Почему нацисты и Блаватская интересовались язычеством: чем привлекает эта религия в наши дни
В последние годы наблюдается возрождение интереса к языческой религии или религиозным практикам, которые действуют вне рамок монотеистических доктрин иудаизма, христианства или ислама. На данный момент сложно определить, что же представляет собой языческая религия, но современные учёные рассматривают её как обобщающий термин, который относится к ряду духовных практик, включая друидизм, викку, духовность богини, шаманизм и анимизм, или комбинацию этих ценностей.
Предыстория
В конечном счёте, язычество — это воссоединение с миром природы и вера в то, что все живые существа взаимодействуют в естественном симбиозе. Профессор сравнительного религиоведения Калифорнийского государственного университета говорит:
Люди в Европе стали лучше осведомлены об искусстве и философии древнего мира в период Ренессанса около 1500 года. Документы, спасённые после падения Константинополя в 1453 году, познакомили людей с идеями, существовавшими до Средневековья. И хотя Европа оставалась христианской, языческие боги и богини Древней Греции соперничали со святыми покровителями христианства на общественных памятниках, а классическая философия начала менять представления людей об этике и нравственности.
В Британии Реформация 1600-х годов превратила Англию из католической страны в протестантскую. Религиозный конфликт, сопровождавший это изменение, привёл к преследованию тех, кто не соответствовал желаемому религиозному профилю. Религиозная истерия (замаскированная под духовное очищение) привела к тому, что некоторых людей стали называть ведьмами. Но эти люди не были частью какого-либо религиозного движения, а просто жертвами местной вражды и ссор. Некоторые из них практиковали фитотерапию, но большинство были обычными гражданами. После того как отгремели грандиозные политические и интеллектуальные потрясения 1600-х годов, стало возможным исследовать способы мышления за пределами христианства, не опасаясь мгновенного проклятия, и изучение греческой и римской классики стало частью образования каждого школьника.
Название «Европа» (сама по себе персонаж греческого мифа) заменило «христианский мир» в середине 18 века. Под влиянием расширения торговли и колоний росло осознание и интерес к другим культурам и духовности. Эта новая эпоха разума в 17-м и 18-м веках стала известна как Просвещение. Первой языческой традицией, которая была восстановлена, была традиция друидов в Британии. В середине 1600-х годов каменные круги и другие памятники, построенные четыре с половиной тысячи лет назад, начали интересовать учёных. Некоторые думали, что их построили древние друиды (доисторические племена Европы). В 1717 году один из этих учёных, ирландский богослов Джон Толанд, стал первым избранным главой Древнего ордена друидов, который стал известен как Британский круг всеобщей связи.
К девятнадцатому веку стало очевидным новое мировоззрение, поскольку люди искали фундаментальные принципы религии, изучая верования разных мест и времен.
По всей Европе люди заново открывали для себя культуру своих коренных народов. В Северной Европе наблюдался растущий интерес к саксонским и скандинавским традициям. В Англии Уильям Моррис перевёл исландские саги, а Сесил Шарп собрал коллекцию деревенских танцев и песен.
В Германии Шлегеля и Шеллинга, в частности, привлекала религия природы, которую они видели за традиционными народными обычаями, а в начале двадцатого века Гвидо фон Лист стал пионером в изучении рун. В северо-восточной Европе, особенно в Литве, распространились националистические движения, были восстановлены языки коренных народов, записаны традиционные сказки и отмечены старые праздники. Народная музыка была частью этого восстановления местной самобытности, сохранения традиций, которые в противном случае были бы забыты.
Доисторические корни
Современные языческие религиозные практики связаны с древними культурами, которые существовали в тесной гармонии с миром природы. Поскольку древние язычники не использовали термин «язычник» для описания самих себя, они разработали особые местные обычаи, связанные с их собственными обстоятельствами. Многие ранние язычники поклонялись более чем одному богу и совершали ритуалы в естественных условиях, таких как каменные круги, вершины холмов, ручьи, водопады и леса. Некоторые руины показывают, как доисторические и древние культуры устраивали свои культовые сооружения в соответствии с законами природы, включая летнее и зимнее солнцестояния.
Языческая практика
Термин «язычник» впервые вошёл в употребление в четвёртом веке как уничижительный для описания жителей Римской империи, которые практиковали этнические религиозные ритуалы за пределами иудаизма и христианства. Исторически сложилось так, что по мере того, как христианство и иудаизм распространялись по всему западному миру, язычество на многие столетия стало второстепенной практикой, вызывавшей неодобрение многих и предназначавшейся для тех, кто существовал на задворках общества. Однако этот термин был и остаётся широко применяемым к различным религиозным верованиям и ритуалам.
Теософия в XIX веке
В 1875 году Елена Блаватская основала Теософское общество. Теософия возникла как утончённая альтернатива доминирующим христианским верованиям в западном мире, в соответствии с растущим схоластическим пониманием древних религиозных практик как востока, так и запада, включая политеистические культуры коренных народов и почитание природы. Движение многое сделало для того, чтобы помочь найти современное понимание языческой религии в том виде, в каком мы понимаем её сегодня.
Языческая религия и колдовство
Так называемые ведьмы шестнадцатого и семнадцатого веков позже были признаны некоторыми историками девятнадцатого века язычницами. Между тем, элементы того, что когда-то было известно как колдовство, с 1960-х годов стали интегрированы в языческие практики, включая альтернативную медицину, холистическое исцеление, кристаллы, карты таро и заклинания. С 1990-х годов термин «hedge witches» стал широко использоваться людьми, которые практиковали лечение травами и заклинания, не принадлежа к какому-либо конкретному ковену или группе.
Господство в 1960-х годах
В 1960-е годы язычество стало широко распространённой и популярной практикой среди поколения хиппи, которые отвергали господствующее общество ради альтернативных взглядов. Растущее осознание прошлых, далёких культур способствовало возрождению древних практик, таких как друидизм и шаманизм, а также отходу от христианства. Язычество особенно привлекало феминисток как символ неповиновения перед лицом религиозного угнетения и прославления матери-природы как женской силы. Точно так же экологи рассматривали язычество как средство сохранения всё более хрупкой планеты и приспособления к потребностям природы.
Язычество в наше время
Языческая религия по-прежнему широко практикуется во всём западном мире, и сегодня она более популярна, чем когда-либо. Некоторые сосредотачиваются на конкретных ветвях язычества, таких как друидизм, в то время как Языческая федерация Великобритании и Австралийский Пан-Тихоокеанский языческий альянс охватывают широкий спектр школ религиозной мысли. Между тем, важные языческие церемонии, включая свадьбы и похороны, продолжают регулярно проводиться по всей Европе и США.
Источник: "Культурология"
Предыстория
В конечном счёте, язычество — это воссоединение с миром природы и вера в то, что все живые существа взаимодействуют в естественном симбиозе. Профессор сравнительного религиоведения Калифорнийского государственного университета говорит:
«Язычники считают мир природы священным. Они прославляют взаимосвязь всех вещей, рассматривая людей, природу и духовные существа как часть паутины жизни»
Слева направо: Реконструкция Парфенона на Афинском акрополе, Греция \ Изображение 1887 года, на котором две римлянки приносят жертву богине Весте
Люди в Европе стали лучше осведомлены об искусстве и философии древнего мира в период Ренессанса около 1500 года. Документы, спасённые после падения Константинополя в 1453 году, познакомили людей с идеями, существовавшими до Средневековья. И хотя Европа оставалась христианской, языческие боги и богини Древней Греции соперничали со святыми покровителями христианства на общественных памятниках, а классическая философия начала менять представления людей об этике и нравственности.
Считается, что некоторые мегалиты имеют религиозное значение
В Британии Реформация 1600-х годов превратила Англию из католической страны в протестантскую. Религиозный конфликт, сопровождавший это изменение, привёл к преследованию тех, кто не соответствовал желаемому религиозному профилю. Религиозная истерия (замаскированная под духовное очищение) привела к тому, что некоторых людей стали называть ведьмами. Но эти люди не были частью какого-либо религиозного движения, а просто жертвами местной вражды и ссор. Некоторые из них практиковали фитотерапию, но большинство были обычными гражданами. После того как отгремели грандиозные политические и интеллектуальные потрясения 1600-х годов, стало возможным исследовать способы мышления за пределами христианства, не опасаясь мгновенного проклятия, и изучение греческой и римской классики стало частью образования каждого школьника.
Дети стоят рядом с леди Корнуолла на неоязыческой церемонии в Англии
Название «Европа» (сама по себе персонаж греческого мифа) заменило «христианский мир» в середине 18 века. Под влиянием расширения торговли и колоний росло осознание и интерес к другим культурам и духовности. Эта новая эпоха разума в 17-м и 18-м веках стала известна как Просвещение. Первой языческой традицией, которая была восстановлена, была традиция друидов в Британии. В середине 1600-х годов каменные круги и другие памятники, построенные четыре с половиной тысячи лет назад, начали интересовать учёных. Некоторые думали, что их построили древние друиды (доисторические племена Европы). В 1717 году один из этих учёных, ирландский богослов Джон Толанд, стал первым избранным главой Древнего ордена друидов, который стал известен как Британский круг всеобщей связи.
К девятнадцатому веку стало очевидным новое мировоззрение, поскольку люди искали фундаментальные принципы религии, изучая верования разных мест и времен.
По всей Европе люди заново открывали для себя культуру своих коренных народов. В Северной Европе наблюдался растущий интерес к саксонским и скандинавским традициям. В Англии Уильям Моррис перевёл исландские саги, а Сесил Шарп собрал коллекцию деревенских танцев и песен.
Слева направо: Молот Мьёльнир - один из главных символов германского неоязычества \ Tursaansydan или tursan sydan, также называемый mursunsydan, является древним символом, используемым в Северной Европе. Символ берёт своё начало с доисторических времён
В Германии Шлегеля и Шеллинга, в частности, привлекала религия природы, которую они видели за традиционными народными обычаями, а в начале двадцатого века Гвидо фон Лист стал пионером в изучении рун. В северо-восточной Европе, особенно в Литве, распространились националистические движения, были восстановлены языки коренных народов, записаны традиционные сказки и отмечены старые праздники. Народная музыка была частью этого восстановления местной самобытности, сохранения традиций, которые в противном случае были бы забыты.
Доисторические корни
Современные языческие религиозные практики связаны с древними культурами, которые существовали в тесной гармонии с миром природы. Поскольку древние язычники не использовали термин «язычник» для описания самих себя, они разработали особые местные обычаи, связанные с их собственными обстоятельствами. Многие ранние язычники поклонялись более чем одному богу и совершали ритуалы в естественных условиях, таких как каменные круги, вершины холмов, ручьи, водопады и леса. Некоторые руины показывают, как доисторические и древние культуры устраивали свои культовые сооружения в соответствии с законами природы, включая летнее и зимнее солнцестояния.
Круг Стоунхенджа, где когда-то проводились древние религиозные церемонии
Языческая практика
Термин «язычник» впервые вошёл в употребление в четвёртом веке как уничижительный для описания жителей Римской империи, которые практиковали этнические религиозные ритуалы за пределами иудаизма и христианства. Исторически сложилось так, что по мере того, как христианство и иудаизм распространялись по всему западному миру, язычество на многие столетия стало второстепенной практикой, вызывавшей неодобрение многих и предназначавшейся для тех, кто существовал на задворках общества. Однако этот термин был и остаётся широко применяемым к различным религиозным верованиям и ритуалам.
Водан лечит раненую лошадь Бальдра, Эмиль Доплер, 1905 год
Теософия в XIX веке
В 1875 году Елена Блаватская основала Теософское общество. Теософия возникла как утончённая альтернатива доминирующим христианским верованиям в западном мире, в соответствии с растущим схоластическим пониманием древних религиозных практик как востока, так и запада, включая политеистические культуры коренных народов и почитание природы. Движение многое сделало для того, чтобы помочь найти современное понимание языческой религии в том виде, в каком мы понимаем её сегодня.
Елена Петровна Блаватская
Языческая религия и колдовство
Так называемые ведьмы шестнадцатого и семнадцатого веков позже были признаны некоторыми историками девятнадцатого века язычницами. Между тем, элементы того, что когда-то было известно как колдовство, с 1960-х годов стали интегрированы в языческие практики, включая альтернативную медицину, холистическое исцеление, кристаллы, карты таро и заклинания. С 1990-х годов термин «hedge witches» стал широко использоваться людьми, которые практиковали лечение травами и заклинания, не принадлежа к какому-либо конкретному ковену или группе.
Господство в 1960-х годах
Слева направо: Магический круг, Джон Уильям Уотерхауз, 1886 год \ Шабаш ведьм в стране басков, Франсиско Гойя, 1797-1798 годы
В 1960-е годы язычество стало широко распространённой и популярной практикой среди поколения хиппи, которые отвергали господствующее общество ради альтернативных взглядов. Растущее осознание прошлых, далёких культур способствовало возрождению древних практик, таких как друидизм и шаманизм, а также отходу от христианства. Язычество особенно привлекало феминисток как символ неповиновения перед лицом религиозного угнетения и прославления матери-природы как женской силы. Точно так же экологи рассматривали язычество как средство сохранения всё более хрупкой планеты и приспособления к потребностям природы.
Языческие религиозные деятели 1960-х годов
Язычество в наше время
Языческая религия по-прежнему широко практикуется во всём западном мире, и сегодня она более популярна, чем когда-либо. Некоторые сосредотачиваются на конкретных ветвях язычества, таких как друидизм, в то время как Языческая федерация Великобритании и Австралийский Пан-Тихоокеанский языческий альянс охватывают широкий спектр школ религиозной мысли. Между тем, важные языческие церемонии, включая свадьбы и похороны, продолжают регулярно проводиться по всей Европе и США.
Языческий праздник (недавнее время)
Опубликовано 16 августа 2023
| Комментариев 0 | Прочтений 896
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: