Мрачные тайны Российской империи, о которых не любят вспоминать российские историки
Мрачные тайны Российской империи, о которых не любят вспоминать российские историки
В 1547 году великий князь Иван Московский, более известный как Иван Грозный, провозгласил себя царём. Спустя полтора столетия империей Россию объявил Пётр Великий. Сменялись правители, менялась страна, проходя тяжёлый исторический путь к Великой Державе. Одна из самых больших империй в истории просуществовала почти 4 века. Огромные территории, многообразие культур, народов и традиций, весьма сложно удерживать под единым государственным управлением даже малое время. Какие тёмные, жестокие тайны хранила в себе могущественная Российская империя? О чём не любит вспоминать правопреемница Рима и Византии?

Крепостное право

Несмотря на то, что многие историки именуют крепостное право «мягким рабством», оно всё равно было и остаётся тёмным пятном позора на истории России. Сначала крепостные были просто привязаны к определённой местности и обязаны были работать на помещика, который данным поместьем управлял. К 17 веку землевладельцам было разрешено их продавать и покупать, что фактически приравняло крепостных крестьян к рабам.

После XVII века крепостные крестьяне ...
После XVII века крепостные крестьяне приобрели статус практически бесправных рабов

Более полутора столетий крепостное право просуществовало в таком бесчеловечном виде. Конечно, справедливости ради, стоит сказать, что далеко не все помещики были такими уж тиранами. Но крепостных могли разлучить с семьёй, отдать в армию против их воли, наказать по своему усмотрению. Даже если кто-то из них умирал, то особо разбираться в причинах его кончины никто бы не стал. Крепостное право было отменено в 1861 году. На тот момент население России составляло почти 63 миллиона человек, из них не менее 46 миллионов были крепостными.

Самозванцы

Самозванные правители были в любом государстве. России в этом отношении странным образом «повезло» больше всех. Здесь было больше всего лжецарей, самопровозглашённых членов царской семьи. В «Смутное время» был целый поток самозванцев, выдававших себя за умершего в детстве, сына Ивана Грозного Дмитрия.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают сын...
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова

Лжедмитрию I даже удалось короноваться в Москве на царство, хотя вскоре он был убит. Лжедмитрий II, по сути, выдавал себя за Лжедмитрия I (какая ирония) и собрал огромное казачье войско, которое разоряло север. Лжедмитрий III, после взятия этого города, был прозван «вором Пскова», но потерпел поражение и был казнён в 1612 году.
В 18 веке Емельян Пугачев организовал огромный мятеж, выдав себя за убитого Петра III. Ещё один Лже-Пётр объявился в Черногории, которой правил пять лет, пока османы не подкупили одного цирюльника, чтобы тот перерезал ему горло. Самозванцев, называвших себя Петром, было ещё несколько, в том числе основатель могущественной секты скопцов и одной из самых странных религиозных сект, Кондратий Селиванов.

Самосожжение

Самый крупный религиозный раскол в России произошёл при Петре Великом. Случилось это по причине того, что тогдашний патриарх Никон решил провести церковную реформу, которая была призвана привести русскую церковь в соответствие с остальным восточным православием. Было постановлено, что крёстное знамение нужно налагать на себя тремя перстами вместо двух. Многие отказались наотрез принять это нововведение.

Староверы иногда сжигали себя
Староверы иногда сжигали себя

Так появились старообрядцы или староверы. Государство российское объявило их раскольниками и безжалостно преследовало. Их пытали, казнили и ссылали. Большинство староверов решило, что наступает описанный в Писаниях конец света. В результате родился странный и очень жестокий обычай: при малейшем подозрении на разоблачение общины староверов, они собирались всей деревней в местной церкви и поджигали её, сжигая себя заживо.

Культы и секты

На благодатной почве религиозного раскола пышным цветом начали расцветать всевозможные секты и культы. Разнообразие было просто потрясающим: хлысты, устраивавшие безумные пляски с песнями и хлеставшие себя, чтобы показать своё презрение к телесной оболочке; молокане, проповедовавшие пацифизм и отказ от всего мирского, которые основывали коммуны в Сибири; духоборцы, отказавшиеся от Библии в пользу своей Живой Книги Гимнов... Много других.

Секта хлыстов
Секта хлыстов

Особо странными и выделявшимися на всеобщем фоне были скопцы. Эта секта считала плотские утехи главным источником греха. Они стали практиковать кастрацию. Буквально. Скопцы отрезали себе яички, а чаще всего и всё остальное тоже. Рану прижигали раскалённым железом. Женщинам тоже калечили половые органы. Также часто мужчины и женщины отрезали себе соски.

Секта скопцов
Секта скопцов

На удивление, секта была весьма богатой и очень могущественной, просуществовала более столетия.

Опричнина

Иван Грозный с возрастом всё более погружался в манию преследования и паранойю. Психическому отклонению способствовала болезнь и смерть его горячо любимой супруги. Надо сказать, подозрения царя не были совсем безосновательными. Методы же монарх избрал весьма специфические. Он окружил себя простолюдинами, которых возвысил и пожаловал им земли. Называли этих наёмников опричниками. Они носили чёрные одежды и украшали себя отрубленными собачьими головами в качестве символа страшной участи, ожидавшей всех предателей.

Опричники носили чёрные одежды и отре...
Опричники носили чёрные одежды и отрезанные собачьи головы

По сути опричники были тайной полицией Ивана Грозного. Они разыскивали, арестовывали, пытали и казнили всех, кого подозревали в неверности царю. Больше всего времена опричнины знамениты разорением Великого Новгорода. В 1570 году опричники ворвались в город и убили более 10 000 его жителей. После этого некогда могущественный центр торговли так и не восстановился.

Заключение и убийство Ивана VI

Волею судьбы Иван VI стал царём в 1740 году, когда ему было всего два месяца от роду. Спустя год его свергла двоюродная сестра Елизавета. По её приказу опального царя, который был ещё младенцем, сослали. Потом, когда ему исполнилось четыре года, заключили в одиночную камеру. Там он и провёл последующие два десятка лет своей жизни. Он знал кто он такой, умел читать и писать. Больше ему ничего позволено не было. В его камере не было окон, Иван никогда не видел дневного света. Охранникам было приказано молчать в его присутствии. Единственное, чем позволено было владеть несчастному — это копия Библии.

В 4-летнем возрасте Ивана заключили в...
В 4-летнем возрасте Ивана заключили в темницу

Неудивительно, что молодой человек сошёл с ума. За время его заключения предпринимались неоднократные попытки освободить его и возвести на престол. Все они были неудачными. Во время очередной из них в 1764 году Иван VI был убит тюремщиками.

Жестокий суд

В теории русский царь был, пожалуй, самым абсолютным правителем в Европе. Единственным реальным сдерживающим фактором его власти были бояре. На практике всё это было похоже на банку с пауками, где получал власть тот, кто сильнее.

Пётр Великий
Пётр Великий

Пётр Великий, например, пережил в детстве вооружённый бунт, когда разъярённые стрельцы ворвались во дворец и убивали всех под ряд. Иван Грозный пострадал от бояр, которые отравили его мать, когда ему было всего 8 лет. Это им ещё повезло! Фёдор II продержался на престоле семь недель, прежде чем был задушен. Пётр III был убит по приказу собственной жены, правившей потом три десятилетия и прославившейся как Екатерина Великая.

Царь Иван Грозный убивает своего сына
Царь Иван Грозный убивает своего сына

Сын Екатерины, который начал проводить довольно разумные реформы: ограничил крепостное право и права дворян, начал менять государственную политику, был лишён жизни в собственной спальне. По одной из версий он был убит ударом табакерки в висок и задушен шёлковым шарфом. После этого один из убийц разбудил его сына словами: «Пора взрослеть. Иди и властвуй!».

Пётр I допрашивает своего сына Алексея
Пётр I допрашивает своего сына Алексея

После таких потрясений, пережитых в детском возрасте, совсем неудивительно, что многие цари стали жестокими параноиками. Иван Грозный и Пётр Великий, не пожалев, убили собственных сыновей.

Пытки

Пытки были одним из способов удержания и укрепления государственной власти. Российские императоры были не единственными правителями в истории, которые использовали это верное средство. Садистские предпочтения были у каждого свои.

Пытки были изощрёнными и разнообразными
Пытки были изощрёнными и разнообразными

Голод

Как любая империя, тем более столь впечатляющих размеров, Россия не могла похвастаться социальной направленностью. Периодически некоторые регионы страдали от голода в результате засух и неурожаев. Говорить об этом было не принято. Каких-то действий предпринимать тоже. Например, в 1891 году царь просто запретил газетам сообщать об этой проблеме и даже использовать слово «голод». Конечно, решать проблему всё же пришлось. Помощь была в конце концов оказана, но умерло в результате того голодомора более 4 сотен тысяч человек.

Массовый голод был следствием неурожая
Массовый голод был следствием неурожая

Самым опустошительным был голод начала 17 века. В 1601 году в Перу произошло извержение вулкана. Оно вызвало целую серию необычно долгих зим. Несколько неурожайных лет убили два миллиона человек в Российской империи. Это была на то время треть всего населения. Царь в это время был слишком поглощён надвигающейся гражданской войной, чтобы что-то предпринимать. Летописи тех лет говорят об ужасных вещах. Люди ели сено и не брезговали человечиной.

Дальний Восток

«Открытие» Колумбом Америки послужило причиной массового уничтожения тамошнего коренного населения. Нечто подобное произошло и на Дальнем Востоке, который в 18 веке активно начала осваивать Российская империя. Первоначально на регион обратили внимание купцы. Целью их были драгоценные меха. В качестве податей их собирали с местного населения. Все бунты жестоко подавлялись. В результате одного из самых кровопролитных столкновений казаки сожгли 18 деревень и вырезали сотни людей.

Бунты подавлялись очень жестоко
Бунты подавлялись очень жестоко

Самым эффективным оружием оказались не ружья и сабли, а болезни. Якуты, эвенки и алеуты оказались бессильны перед европейскими инфекциями. Они умирали целыми селениями. Смертность в среднем составляла более 50%.Источник: "Культурология"
Опубликовано 22 мая 2023 | Комментариев 1 | Прочтений 853

Ещё по теме...

Комментарии
1 | Сергей Шилин 12 июня 2023 13:18:49
Раскол, религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. Поводом для возникновения Р. послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Др. члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос об их воссоединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против польских поработителей, приобрёл в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами. При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Нововведения были одобрены церковными соборами 1654—55. В течение 1653—1656 на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях господства в обществе религиозной идеологии эти изменения получили значение большого события. К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия». Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, т.к. греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а её книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи Р. подверглись жестоким преследованиям .

Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях рус. общества, что привело к возникновению движения, названного Р. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения феодального гнёта со стороны церковной верхушки. К Р. примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы — коломенский Павел, вятский Александр), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку отдельных представителей высшей светской знати. Но большую часть сторонников «старой веры» составляли посадские люди и особенно крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнёта и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе.

Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Р. Идеализация и защита старины, ненависть к новому, проповедь национальной ограниченности и принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути к спасению души сочетались в идеологии Р. с резкими обличениями в религиозной форме феодально-крепостнической действительности. Различным слоям общества импонировали различные стороны этой идеологии. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю. Р. стал одновременно и знаменем консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знаменем антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнёта, прикрываемого и освящаемого церковью.

Массовый характер движение Р. приобрело после церковного собора 1666—67, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъёмом в стране антифеодальной борьбы; движение Р. достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами Р. стали представители низшего духовенства, порвавшие с государственной церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Р. Главной стороной идеологии Р. и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного антихристом. В наиболее фанатичных направлениях Р. возникла практика «огненных крещений» (самосожжений). Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины государства, в Сибирь и даже за границу, основывали там свои общины. Это был массовый уход простых людей от выполнения не только новых церковных обрядов, но и феодальных повинностей. Правительство в 1681 отмечало умножение «церковных противников», особенно в Сибири. Оно при активном содействии православной церкви жестоко преследовало старообрядцев. В 70—80-е гг. 17 в. в идеологии Р. более важное место, чем прежде, стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые же идеологи Р., в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозёрском остроге, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и церковной власти за их действия. Часть сторонников «старой веры» приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670—71. Соловецкое восстание 1668—76, возникшее как движение в защиту «старой веры», переросло в крупное антифеодальное выступление против государственной власти. Значительной была роль сторонников «старой веры» в Московском восстании 1682 и др. антифеодальных выступлениях.

В конце 17 — начале 18 вв. после поражения антифеодальных восстаний произошёл спад движения. Этому способствовала и политика, проводимая правительством Петра I, ослабившая преследования староверов, но установившая для них повышенное налоговое обложение. С 18 в. в идеологии Р. исчезают обличения социальных пороков действительности и усиливаются её консервативные стороны. Провозглашение Е. И. Пугачевым лозунга борьбы за «старую веру» способствовало вовлечению масс в антифеодальную крестьянскую войну. Последователи Р. — старообрядцы (см. Старообрядчество) разделились на несколько толков и согласий — поповщину, беспоповщину и др.



Лит.: Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906; Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891; Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898; его же, История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; его же, Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909; Каптерев Н, Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев Посад, 1909—1912; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915]; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. — Л., 1931; Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1—3, Тамбов — СПБ, 1887—1900.

В. С. Шульгин.
ДОПОЛНЕНИЕ:
Пётр I Алексеевич (Великий) Царь и император всероссийский с 1689 по 1725 год. Время правления Петра принято называть эпохой.
Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия