Природа религиозного чувства
Природа религиозного чувства
Три года назад британский биолог Ричард Доукинс согласился стать подопытным кроликом в небывалом эксперименте: нейрохирург Майкл Персинджер заявил, что он может вызвать религиозное чувство у любого человека путем «облучения» специфических областей его мозга электромагнитными импульсами! Ричард Доукинс, известный своими биологическими теориями, а также критикой религиозных взглядов, вызвался опробовать в действии электромагнитное устройство, изобретенное Персинджером.

Ключи к разгадке

Многие исследователи, подобно названному нейрохирургу, видели именно в мозге ключи к пониманию природы религиозного чувства. Другие пытаются разглядеть их в психологических, генетических и биохимических сферах. Научные подходы к религиозным реалиям имеют исторические прецеденты. Так, в начале XX века подобные попытки предпринимали Зигмунд Фрейд и Уильям Джеймс. Современные естествоиспытатели вооружены, не в пример своим предшественникам, мощной инструментальной базой, но и она пока не вполне справляется с поставленной задачей, ибо человеческий мозг является самым сложным и изощренным объектом научного исследования. Сказанное убедительно иллюстрируется приведенными ниже теориями.

Теории

Антрополог из Фордамского университета в Нью-Йорке Стюарт Гатри утверждает, что вера в реальное бытие сверхъестественных сущностей «является иллюзией, оставшейся нам в наследство от древнейших времен». Эта иллюзия, по мнению Гатри, была порождена стремлением наших далеких предков проецировать на богов свои собственные качества, то есть люди впадали в антропоморфизм. Стюарт Гатри считает, что именно в антропоморфизме следует искать корни религиозного мировоззрения, поскольку он помогал людям адаптироваться к весьма неблагоприятным условиям обитания и повышал их шансы на выживание. На протяжении тысячелетий естественный отбор поддерживал не осознаваемые человеком тенденции антропоморфизма, которые выходили за пределы реальных объектов и событий и охватывали всю природу в целом. Со временем люди убедили себя в том, что весь окружающий их мир является не более чем спектаклем, поставленным искусным режиссером.

Приобщение к блаженству

Нейрохирургизуниверситета Пенсильвании Эндрю Ньюберг сосредоточился на тенденции людей, принадлежащих к различным религиозным традициям, рассказывать о похожих мистических переживаниях. Эта общность свидетельствует о видениях, порождаемых одинаковыми нейрологическими процессами. Для проверки этой гипотезы Ньюберг обследовал мозг у двадцати приверженцев спиритуалистических практик, включая чтение христианских молитв и исполнение буддистских медитаций. Для этого он использовал хорошо известную процедуру компьютерной томографии. Когда субъект - францисканская монахиня - почувствовала «растворение в христианском сознании», ей внутривенно вводилась радиоактивная жидкость, поступающая в мозг и попадающая в нервные клетки. Затем монахиня перемещалась в камеру компьютерной томографии для повторного сканирования мозга. Оказалось, что на изображении отразились уровни активности мозговых клеток сразу после введения радиоактивной жидкости, когда монахиня еще пребывала в состоянии созерцания! Активность нервных клеток снизилась в лобной и затылочной областях мозга, ответственных за ориентацию в пространстве. По мнению Ньюберга, религиозные переживания вызываются ритмичными процессами, такими как танцы, пение и повторения мантр, рождающими ощущение невыразимого блаженства.

Соленоиды вокруг головы

Канадский нейрохирург Уайлдер Пенфилд, лечивший эпилептиков в 1950-х годах, при подготовке пациентов к черепной операции вживлял в различные участки мозга электроды и спрашивал их об ощущениях. Поскольку в мозге нет болевых рецепторов, оперируемые не нуждались в анестезии. Так вот, когда этому воздействию подвергались височные доли, пациенты слышали неизвестные голоса и видели призраков! С учетом этого открытия Майкл Персинджер сконструировал специальный шлем с соленоидами вокруг головы, передающими электромагнитные импульсы в определенные участки мозга. Персинджер опробовал это устройство на нескольких сотнях добровольцев и оказалось, что 80 процентов из них пережили ощущение «постороннего присутствия».
Скептики пытались оспорить результаты этих опытов, но безуспешно.

Генетический компонент проблемы

Дин Хэймер из Национального ракового института (США) попытался навести мосты между религиозными ощущениями и научным подходом. В 1980-х годах в университете Миннесоты проводилось обследование 84 пар близнецов, в результате которого был выявлен генетический компонент «подлинной религиозности». Позже Дин Хэймер обследовал тысячу курильщиков на предмет выявления у них генетической склонности к курению. Хэймер сосредоточился на изучении генов, ассоциируемых с нейротрансмиттерами, называемыми моноаминами. В их число входят серотонин и допамин, помогающие регулировать настроение. Некоторые вещества воздействуют на них как психотропные препараты типа ЛСД и мескалин, известные своими галлюциногенными свойствами.

Эпопея с препаратом ДМТ

Психиатр из штата Нью-Мексико Рик Штрассмен увязал спиритуалистические ощущения с воздействием единственного вещества - диметил-триптамина (ДМТ), выделяемого нашим собственным мозгом и играющего важную роль в формировании сознания. Согласно Штрассмену, именно ДМТ провоцирует мистические видения, галлюцинации, переживания состояний, близких к смерти, ощущения абдукций (похищений инопланетянами) и т. д. ДМТ, впервые синтезированный одним канадским химиком еще в 1931 году, стал главным активным ингредиентом галлюциногенного чая, потребляемого индейцами Амазонки и прихожанами двух церквей в Бразилии. Чистый ДМТ, принимаемый через рот, не оказывает никакого действия на организм, поскольку энзимы в кишечнике парализуют его активность. Однако в 1950-х годах венгерский химик Стефен Сцара установил, что инъекции ДМТ оказывают крайне мощное галлюциногенное действие, правда, на протяжении менее часа. В 1965 году ученые сумели выделить ДМТ из человеческой крови, а в 1972 году группа специалистов под руководством нобелевского лауреата Юлиуса Аксельрода выделила это вещество из мозговой ткани.

Характер видений

До определенного момента занятия Штрассмена с ДМТ оправдывали его ожидания. Многие из его добровольных испытуемых, принимавших препарат, сообщали о пережитых ими квазирелигиозных ощущениях блаженства, о «потере времени», о жизни после смерти, о контактах с высшим существом, одаривающим всех страждущих своим участием и т.д. Другие говорили о «выходе из тела» и об устремлении освободившейся души по длинному туннелю к светящемуся божеству. Почти половина участников исследования «контактировала» с инопланетными существами, эльфами, роботами, гигантскими насекомыми. Эти ужасные создания далеко не всегда были дружелюбными. Один из участников эксперимента рассказывал, как его поедали гигантские инсектоиды (насекомоподобные)...
Опубликовано 06 августа 2008 | Комментариев 0 | Прочтений 4707

Ещё по теме...
Добавить комментарий