''Знак страстей Христовых''
В одном из посланий Святого Павла говорится, что он «после распятия Христа обрел раны, как и Иисус». Слова апостола, конечно, можно толковать как буквально, в смысле обретения Павлом стигматов, так и метафорически. Однако это единственное свидетельство ношения стигмат из первых веков христианства, ведь после этого более тысячи лет о появлении кровоточащих ран ничего не было слышно. И только более чем через 12 веков люди вновь заговорили о носителях стигмат. А всего с тех пор было зафиксировано 406 относительно достоверных случаев стигматизма. Но если в Средневековье это просто считалось даром свыше, то сейчас ученые разных специализаций ищут объяснение этому феномену - но ни одно из них не находит достаточных подтверждений.
Мало кто из людей не знает, какие муки перенес Христос в последние дни своей жизни. Распятый по римским обычаям на кресте, как самый страшный преступник, он жестоко страдал. Руки и ноги Иисуса были прибиты к распятию; терновый венец, которым его «короновали», исколол лоб; спина исполосована бичеванием; грудь и живот ранены копьем жестокого легионера. Спаситель умер и воскрес, учение христиан распространилось по земле, а в 1224 году верующие узнали о человеке, незаживающие раны которого с точностью совпадали с ранами Христа, описанными в Библии... И конечно же, это было названо чудом.
Вообще-то первоначально слово «стигмат» имело другое значение. В древности клеймо или метку на теле раба называли «стигма» - в переводе с древнегреческого это означает «укол» или «пятно». Но теперь, когда в мире официально не существует рабов и рабовладельцев, слово «стигмат» звучит так же часто. Так называют язвы и кровоточащие раны, которые появляются без видимых причин у человека на руках, ногах, груди... Христиане считают их символами страданий Сына Божьего, а людей, у которых открылись стигматы, - отмеченными Господом.
Считается, что первым стигматиком был святой Франциск Ассизский (1181 или 1182-1226 годы) - итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозно-поэтических произведений. Стигматы на нем появились в 1224 году, во время праздника Воздвижения Святого Креста. По легенде, шесть спустившихся с неба крылатых серафимов сообщили Франциску о великомученическом предназначении, после чего пятью лучами света иссекли стигматы на руках и ногах подвижника. В тот самый момент и проявились на теле святого эти необычные раны, которые непрерывно кровоточили до самой его смерти. На правом боку виднелся шрам, как после ранения, а на руках и ногах появились плотные черные выступающие образования, из-за которых ступни с трудом удавалось ставить на землю. Согласно описанию в «Трактате о чудесах» Томаса де Челано (Фоме из Челано, биографу Франциска), написанному не позднее 1230 года, они были похожи на выступающие с обеих сторон черные гвозди, как будто конечности были пробиты насквозь настоящими гвоздями, шляпка и острие которых торчали наружу. Челано пишет, что эти метки долго оставались на теле Святого Франциска уже после его смерти, и рисует фантастическую картину того, как несколько дней подряд паломники проходили мимо светящегося и все еще не окоченевшего тела и видели «не следы гвоздей, а сами гвозди, состоявшие из его плоти и сохранявшие цвет железа... чудесно выкованного силой Бога, вставленного в его плоть так, что, если на них надавить с одной стороны, они тут же выдвигаются с другой, как будто состоят из одного целого сухожилия».
Кожные наросты подобного вида были и у Джованны Бономи, умершей в 1670 году: один из присутствующих на церемонии причисления к лику блаженных отмечал, что «плоть на ее руках выступала, как шляпка гвоздя». В Средневековье, в отличие от современности, таких случаев было зафиксировано очень много, единственным различием же являлось то, что в одних случаях «шляпки гвоздей» якобы появлялись на ладонях, в других - на тыльной стороне кисти или на ноге. Единственная же известная науке современница - носительница таких стигмат, американка Этель Чапмен, утверждает, что обрела их, находясь в больнице, где, пребывая в бессознательном состоянии, увидела сцену собственного распятия.
Вообще за несколько столетий зафиксировано, что стигматы обычно появляются в пятницу и полностью исчезают в воскресенье, либо открываются и не затягиваются до самой смерти. Также доказано, что они могут иметь самые разнообразные очертания, глубину и место нахождения. Летописи свидетельствуют, что они бывают в виде наростов, глубоких, иногда сквозных кровоточащих ран, а также небольших красных пятен, подобных синякам. Встречаются стигматы круглой, продолговатой, овальной и даже прямоугольной формы. Есть примеры появления крестообразных рубцов на месте ранения копьем на правом или левом боку. А у знаменитой прорицательницы Екатерины Эммерих (1744-1824), пережившей в своих видениях несколько лет жизни Иисуса, на груди с каждым годом все четче была видна рана, напоминающая крест. В другом отмеченном исследователями случае Джемма Гальгани (1878-1903), проводившая долгие часы в молитве перед большим распятием с изображением Христа со следами бичевания, обнаружила на своем теле точно такие же полосы.
Существуют и более сложные и причудливые виды стигмат. Так, доктор Анбер-Гурбейр свыше 20 лет наблюдал за своей подопечной Мари Жюли Жахени, жительницей маленькой французской деревушки. В дневниках он писал, что на теле Мари Жюли кроме обычных стигматических меток было изображение цветка, креста и слов «О Crux Ave» (в переводе с латыни - «Славься, крест»), остававшихся без изменений на протяжении всей ее жизни. А святая Вероника Джулиани (1660-1727) утверждала, что ее стигматы кровоточат не только снаружи, но и внутри, и изобразила на рисунке свое сердце с отпечатками на нем креста, тернового венца, трех гвоздей, мечей и буквы «X». Произведенное после смерти вскрытие подтвердило ее правоту, кроме того, было отмечено, что одна лопатка Вероники была сильно изогнута случаев ношения стигмат было намного больше, поскольку многие искренне и глубоко верующие люди, у которых появлялись раны, предпочитали скрывать их и страдать с молитвой на устах от боли, чтобы не вызывать любопытства.
Итак, существует несколько версий по поводу того, почему стигматы начали появляться только в начале нынешнего тысячелетия. Первая из них связывает возникновение стигмат с обострившимися в XI-XII веках теологическими спорами. После оформления раскола христианства в 1054 году на католическую и православную церкви католики провозгласили так называемую «доктрину Воскресения» и теологические размышления сосредоточились на разработке идей человеческой природы Христа. Был установлен новый церковный праздник Тела Христова - в воспоминание земной, телесной жизни Спасителя, от Рождества до распятия. Именно к этому времени и относятся первые сведения о появлении стигмат.
Другая теория объясняет распространение стигмат общей напряженностью и экспрессивностью церковного искусства той поры, когда вошли в моду натуралистические, полные кровавых сцен изображения страстей Христовых. Фанатично верующие люди преисполнялись болью, глядя на эти картины, читая многочисленные религиозные трактаты, в которых страдания Христа также были описаны более чем натуралистично, и вследствие эмоций на их телах появлялись стигматы. Однако, надо сказать, что комментарии святых отцов к тексту Библии содержат много неточностей, в частности о железных гвоздях, вбитых в руки и ноги Спасителя. Специалисты сомневаются, что дело обстояло именно так, поскольку в эпоху Понтия Пилата преступников распинали, используя деревянные колышки. Поэтому описание стигмат именно в виде металлических гвоздей говорит о том, какой сильный отпечаток произвели христианские трактаты на воображение верующих. Этой теории есть еще одно подтверждение: у стигматиков раны появляются на ладонях, как изображено распятие на многих картинах, в то время как преступников распинали, приколачивая их запястья, иначе бы колышки («гвозди») практически мгновенно прорвали бы плоть.
Еще в XVIII столетии ученые заметили, что многие стигматики страдали раздвоением личности, для которого характерны резкие смены настроения, периодическое погружение в транс, галлюцинации. Скептики доказывают, что стигматы - явления психосоматического порядка, вызванные воздействием разума на тело. Английский ученый Йен Уилсон в книге «Кровоточащий дух» (1988) придерживается теории, объясняющей появление ран самовнушением в состоянии невыносимого стресса. А в начале XX столетия профессор Чарльз Ричет высказал предположение, что стигматы отражают воздействие силы духа на циркуляцию крови в теле. В свою очередь, не склонные к религии теоретики уверены, что в этом явлении присутствуют и научно объяснимые, и паранормальные элементы. Рассуждая о природе стигмат, парапсихолог доктор Скотт Родо говорит, что «они с наибольшей вероятностью могут появляться у лиц созерцательного склада, предрасположенных к истерии, но при этом обладающих огромной психической силой... Жертвы этого явления буквально нацеливают психокинез на свое собственное тело, в результате чего у них открываются и кровоточат раны».
А мистики прошлого и современные парапсихологи ничего необычного в природе стигмат не видят: воображаемые травмы сначала получают высшие, тонкоэнергетические тела человека, существование которых доказано уже давно. В тонкоматериальном мире они живут как бы собственной жизнью, общаются с «тонкими» телами других людей или так называемыми астральными (энергетическими) сущностями. Возможно, конфликтуют, получая психические травмы. Но для них это уже не воображаемые, а самые реальные травмы. А поскольку управление идет «сверху вниз», от более тонких тел к более грубым, то след от такой травмы может проецироваться и на физическое тело...
Пытались объяснить появление стигмат и самовнушением, и гипнозом. Так, в 1933 году вышла в свет научная работа доктора Альфреда Лехлера, в которой он описывает опыты, проведенные с австрийской девочкой с целью выяснения феномена Терезы Ньюманн. Во время сеансов гипноза Лехлер вызывал у нее все классические формы стигмат, в том числе кровавый пот, кровавые слезы, «терновый венец» и распухшее плечо от воображаемого несения креста, однако искусственно вызванные стигматы намного уступают спонтанным естественным стигматам по интенсивности, стойкости и четкости...
А как можно, например, при исследовании стигмат обойти такой неоднократно зафиксированный случай: когда на глазах матери избивали ее ребенка, у нее на спине вздувались синие рубцы, словно от ударов. Но по сути своей, это были не настоящие синяки - повреждения тканей не было, не появлялся гемосидерин (вещество, образующееся в кровоподтеке и окрашивающее его в синий цвет). А имитировали эти рубцы вздувшиеся вены - синяя венозная кровь просвечивала через кожу и создавала полную иллюзию следов побоев. Но вот откуда каждый раз организм «знал», как именно должны выглядеть следы ударов, и как он «догадался» заменить их расширением вен - необъяснимо. Тут же можно привести еще два классических случая образования стигмат на нерелигиозной почве: так, у Чарлза Диккенса при работе над рассказом «Колокола» вздулось лицо, а Горький, описывая сцену, в которой муж в припадке ревности убивает жену ударом ножа в область печени, упал в обморок. Когда же он пришел в сознание, то в области печени обнаружился стигмат...
Загадка «знаков страстей Христовых» необъяснима с точки зрения науки, как и два других религиозных чуда - мироточение и Туринская плащаница. Скорее всего, стигматы - это очень сложный феномен, где сплелись и физические, и психосоматические, и сверхъестественные причины. Возможно, когда-нибудь его удастся прояснить. А пока что верующие верят в божественное чудо, а ученые спорят, спорят, спорят...Автор: В.Сядро, Т.Иовлева, О.Очкурова
Источник: "100 знаменитых загадок природы"
Мало кто из людей не знает, какие муки перенес Христос в последние дни своей жизни. Распятый по римским обычаям на кресте, как самый страшный преступник, он жестоко страдал. Руки и ноги Иисуса были прибиты к распятию; терновый венец, которым его «короновали», исколол лоб; спина исполосована бичеванием; грудь и живот ранены копьем жестокого легионера. Спаситель умер и воскрес, учение христиан распространилось по земле, а в 1224 году верующие узнали о человеке, незаживающие раны которого с точностью совпадали с ранами Христа, описанными в Библии... И конечно же, это было названо чудом.
Вообще-то первоначально слово «стигмат» имело другое значение. В древности клеймо или метку на теле раба называли «стигма» - в переводе с древнегреческого это означает «укол» или «пятно». Но теперь, когда в мире официально не существует рабов и рабовладельцев, слово «стигмат» звучит так же часто. Так называют язвы и кровоточащие раны, которые появляются без видимых причин у человека на руках, ногах, груди... Христиане считают их символами страданий Сына Божьего, а людей, у которых открылись стигматы, - отмеченными Господом.
Считается, что первым стигматиком был святой Франциск Ассизский (1181 или 1182-1226 годы) - итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозно-поэтических произведений. Стигматы на нем появились в 1224 году, во время праздника Воздвижения Святого Креста. По легенде, шесть спустившихся с неба крылатых серафимов сообщили Франциску о великомученическом предназначении, после чего пятью лучами света иссекли стигматы на руках и ногах подвижника. В тот самый момент и проявились на теле святого эти необычные раны, которые непрерывно кровоточили до самой его смерти. На правом боку виднелся шрам, как после ранения, а на руках и ногах появились плотные черные выступающие образования, из-за которых ступни с трудом удавалось ставить на землю. Согласно описанию в «Трактате о чудесах» Томаса де Челано (Фоме из Челано, биографу Франциска), написанному не позднее 1230 года, они были похожи на выступающие с обеих сторон черные гвозди, как будто конечности были пробиты насквозь настоящими гвоздями, шляпка и острие которых торчали наружу. Челано пишет, что эти метки долго оставались на теле Святого Франциска уже после его смерти, и рисует фантастическую картину того, как несколько дней подряд паломники проходили мимо светящегося и все еще не окоченевшего тела и видели «не следы гвоздей, а сами гвозди, состоявшие из его плоти и сохранявшие цвет железа... чудесно выкованного силой Бога, вставленного в его плоть так, что, если на них надавить с одной стороны, они тут же выдвигаются с другой, как будто состоят из одного целого сухожилия».
Кожные наросты подобного вида были и у Джованны Бономи, умершей в 1670 году: один из присутствующих на церемонии причисления к лику блаженных отмечал, что «плоть на ее руках выступала, как шляпка гвоздя». В Средневековье, в отличие от современности, таких случаев было зафиксировано очень много, единственным различием же являлось то, что в одних случаях «шляпки гвоздей» якобы появлялись на ладонях, в других - на тыльной стороне кисти или на ноге. Единственная же известная науке современница - носительница таких стигмат, американка Этель Чапмен, утверждает, что обрела их, находясь в больнице, где, пребывая в бессознательном состоянии, увидела сцену собственного распятия.
Вообще за несколько столетий зафиксировано, что стигматы обычно появляются в пятницу и полностью исчезают в воскресенье, либо открываются и не затягиваются до самой смерти. Также доказано, что они могут иметь самые разнообразные очертания, глубину и место нахождения. Летописи свидетельствуют, что они бывают в виде наростов, глубоких, иногда сквозных кровоточащих ран, а также небольших красных пятен, подобных синякам. Встречаются стигматы круглой, продолговатой, овальной и даже прямоугольной формы. Есть примеры появления крестообразных рубцов на месте ранения копьем на правом или левом боку. А у знаменитой прорицательницы Екатерины Эммерих (1744-1824), пережившей в своих видениях несколько лет жизни Иисуса, на груди с каждым годом все четче была видна рана, напоминающая крест. В другом отмеченном исследователями случае Джемма Гальгани (1878-1903), проводившая долгие часы в молитве перед большим распятием с изображением Христа со следами бичевания, обнаружила на своем теле точно такие же полосы.
Существуют и более сложные и причудливые виды стигмат. Так, доктор Анбер-Гурбейр свыше 20 лет наблюдал за своей подопечной Мари Жюли Жахени, жительницей маленькой французской деревушки. В дневниках он писал, что на теле Мари Жюли кроме обычных стигматических меток было изображение цветка, креста и слов «О Crux Ave» (в переводе с латыни - «Славься, крест»), остававшихся без изменений на протяжении всей ее жизни. А святая Вероника Джулиани (1660-1727) утверждала, что ее стигматы кровоточат не только снаружи, но и внутри, и изобразила на рисунке свое сердце с отпечатками на нем креста, тернового венца, трех гвоздей, мечей и буквы «X». Произведенное после смерти вскрытие подтвердило ее правоту, кроме того, было отмечено, что одна лопатка Вероники была сильно изогнута случаев ношения стигмат было намного больше, поскольку многие искренне и глубоко верующие люди, у которых появлялись раны, предпочитали скрывать их и страдать с молитвой на устах от боли, чтобы не вызывать любопытства.
Итак, существует несколько версий по поводу того, почему стигматы начали появляться только в начале нынешнего тысячелетия. Первая из них связывает возникновение стигмат с обострившимися в XI-XII веках теологическими спорами. После оформления раскола христианства в 1054 году на католическую и православную церкви католики провозгласили так называемую «доктрину Воскресения» и теологические размышления сосредоточились на разработке идей человеческой природы Христа. Был установлен новый церковный праздник Тела Христова - в воспоминание земной, телесной жизни Спасителя, от Рождества до распятия. Именно к этому времени и относятся первые сведения о появлении стигмат.
Другая теория объясняет распространение стигмат общей напряженностью и экспрессивностью церковного искусства той поры, когда вошли в моду натуралистические, полные кровавых сцен изображения страстей Христовых. Фанатично верующие люди преисполнялись болью, глядя на эти картины, читая многочисленные религиозные трактаты, в которых страдания Христа также были описаны более чем натуралистично, и вследствие эмоций на их телах появлялись стигматы. Однако, надо сказать, что комментарии святых отцов к тексту Библии содержат много неточностей, в частности о железных гвоздях, вбитых в руки и ноги Спасителя. Специалисты сомневаются, что дело обстояло именно так, поскольку в эпоху Понтия Пилата преступников распинали, используя деревянные колышки. Поэтому описание стигмат именно в виде металлических гвоздей говорит о том, какой сильный отпечаток произвели христианские трактаты на воображение верующих. Этой теории есть еще одно подтверждение: у стигматиков раны появляются на ладонях, как изображено распятие на многих картинах, в то время как преступников распинали, приколачивая их запястья, иначе бы колышки («гвозди») практически мгновенно прорвали бы плоть.
Еще в XVIII столетии ученые заметили, что многие стигматики страдали раздвоением личности, для которого характерны резкие смены настроения, периодическое погружение в транс, галлюцинации. Скептики доказывают, что стигматы - явления психосоматического порядка, вызванные воздействием разума на тело. Английский ученый Йен Уилсон в книге «Кровоточащий дух» (1988) придерживается теории, объясняющей появление ран самовнушением в состоянии невыносимого стресса. А в начале XX столетия профессор Чарльз Ричет высказал предположение, что стигматы отражают воздействие силы духа на циркуляцию крови в теле. В свою очередь, не склонные к религии теоретики уверены, что в этом явлении присутствуют и научно объяснимые, и паранормальные элементы. Рассуждая о природе стигмат, парапсихолог доктор Скотт Родо говорит, что «они с наибольшей вероятностью могут появляться у лиц созерцательного склада, предрасположенных к истерии, но при этом обладающих огромной психической силой... Жертвы этого явления буквально нацеливают психокинез на свое собственное тело, в результате чего у них открываются и кровоточат раны».
А мистики прошлого и современные парапсихологи ничего необычного в природе стигмат не видят: воображаемые травмы сначала получают высшие, тонкоэнергетические тела человека, существование которых доказано уже давно. В тонкоматериальном мире они живут как бы собственной жизнью, общаются с «тонкими» телами других людей или так называемыми астральными (энергетическими) сущностями. Возможно, конфликтуют, получая психические травмы. Но для них это уже не воображаемые, а самые реальные травмы. А поскольку управление идет «сверху вниз», от более тонких тел к более грубым, то след от такой травмы может проецироваться и на физическое тело...
Пытались объяснить появление стигмат и самовнушением, и гипнозом. Так, в 1933 году вышла в свет научная работа доктора Альфреда Лехлера, в которой он описывает опыты, проведенные с австрийской девочкой с целью выяснения феномена Терезы Ньюманн. Во время сеансов гипноза Лехлер вызывал у нее все классические формы стигмат, в том числе кровавый пот, кровавые слезы, «терновый венец» и распухшее плечо от воображаемого несения креста, однако искусственно вызванные стигматы намного уступают спонтанным естественным стигматам по интенсивности, стойкости и четкости...
А как можно, например, при исследовании стигмат обойти такой неоднократно зафиксированный случай: когда на глазах матери избивали ее ребенка, у нее на спине вздувались синие рубцы, словно от ударов. Но по сути своей, это были не настоящие синяки - повреждения тканей не было, не появлялся гемосидерин (вещество, образующееся в кровоподтеке и окрашивающее его в синий цвет). А имитировали эти рубцы вздувшиеся вены - синяя венозная кровь просвечивала через кожу и создавала полную иллюзию следов побоев. Но вот откуда каждый раз организм «знал», как именно должны выглядеть следы ударов, и как он «догадался» заменить их расширением вен - необъяснимо. Тут же можно привести еще два классических случая образования стигмат на нерелигиозной почве: так, у Чарлза Диккенса при работе над рассказом «Колокола» вздулось лицо, а Горький, описывая сцену, в которой муж в припадке ревности убивает жену ударом ножа в область печени, упал в обморок. Когда же он пришел в сознание, то в области печени обнаружился стигмат...
Загадка «знаков страстей Христовых» необъяснима с точки зрения науки, как и два других религиозных чуда - мироточение и Туринская плащаница. Скорее всего, стигматы - это очень сложный феномен, где сплелись и физические, и психосоматические, и сверхъестественные причины. Возможно, когда-нибудь его удастся прояснить. А пока что верующие верят в божественное чудо, а ученые спорят, спорят, спорят...Автор: В.Сядро, Т.Иовлева, О.Очкурова
Источник: "100 знаменитых загадок природы"
Опубликовано 19 декабря 2006
| Комментариев 0 | Прочтений 8510
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: