Линии Наска
Всемирно известные линии Наска, найденные в далеких пустынных районах на юге Перу, занимают площадь 37 миль в длину и одну милю в ширину и отчетливо видны лишь с высоты птичьего полета. Линии Наска — это комплекс из 300 рисунков: прямых линий, геометрических фигур, изображений животных и птиц, называемых «геоглифами» (рисунки или геометрические фигуры на поверхности земли, появившиеся в результате снятия травяного покрова или расстановки камней). На протяжении многих лет ученые и археологи ведут дискуссии относительно того, зачем создавались эти изображения. Было выдвинуто множество различных теорий (от внушающих доверие до абсолютно неправдоподобных), среди которых и предположения о том, что линии выполняли функцию астрономической обсерватории, календаря, были тропами для ритуальных шествий, посадочными полосами для космических кораблей пришельцев или же представляли собой схему расположения источников воды. Потраченные на создание фигур время и силы подтверждают: линии играли жизненно важную роль в культуре Наска. Но почему же они оказались именно здесь и каково их назначение?
О линиях Наска стало известно в 20-е годы XX в., когда над пустынными землями Перу стали летать коммерческие самолеты. Хотя еще в 1926 г. изображения были зарисованы основателем перуанской археологии Джулио С. Телло, первые серьезные исследования загадочных рисунков начались лишь в 1941 г., когда Наску посетил американский историк доктор Поль Косок с женой.
Пустыня Наска — высокое безводное плато, расположенное между Тихим океаном и Андами в 250 милях к юго-востоку от перуанской столицы Лима. Безжизненную равнин с рисунками между городами Наска и Пальпа, занимающу7 территорию в 280 квадратных миль, еще называют Памп колорада (Красная равнина). На поверхности равнины начертан ряд четких линий различной длины и ширины. Сама длинная из них составляет 8 миль, а самая короткая — чуть больше 1,64 фута. Здесь есть и огромные геометрически фигуры: треугольники, спирали, круги и трапеции, а также необычные изображения 70 животных и растений. Среди ни колибри, обезьяна, паук, ящерица и пеликан длиной боле 900 футов. Антропоморфные фигуры встречаются в Наска редко, хотя на окраине пустынных степей есть несколько изображений на склонах холмов. Самым известным являете рисунок, получивший название Астронавт. Этот геоглиф длиной 105 футов в 1982 г. обнаружил старший пилот «Воздушного кондора» Эдуардо Эрран.
С тех пор было выдвинуто немало теорий о целях и способах создания линий. Поскольку многие изображения очень большие, состоят из ряда элементов и видны лишь с прилич ной высоты, появилось предположение, что для разработки эскизов их создатели поднимались в воздух. Наверное, наиболее известным приверженцем этой точки зрения стал писатель и публицист из Майями Джим Вудмен. В 1974 г. вместе с британским воздухоплавателем Джулианом Ноттом он решил проверить на практике теорию о том, что рисование линий координировалось с воздуха. Для этого был создан и запущен воздушный шар, при строительстве которого использовались материалы, известные со времен существования культуры Наска, в частности тростник для плетения корзины и хлопок для создания оболочки воздушного шара. Вдвоем они совершили короткий перелет на высоте 300 футов, подтвердив теорию, что жители Наски могли летать, хотя не сохранилось никаких свидетельств этого.
Способ создания линий никогда не считался большой загадкой. Слой железной руды, покрывавшей поверхность пустыни, легко снимали, обнажая почву более светлого оттенка под ним: так получались линии — светлые желобки, которые контрастировали с фоном темно-красной поверхности пустыни. Иногда, для большей выразительности, форму объектов подчеркивали с помощью камней. Пустыня Наска — одно из наиболее засушливых мест на земле, она имеет плоскую каменистую поверхность и практически не подвергается эрозии, поэтому линии на этом гигантском естественном холсте хорошо сохранились. Существуют довольно простые способы начертания ровных линий длиной несколько километров. Один из них — выставить на глаз по прямой две рейки или два деревянных столба, а потом использовать их как направляющие для установки третьего, продолжающего линию. Сделать это довольно просто, если один человек смотрит вдоль ряда из первых двух столбов и направляет другого к тому месту, где необходимо установить третий, и так далее.
Рисование более сложных знаков, по-видимому, начиналось с создания чертежа в масштабе. Затем изображение делилось на части с помощью сетки. После этого ячейка за ячейкой рисунок воссоздавался на поверхности пустыни. Возможно, использовались и более простые методы. В 1982 г. писатель Джо Никел (вместе с двумя членами своей семьи нарисовал точную копию 440-футовой фигуры кондора на поле у своего дома. Используя примитивные технологии доступные населению культуры Наска, семья создала геоглиф за 9 часов, рисуя линии на глаз, без всякой помощи с воздуха В 1987 г. Эван Хадингем написал книгу «Линии, ведущие к богу гор: Наска и тайны Перу», в которой рассказал о том как вместе с профессором астрономии и антропологии Университета Колгейта доктором Энтони Эвени он попытался воссоздать рисунки пустыни. Небольшая команда, полагаясь на собственный глазомер и элементарное снаряжение (рейки веревки), всего за час создала изумительное спирально изображение. Эвени и его команда из проведенного эксперимента заключили, что создание одного из наиболее впечатляющих изображений-линий Наски — большого прямоугольника размером 2624 на 328 футов, могло быть выполнено за 2 месяца группой из 100 человек. Впрочем, даже если это так, не исключено, что его изобретательные создатели с богатым воображением все же поднимались в воздух.
Линии Наски считаются детищем культуры Наска, которая существовала в этом регионе в период 300 г. до н. э. — 800 г. н. э. Связь между этой культурой и линиями прослеживается благодаря гончарным изделиям, мотивы которых демонстрируют сходство между искусством Наски и стилизованными фигурами пустыни. Эту связь подтверждает также одно время их существования. Радиоуглеродная датировка деревянного столба, расположенного в конечной точке одной из самых длинных линий, показала, что рисунки относятся к 525 г. К югу от линий Наски расположен главный церемониальный центр Наска Кауачи, который охватывает территорию в 370 акров. Город построили около 2000 лет назад, а 500 лет спустя покинули, вероятно, после череды стихийных бедствий. Постоянных жителей в городе было немного, впрочем, он считался священным местом, поэтому здесь всегда было много паломников. Возможно, количество людей существенно увеличивалось во время важных религиозных событий, каким-то образом связанных с линиями Наска. Интересно, действительно ли создание этих изумительных рисунков в пустыне было только частью ритуала?
Пожалуй, самым известным исследователем линий Наски был немецкий математик и археолог Мария Рейхе. Исследовательские работы в Наска она начала в 1946 г. Рейхе посвятила всю себя изучению и сохранению линий, 50 лет прожив в пустыне. Ее теория о рисунках Наски стала продолжением гипотезы Поля Косока (у которого Мария в свое время работала ассистентом). Согласно ее версии, линии выполняли функцию астрономического календаря, а сама равнина Наска представляла собой огромную обсерваторию. В 1968 г. эту теорию попытался проверить американский астроном Гералд Хоукинс, прославившийся своими работами, посвященными вопросу астрономического значения Стоунхенджа. Чтобы установить, соответствуют ли рисунки положению Солнца, Луны или звезд, Хоукинс ввел данные о линиях в компьютер. Результаты показали, что лишь небольшая часть линий Наски (из числа тех, которые произвольно были выбраны для исследования) имела какую-либо связь с астрономией, поэтому вряд ли они создавались с такой целью. Одержимость летающими тарелками в конце 40-х годов XX в. привлекла пристальное внимание людей к линиям Наски, которые воспринимались как своеобразный канал связи между землянами и пришельцами. В статье Fate («Судьба»), опубликованной в октябре 1955 г., Джеймс В. Мозли выдвинул версию о том, что знаки лишь отображали то, что видно в небе. По его мнению, Наска создавали огромные рисунки для того, чтобы отправлять пришельцам сигналы. Эту мысль продолжили Луи Повель и Жак Бержье в книге «Утро чародеев», увидевшей свет в 60-х годах XX в. (оригинальное издание вышло во Франции в 1960 г.). Однако самым известным сторонником теории древней астрономии является шведский автор Эрих фон Деникен. В своем бестселлере 1968 г. «Колесницы богов» он предположил, что линии Наски были начертаны древними астронавтами и выполняли функцию посадочных полос для космических кораблей пришельцев. Возникает вопрос, зачем высокотехничным космическим кораблям нужны были многоомильные посадочные полосы? Еще одно резонное возражение против этой теории высказала Мария Рейхе. Она обратила внимание на то, что в мягкой глинистой почве пустыни тяжелые транспортные средства, какими являются космические корабли, запросто могли увязнуть. Обычно приписываете славы создателей линий Наска пришельцам основывается на убеждении, что примитивное коренное население культуры Наска не обладало ни знаниями, ни технологиями, необходимыми для проектирования рисунков и осуществления такой сложной работы самостоятельно.
Наиболее правдоподобной из существующих сегодня теорий считается версия о том, что жители Наски создавали линии в ритуальных целях. Поскольку в пустыне Наска уровень годовых осадков составляет лишь полдюйма, исследователи предположили, что линии являются тропами, связывавшими гробницы. Во время церемониальных шествий, сопровождавшихся играми и танцами для вызывания дождя, по ним, вероятно, ходили жрецы. Энтони Эвени считает, что линии создавались как священные пути, охраняемые местными родоплеменными группами, и были связаны с ритуалом :бора воды. Исследование Эвени показало, что многие линии Наска расположены недалеко от русел водоемов и обычно направлены вдоль их течения. Возможно, линии обозначали места, где располагались источники воды.
С теорией религиозных троп связана точка зрения британского исследователя и киносценариста Тони Моррисона. Детально изучив древние обычаи жителей Наски, он обратил внимание на традицию располагать гробницы у дорог. Захоронения часто представляли собой груды камней, соединенные друг с другом прямыми линиями. Моррисон считал, что пинии Наска представляют собой гипертрофированный вариант таких традиционных троп, по которым шаманы сопровождали «путешествие души». Это были шаманы из племени, выделявшегося из числа других коренных американских племен, из так называемых посредников между видимым материальным и незримым духовным миром. По всей видимости, когда шаманы шли по линиям, изображавшим животных, они пытались вступить в контакт с их могущественными духами. От имени племени шаман, находясь в состоянии транса, общался со сверхъестественными силами, живущими в изображениях. Используя свою внутреннюю силу, он пытался вызвать дождь или же достичь каких-то других целей, о которых мы никогда не сможем узнать. Состояние транса у шаманов обычно сопровождалось своего рода полетами. Возможно, прав был Эрих фон Деникен, утверждая, что рисунки создавались для того, чтобы их было видно с неба. Однако пришельцы не имели к этому отношения. Создание линий Наска было связано с горными духами, обитавшими на туманных вершинах Анд, богами, жившими в небе, и мистическими полетами шаманов.Автор: Б.Хотон
Источник: "Великие тайны и загадки истории"
О линиях Наска стало известно в 20-е годы XX в., когда над пустынными землями Перу стали летать коммерческие самолеты. Хотя еще в 1926 г. изображения были зарисованы основателем перуанской археологии Джулио С. Телло, первые серьезные исследования загадочных рисунков начались лишь в 1941 г., когда Наску посетил американский историк доктор Поль Косок с женой.
Пустыня Наска — высокое безводное плато, расположенное между Тихим океаном и Андами в 250 милях к юго-востоку от перуанской столицы Лима. Безжизненную равнин с рисунками между городами Наска и Пальпа, занимающу7 территорию в 280 квадратных миль, еще называют Памп колорада (Красная равнина). На поверхности равнины начертан ряд четких линий различной длины и ширины. Сама длинная из них составляет 8 миль, а самая короткая — чуть больше 1,64 фута. Здесь есть и огромные геометрически фигуры: треугольники, спирали, круги и трапеции, а также необычные изображения 70 животных и растений. Среди ни колибри, обезьяна, паук, ящерица и пеликан длиной боле 900 футов. Антропоморфные фигуры встречаются в Наска редко, хотя на окраине пустынных степей есть несколько изображений на склонах холмов. Самым известным являете рисунок, получивший название Астронавт. Этот геоглиф длиной 105 футов в 1982 г. обнаружил старший пилот «Воздушного кондора» Эдуардо Эрран.
С тех пор было выдвинуто немало теорий о целях и способах создания линий. Поскольку многие изображения очень большие, состоят из ряда элементов и видны лишь с прилич ной высоты, появилось предположение, что для разработки эскизов их создатели поднимались в воздух. Наверное, наиболее известным приверженцем этой точки зрения стал писатель и публицист из Майями Джим Вудмен. В 1974 г. вместе с британским воздухоплавателем Джулианом Ноттом он решил проверить на практике теорию о том, что рисование линий координировалось с воздуха. Для этого был создан и запущен воздушный шар, при строительстве которого использовались материалы, известные со времен существования культуры Наска, в частности тростник для плетения корзины и хлопок для создания оболочки воздушного шара. Вдвоем они совершили короткий перелет на высоте 300 футов, подтвердив теорию, что жители Наски могли летать, хотя не сохранилось никаких свидетельств этого.
Способ создания линий никогда не считался большой загадкой. Слой железной руды, покрывавшей поверхность пустыни, легко снимали, обнажая почву более светлого оттенка под ним: так получались линии — светлые желобки, которые контрастировали с фоном темно-красной поверхности пустыни. Иногда, для большей выразительности, форму объектов подчеркивали с помощью камней. Пустыня Наска — одно из наиболее засушливых мест на земле, она имеет плоскую каменистую поверхность и практически не подвергается эрозии, поэтому линии на этом гигантском естественном холсте хорошо сохранились. Существуют довольно простые способы начертания ровных линий длиной несколько километров. Один из них — выставить на глаз по прямой две рейки или два деревянных столба, а потом использовать их как направляющие для установки третьего, продолжающего линию. Сделать это довольно просто, если один человек смотрит вдоль ряда из первых двух столбов и направляет другого к тому месту, где необходимо установить третий, и так далее.
Рисование более сложных знаков, по-видимому, начиналось с создания чертежа в масштабе. Затем изображение делилось на части с помощью сетки. После этого ячейка за ячейкой рисунок воссоздавался на поверхности пустыни. Возможно, использовались и более простые методы. В 1982 г. писатель Джо Никел (вместе с двумя членами своей семьи нарисовал точную копию 440-футовой фигуры кондора на поле у своего дома. Используя примитивные технологии доступные населению культуры Наска, семья создала геоглиф за 9 часов, рисуя линии на глаз, без всякой помощи с воздуха В 1987 г. Эван Хадингем написал книгу «Линии, ведущие к богу гор: Наска и тайны Перу», в которой рассказал о том как вместе с профессором астрономии и антропологии Университета Колгейта доктором Энтони Эвени он попытался воссоздать рисунки пустыни. Небольшая команда, полагаясь на собственный глазомер и элементарное снаряжение (рейки веревки), всего за час создала изумительное спирально изображение. Эвени и его команда из проведенного эксперимента заключили, что создание одного из наиболее впечатляющих изображений-линий Наски — большого прямоугольника размером 2624 на 328 футов, могло быть выполнено за 2 месяца группой из 100 человек. Впрочем, даже если это так, не исключено, что его изобретательные создатели с богатым воображением все же поднимались в воздух.
Линии Наски считаются детищем культуры Наска, которая существовала в этом регионе в период 300 г. до н. э. — 800 г. н. э. Связь между этой культурой и линиями прослеживается благодаря гончарным изделиям, мотивы которых демонстрируют сходство между искусством Наски и стилизованными фигурами пустыни. Эту связь подтверждает также одно время их существования. Радиоуглеродная датировка деревянного столба, расположенного в конечной точке одной из самых длинных линий, показала, что рисунки относятся к 525 г. К югу от линий Наски расположен главный церемониальный центр Наска Кауачи, который охватывает территорию в 370 акров. Город построили около 2000 лет назад, а 500 лет спустя покинули, вероятно, после череды стихийных бедствий. Постоянных жителей в городе было немного, впрочем, он считался священным местом, поэтому здесь всегда было много паломников. Возможно, количество людей существенно увеличивалось во время важных религиозных событий, каким-то образом связанных с линиями Наска. Интересно, действительно ли создание этих изумительных рисунков в пустыне было только частью ритуала?
Пожалуй, самым известным исследователем линий Наски был немецкий математик и археолог Мария Рейхе. Исследовательские работы в Наска она начала в 1946 г. Рейхе посвятила всю себя изучению и сохранению линий, 50 лет прожив в пустыне. Ее теория о рисунках Наски стала продолжением гипотезы Поля Косока (у которого Мария в свое время работала ассистентом). Согласно ее версии, линии выполняли функцию астрономического календаря, а сама равнина Наска представляла собой огромную обсерваторию. В 1968 г. эту теорию попытался проверить американский астроном Гералд Хоукинс, прославившийся своими работами, посвященными вопросу астрономического значения Стоунхенджа. Чтобы установить, соответствуют ли рисунки положению Солнца, Луны или звезд, Хоукинс ввел данные о линиях в компьютер. Результаты показали, что лишь небольшая часть линий Наски (из числа тех, которые произвольно были выбраны для исследования) имела какую-либо связь с астрономией, поэтому вряд ли они создавались с такой целью. Одержимость летающими тарелками в конце 40-х годов XX в. привлекла пристальное внимание людей к линиям Наски, которые воспринимались как своеобразный канал связи между землянами и пришельцами. В статье Fate («Судьба»), опубликованной в октябре 1955 г., Джеймс В. Мозли выдвинул версию о том, что знаки лишь отображали то, что видно в небе. По его мнению, Наска создавали огромные рисунки для того, чтобы отправлять пришельцам сигналы. Эту мысль продолжили Луи Повель и Жак Бержье в книге «Утро чародеев», увидевшей свет в 60-х годах XX в. (оригинальное издание вышло во Франции в 1960 г.). Однако самым известным сторонником теории древней астрономии является шведский автор Эрих фон Деникен. В своем бестселлере 1968 г. «Колесницы богов» он предположил, что линии Наски были начертаны древними астронавтами и выполняли функцию посадочных полос для космических кораблей пришельцев. Возникает вопрос, зачем высокотехничным космическим кораблям нужны были многоомильные посадочные полосы? Еще одно резонное возражение против этой теории высказала Мария Рейхе. Она обратила внимание на то, что в мягкой глинистой почве пустыни тяжелые транспортные средства, какими являются космические корабли, запросто могли увязнуть. Обычно приписываете славы создателей линий Наска пришельцам основывается на убеждении, что примитивное коренное население культуры Наска не обладало ни знаниями, ни технологиями, необходимыми для проектирования рисунков и осуществления такой сложной работы самостоятельно.
Наиболее правдоподобной из существующих сегодня теорий считается версия о том, что жители Наски создавали линии в ритуальных целях. Поскольку в пустыне Наска уровень годовых осадков составляет лишь полдюйма, исследователи предположили, что линии являются тропами, связывавшими гробницы. Во время церемониальных шествий, сопровождавшихся играми и танцами для вызывания дождя, по ним, вероятно, ходили жрецы. Энтони Эвени считает, что линии создавались как священные пути, охраняемые местными родоплеменными группами, и были связаны с ритуалом :бора воды. Исследование Эвени показало, что многие линии Наска расположены недалеко от русел водоемов и обычно направлены вдоль их течения. Возможно, линии обозначали места, где располагались источники воды.
С теорией религиозных троп связана точка зрения британского исследователя и киносценариста Тони Моррисона. Детально изучив древние обычаи жителей Наски, он обратил внимание на традицию располагать гробницы у дорог. Захоронения часто представляли собой груды камней, соединенные друг с другом прямыми линиями. Моррисон считал, что пинии Наска представляют собой гипертрофированный вариант таких традиционных троп, по которым шаманы сопровождали «путешествие души». Это были шаманы из племени, выделявшегося из числа других коренных американских племен, из так называемых посредников между видимым материальным и незримым духовным миром. По всей видимости, когда шаманы шли по линиям, изображавшим животных, они пытались вступить в контакт с их могущественными духами. От имени племени шаман, находясь в состоянии транса, общался со сверхъестественными силами, живущими в изображениях. Используя свою внутреннюю силу, он пытался вызвать дождь или же достичь каких-то других целей, о которых мы никогда не сможем узнать. Состояние транса у шаманов обычно сопровождалось своего рода полетами. Возможно, прав был Эрих фон Деникен, утверждая, что рисунки создавались для того, чтобы их было видно с неба. Однако пришельцы не имели к этому отношения. Создание линий Наска было связано с горными духами, обитавшими на туманных вершинах Анд, богами, жившими в небе, и мистическими полетами шаманов.Автор: Б.Хотон
Источник: "Великие тайны и загадки истории"
Опубликовано 25 февраля 2009
| Комментариев 0 | Прочтений 8069
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: