнь Христа. В XVII веке монахи-францисканцы, опираясь на свой авторитет хранителей святых мест, начинают внедрять по всей Европе почитание четырнадцати "станций". Эта цифра была выбрана неспроста - она представляла собой удвоенное священное число "семь". Папский престол поддержал "инициативу", издав буллу, согласно которой поклонение четырнадцати "станциям" на Крестном пути давало отпущение грехов.
Две колыбели Пресвятой Девы
Еще до первой остановки на Виа Долороза находится важнейшая святыня - католическая церковь Святой Анны, матери Девы Марии, которая была воздвигнута во времена крестоносцев. Католики считают, что она стоит на месте Рождества Богородицы. Ее строгие и несколько тяжеловесные очертания дают представление об архитектурном стиле, принесенном рыцарями креста на Святую землю.
Вполне вероятно, что примерно так выглядел бы и храм Гроба Господня, если бы вдруг исчезли все теснящиеся вокруг него постройки и открылись четыре его стены.
У пещерки в церкви Святой Анны, которую католики издавна чтили как место рождения Пресвятой Девы, в Иерусалиме, однако, есть православный аналог - дом Святых Боготцов Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Это расположенный по соседству и внешне совершенно обычный дом, из вестибюля которого любезный араб проводит вас по крутым ступенькам вниз, где в сыром и темном подземелье укажет на гротик - колыбель Богородицы, хранителем которой он состоит.
"Станции" Христовы
Первая остановка на Виа Долороза - место, где две тысячи лет назад был расположен преторий - резиденция Понтия Пилата.
Теперь в одном из зданий, которые соединяет собой арка, находится женский католический монастырь Сестер Сиона. Стены монастырской церкви украшены мозаичными картинами, тема которых - суд над Иисусом. В глубине церкви стоит в нише над алтарем беломраморная статуя Христа в терновом венце и со связанными руками.
Справа - часовня Бичевания, которая отмечает место, где Христос был подвергнут этому страшному наказанию. Она примечательна искусно выполненным витражом, расположенным за алтарем. В подвале часовни находится "Литостратос", что в переводе с греческого означает "мощеное место". Это был внешний двор претория. Здесь Христос был публично допрошен. По преданию присутствовавшие при этом римские солдаты грубо над Ним издевались, называя лжепророком.
На плитах пола еще сохранились вычерченные римской солдатней Фуги для игры в кости. Это вторая "станция". К зданию монастыря вплотную примыкает так называемый Греческий преторий. Здесь православные монахи покажут вам свою темницу, где римляне содержали Спасителя и двух разбойников, приговоренных вместе с ним к смерти. На трех ярусах под землей можно увидеть углубления в скале с каменными скамьями и кольцами в стене для приковывания заключенных. Дальше Виа Долороза круто сворачивает влево у Армянского патриархата. Здесь находится третья "станция". На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню - рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского, который изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста. Еще десяток-другой шагов по Виа Долороза - и перед паломниками возникнет в стене дверь часовни, отмечающей согласно преданиям место, где Иисус встретил на Крестном пути свою мать. Деву Марию. Над входом в часовню - картина, изображающая эту встречу.
На углу улицы Эль-Вад и Виа Долороза стоит францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути. Здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под которым изнемогал Христос. В стене возле входа в часовню заметна глубокая впадина. По преданию это отпечаток руки Иисуса Христа, устало опершегося о стену.
Узкая петляющая улочка ведет теперь в направлении храма Гроба Господня. Через несколько шагов паломники оказываются у часовни Святой Вероники. На этом месте блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христова, в связи с чем Католическая церковь причислила ее к лику святых.
Дальше Виа Долороза пересекается с улицей Сукхан аз-Зайн. Здесь на углу - вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, где Христос упал во второй раз. Многие из расположенных по дальнейшему пути домов несут печать далеких римских времен - античная лепнина, каменные монолиты в стенах.
Путь по этой улице ведет к широкой лестнице. Если подняться по ней и свернуть направо, дорога приведет к воротам коптского (направление древнего христианства, которому следуют в Эфиопии и Египте) монастыря. У его входа, в неглубокой нише, - покосившаяся колонна. Она отмечает место, где Христос упал в третий раз.
Остальные "станции", как мы уже говорили, находятся не на Виа Долороза, а в самом фаме Гроба Господня.
Проза величайшей трагедии
В Страстную пятницу на православную Пасху уже с раннего утра паломники собираются у Греческого претория (католики - у претория Римского, возле "Экце хомо"). Из этих мест они и направляются к Голгофе по кривым узким улочкам старого Иерусалима. Место распятия Спасителя находится под сводами храма Гроба Господня.
Кто идет молча, а многие - с молитвенным пением по-славянски, по-гречески, по-румынски и по-английски. У православных возглавляет Крестный ход греческий митрополит - он несет на своих плечах крест размером с человеческий рост, который и доносит до Голгофы, места распятия Христа.Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №7 2009 г.
Культ Страстей
Из древнехристианских источников известно, что с IV века пасхальные церемонии в Иерусалиме начинались на Масличной горе, где Иисус провел последнюю ночь перед арестом и где в Гефсиманском саду совершил свое предательство Иуда. Эти места были отмечены византийскими храмами, где праздничная процессия останавливалась для чтения священных текстов. Кроме того, в восточной традиции важную роль играла Сионская гора, где верующие во время пасхальных шествий вспоминали о последней трапезе Христа, а также поклонялись тому месту, на котором, как считалось, стоял дом первосвященников Анны и Каиафы и куда привели арестованного Иисуса. Но все же центром пасхальных богослужений тогда оставался храм Гроба Господня.
Ко времени завоеваний крестоносцев многие древнехристианские церкви после пяти веков исламского господства либо исчезли с лица земли, либо превратились в груды развалин. Рыцари креста, став полновластными хозяевами Иерусалима, восстановили древний обычай пасхальных шествий, но еще семь столетий Крестный путь оставался в неупорядоченном состоянии. Менялось число отмеченных на нем эпизодов, совершенно произвольно одни сюжеты из христианской литературы заменялись на другие, хаотично перемешивались вдоль улицы места, связанные с тем или иным эпизодом Страстей Господних.
Если поклонение Голгофе и Гробу Господню имели исключительно местное, иерусалимское происхождение, то культ Страстей Господних - явление позднего Средневековья. Оно развивалось в первую очередь как традиция западных христиан-католиков, переносившаяся ими на иерусалимскую почву в течение нескольких веков. Под влиянием Крестовых походов в XI-XIII веках Западная Европа жила в состоянии исступленного обожания иерусалимских святынь, а в следующем столетии его еще больше усилил тяжелый социально-экономический кризис. Столетняя война между Англией и Францией, свирепая эпидемия "черной смерти" - чумы, разразившийся затем жесточайший голод заставляли людей искать утешение в религии.
Культ Страстей Христовых, которым верующие уподобляли тяготы собственной жизни, приобрел необыкновенный размах. В монастырских часовнях монахи-мистики, взвалив на плечо крест и отдавшись собственному экстатическому воображению, мысленно преодолевали в ночных бдениях Крестный путь от Тайной вечери до Распятия. Простым верующим была необходима более осязаемая символика, и в XIV-XV веках в разных европейских городах появляется много церквей и алтарей в память о различных эпизодах Страстей Господних. Они украшались довольно натуралистическими скульптурными и живописными изображениями евангельских сюжетов, вдохновляя прихожан на совершение духовного паломничества.
Добиравшиеся до Святой земли паломники прибывали в Иерусалим с твердым намерением увидеть именно те "остановки" Христовы на Крестном пути, о которых рассказывали им духовные наставники, сами зачастую в Святом городе не бывавшие. Как сам латинский термин "станции" - "остановки", так и ряд эпизодов, которые обозначены на сегодняшней Виа Долороза, привнесены из католической традиции. Во всяком случае, во включенных в Новый Завет Евангелиях о них упоминания нет.
Католические мистики уделяли чрезвычайно большое внимание всевозможным мелким деталям Крестного пути - количеству шипов в терновом венце Христа, числу ударов во время бичевания, количеству пролитых Господом слезинок и выступивших у Него капель крови.
Эта завороженность магией чисел отразилась на Виа Долороза в избыточном (во всяком случае, отсутствующем в Новом Завете) количестве "остановок", связанных с падениями идущего на казнь Христа. В XVII веке монахи-францисканцы, опираясь на свой авторитет хранителей святых мест, начинают внедрять по всей Европе почитание четырнадцати "станций". Эта цифра была выбрана неспроста - она представляла собой удвоенное священное число "семь". Папский престол поддержал "инициативу", издав буллу, согласно которой поклонение четырнадцати "станциям" на Крестном пути давало отпущение грехов.
Две колыбели Пресвятой Девы
Еще до первой остановки на Виа Долороза находится важнейшая святыня - католическая церковь Святой Анны, матери Девы Марии, которая была воздвигнута во времена крестоносцев. Католики считают, что она стоит на месте Рождества Богородицы. Ее строгие и несколько тяжеловесные очертания дают представление об архитектурном стиле, принесенном рыцарями креста на Святую землю.
Вполне вероятно, что примерно так выглядел бы и храм Гроба Господня, если бы вдруг исчезли все теснящиеся вокруг него постройки и открылись четыре его стены.
У пещерки в церкви Святой Анны, которую католики издавна чтили как место рождения Пресвятой Девы, в Иерусалиме, однако, есть православный аналог - дом Святых Боготцов Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Это расположенный по соседству и внешне совершенно обычный дом, из вестибюля которого любезный араб проводит вас по крутым ступенькам вниз, где в сыром и темном подземелье укажет на гротик - колыбель Богородицы, хранителем которой он состоит.
"Станции" Христовы
Первая остановка на Виа Долороза - место, где две тысячи лет назад был расположен преторий - резиденция Понтия Пилата.
Теперь в одном из зданий, которые соединяет собой арка, находится женский католический монастырь Сестер Сиона. Стены монастырской церкви украшены мозаичными картинами, тема которых - суд над Иисусом. В глубине церкви стоит в нише над алтарем беломраморная статуя Христа в терновом венце и со связанными руками.
Справа - часовня Бичевания, которая отмечает место, где Христос был подвергнут этому страшному наказанию. Она примечательна искусно выполненным витражом, расположенным за алтарем. В подвале часовни находится "Литостратос", что в переводе с греческого означает "мощеное место". Это был внешний двор претория. Здесь Христос был публично допрошен. По преданию присутствовавшие при этом римские солдаты грубо над Ним издевались, называя лжепророком.
На плитах пола еще сохранились вычерченные римской солдатней Фуги для игры в кости. Это вторая "станция". К зданию монастыря вплотную примыкает так называемый Греческий преторий. Здесь православные монахи покажут вам свою темницу, где римляне содержали Спасителя и двух разбойников, приговоренных вместе с ним к смерти. На трех ярусах под землей можно увидеть углубления в скале с каменными скамьями и кольцами в стене для приковывания заключенных. Дальше Виа Долороза круто сворачивает влево у Армянского патриархата. Здесь находится третья "станция". На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню - рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского, который изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста. Еще десяток-другой шагов по Виа Долороза - и перед паломниками возникнет в стене дверь часовни, отмечающей согласно преданиям место, где Иисус встретил на Крестном пути свою мать. Деву Марию. Над входом в часовню - картина, изображающая эту встречу.
На углу улицы Эль-Вад и Виа Долороза стоит францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути. Здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под которым изнемогал Христос. В стене возле входа в часовню заметна глубокая впадина. По преданию это отпечаток руки Иисуса Христа, устало опершегося о стену.
Узкая петляющая улочка ведет теперь в направлении храма Гроба Господня. Через несколько шагов паломники оказываются у часовни Святой Вероники. На этом месте блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христова, в связи с чем Католическая церковь причислила ее к лику святых.
Дальше Виа Долороза пересекается с улицей Сукхан аз-Зайн. Здесь на углу - вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, где Христос упал во второй раз. Многие из расположенных по дальнейшему пути домов несут печать далеких римских времен - античная лепнина, каменные монолиты в стенах.
Путь по этой улице ведет к широкой лестнице. Если подняться по ней и свернуть направо, дорога приведет к воротам коптского (направление древнего христианства, которому следуют в Эфиопии и Египте) монастыря. У его входа, в неглубокой нише, - покосившаяся колонна. Она отмечает место, где Христос упал в третий раз.
Остальные "станции", как мы уже говорили, находятся не на Виа Долороза, а в самом фаме Гроба Господня.
Проза величайшей трагедии
В Страстную пятницу на православную Пасху уже с раннего утра паломники собираются у Греческого претория (католики - у претория Римского, возле "Экце хомо"). Из этих мест они и направляются к Голгофе по кривым узким улочкам старого Иерусалима. Место распятия Спасителя находится под сводами храма Гроба Господня.
Кто идет молча, а многие - с молитвенным пением по-славянски, по-гречески, по-румынски и по-английски. У православных возглавляет Крестный ход греческий митрополит - он несет на своих плечах крест размером с человеческий рост, который и доносит до Голгофы, места распятия Христа.Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №7 2009 г.
Опубликовано 17 апреля 2009
| Комментариев 0 | Прочтений 7284
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: