Грехопадение: Адам, Ева и Лилит
Традиция, связанная с первой женой Адама – Лилит нашла свое отражение в религиозном искусстве средневековой Европы. Лилит в виде змея-искусителя Адама и Евы фигурирует в сценах грехопадения на многочисленных фресках, мозаиках, скульптурах, книжных миниатюрах. В ряде случаев волосы Лилит (как и у Адама) изображаются светлыми, а волосы Евы – темными, как бы акцентируя внимание на первородстве Лилит и Адама. При этом на протяжении веков имели место одновременно две традиции: изображение змея-искусителя в виде привычной рептилии и в виде человекоподобного существа как правило женского пола. В произведениях искусства, характерных для XIII века змий часто изображался прямоходящим и с женской головой. Древние греки также сохранили память о первоначальном рае-Эдеме, именуя его Садом Гесперид, всегда изображая его с яблоневым деревом, обвитым змеем. И если в Книге Бытия не говорится, что именно за плод вкусила Ева в момент искушения, то из греческой традиции мы получаем представление о том, что это было яблоко...
Создание человека
Если обратится к Ветхому Завету, мы увидим, что в ней дважды упоминается о сотворении человека. Сначала в первой главе говориться, что Бог создал человеческую пару на шестой день творения. А во второй уже по-иному. Сначала был создан Адам, а позже из его ребра – Ева. Согласно современной богословской трактовке, в первом случае говорится о сотворении мира в целом, и история сотворения человека передана кратко, в рамках общего творения мира. А во второй главе изложена история грехопадения, уже с подробностями. И Ева была сотворена из плоти Адама, что подчеркивает единую природу мужчины и женщины. Суть они единая плоть. Поэтому никакой первой жены у Адама не могло быть по определению. В первой главе сказано, что на пятый день Бог создал водных пресмыкающихся и птиц. На шестой – зверей и гадов земных. И только после этого сотворил человеческую пару по образу своему. А вот во второй главе Бог создает мужчину из праха земного, вот тебе и подробности. После этого Господь Бог насадил рай в Эдеме, поселил в нем Адама и наказал ему не есть плоды с древа познания добра и зла. И только завершив эти операции, Бог «образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных». Мало того, и на это мало кто обращает внимание, именно человеку Господь поручил дать имена всякой душе живой! И только после этого он создает Адаму помощницу.
Кроме того, что принципиально, в Книге Бытия Бог прописан несколько по-разному: то кратко в первой главе – Бог, то Господь, то Господь Бог-при втором создании человечества. Но это в русском синоидальном переводе. А на иврите если читать Танах, получается иная история. В процессе творения мира Бог обозначается как «элохим». А это не что иное, как множественное число от слова «элоах», то есть «бог», от древнесемитского «эль». Во второй главе используется словосочетание Господь Бог, на иврите – Господь Яхве. Конечно, сами иудеи говорят однозначно: есть так называемый тетраграмматон – четырехбуквенное непроизносимое имя Бога, а все остальные его имена – вторичные, или вообще титулы-эпитеты, как, например, Саваоф. В целом же тетраграмматон действительно не имя, это понятие переводят по-разному – «я есть Сущий» или «Он был, есть и будет». То есть это не имя собственное. Евреи же используют слова Иегова или Яхве. Кстати, наравне, с такими именами-эпитетами как Адонай, то есть «Господа мои» и Элохим – «Боги». Оба во множественном числе, как ни оправдывайся. Вообще иудеи используют чуть ли не триста эпитетов для конкретизации образа Бога в разных случаях. Но применительно к акту творения человека получается достаточно очевидная разница. В первой главе Элохим (боги) создают человеческую пару, а во второй главе уже Яхве создает сначала Адама, а потом Еву.
Яхве изначально был главным, но не единственным богом древних евреев. Они изначально были многобожниками. А культ Господина Яхве был централизован, согласно традиции библеистов, примерно в VII веке до новой эры, когда при царе Иосии первосвященник Хелкия якобы нашел в храме книгу Закона. С этого момента, как считается, и начал формироваться иудаизм. Есть такой термин яхвистская религия для обозначения этих ранних этапов формирования. Кстати, и в библеистике с конца XVIII века начали формироваться два направления – яхвисты и элохисты. Грамотные люди давно заметили эти противоречия в книге Бытия.
Плюс к этому. Первая строка пятой главы Бытия, посвященной родословной Адама, гласит, что создал Бог по подобию своему человека – мужчину и женщину, «и благословил их, и нарек им имя: человек». Если речь можно вести о двух последовательных актах творения, возникает закономерный вопрос – куда делась первая пара людей? В американских и индийских мифах творения, когда говорится о нескольких актах создания человека, оговаривается, что предыдущие люди уничтожались по воле бога (богов). В Ветхом Завете эта линия опущена. Однако она может быть обнаружена за пределами канонических сводов.
Лилит
Не в христианской, но именно в каббалистической традиции сохранилось имя первой жены Адама – Лилит. Именно как первая жена Адама, она описывается в Алфавите Бен-Сира (700—1000 годы н. э.) и каббалистической Книге Зогар. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злой демоницей, «убивающей младенцев». В тексте Танаха слово לִילִית — «Лилит» появляется в Книге Исаии, но традиционно переводится как «ночное привидение» (Ис. 34:13, 14).
Имя Лилит, как и её образ, считается заимствованным из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии. В шумерском языке лиль обозначает «воздух», «ветер»; «дух», «призрак». Помимо обозначения конкретного персонажа, «Лилит» в еврейской демонологии служит нарицательным для демона женского рода.
При создании Септуагинты, перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык в III—I веках до н. э, учёные-раввины в греческом тексте слово Lilith не оставили (имя собственное должно было сохраниться без изменений), а перевели его как Ὀνοκένταυρος (получеловек-полуосёл). В славянской Библии оно дано уже без перевода: «ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища». При создании Вульгаты в IV—V веках н. э, было использовано слово лат. Lamia, Ламия — род чудовища женского пола. Многие последующие переводы на другие языки (в частности, английский) использовали это же слово. В английском тексте Женевской Библии 1560 года и Библии короля Якова 1611 года говорится (в женском роде) о «screech owl» (сова сипуха). В более поздних переводах на английский фигурирует «ночная сова», «ночное чудовище» и Лилит (Википедия).
Таким образом, на протяжении столетий в различных переводах и интерпретациях Ветхого Завета имя первой жены Адама целенаправленно искоренялось.
В анонимном средневековом еврейском тексте «Алфавит-Бен Сиры» (VIII-X века) подробно описывается история Адама и Лилит. Там сказано, что женщина возгордилась тем, что она, так же как и мужчина создана по образу и подобию Господа и поэтому Лилит отказалась подчиняться Адаму («лечь под него»). Чтобы выйти из подчинения мужу, Лилит произнесла тайное имя Бога (!) и смогла улететь из Эдема. Адам пожаловался Создателю на женщину и тот отправил за беглянкой трех ангелов. Те догнали Лилит у Красного моря и потребовали, чтобы она вернулась и раскаялась, но получили категорический отказ. За непослушание Лилит была сурово наказана, но точного описания кары древние тексты не сохранили. Наиболее распространенными версиями можно считать три: бесплодие, ежедневное рождение 100 детей и их неминуемая смерть и постоянное рождение демонов, вместо нормальных отпрысков. Лилит поклялась мстить за это и убивать человеческих младенцев везде, где только сможет. При этом она пообещала не трогать детей, у которых будут амулеты с ее именем или именами ангелов. С тех пор демоница специализируется на нанесении вреда младенцам и роженицам.
Изображения змия в Эдеме
Можно смело предположить, что «традиция Лилит», назовем ее так, нашла свое отражение в религиозном искусстве средневековой Европы. Ее образ может быть обнаружен в повсеместно распространенных сценах грехопадения (соблазнения Адама и Евы змием). Это нашло свое выражения на фресках, мозаиках, скульптурах и в книжных миниатюрах. И именно в образе змея-искусителя.
При этом следует отметить, что на протяжении веков в разных странах одновременно имели место две традиции: изображение змея в виде привычной рептилии и в виде антропоморфного существа.
Но для нас специальный интерес представляет именно антропоморфные изображения змия, которых, по моим наблюдениям, было больше в процентном соотношении. И здесь следует отметить следующие принципиальные моменты. После окончания эпохи Возрождения, уже к середине XVII века змий, как в церковном, так и в светском искусстве утрачивает эти антропоморфные черты.
Хотя исключения можно найти и в искусстве XIX века.
В ранних произведениях искусства, что характерно для XIII века (реже – в XIV-XV вв.), змий часто изображался прямоходящим и с человеческой головой. Вспомним проклятие Господа в Книге Бытия: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3:14).
Есть и более экзотические интерпретации образа, например, у фламандского художника XV века Хуго ван дер Гуса.
Объединяет эти разнообразные типажи змия самая важная черта. Он показан с женской головой, обрамленной практически всегда светлыми волосами – прямыми или завитыми в кудряшки. Или не только с головой, но и женским торсом. В Талмуде Лилит описывается как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями, который может овладеть одиноко спящим мужчиной, действуя на его воображение.
Согласно каббалистической книге Зоар, Лилит стала ангела смерти Самаэля и матерью демонов. Согласно Талмуду, именно Самаэль ввел Еву в искушение, явившись к ней в виде змея. Именно эту интерпретацию мы и видим в средневековом искусстве.
Также примечателен тот факт, что в ряде случаев (далеко не всегда, бывает и наоборот), волосы змееобразной Лилит изображаются светлыми, как у Адама, а волосы Евы – темными. Это особо подчеркнуто в знаменитой фреске Микеланджело в Сикстинской капелле. Как бы акцентируется внимание на первородстве Лилит и Адама.
Яблоки, Эдем и Сад Гесперид
Практически во всех известных сценах грехопадения плод с древа познания добра и зла изображается как яблоко. Яблоки занимают видное место в мировой мифологии и часто ассоциируются с раем, магией, знаниями и чувственными переживаниями. Легендарный Мерлин, как считается, носил серебряную ветку яблони, которая позволяла ему переходить в другие миры и возвращаться в страну живых. Поэтому не случайно яблоня тесно ассоциируется со знанием, истиной и просветлением. Но согласно тексту Ветхого Завета, Ева на самом деле предложила Адаму «плод», и этот плод стал считаться яблоком гораздо позже. Действительно, одна из проблем идентификации яблок в мифологии заключается в том, что еще в XVII веке в Европе слово «яблоко» использовалось как общий термин для всех иностранных фруктов, кроме ягод. Когда помидоры были завезены в Европу, их называли «яблоками любви». На древнеанглийском огурцы назывались «земными яблоками». Таким образом, слово «яблоко» на самом деле может относиться ко многим другим фруктам древнего мира. Тем не менее, именно этот фрукт был выбран в качестве запретного плода. Хотя эта тема имеет гораздо более древние корни в европейской цивилизации. Есть предположение, что ассоциация возникла в ранней истории Церкви с использованием парономазии (образное сближение схожих по звучанию слов) при проповедях невежественным массам. На латыни слово «плохой» означает «malus», а «яблоко» – «malum».
Этот простой, но показной каламбур породил яблоко в каждом художественном произведении, посвященном этому событию. Но плод в древних источниках не назван как яблоко, он описывается как «похожий на виноградную гроздь» (АпАб. 23:6) и «его плод похож на гроздь белого винограда». (Ориг. Мир 110).
Но когда речь заходит об античном искусстве и, соответственно, мифологии, яблоко занимает очень существенное место («яблоко раздора»). Но главное место древнего яблока – в саду Гесперид. Согласно Ферекиду, когда Гера выходила замуж за Зевса, Гея подарила ей золотые яблоки. Гера посадила их в саду богов у Атланта, а так как дочери Атланта воровали их, она поставила змея, по имени Ладон, их охранять. Яблок было три. Золотые яблоки в греческой традиции даруют бессмертие («молодильные яблоки» в русских сказках).
Сам Сад находился под полным управлением олимпийских богов и богинь, поэтому был совершенно недоступен для смертных. Чтобы завершить свои двенадцать подвигов, Геракл был послан в сад за этими золотых яблоками для царя Эврисфея.
Чтобы найти точное местоположение Сада Гесперид, Гераклу пришлось выудить информацию у Нерея, Морского Старца, встретиться с Прометеем и освободить его, убить змея Ладона и умолять титана Атласа собрать для него яблоки. Стремясь сбросить с себя бремя поддержания небес, Атлас убедил Геракла подержать небеса вместо него, прежде чем решил отнести яблоки самому Эврисфею и оставить Геракла там. Геракл обманул его, заявив, что ему нужно сделать подкладку для плеч, чтобы удобнее было удерживать небеса, и попросил Атласа снова поднять их на мгновение. Когда Атлас снова завладел небесами, Геракл отобрал у него яблоки и ушел. После этого долгого приключения за яблоками Афина легко и довольно обескураживающе отобрала яблоки у Эврисфея и вернула их в Сад.
Древнегреческое религиозное искусство очень существенным образом связано с Книгой Бытия. В то время как Книга Бытия описывает ранние события и людей в прошлом человечества, греки изображали те же самые события и людей – за исключением того, что змей просветил, а не ввел в заблуждение первую пару в раю.
Греки помнили о первоначальном рае-Эдеме, называя его Садом Гесперид, и всегда изображали его с яблоневым деревом, обвитым змеем. И если в Книге Бытия не говорится, что это был за плод, из греческой традиции мы получаем представление о том, что Ева съела яблоко.
О первородном грехе и смысле грехопадения
В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета «от дерева познания добра и зла не ешь» (Быт. 2:17). Последствиями нарушения запрета стали повреждение изначальной природы человека, изгнание его из рая, утрата доступа к Древу жизни и смерть. Первородный грех, согласно христианскому учению, не только испортил природу первых людей — Адама и Евы, но отразился на их потомстве — на всём человеческом роде, чем и обусловливается необходимость избавления от первородного греха через страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа (Википедия).
Термин «первородный грех» был впервые предложен Блаженным Августином (354—430 гг. н.э.) в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану». Согласно 123 правилу Карфагенского собора 419 года Адам был создан Богом бессмертным и не мог умереть, первородный грех стал причиной его смерти, наказанием за грех. То есть концепция первородного греха есть конвенция христианских священников на рубеже IV- V веков. На Карфагенском собора 419 г. присутствовало 217 епископов. «Конвенция детей лейтенанта Шмидта» – так можно назвать их решение. Сегодня 33% (2,5 млрд) населения планеты – христиане, соблюдают ее.
«…Признано всеми епископами Карфагенской Церкви, представшими на святой Собор, которых имена и подписания внесены в Деяния, что Адам не смертным от Бога сотворен».
Концепция «первородного греха» как повреждённой человеческой природы есть только в христианстве. В иудаизме и в исламе её нет. Доктрина первородного греха неприемлема для евреев. Евреи верят, что человек входит в мир свободным от греха, с чистой, невинной и незапятнанной душой. Ислам осуждает догму о первородном грехе и считает детей чистыми и безгрешными при рождении. Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения» (Википедия).
До грехопадения человек имел ясный и светлый ум, так что он мог проникать в природу вещей, после падения его разум глубоко помрачился. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22).Автор: А.Жуков
Создание человека
Если обратится к Ветхому Завету, мы увидим, что в ней дважды упоминается о сотворении человека. Сначала в первой главе говориться, что Бог создал человеческую пару на шестой день творения. А во второй уже по-иному. Сначала был создан Адам, а позже из его ребра – Ева. Согласно современной богословской трактовке, в первом случае говорится о сотворении мира в целом, и история сотворения человека передана кратко, в рамках общего творения мира. А во второй главе изложена история грехопадения, уже с подробностями. И Ева была сотворена из плоти Адама, что подчеркивает единую природу мужчины и женщины. Суть они единая плоть. Поэтому никакой первой жены у Адама не могло быть по определению. В первой главе сказано, что на пятый день Бог создал водных пресмыкающихся и птиц. На шестой – зверей и гадов земных. И только после этого сотворил человеческую пару по образу своему. А вот во второй главе Бог создает мужчину из праха земного, вот тебе и подробности. После этого Господь Бог насадил рай в Эдеме, поселил в нем Адама и наказал ему не есть плоды с древа познания добра и зла. И только завершив эти операции, Бог «образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных». Мало того, и на это мало кто обращает внимание, именно человеку Господь поручил дать имена всякой душе живой! И только после этого он создает Адаму помощницу.
Кроме того, что принципиально, в Книге Бытия Бог прописан несколько по-разному: то кратко в первой главе – Бог, то Господь, то Господь Бог-при втором создании человечества. Но это в русском синоидальном переводе. А на иврите если читать Танах, получается иная история. В процессе творения мира Бог обозначается как «элохим». А это не что иное, как множественное число от слова «элоах», то есть «бог», от древнесемитского «эль». Во второй главе используется словосочетание Господь Бог, на иврите – Господь Яхве. Конечно, сами иудеи говорят однозначно: есть так называемый тетраграмматон – четырехбуквенное непроизносимое имя Бога, а все остальные его имена – вторичные, или вообще титулы-эпитеты, как, например, Саваоф. В целом же тетраграмматон действительно не имя, это понятие переводят по-разному – «я есть Сущий» или «Он был, есть и будет». То есть это не имя собственное. Евреи же используют слова Иегова или Яхве. Кстати, наравне, с такими именами-эпитетами как Адонай, то есть «Господа мои» и Элохим – «Боги». Оба во множественном числе, как ни оправдывайся. Вообще иудеи используют чуть ли не триста эпитетов для конкретизации образа Бога в разных случаях. Но применительно к акту творения человека получается достаточно очевидная разница. В первой главе Элохим (боги) создают человеческую пару, а во второй главе уже Яхве создает сначала Адама, а потом Еву.
Яхве изначально был главным, но не единственным богом древних евреев. Они изначально были многобожниками. А культ Господина Яхве был централизован, согласно традиции библеистов, примерно в VII веке до новой эры, когда при царе Иосии первосвященник Хелкия якобы нашел в храме книгу Закона. С этого момента, как считается, и начал формироваться иудаизм. Есть такой термин яхвистская религия для обозначения этих ранних этапов формирования. Кстати, и в библеистике с конца XVIII века начали формироваться два направления – яхвисты и элохисты. Грамотные люди давно заметили эти противоречия в книге Бытия.
Плюс к этому. Первая строка пятой главы Бытия, посвященной родословной Адама, гласит, что создал Бог по подобию своему человека – мужчину и женщину, «и благословил их, и нарек им имя: человек». Если речь можно вести о двух последовательных актах творения, возникает закономерный вопрос – куда делась первая пара людей? В американских и индийских мифах творения, когда говорится о нескольких актах создания человека, оговаривается, что предыдущие люди уничтожались по воле бога (богов). В Ветхом Завете эта линия опущена. Однако она может быть обнаружена за пределами канонических сводов.
Лилит
Не в христианской, но именно в каббалистической традиции сохранилось имя первой жены Адама – Лилит. Именно как первая жена Адама, она описывается в Алфавите Бен-Сира (700—1000 годы н. э.) и каббалистической Книге Зогар. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злой демоницей, «убивающей младенцев». В тексте Танаха слово לִילִית — «Лилит» появляется в Книге Исаии, но традиционно переводится как «ночное привидение» (Ис. 34:13, 14).
Имя Лилит, как и её образ, считается заимствованным из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии. В шумерском языке лиль обозначает «воздух», «ветер»; «дух», «призрак». Помимо обозначения конкретного персонажа, «Лилит» в еврейской демонологии служит нарицательным для демона женского рода.
При создании Септуагинты, перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык в III—I веках до н. э, учёные-раввины в греческом тексте слово Lilith не оставили (имя собственное должно было сохраниться без изменений), а перевели его как Ὀνοκένταυρος (получеловек-полуосёл). В славянской Библии оно дано уже без перевода: «ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища». При создании Вульгаты в IV—V веках н. э, было использовано слово лат. Lamia, Ламия — род чудовища женского пола. Многие последующие переводы на другие языки (в частности, английский) использовали это же слово. В английском тексте Женевской Библии 1560 года и Библии короля Якова 1611 года говорится (в женском роде) о «screech owl» (сова сипуха). В более поздних переводах на английский фигурирует «ночная сова», «ночное чудовище» и Лилит (Википедия).
Таким образом, на протяжении столетий в различных переводах и интерпретациях Ветхого Завета имя первой жены Адама целенаправленно искоренялось.
В анонимном средневековом еврейском тексте «Алфавит-Бен Сиры» (VIII-X века) подробно описывается история Адама и Лилит. Там сказано, что женщина возгордилась тем, что она, так же как и мужчина создана по образу и подобию Господа и поэтому Лилит отказалась подчиняться Адаму («лечь под него»). Чтобы выйти из подчинения мужу, Лилит произнесла тайное имя Бога (!) и смогла улететь из Эдема. Адам пожаловался Создателю на женщину и тот отправил за беглянкой трех ангелов. Те догнали Лилит у Красного моря и потребовали, чтобы она вернулась и раскаялась, но получили категорический отказ. За непослушание Лилит была сурово наказана, но точного описания кары древние тексты не сохранили. Наиболее распространенными версиями можно считать три: бесплодие, ежедневное рождение 100 детей и их неминуемая смерть и постоянное рождение демонов, вместо нормальных отпрысков. Лилит поклялась мстить за это и убивать человеческих младенцев везде, где только сможет. При этом она пообещала не трогать детей, у которых будут амулеты с ее именем или именами ангелов. С тех пор демоница специализируется на нанесении вреда младенцам и роженицам.
Изображения змия в Эдеме
Можно смело предположить, что «традиция Лилит», назовем ее так, нашла свое отражение в религиозном искусстве средневековой Европы. Ее образ может быть обнаружен в повсеместно распространенных сценах грехопадения (соблазнения Адама и Евы змием). Это нашло свое выражения на фресках, мозаиках, скульптурах и в книжных миниатюрах. И именно в образе змея-искусителя.
При этом следует отметить, что на протяжении веков в разных странах одновременно имели место две традиции: изображение змея в виде привычной рептилии и в виде антропоморфного существа.
Но для нас специальный интерес представляет именно антропоморфные изображения змия, которых, по моим наблюдениям, было больше в процентном соотношении. И здесь следует отметить следующие принципиальные моменты. После окончания эпохи Возрождения, уже к середине XVII века змий, как в церковном, так и в светском искусстве утрачивает эти антропоморфные черты.
Хотя исключения можно найти и в искусстве XIX века.
В ранних произведениях искусства, что характерно для XIII века (реже – в XIV-XV вв.), змий часто изображался прямоходящим и с человеческой головой. Вспомним проклятие Господа в Книге Бытия: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3:14).
Есть и более экзотические интерпретации образа, например, у фламандского художника XV века Хуго ван дер Гуса.
Объединяет эти разнообразные типажи змия самая важная черта. Он показан с женской головой, обрамленной практически всегда светлыми волосами – прямыми или завитыми в кудряшки. Или не только с головой, но и женским торсом. В Талмуде Лилит описывается как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями, который может овладеть одиноко спящим мужчиной, действуя на его воображение.
Согласно каббалистической книге Зоар, Лилит стала ангела смерти Самаэля и матерью демонов. Согласно Талмуду, именно Самаэль ввел Еву в искушение, явившись к ней в виде змея. Именно эту интерпретацию мы и видим в средневековом искусстве.
Также примечателен тот факт, что в ряде случаев (далеко не всегда, бывает и наоборот), волосы змееобразной Лилит изображаются светлыми, как у Адама, а волосы Евы – темными. Это особо подчеркнуто в знаменитой фреске Микеланджело в Сикстинской капелле. Как бы акцентируется внимание на первородстве Лилит и Адама.
Яблоки, Эдем и Сад Гесперид
Практически во всех известных сценах грехопадения плод с древа познания добра и зла изображается как яблоко. Яблоки занимают видное место в мировой мифологии и часто ассоциируются с раем, магией, знаниями и чувственными переживаниями. Легендарный Мерлин, как считается, носил серебряную ветку яблони, которая позволяла ему переходить в другие миры и возвращаться в страну живых. Поэтому не случайно яблоня тесно ассоциируется со знанием, истиной и просветлением. Но согласно тексту Ветхого Завета, Ева на самом деле предложила Адаму «плод», и этот плод стал считаться яблоком гораздо позже. Действительно, одна из проблем идентификации яблок в мифологии заключается в том, что еще в XVII веке в Европе слово «яблоко» использовалось как общий термин для всех иностранных фруктов, кроме ягод. Когда помидоры были завезены в Европу, их называли «яблоками любви». На древнеанглийском огурцы назывались «земными яблоками». Таким образом, слово «яблоко» на самом деле может относиться ко многим другим фруктам древнего мира. Тем не менее, именно этот фрукт был выбран в качестве запретного плода. Хотя эта тема имеет гораздо более древние корни в европейской цивилизации. Есть предположение, что ассоциация возникла в ранней истории Церкви с использованием парономазии (образное сближение схожих по звучанию слов) при проповедях невежественным массам. На латыни слово «плохой» означает «malus», а «яблоко» – «malum».
Этот простой, но показной каламбур породил яблоко в каждом художественном произведении, посвященном этому событию. Но плод в древних источниках не назван как яблоко, он описывается как «похожий на виноградную гроздь» (АпАб. 23:6) и «его плод похож на гроздь белого винограда». (Ориг. Мир 110).
Но когда речь заходит об античном искусстве и, соответственно, мифологии, яблоко занимает очень существенное место («яблоко раздора»). Но главное место древнего яблока – в саду Гесперид. Согласно Ферекиду, когда Гера выходила замуж за Зевса, Гея подарила ей золотые яблоки. Гера посадила их в саду богов у Атланта, а так как дочери Атланта воровали их, она поставила змея, по имени Ладон, их охранять. Яблок было три. Золотые яблоки в греческой традиции даруют бессмертие («молодильные яблоки» в русских сказках).
Сам Сад находился под полным управлением олимпийских богов и богинь, поэтому был совершенно недоступен для смертных. Чтобы завершить свои двенадцать подвигов, Геракл был послан в сад за этими золотых яблоками для царя Эврисфея.
Чтобы найти точное местоположение Сада Гесперид, Гераклу пришлось выудить информацию у Нерея, Морского Старца, встретиться с Прометеем и освободить его, убить змея Ладона и умолять титана Атласа собрать для него яблоки. Стремясь сбросить с себя бремя поддержания небес, Атлас убедил Геракла подержать небеса вместо него, прежде чем решил отнести яблоки самому Эврисфею и оставить Геракла там. Геракл обманул его, заявив, что ему нужно сделать подкладку для плеч, чтобы удобнее было удерживать небеса, и попросил Атласа снова поднять их на мгновение. Когда Атлас снова завладел небесами, Геракл отобрал у него яблоки и ушел. После этого долгого приключения за яблоками Афина легко и довольно обескураживающе отобрала яблоки у Эврисфея и вернула их в Сад.
Древнегреческое религиозное искусство очень существенным образом связано с Книгой Бытия. В то время как Книга Бытия описывает ранние события и людей в прошлом человечества, греки изображали те же самые события и людей – за исключением того, что змей просветил, а не ввел в заблуждение первую пару в раю.
Греки помнили о первоначальном рае-Эдеме, называя его Садом Гесперид, и всегда изображали его с яблоневым деревом, обвитым змеем. И если в Книге Бытия не говорится, что это был за плод, из греческой традиции мы получаем представление о том, что Ева съела яблоко.
О первородном грехе и смысле грехопадения
В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета «от дерева познания добра и зла не ешь» (Быт. 2:17). Последствиями нарушения запрета стали повреждение изначальной природы человека, изгнание его из рая, утрата доступа к Древу жизни и смерть. Первородный грех, согласно христианскому учению, не только испортил природу первых людей — Адама и Евы, но отразился на их потомстве — на всём человеческом роде, чем и обусловливается необходимость избавления от первородного греха через страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа (Википедия).
Термин «первородный грех» был впервые предложен Блаженным Августином (354—430 гг. н.э.) в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану». Согласно 123 правилу Карфагенского собора 419 года Адам был создан Богом бессмертным и не мог умереть, первородный грех стал причиной его смерти, наказанием за грех. То есть концепция первородного греха есть конвенция христианских священников на рубеже IV- V веков. На Карфагенском собора 419 г. присутствовало 217 епископов. «Конвенция детей лейтенанта Шмидта» – так можно назвать их решение. Сегодня 33% (2,5 млрд) населения планеты – христиане, соблюдают ее.
«…Признано всеми епископами Карфагенской Церкви, представшими на святой Собор, которых имена и подписания внесены в Деяния, что Адам не смертным от Бога сотворен».
Концепция «первородного греха» как повреждённой человеческой природы есть только в христианстве. В иудаизме и в исламе её нет. Доктрина первородного греха неприемлема для евреев. Евреи верят, что человек входит в мир свободным от греха, с чистой, невинной и незапятнанной душой. Ислам осуждает догму о первородном грехе и считает детей чистыми и безгрешными при рождении. Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения» (Википедия).
До грехопадения человек имел ясный и светлый ум, так что он мог проникать в природу вещей, после падения его разум глубоко помрачился. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22).Автор: А.Жуков
Опубликовано 27 июня 2023
| Комментариев 0 | Прочтений 1009
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: