Иисус и волшебная палочка
Иисус и волшебная палочка
В числе прочих христианских изобразительных мотивов выделяется загадочный сюжет, на котором во время исцеления, или совершения чуда Иисус держит в руках жезл, или некую палочку. Одна из наиболее популярных сцен раннехристианского погребального искусства – воскрешение Лазаря. На этой сцене Иисус изображается стоящим перед небольшим помещением, в котором хранится спеленутый труп, и с помощью жезла вызывает Лазаря из могилы. При этом в тексте Евангелий ни разу не упоминается об использовании Иисусом жезла, или палочки. В этой связи можно вспомнить и других библейских персонажей, использовавших похожие инструменты. Моисей использовал жезл, чтобы разделить Красное море и спасти свой народ от армии фараона. Позже он использовал тот же самый жезл, чтобы рассечь скалу и обеспечить питьевой водой израильтян во время их странствования к Земле Обетованной. Апостол Петр во время своего заключения в Риме с помощью палочки открыл источник воды, которую он использовал для крещения двух своих тюремщиков.
Пользовался ли Иисус волшебной палочкой, когда творил свои чудеса? Похоже на то – если судить по некоторым самым ранним изображениям Иисуса в христианском искусстве...
Раннехристианская иконография дает нам ценные сведения об эстетике ранних христиан. Вдохновленные библейскими и апокрифическими текстами, самые ранние христианские изображения свидетельствуют также и о богословской мысли в среде последователей Иисуса третьего и четвертого веков.

«Воскрешение Лазаря». Фреска из катак...
«Воскрешение Лазаря». Фреска из катакомб Джордани, IV в. (Рим)

Раннехристианское искусство, связанное в основном с погребениями, богато представлено настенными росписями, найденными в катакомбах и с более мелкими рельефами на саркофагах и надгробных плитах. Поэтому неудивительно, что тематика изображений в основном связана с загробной жизнью и исцелением (физическим или духовным).

В своей статье «Иисус – маг? Зачем в раннехристианском искусстве Иисус изображался держащим жезл», опубликованной в осеннем номере журнала Biblical Archaeology Review за 2020 год, Ли М. Джефферсон из Centre College в Дэнвилле, штат Кентукки, обращает внимание на одну конкретную вещь из огромного множества художественных мотивов – Иисус держит жезл или палочку, совершая исцеление или чудо.
«Орудие, которое держит Иисус (иногда его называют virga или rabdos), изображается либо толстым и увесистым, если речь идёт о саркофагах, либо тонким и похожим на тростник, если мы говорим о катакомбах. Он использует его для чудотворения, что привело некоторых ученых к выводу, что ранние христиане понимали Иисуса как мага. Проблема такой идентификации заключается в том, что ранние христиане порицали магию», – замечает исследователь.

Иисус, умножающий хлеба (III или IV в...
Иисус, умножающий хлеба (III или IV в.н.э.). Сцена из катакомб Анапо. Иисус держит в руках нечто похожее на волшебную палочку

Совершенно театральная и визуализирующая авторитет новой религии (христианства), самая популярная сцена раннехристианского погребального искусства – воскрешение Лазаря. Иисус обычно стоит перед небольшим помещением, в котором хранится спеленутый труп, и с помощью жезла вызывает Лазаря из могилы, где тот пролежал мертвым четыре дня (Иоанн 11).

«Воскрешение Лазаря». Фреска из катак...
«Воскрешение Лазаря». Фреска из катакомб Марцеллина и Петра, V в. (Италия)

Хотя в Евангелии ни разу не упоминается, что Иисус использовал жезл при совершении своих чудес, вы можете вспомнить других выдающихся библейских деятелей, которые использовали подобный инструмент для тех же целей. Моисей использовал жезл, чтобы разделить Красное море и спасти свой народ от армии фараона во время дерзкого побега из Египта (Исход 14). Потом он использовал жезл, чтобы ударить по скале и обеспечить питьевой водой израильтян во время их странствования к Земле обетованной (Исход 17:2). Откуда же ранние христиане взяли этот мотив? Может быть, они были вдохновлены языческими образами огромного греко-римского мира?
Единственный другой персонаж Нового Завета, которого можно увидеть с палочкой для совершения чуда в раннехристианском искусстве – это апостол Петр. Иллюстрируя легенду, засвидетельствованную в апокрифической литературе, Петр обычно изображался ударяющим палочкой по камню в присутствии двух других фигур, одетых в римские военные плащи и головные уборы.

Апостол Пётр ударяет по камню, чтобы ...
Апостол Пётр ударяет по камню, чтобы набрать воды для крещения двух римских тюремщиков. Эта сцена (левая ниша) датируется 365 годом и находится в катакомбах Коммодиллы на древней Виа Остиенсис в Риме. Мотив взят из апокрифических деяний Петра

Согласно легенде, Петр во время своего заключения в Риме чудесным образом открыл источник воды, которую он затем использовал для крещения двух стерегущих его тюремщиков.
Под влиянием современной поп-культуры и популярных литературных персонажей, таких как Гарри Поттер, мы интерпретируем этот таинственный инструмент как волшебную палочку. Реальность же еще более сложна и интересна. «Для ранних христиан Иисус, совершающий чудеса с помощью посоха, не был волшебником. Этот мотив был по своей сути библейским (напоминание о Моисее) и церковным (подчеркивание превосходства Церкви)», – заключает Джефферсон в своей статье.Автор: Marek Dospěl
Источник: "Jesus Holding a Magic Wand?"
Опубликовано 19 ноября 2023 | Комментариев 0 | Прочтений 660

Ещё по теме...
Добавить комментарий