Свидетельство Флавия: истина, вымысел или нечто среднее?
Свидетельство Флавия: истина, вымысел или нечто среднее?
Среди множества споров вокруг личности Иисуса из Назарета одним из наиболее запутанных является вопрос о его реальном историческом существовании. Не говоря уже о его собственных словах или приписываемых ему способностях, установление достоверных фактов из жизни этого человека может пролить свет на его поступки, мотивы и необычайную значимость.
Внебиблейские источники, упоминающие Иисуса, имеют огромную ценность, ведь очевидно, что авторы Нового Завета были приверженцами христианского учения. Но найти надежную информацию о человеке, ставшем широко известным лишь после своей смерти две тысячи лет назад, крайне непросто.
Это делает Testimonium Flavianum (Свидетельство Флавия) особенно важным. Этот небольшой отрывок из трудов еврейского историка Иосифа Флавия на протяжении столетий вызывал жаркие дебаты среди ученых. В нем содержится краткое повествование об Иисусе Назарянине и его последователях, причем значимость этого текста связана с потенциальным подтверждением существования и учения Христа беспристрастным нехристианским автором.
Однако вопросы о подлинности Свидетельства не утихают по сей день, вызывая споры о том, является ли оно исторической истиной, полной фальсификацией или чем-то средним. Взглянув на его происхождение, значение и противоречивые точки зрения относительно достоверности, можно ли ответить на этот вопрос?

Спор вокруг древнего текста

Свидетельство Флавия встречается в труде “Иудейские древности” Иосифа Флавия. Сам автор, носивший имя Йосеф бен Матитьяху, был еврейским историком и ученым I века н.э. Его работа представляла собой масштабное хроникальное повествование об истории евреев от сотворения мира до Иудейской войны в I веке.
Рассматриваемый нами отрывок находится в 18-й книге, главе 3, параграфе 3. В нем упоминается Иисус из Назарета и кратко описываются его жизнь, учение, смерть и зарождение христианского движения. Другие важные отрывки содержат упоминания о брате Иисуса Иакове (кн. 20, гл. 9) и об аресте и казни Иоанна Крестителя (кн. 18, гл. 5).

Самая ранняя сохранившаяся копия Test...
Самая ранняя сохранившаяся копия Testimonium Flavianum XI века (автор неизвестен)

В 18-й книге Иосиф Флавий описывает Иисуса в восхваляющем ключе, называя его “мудрым человеком”, творившим “удивительные дела”, к которому присоединялись последователи как из иудеев, так и из язычников. Что удивительно для еврейского историка, он также именует Иисуса “Христом” (Мессией) и повествует о его мученической смерти от рук римского наместника Понтия Пилата.
Более того, он упоминает о воскресении Иисуса, называя его исполнением пророчеств и истоком христианского движения. Такие сильные слова из уст еврея звучат как одобрение божественного статуса Иисуса, как утверждали некоторые.
Для столь важного исторического текста Свидетельство удивительно кратко – всего один параграф длиной около 125-175 слов. Тем не менее, оно привлекло значительное внимание из-за потенциальной ценности для понимания исторической личности Иисуса. Это связано с несколькими ключевыми факторами.
Прежде всего, Свидетельство Флавия – одно из самых ранних нехристианских упоминаний об Иисусе. Иосиф Флавий, еврейский историк I века н.э., был современником описываемых событий, и его работа (если она подлинна) дает представление о том, как нехристиане воспринимали Иисуса. Тот факт, что еврей изображает Христа в положительном свете, особенно интересен с учетом нередко враждебных отношений между иудеями и христианами того времени.

Флавий Иосиф Флавий является ключевым...
Флавий Иосиф Флавий является ключевым источником нашей истории Иудеи I века, включая разграбление Иерусалима и разрушение Второго Храма римлянами в 70 году нашей эры (автор неизвестен)

Во-вторых, данный отрывок вносит вклад в понимание исторического контекста, в котором жил Иисус. Упоминая Понтия Пилата, римского наместника, приказавшего распять Иисуса, и еврейских лидеров, противостоявших ему, Свидетельство Флавия помещает суд и казнь Христа в религиозно-политический ландшафт Иудеи I века. Хотя эти факты часто освещались христианскими авторами, взгляд еврейского историка, в какой-то степени ориентированного на Рим, представляет особый интерес.
Тем не менее, значимость Свидетельства Флавия омрачается непрекращающимися спорами о его подлинности. Если оно достоверно, то нехристианский автор называл Иисуса “Мессией” спустя всего несколько десятилетий после его смерти. Если же текст – подделка, то под сомнение ставится само существование Иисуса как исторической личности, поскольку других весомых доказательств крайне мало. Понимание аргументов за и против текста жизненно важно для определения его исторической ценности.

В защиту подлинности

На протяжении многих веков довод о неподлинности текста перевешивал аргументы в его пользу – он казался слишком удобным. Однако в XX веке ученые стали более открытыми для идеи о том, что Свидетельство может быть подлинным. Они приводят несколько факторов, поддерживающих его достоверность.
Во-первых, сторонники указывают на то, что Иосиф Флавий признан тщательным историком, склонным достоверно освещать выдающиеся события и личности своего времени. Маловероятно, что он стал бы фальсифицировать сведения об Иисусе, так как это противоречило его историческому подходу.
Во-вторых, сторонники подлинности отмечают подтверждающие свидетельства из других древних источников. Хотя Свидетельство Флавия – одно из самых ранних нехристианских упоминаний об Иисусе, его основные элементы перекликаются с Новым Заветом и более поздними христианскими текстами.
По их мнению, такая согласованность придает достоверность ключевым историческим деталям, сохраненным Иосифом Флавием. То, что Библия предвзята, не означает, что в Новом Завете нет ничего, кроме вымысла.
Защитники текста также указывают на наличие ранних рукописей, содержащих Свидетельство Флавия, что может говорить о его первоначальном присутствии в труде Иосифа. Хотя между различными версиями текста существуют вариации, их общая согласованность позволяет предположить общий источник, восходящий к записям самого Флавия.
Кроме того, сторонники полагают, что еврейское происхождение Иосифа и его непричастность к христианству придают вес его рассказу об Иисусе. Будучи нехристианским евреем, писавшим преимущественно для еврейской аудитории, Флавий не имел личной заинтересованности в пропаганде христианских верований или преувеличении роли Иисуса.
К сожалению, этот последний аргумент упускает из виду странность того факта, что еврейский историк той эпохи столь восхваляюще отзывался об Иисусе. И, если подумать, именно сфабриковать подобный рассказ об Иисусе и приписать его перу еврейского историка было бы желанной целью ранних христиан для придания легитимности зарождающейся религии.
В целом, сторонники подлинности Свидетельства Флавия считают, что, хотя этот отрывок мог подвергнуться позднейшим христианским вставкам или украшениям, его основные моменты, вероятно, отражают подлинное историческое свидетельство о существовании Иисуса из Назарета.

Аргументы против

В то время как одни ученые выступают за подлинность Свидетельства Флавия, другие приводят весомые доводы, указывающие на то, что этот отрывок полностью сфабрикован или содержит значительные вставки.

Существует множество версий «Иудейски...
Существует множество версий «Иудейских древностей» Иосифа Флавия , содержащих Testimonium Flavianum , например, эта иллюминированная копия 1466 года

Один из старейших и наиболее сильных аргументов против легитимности Свидетельства – его резкий диссонанс с общим повествованием “Иудейских древностей” Иосифа Флавия по стилю и содержанию. Обычно историк отличался объективным и критичным подходом к событиям, в то время как данный отрывок нарушает эту тенденцию.
Также нельзя забывать, что сам Иосиф был ревностным иудеем, никогда не принимавшим христианства. Поэтому вряд ли он мог признавать Иисуса Мессией или утверждать факт его воскресения – одну из главных отличительных черт христианского вероучения от иудаизма. Это было бы равносильно тому, что мусульманин, буддист или индуист признал Христа Спасителем, чего в исторических источниках не прослеживается.
Скептики также отмечают, что до IV века не встречается никаких упоминаний о том, что Иосиф Флавий когда-либо писал об Иисусе. Ранние христианские авторы вроде Оригена и Евсевия, любившие цитировать этого еврейского историка, ничего не говорят о Свидетельстве Флавия.
Это ставит под сомнение подлинность отрывка и наводит на мысль, что он мог быть вставлен или существенно изменен позже для подкрепления христианских притязаний на личность Иисуса. И именно эта версия кажется многим наиболее правдоподобной.

Использование Иисуса в «Свидетельстве...
Использование Иисуса в «Свидетельстве Флавия» как «Христа» - это более поздняя христианская вставка в подлинный отрывок Иосифа Флавия

Текстологический анализ Свидетельства Флавия обнаруживает несоответствия и расхождения между различными рукописными вариантами. Разночтения в формулировках и местах расположения отрывка указывают на то, что он мог быть изменен с течением времени, подрывая его достоверность как подлинного исторического источника.
Возможно, изначально Иосиф Флавий написал небольшое упоминание о проповеднике и его последователях. А затем, спустя десятилетия и века, этот отрывок мог быть дополнен и украшен фразами вроде “Он был Христос”, чтобы придать легитимность Иисусу и его религии.
Споры вокруг Свидетельства Флавия, вероятно, будут продолжаться еще долгое время. Пока одни ученые защищают этот отрывок как ценный исторический источник, подтверждающий существование Иисуса из Назарета, другие по-прежнему сомневаются в его подлинности, ссылаясь на несоответствия и теологическую предвзятость.
Эта дискуссия прекрасно иллюстрирует сложность исторических изысканий и проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при интерпретации древних текстов – никогда нельзя быть полностью уверенным, кому или чему можно доверять. Вне зависимости от того, насколько достоверно Свидетельство Флавия, поиски истины о личности Иисуса из Назарета будут продолжаться.
Но здесь следует помнить и о другом: в конечном счете вопрос подлинности этого отрывка не столь важен, поскольку в любом случае он может рассказать нам что-то об ранних представлениях об Иисусе – либо с точки зрения еврея, либо со стороны фальсификаторов из числа ранних христиан.
Опубликовано 12 марта 2024 | Комментариев 0 | Прочтений 621

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия