Большой Зимбабве: что случилось древнейшим городом загадочной африканской цивилизации
На высотах юго-восточной части Зимбабве, недалёко от озера Мутирикве и поселения Масвинго, из земли вырастает огромный каменный город, доминирующий над ландшафтом. В период своего расцвета он был частью крупного торгового центра, где продавалось множество экзотических товаров со всех уголков известного мира. Сегодня он пустует, но по-прежнему является впечатляющей демонстрацией изобретательности и мастерства африканцев, построивших его тысячу лет назад. Большой Зимбабве - это место с богатой историей и впечатляющими легендами, от которых буквально захватывает дух...
Структура
Первое документально подтверждённое описание Великого Зимбабве принадлежит португальскому капитану гарнизона в Софале на территории нынешнего Мозамбика:
Несколько португальских исследователей совершили путешествие, чтобы увидеть это место, но только спустя триста с лишним лет европейские исследователи массово посетили это место, начав глобальные исследования и изучения. То, что они обнаружили, было значительно больше того, на что, по их мнению, были способны африканцы. Есть три различных района и архитектурных стиля, что составляют всю территорию Великого Зимбабве, занимающую площадь в 7,22 квадратных километра. Наиболее древним считается Холмистый комплекс, который, как следует из его названия, расположен на вершине холма. Считается, что он был построен в девятом веке и заселён до тринадцатого века. Большая ограда была построена в тринадцатом веке и заселена до пятнадцатого века, в то время как комплекс Долины был построен в четырнадцатом веке. Весь город, похоже, был полностью заброшен к шестнадцатому веку.
Взаимосвязь между различными комплексами неясна, но преобладающее археологическое мнение заключается в том, что комплекс на холме был религиозным центром этого места, в то время как Большая ограда, в которой размещалось несколько сотен человек, была резиденцией социальной элиты. В комплексе Долины находилось остальное население, которое в лучшие свои годы могло достигать восемнадцати тысяч человек, живших в глинобитных домах.
Самая впечатляющая часть участка это Большое ограждение. Это круглое сооружение, окружённое стенами высотой почти десять метров. Интересным является тот факт, что при его строительстве не использовался строительный раствор. Каждому камню была придана подходящая форма, вся конструкция удивительно прочная, что свидетельствует о высокой степени инженерной компетентности. В Большом ограждении также находится коническая башня, достигающая почти шести метров в высоту.
Люди, которые там жили
Принято считать, что люди культуры гокомере построили эту крепость. Это был древний народ к югу от Сахары, живший в окрестностях примерно с четвёртого века н.э. Недалеко от Большого Зимбабве находится место под названием Гокомере, известное своими наскальными рисунками и гончарными традициями, восходящими к трёхсотому году нашей эры. Народ гокомере построил обширную торговую сеть, которая простиралась на восток через горы Чиманимани до побережья нынешнего Мозамбика и на север, в земли народа суахили, жившего на территории нынешних Кении и Танзании и имевшего контакты с торговыми флотами китайцев, а также арабов.
Существует множество предполагаемых причин упадка Великого Зимбабве. К 1450-м годам город, вероятно, страдал от нехватки ресурсов, а более крупные торговые сети на севере, возможно, отрезали Великое Зимбабве от основных сетей. Политическая нестабильность и изменение климата, ставшие причиной голода, также стали фактором, приведшим к оставлению этого места примерно в период пятнадцатого века.
Примечательные артефакты
Самыми известными артефактами из Великого Зимбабве считаются птицы, созданные из такого материала, как мыльный камень. Рисунок одного из этих артефактов изображен на национальном флаге Зимбабве и является символом, наиболее тесно связанным со страной. На месте раскопок было найдено восемь таких монолитных предметов, но они были вывезены европейцами. С тех пор семь из этих реликвий были возвращены. Восьмая находится в Кейптауне, Южная Африка, в поместье Гроот Шур, которое было домом Сесила Джона Родса. Считается, что птицы олицетворяют орла-бателера, символ удачи у народа шона в Зимбабве.
Мыльный камень был культурным символом людей, живших в Великом Зимбабве, и другие реликвии представляют собой множество статуэток из него. Наряду с этими выдающимися реликвиями были найдены такие артефакты, как гонги из металла, керамические поделки, наконечники для копий из бронзы, слоновые кости, слитки меди и свидетельства её создания, ювелирные изделия, где доминировали подвески и браслеты. А среди найденных посторонних предметов были бусы из стекла, фарфоровые изделия и другие предметы из Китая, Персии и Сирии.
Исследования
Самые ранние раскопки, проведённые в конце девятнадцатого века, были сопряжены с крайними предубеждениями со стороны европейцев, работавших на этом месте. В 1871 году Карл Маух, немецкий исследователь и географ Африки, отметил, что это место было попыткой воспроизвести иерусалимское пристанище царицы Савской, и утверждал, что древесина, использованная при строительстве Большой ограды, была импортирована из Ливана.
Исследователь и археолог-любитель Теодор Бент исследовал руины по поручению Сесила Джона Родса. Опубликовав книгу, которая привлекла внимание британской общественности к руинам, Теодор утверждал, что город построили либо финикийцы, либо арабы. В 1905 году экспедиция, возглавляемая Дэвидом Рэндаллом-Макайвером, работавшим на Британское общество, стала первой, подтвердившей истинную природу этого места. Дэвид утверждал, что это место было средневековым и построено предками народа шона. Эта теория была подкреплена в 1929 году работой английского археолога Гертруды Кейтон Томпсон, которая использовала современные методы, чтобы доказать, что Великое Зимбабве действительно было возведено африканцами. Она представила свои результаты в Йоханнесбурге, и, хотя многие белые люди отвергли эту идею, её выводы были широко приняты в научном сообществе.
Недавние исследования укрепили идею о том, что это место было создано народом шона, что являются потомками гокомере. Возможно, на строительство повлиял народ венда, который построил цивилизацию мапунгубве дальше к югу. К сожалению, колониальные грабежи были не единственным бесчинством, нанесённым этому месту. Неосторожные археологические раскопки за последнее столетие нанесли ущерб, в дополнение к тому, что туристы взбирались на стены и разрушали дорожки. Попытки реконструкции в 1980-х годах также ещё больше повредили сооружение.
Значение руин
В течение многих десятилетий, пока Зимбабве находилось под властью белых, археологические исследования этих руин были запрещены. Любое представление о том, что темнокожие люди способны построить цивилизацию, противоречило расистским представлениям, поддерживаемым правлением белых на Юге Африки. После перехода к правлению темнокожих при первом президенте Ханаане Банане информацию о Великом Зимбабве больше нельзя было скрывать. Возникшая страна даже получила своё название от руин. Руины Великого Зимбабве важны как символ цивилизации африканцев. Тем не менее есть люди, что всё ещё верят в абсурдное представление о том, будто Великое Зимбабве создано португальцами или даже финикийцами как торговый пост. Это проистекает из расистского отношения, которое, к счастью, с течением времени исчезает.
Ограниченная информация о Великом Зимбабве во многом обусловлена огромным количеством грабежей, произошедших от рук приезжих из Европы. Это место, очутившееся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году, существует как самое большое средневековое каменное сооружение в Африке к югу от Сахары. Это было сердце огромной торговой сети, которая импортировала товары со всего известного мира, включая такие отдалённые места как Китай. Однако, как и все цивилизации, она вошла в анналы истории. Его пустота сегодня окутывает это место аурой таинственного чуда. Многие из его секретов всё ещё скрыты, и призракам Великого Зимбабве сто процентов есть что рассказать археологам будущего.Источник: "Культурология"
Структура
Первое документально подтверждённое описание Великого Зимбабве принадлежит португальскому капитану гарнизона в Софале на территории нынешнего Мозамбика:
«Между реками Лимпопо и Замбези, там, на равнинах, полных золотых приисков, существует построение, созданное из камней диковинных размеров, между которыми нет никакого раствора. Эта крепость объятия холмами, где находятся другие, почти что идентичные ей, сооружения»
Большой Зимбабве (Великий Зимбабве) - название, данное каменным руинам древнего южноафриканского города, расположенного в провинции Масвинго государства Зимбабве
Несколько португальских исследователей совершили путешествие, чтобы увидеть это место, но только спустя триста с лишним лет европейские исследователи массово посетили это место, начав глобальные исследования и изучения. То, что они обнаружили, было значительно больше того, на что, по их мнению, были способны африканцы. Есть три различных района и архитектурных стиля, что составляют всю территорию Великого Зимбабве, занимающую площадь в 7,22 квадратных километра. Наиболее древним считается Холмистый комплекс, который, как следует из его названия, расположен на вершине холма. Считается, что он был построен в девятом веке и заселён до тринадцатого века. Большая ограда была построена в тринадцатом веке и заселена до пятнадцатого века, в то время как комплекс Долины был построен в четырнадцатом веке. Весь город, похоже, был полностью заброшен к шестнадцатому веку.
Большой Зимбабве на карте
Взаимосвязь между различными комплексами неясна, но преобладающее археологическое мнение заключается в том, что комплекс на холме был религиозным центром этого места, в то время как Большая ограда, в которой размещалось несколько сотен человек, была резиденцией социальной элиты. В комплексе Долины находилось остальное население, которое в лучшие свои годы могло достигать восемнадцати тысяч человек, живших в глинобитных домах.
Вид с высоты птичьего полёта на Великое Зимбабве. На переднем плане находится Большая ограда, с которой открывается вид на комплекс Долина. На холме вдалеке находится холмистый комплекс, который трудно разглядеть на этом изображении
Самая впечатляющая часть участка это Большое ограждение. Это круглое сооружение, окружённое стенами высотой почти десять метров. Интересным является тот факт, что при его строительстве не использовался строительный раствор. Каждому камню была придана подходящая форма, вся конструкция удивительно прочная, что свидетельствует о высокой степени инженерной компетентности. В Большом ограждении также находится коническая башня, достигающая почти шести метров в высоту.
Люди, которые там жили
Большой Зимбабве
Принято считать, что люди культуры гокомере построили эту крепость. Это был древний народ к югу от Сахары, живший в окрестностях примерно с четвёртого века н.э. Недалеко от Большого Зимбабве находится место под названием Гокомере, известное своими наскальными рисунками и гончарными традициями, восходящими к трёхсотому году нашей эры. Народ гокомере построил обширную торговую сеть, которая простиралась на восток через горы Чиманимани до побережья нынешнего Мозамбика и на север, в земли народа суахили, жившего на территории нынешних Кении и Танзании и имевшего контакты с торговыми флотами китайцев, а также арабов.
Изображение художником здания Большой ограды
Существует множество предполагаемых причин упадка Великого Зимбабве. К 1450-м годам город, вероятно, страдал от нехватки ресурсов, а более крупные торговые сети на севере, возможно, отрезали Великое Зимбабве от основных сетей. Политическая нестабильность и изменение климата, ставшие причиной голода, также стали фактором, приведшим к оставлению этого места примерно в период пятнадцатого века.
Примечательные артефакты
Одна из птиц из мыльного камня, награбленная колонистами и недавно возвращённая
Самыми известными артефактами из Великого Зимбабве считаются птицы, созданные из такого материала, как мыльный камень. Рисунок одного из этих артефактов изображен на национальном флаге Зимбабве и является символом, наиболее тесно связанным со страной. На месте раскопок было найдено восемь таких монолитных предметов, но они были вывезены европейцами. С тех пор семь из этих реликвий были возвращены. Восьмая находится в Кейптауне, Южная Африка, в поместье Гроот Шур, которое было домом Сесила Джона Родса. Считается, что птицы олицетворяют орла-бателера, символ удачи у народа шона в Зимбабве.
Флаг Зимбабве
Мыльный камень был культурным символом людей, живших в Великом Зимбабве, и другие реликвии представляют собой множество статуэток из него. Наряду с этими выдающимися реликвиями были найдены такие артефакты, как гонги из металла, керамические поделки, наконечники для копий из бронзы, слоновые кости, слитки меди и свидетельства её создания, ювелирные изделия, где доминировали подвески и браслеты. А среди найденных посторонних предметов были бусы из стекла, фарфоровые изделия и другие предметы из Китая, Персии и Сирии.
Исследования
Самые ранние раскопки, проведённые в конце девятнадцатого века, были сопряжены с крайними предубеждениями со стороны европейцев, работавших на этом месте. В 1871 году Карл Маух, немецкий исследователь и географ Африки, отметил, что это место было попыткой воспроизвести иерусалимское пристанище царицы Савской, и утверждал, что древесина, использованная при строительстве Большой ограды, была импортирована из Ливана.
Слева направо: Гертруда Кейтон Томпсон, возглавлявшая археологические исследования Великого Зимбабве в 1929 году \ Копия скульптуры птицы Зимбабве из мыльного камня
Исследователь и археолог-любитель Теодор Бент исследовал руины по поручению Сесила Джона Родса. Опубликовав книгу, которая привлекла внимание британской общественности к руинам, Теодор утверждал, что город построили либо финикийцы, либо арабы. В 1905 году экспедиция, возглавляемая Дэвидом Рэндаллом-Макайвером, работавшим на Британское общество, стала первой, подтвердившей истинную природу этого места. Дэвид утверждал, что это место было средневековым и построено предками народа шона. Эта теория была подкреплена в 1929 году работой английского археолога Гертруды Кейтон Томпсон, которая использовала современные методы, чтобы доказать, что Великое Зимбабве действительно было возведено африканцами. Она представила свои результаты в Йоханнесбурге, и, хотя многие белые люди отвергли эту идею, её выводы были широко приняты в научном сообществе.
Комплекс Долина
Недавние исследования укрепили идею о том, что это место было создано народом шона, что являются потомками гокомере. Возможно, на строительство повлиял народ венда, который построил цивилизацию мапунгубве дальше к югу. К сожалению, колониальные грабежи были не единственным бесчинством, нанесённым этому месту. Неосторожные археологические раскопки за последнее столетие нанесли ущерб, в дополнение к тому, что туристы взбирались на стены и разрушали дорожки. Попытки реконструкции в 1980-х годах также ещё больше повредили сооружение.
Значение руин
Холмистый комплекс
В течение многих десятилетий, пока Зимбабве находилось под властью белых, археологические исследования этих руин были запрещены. Любое представление о том, что темнокожие люди способны построить цивилизацию, противоречило расистским представлениям, поддерживаемым правлением белых на Юге Африки. После перехода к правлению темнокожих при первом президенте Ханаане Банане информацию о Великом Зимбабве больше нельзя было скрывать. Возникшая страна даже получила своё название от руин. Руины Великого Зимбабве важны как символ цивилизации африканцев. Тем не менее есть люди, что всё ещё верят в абсурдное представление о том, будто Великое Зимбабве создано португальцами или даже финикийцами как торговый пост. Это проистекает из расистского отношения, которое, к счастью, с течением времени исчезает.
Вид на Большую ограду и Долину
Ограниченная информация о Великом Зимбабве во многом обусловлена огромным количеством грабежей, произошедших от рук приезжих из Европы. Это место, очутившееся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году, существует как самое большое средневековое каменное сооружение в Африке к югу от Сахары. Это было сердце огромной торговой сети, которая импортировала товары со всего известного мира, включая такие отдалённые места как Китай. Однако, как и все цивилизации, она вошла в анналы истории. Его пустота сегодня окутывает это место аурой таинственного чуда. Многие из его секретов всё ещё скрыты, и призракам Великого Зимбабве сто процентов есть что рассказать археологам будущего.Источник: "Культурология"
Опубликовано 10 октября 2023
| Комментариев 0 | Прочтений 633
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: