Последние людоеды планеты
Второй по величине остров нашей планеты - Новая Гвинея - покрыт высокими горами, влажными тропическими лесами с непроходимыми чащами и малярийными болотами. Остров поделен между двумя государствами - западная часть принадлежит Индонезии, а восточная является территорией Папуа-Новой Гвинеи. До конца 60-х годов XX века география Новой Гвинеи была практически не исследована. Это одно из немногих оставшихся на Земле мест, где есть еще белые пятна.
В глубине острова сохранилась сложная мозаика воюющих между собой племен. На юге индонезийской части острова обитает один из самых загадочных народов Земли - комбаи. Они занимаются охотой и собирательством, а до недавнего времени практиковали людоедство.
В гостях у этих самобытных и опасных людей в прошлом году побывал английский исследователь, антрополог Брюс Перри. Он проник на территорию, где нет дорог. Добраться в сердце джунглей можно с помощью самолетов-"кукурузников", которые приземляются на расчищенных от леса взлетных полосах, устроенных в этой части острова миссионерами несколько десятилетий назад.
Предпоследнюю остановку Перри сделал в деревне Вандамалу. Здесь живет около ста комбаев. Они носят европейскую одежду, курят табак, каждое воскресенье местный священник Нафтали проводит для них мессу. Нафтали учит письму и счету детей своей деревни. Священник рассказал антропологу:
- Когда сюда пришли миссионеры, мы собрались воевать с ними, но они дали нам одежду, по-суду,.табак. Со временем они построили школу, обучили всех желающих грамоте, обратили нас в христианство. Теперь мы живем лучше тех, кто остался в лесу. Наши братья до сих пор ходят голыми и едят друг друга. Завидев человека в одежде, они прячутся и стреляют в него из лука. С трудом Перри удалось уговорить Нафтали быть проводником к его сородичам-людоедам, ведь такое путешествие опасно даже для священника, будь он хоть трижды ком баем.
Ядовитые стрелы и трубка мира
Путь к лесным комбаям занял несколько дней. У Перри не было карты местности по той простой причине, что нога белого человека еще не ступала в этих местах. Всего лесных комбаев около четырехсот, они живут на территории площадью около четырех тысяч квадратных километров.
И вот, наконец, конечная цель пути - укрытая в лесной чаще деревня. Она представляет собой несколько хижин на высоких сваях - под крышами, но без стен. Встреча оказалась недружелюбной. Брюса и нескольких проводников окружили абсрлютно голые мужчины с луками и стрелами. Они целились в незваных пришельцев. Минута была драматической. Напряжение снял Нафтали, с которым местные комбаи встречались раньше. Чтобы доказать свои добрые намерения, Перри подарил им табак.
Однако мужчины с луками по-прежнему выказывали недоверие и потребовали, чтобы белый человек разделся догола. Перри не осталось ничего другого, он разделся, но прикрыл срам пальмовым листом. Лишь после этого комбаи заулыбались, церемония встречи гостя носила теперь дружелюбный характер.
Туземцы отправились в самую большую хижину курить табак, подаренный Перри. Курение является важной частью местной культуры. Комбаи выращивают собственный табак, но с удовольствием курят и тот, что делают белые люди. Трубки для курения туземцы изготавливают из стволов бамбука. В знак доверия и расположения жители деревни пригласили выкурить трубку и Перри.
Джунгли разделены на территории, принадлежащие разным кланам. Вторжение на чужую территорию может стоить жизни. Некоторые районы принадлежат духам, и люди не имеют права туда ходить. Комбаи прекрасно лазают по деревьям, и окружающие племена считают, что они там и живут. Это поверье возникло из-за того, что комбаи стреляют из луков, взобравшись на дерево. Ябу, местный старейшина, рассказал об этом англичанину через переводчика.
Перри поселили в семье комбаев, состоящей из пяти женщин, трех мужчин и нескольких детей. Мужчины сообщили гостю свои имена: Фамуфо, Бамари и Бофоко. Их атлетические тела не прикрывала никакая одежда, шеи украшали ожерелья, а уши - серьги. Вся семья умещалась в одной большой хижине на сваях.
Дети природы
Комбаи не знают практически никакой цивилизации. Перри с удивлением наблюдал, как его хозяева разжигают огонь с помощью трения ротанга о сухое дерево. Они не пользуются посудой и изделиями из металла. Их ножи сделаны из бамбука. У этих детей при-. роды нет зеркал. Свое отражение они могут увидеть разве что в лесном озерце.
У комбаев есть собаки, которых они берут на охоту. Туземцы питаются мясом диких кабанов, которое запекают в листьях на горячих камнях. Тарелками служат большие плотные листья. В джунглях комбаи добывают сердцевину пальмы сага, которую употребляют в пищу. Вместо топоров используют дубинки с привязанными каменными наконечниками. Чтобы повалить одну пальму с помощью таких примитивных орудий, приходится работать много времени. Из сердцевины ствола пальмы выжимают крахмал. Это женская работа. Женщины одеты в короткие юбочки из соломы, на шеях у них красуются ожерелья из зубов кабана, в ушах круглые серьги из прутиков. Комбаи ходят босиком. Из-за этого их ступни стали жесткими, а пальцы ног поразительно гибки и сильны.
Крахмал считается у комбаев деликатесом. Они едят также летучих мышей и ящериц, причем часто сырыми. В рационе есть и рыба. Комбаи строят плотину на лесной реке, чтобы замедлить течение. Затем выжимают в запруду сок из корней ядовитого растения. Рыба начинает задыхаться и подплывает к поверхности. Ее легко поймать голыми руками.
Самым большим деликатесом считаются личинки. Чтобы добыть их, комбаи срубают в лесу пальму и оставляют гнить на три месяца. По прошествии этого времени ствол наполняется жирными личинками, похожими на белых пузатых червяков. За компанию со своими хлебосольными хозяевами Перри мужественно съел несколько личинок.
Злые какуакхому
Комбаи выглядят добродушными. Трудно поверить в то, что они каннибалы. Но, как выяснилось, едят эти люди только преступников. Фамуфо объяснил гостю:
"Мы называем злых людей какуакхому. Наши предки всегда убивали их и ели. Эти люди очень опасны и могут напасть неожиданно. Я думаю о них каждый раз, когда хожу по лесу в одиночку. Какуакхому пожирают души своих жертв. Только съев их тело, можно вернуть украденную ими душу".
Комбаи верят, что душа человека живет в животе и в мозге. А значит, эти части тела врага и нужно съедать. Фамуфо рассказал, как его отец однажды поймал какуакхому. Он связал руки врага, бросил его в реку и начал стрелять в него излука. Потом он выпил воду, смешанную с кровью врага. Затем бамбуковым ножом отрезал голову, руки, ноги какуакхому, порезал все это на кусочки и съел за несколько дней.
Фамуфо рассказывал об этих ужасных подробностях, как о чем-то обыденном. Перри спросил:
- А в наши дни комбаи едят людей?
- В прошлом году в лесу я нашел умирающего младшего брата, - сказал Бамари. - Из груди у него торчала стрела. Я спросил: "Кто убил тебя?" Брат назвал имя. Я рассказал старейшинам о какуакхому. Старейшины велели убить его и съесть. Так я и сделал.
Перри долго не решался задать следующий вопрос:
- Бамари, а сколько людей ты съел за свою жизнь? Оказалось, что Бамари съел троих. Воин объяснил свою простую философию:
- Если плохой человек убьет кого-то из моей семьи, я убью его. Если какуакхому окажется из чужого селения, я съем его, а если из нашего - отдам на съедение соседям.
Брюс жил среди комбаев три недели. Ел ту же пищу, что едят туземцы, спал в хижине на циновке. Комбаи относились к гостю, как к ребенку, помогали привыкнуть к своему быту. Дикарям казалось, что Перри слишком большой и неуклюжий и носит на теле много ненужных вещей.
Однажды в деревню пришел человек из соседней деревни. Он имел довольно угрожающий вид и держал наготове лук. Воинственности незнакомцу придавала прическа, украшенная перьями казуара, в носу красовалось кольцо из прутика. Гость поинтересовался, что делает у соседей белый человек и долго ли он намерен оставаться в их деревне. Перри понял, что настала пора уезжать.
Напоследок антрополог попытался стать настоящим комбаем. Многие комбаи протыкают нос деревянной папочкой. Чтобы доказать новым друзьям, что белые люди тоже отличаются мужеством, Перри согласился на подобную экзекуцию. Перри плакал от боли, когда ему протыкали нос. Слезы Брюса слизывал Бамари. В знак уважения он повесил на грудь белого человека ожерелье из зубов кабана.
И вот наконец настал день прощания. Вся деревня собралась на торжественный обед. Комбаи закатили настоящий пир в честь англичанина, даже зарезали свинью.
Расставаясь с жителями затерянной в джунглях деревни, Брюс искренне плакал, он навсегда запомнил слово "лудья", которое на языке комбаев означает "друг". Жители деревни свистели, провожая гостя, так у них принято выражать горечь расставания.
В глубине острова сохранилась сложная мозаика воюющих между собой племен. На юге индонезийской части острова обитает один из самых загадочных народов Земли - комбаи. Они занимаются охотой и собирательством, а до недавнего времени практиковали людоедство.
В гостях у этих самобытных и опасных людей в прошлом году побывал английский исследователь, антрополог Брюс Перри. Он проник на территорию, где нет дорог. Добраться в сердце джунглей можно с помощью самолетов-"кукурузников", которые приземляются на расчищенных от леса взлетных полосах, устроенных в этой части острова миссионерами несколько десятилетий назад.
Предпоследнюю остановку Перри сделал в деревне Вандамалу. Здесь живет около ста комбаев. Они носят европейскую одежду, курят табак, каждое воскресенье местный священник Нафтали проводит для них мессу. Нафтали учит письму и счету детей своей деревни. Священник рассказал антропологу:
- Когда сюда пришли миссионеры, мы собрались воевать с ними, но они дали нам одежду, по-суду,.табак. Со временем они построили школу, обучили всех желающих грамоте, обратили нас в христианство. Теперь мы живем лучше тех, кто остался в лесу. Наши братья до сих пор ходят голыми и едят друг друга. Завидев человека в одежде, они прячутся и стреляют в него из лука. С трудом Перри удалось уговорить Нафтали быть проводником к его сородичам-людоедам, ведь такое путешествие опасно даже для священника, будь он хоть трижды ком баем.
Ядовитые стрелы и трубка мира
Путь к лесным комбаям занял несколько дней. У Перри не было карты местности по той простой причине, что нога белого человека еще не ступала в этих местах. Всего лесных комбаев около четырехсот, они живут на территории площадью около четырех тысяч квадратных километров.
И вот, наконец, конечная цель пути - укрытая в лесной чаще деревня. Она представляет собой несколько хижин на высоких сваях - под крышами, но без стен. Встреча оказалась недружелюбной. Брюса и нескольких проводников окружили абсрлютно голые мужчины с луками и стрелами. Они целились в незваных пришельцев. Минута была драматической. Напряжение снял Нафтали, с которым местные комбаи встречались раньше. Чтобы доказать свои добрые намерения, Перри подарил им табак.
Однако мужчины с луками по-прежнему выказывали недоверие и потребовали, чтобы белый человек разделся догола. Перри не осталось ничего другого, он разделся, но прикрыл срам пальмовым листом. Лишь после этого комбаи заулыбались, церемония встречи гостя носила теперь дружелюбный характер.
Туземцы отправились в самую большую хижину курить табак, подаренный Перри. Курение является важной частью местной культуры. Комбаи выращивают собственный табак, но с удовольствием курят и тот, что делают белые люди. Трубки для курения туземцы изготавливают из стволов бамбука. В знак доверия и расположения жители деревни пригласили выкурить трубку и Перри.
Джунгли разделены на территории, принадлежащие разным кланам. Вторжение на чужую территорию может стоить жизни. Некоторые районы принадлежат духам, и люди не имеют права туда ходить. Комбаи прекрасно лазают по деревьям, и окружающие племена считают, что они там и живут. Это поверье возникло из-за того, что комбаи стреляют из луков, взобравшись на дерево. Ябу, местный старейшина, рассказал об этом англичанину через переводчика.
Перри поселили в семье комбаев, состоящей из пяти женщин, трех мужчин и нескольких детей. Мужчины сообщили гостю свои имена: Фамуфо, Бамари и Бофоко. Их атлетические тела не прикрывала никакая одежда, шеи украшали ожерелья, а уши - серьги. Вся семья умещалась в одной большой хижине на сваях.
Дети природы
Комбаи не знают практически никакой цивилизации. Перри с удивлением наблюдал, как его хозяева разжигают огонь с помощью трения ротанга о сухое дерево. Они не пользуются посудой и изделиями из металла. Их ножи сделаны из бамбука. У этих детей при-. роды нет зеркал. Свое отражение они могут увидеть разве что в лесном озерце.
У комбаев есть собаки, которых они берут на охоту. Туземцы питаются мясом диких кабанов, которое запекают в листьях на горячих камнях. Тарелками служат большие плотные листья. В джунглях комбаи добывают сердцевину пальмы сага, которую употребляют в пищу. Вместо топоров используют дубинки с привязанными каменными наконечниками. Чтобы повалить одну пальму с помощью таких примитивных орудий, приходится работать много времени. Из сердцевины ствола пальмы выжимают крахмал. Это женская работа. Женщины одеты в короткие юбочки из соломы, на шеях у них красуются ожерелья из зубов кабана, в ушах круглые серьги из прутиков. Комбаи ходят босиком. Из-за этого их ступни стали жесткими, а пальцы ног поразительно гибки и сильны.
Крахмал считается у комбаев деликатесом. Они едят также летучих мышей и ящериц, причем часто сырыми. В рационе есть и рыба. Комбаи строят плотину на лесной реке, чтобы замедлить течение. Затем выжимают в запруду сок из корней ядовитого растения. Рыба начинает задыхаться и подплывает к поверхности. Ее легко поймать голыми руками.
Самым большим деликатесом считаются личинки. Чтобы добыть их, комбаи срубают в лесу пальму и оставляют гнить на три месяца. По прошествии этого времени ствол наполняется жирными личинками, похожими на белых пузатых червяков. За компанию со своими хлебосольными хозяевами Перри мужественно съел несколько личинок.
Злые какуакхому
Комбаи выглядят добродушными. Трудно поверить в то, что они каннибалы. Но, как выяснилось, едят эти люди только преступников. Фамуфо объяснил гостю:
"Мы называем злых людей какуакхому. Наши предки всегда убивали их и ели. Эти люди очень опасны и могут напасть неожиданно. Я думаю о них каждый раз, когда хожу по лесу в одиночку. Какуакхому пожирают души своих жертв. Только съев их тело, можно вернуть украденную ими душу".
Комбаи верят, что душа человека живет в животе и в мозге. А значит, эти части тела врага и нужно съедать. Фамуфо рассказал, как его отец однажды поймал какуакхому. Он связал руки врага, бросил его в реку и начал стрелять в него излука. Потом он выпил воду, смешанную с кровью врага. Затем бамбуковым ножом отрезал голову, руки, ноги какуакхому, порезал все это на кусочки и съел за несколько дней.
Фамуфо рассказывал об этих ужасных подробностях, как о чем-то обыденном. Перри спросил:
- А в наши дни комбаи едят людей?
- В прошлом году в лесу я нашел умирающего младшего брата, - сказал Бамари. - Из груди у него торчала стрела. Я спросил: "Кто убил тебя?" Брат назвал имя. Я рассказал старейшинам о какуакхому. Старейшины велели убить его и съесть. Так я и сделал.
Перри долго не решался задать следующий вопрос:
- Бамари, а сколько людей ты съел за свою жизнь? Оказалось, что Бамари съел троих. Воин объяснил свою простую философию:
- Если плохой человек убьет кого-то из моей семьи, я убью его. Если какуакхому окажется из чужого селения, я съем его, а если из нашего - отдам на съедение соседям.
Брюс жил среди комбаев три недели. Ел ту же пищу, что едят туземцы, спал в хижине на циновке. Комбаи относились к гостю, как к ребенку, помогали привыкнуть к своему быту. Дикарям казалось, что Перри слишком большой и неуклюжий и носит на теле много ненужных вещей.
Однажды в деревню пришел человек из соседней деревни. Он имел довольно угрожающий вид и держал наготове лук. Воинственности незнакомцу придавала прическа, украшенная перьями казуара, в носу красовалось кольцо из прутика. Гость поинтересовался, что делает у соседей белый человек и долго ли он намерен оставаться в их деревне. Перри понял, что настала пора уезжать.
Напоследок антрополог попытался стать настоящим комбаем. Многие комбаи протыкают нос деревянной папочкой. Чтобы доказать новым друзьям, что белые люди тоже отличаются мужеством, Перри согласился на подобную экзекуцию. Перри плакал от боли, когда ему протыкали нос. Слезы Брюса слизывал Бамари. В знак уважения он повесил на грудь белого человека ожерелье из зубов кабана.
И вот наконец настал день прощания. Вся деревня собралась на торжественный обед. Комбаи закатили настоящий пир в честь англичанина, даже зарезали свинью.
Расставаясь с жителями затерянной в джунглях деревни, Брюс искренне плакал, он навсегда запомнил слово "лудья", которое на языке комбаев означает "друг". Жители деревни свистели, провожая гостя, так у них принято выражать горечь расставания.
Опубликовано 14 ноября 2008
| Комментариев 0 | Прочтений 7034
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: