Древняя мудрость Каббалы
Этнографы, культурологи и религиоведы, изучив сказания разных народов мира, обнаружили, что они удивительно похожи. Такое впечатление, что в них заключена информация, почерпнутая из одного и того же источника! Мистическая космология всех народов говорит об иерархичности мирозданий и о нашем месте в этой иерархии.
Одно из самых известных, но по сути неосмысленных учений - Каббала - не может быть понято без уяснения базовых понятий.
Каббала получила известность во времена Средневековья, но ее основы были заложены гораздо раньше. Это учение еврейского мистицизма, основным текстом которого является "Зогар" - труд, состоящий из двух тысяч страниц.
Автором данного труда, согласно традиции, является Рашби Рабби Шимон бар Йохай. Книга повествует о беседах Рашби с учениками на философские темы: о сотворении мира и его устройстве, кругообороте душ, "Горе" (Пятикнижье), будущем человечества, отношении Бога и человека. "Зогар" обладает особой силой и положительно влияет на судьбу каждого читателя. В этой книге говорится о троичной концепции души: "Нэфеш (душа) тесно связана с телом, она питает и поддерживает его, являясь фундаментом. Приобретя определенную ценность, она становится троном, где покоится Руах (дух)... Когда душа и дух должным образом подготовлены, они заслуживают того, чтобы принять Нэшама (сверхдушу), которая будет покоиться на троне духа. Сверхдуша становится непревзойденной и непостижимой. Итак, трон над троном образуют высший трон".
В Каббале речь идет о душе, проявляющей себя в трех ипостасях, которые сравниваются с тремя видами пламени. Изучение этих состояний дает знание о высшей мудрости. Нэфеш примыкает к телу, как темное свечение пламени свечи примыкает к фитилю. Когда пламя разгорится, то поднимется вверх и станет подножием для белого свечения. И когда они оба будут гореть в полную силу, белое свечение... станет троном для свечения невидимого.
Каббалисты имели представление и о многоуровневом космосе. После смерти человека душа встречает родственников и друзей, которые провожают ее в то царство, которое было заслужено при жизни. Если это праведная душа, она поймет, куда ей идти, и отправится в царство наслаждений. Если же человек вел греховную жизнь, его душа останется в этом мире, пока тело не похоронят. Затем ее заберут палачи, и она предстанет перед Дума, принцем Эннома, где и пребудет навеки.
В царстве наслаждений также есть несколько уровней. Вначале душу впускают в пещеру Макпела до места, соответствующего земным заслугам. Затем она оказывается в Саду Эдема, и там ее встречает ангел со сверкающим мечом. Если душа достойна, ей позволяют пройти. Далее на своем пути она встречает четырех столпников, которые держат в руках тело. Душа примет это тело с радостью, как одеяние, и отправится на предназначенный ей уровень Нижнего Сада. Но и там она пребывает только определенный срок. После чего вестник произносит приказ и появляется трехцветный столп, по которому душа поднимается к воротам добродетели, горе Сион и Иерусалиму... Счастлива та душа, которой позволят подняться выше, поскольку там она соединится с телом Царя. Если же ей не придется продолжить этот путь, то "оставшийся в Сионе" и "уцелевший в Иерусалиме" будет именоваться святым. Тот же, кому дозволено подняться выше, "встретит Царя во всей славе и насытится вечным блаженством".
Интересно, что, сопоставляя древнееврейскую и ведическую мудрость, непредвзятый исследователь может обнаружить много общего. И в той, и в другой есть низший мир, земной и райские уровни наслаждений и высший духовный уровень трансцендентного наслаждения, которое выражается в общении с Богом. Человеческая жизнь, таким образом, приобретает единственный смысл: каждой душе нужно подняться с животного уровня, обусловленного эгоистическими желаниями, и достигнуть уровня любви, принимаемой только ради Творца.
В процессе развития мистического учения Каббала разделилась на две основные ветви: еврейскую и западную. Еврейская Каббала изначально представляет собой знание, передающееся от учителя (равва) к ученикам и строго герметичное. Западная Каббала, помимо включения элементов еврейской, некоторые свои составляющие позаимствовала из тайных учений Средневековья, мистицизма суфиев и собственно христианства. В результате к XIX веку к Каббале стали относить и Таро. Таро состоят из семидесяти восьми карт. Пятьдесят шесть - Младшие Арканы.
Кроме того, есть двадцать две карты с символическими изображениями - Старшие Арканы. В них западные каббалисты усматривают связь с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита.
Казалось бы, приверженцы традиционной Каббалы должны были разделять взгляды своих западных "коллег". Тем не менее еврейские каббалисты сочли связь алфавита с арканами Таро не очевидной. Видимо, это связано с существовавшим некогда запретом на изображение... Во всяком случае, относиться к Таро лишь как к картам для гадания было бы слишком легкомысленно. Согласно Элифасу Леви, "магия - это система расширения сознания, которая опирается на Таро, а в основе Таро лежат принципы Каббалы". Это не те знания, с которыми можно шутить! Ведь в книге "Зогар" Раби Шимон раскрыл то, что со времени вручения Торы Израилю должно было оставаться под запретом. Информация, содержащаяся в данном труде, станет доступной лишь поколению, близкому к приходу Машиаха (мессии), дабы благодаря изучению этой книги человечество вышло из своего духовного изгнания.
Одно из самых известных, но по сути неосмысленных учений - Каббала - не может быть понято без уяснения базовых понятий.
Каббала получила известность во времена Средневековья, но ее основы были заложены гораздо раньше. Это учение еврейского мистицизма, основным текстом которого является "Зогар" - труд, состоящий из двух тысяч страниц.
Автором данного труда, согласно традиции, является Рашби Рабби Шимон бар Йохай. Книга повествует о беседах Рашби с учениками на философские темы: о сотворении мира и его устройстве, кругообороте душ, "Горе" (Пятикнижье), будущем человечества, отношении Бога и человека. "Зогар" обладает особой силой и положительно влияет на судьбу каждого читателя. В этой книге говорится о троичной концепции души: "Нэфеш (душа) тесно связана с телом, она питает и поддерживает его, являясь фундаментом. Приобретя определенную ценность, она становится троном, где покоится Руах (дух)... Когда душа и дух должным образом подготовлены, они заслуживают того, чтобы принять Нэшама (сверхдушу), которая будет покоиться на троне духа. Сверхдуша становится непревзойденной и непостижимой. Итак, трон над троном образуют высший трон".
В Каббале речь идет о душе, проявляющей себя в трех ипостасях, которые сравниваются с тремя видами пламени. Изучение этих состояний дает знание о высшей мудрости. Нэфеш примыкает к телу, как темное свечение пламени свечи примыкает к фитилю. Когда пламя разгорится, то поднимется вверх и станет подножием для белого свечения. И когда они оба будут гореть в полную силу, белое свечение... станет троном для свечения невидимого.
Каббалисты имели представление и о многоуровневом космосе. После смерти человека душа встречает родственников и друзей, которые провожают ее в то царство, которое было заслужено при жизни. Если это праведная душа, она поймет, куда ей идти, и отправится в царство наслаждений. Если же человек вел греховную жизнь, его душа останется в этом мире, пока тело не похоронят. Затем ее заберут палачи, и она предстанет перед Дума, принцем Эннома, где и пребудет навеки.
В царстве наслаждений также есть несколько уровней. Вначале душу впускают в пещеру Макпела до места, соответствующего земным заслугам. Затем она оказывается в Саду Эдема, и там ее встречает ангел со сверкающим мечом. Если душа достойна, ей позволяют пройти. Далее на своем пути она встречает четырех столпников, которые держат в руках тело. Душа примет это тело с радостью, как одеяние, и отправится на предназначенный ей уровень Нижнего Сада. Но и там она пребывает только определенный срок. После чего вестник произносит приказ и появляется трехцветный столп, по которому душа поднимается к воротам добродетели, горе Сион и Иерусалиму... Счастлива та душа, которой позволят подняться выше, поскольку там она соединится с телом Царя. Если же ей не придется продолжить этот путь, то "оставшийся в Сионе" и "уцелевший в Иерусалиме" будет именоваться святым. Тот же, кому дозволено подняться выше, "встретит Царя во всей славе и насытится вечным блаженством".
Интересно, что, сопоставляя древнееврейскую и ведическую мудрость, непредвзятый исследователь может обнаружить много общего. И в той, и в другой есть низший мир, земной и райские уровни наслаждений и высший духовный уровень трансцендентного наслаждения, которое выражается в общении с Богом. Человеческая жизнь, таким образом, приобретает единственный смысл: каждой душе нужно подняться с животного уровня, обусловленного эгоистическими желаниями, и достигнуть уровня любви, принимаемой только ради Творца.
В процессе развития мистического учения Каббала разделилась на две основные ветви: еврейскую и западную. Еврейская Каббала изначально представляет собой знание, передающееся от учителя (равва) к ученикам и строго герметичное. Западная Каббала, помимо включения элементов еврейской, некоторые свои составляющие позаимствовала из тайных учений Средневековья, мистицизма суфиев и собственно христианства. В результате к XIX веку к Каббале стали относить и Таро. Таро состоят из семидесяти восьми карт. Пятьдесят шесть - Младшие Арканы.
Кроме того, есть двадцать две карты с символическими изображениями - Старшие Арканы. В них западные каббалисты усматривают связь с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита.
Казалось бы, приверженцы традиционной Каббалы должны были разделять взгляды своих западных "коллег". Тем не менее еврейские каббалисты сочли связь алфавита с арканами Таро не очевидной. Видимо, это связано с существовавшим некогда запретом на изображение... Во всяком случае, относиться к Таро лишь как к картам для гадания было бы слишком легкомысленно. Согласно Элифасу Леви, "магия - это система расширения сознания, которая опирается на Таро, а в основе Таро лежат принципы Каббалы". Это не те знания, с которыми можно шутить! Ведь в книге "Зогар" Раби Шимон раскрыл то, что со времени вручения Торы Израилю должно было оставаться под запретом. Информация, содержащаяся в данном труде, станет доступной лишь поколению, близкому к приходу Машиаха (мессии), дабы благодаря изучению этой книги человечество вышло из своего духовного изгнания.
Опубликовано 13 июня 2008
| Комментариев 0 | Прочтений 7976
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: