Археоастрономия в Индии
Многие архитектурные и культурные памятники древней Индии содержат удивительные астрономические знания. Анализ древних артефактов показывает, что индийская археоастрономия имеет местное и более раннее развитие по сравнению с астрономией Месопотамии и Египта.
Наше понимание археоастрономических памятников в Индии основано не только на богатых археологических находках и древних текстах, которым тысячи лет, но и на живых традициях, связанных с прошлым. С другой стороны, Индия отличается большим культурным разнообразием и запутанной историей взаимодействия с соседними регионами, что усложняет историю. Тексты открывают нам космологические идеи, лежащие за астрономическими объектами в исторический период, и общепризнано, что эти же идеи также относятся к хараппскому периоду третьего тысячелетия до н. э.
В исторический период астрономические обсерватории входили в состав храмовых комплексов, где происходила процессия освящения царя. Такое посвящение служило утверждению царя как главного почитателя избранного божества, которое считалось воплощением времени и Вселенной. Например, астрономическая обсерватория Удаягири (Udayagiri), расположенная в нескольких километрах от Видиши (Vidisha) in в центральной Индии, относится к классической эпохе династии Гуптов в 320-500 гг. н.э. Эта горная обсерватория восходит, по крайней мере, ко 2 веку до н.э.
Индийская астрономия характеризуется концепцией больших последовательных периодов, которая является примером распространенной идеи рекурсии (описание, изображение какого-либо объекта или процесса внутри самого этого объекта или процесса – прим. автора) или повторения паттернов (ритмично повторяющийся рисунок – прим. автора) в пространстве, масштабе и времени.
Характерным примером этого является деление эклиптики на 27 звездных сегментов (накшатр), с которыми Луна проходит свой месячный цикл, каждый из которых далее подразделяется на 27 подсегментов (упа-накшатры) и последовательные деления дня на более мелкие сегменты по 30 единиц.
Идея рекурсии лежит в основе концепции священного ландшафта и воплощена в индийском искусстве, обеспечивая археоастрономическое окно в сакральную и монументальную архитектуру. Похоже, это была древняя идея, потому что замысловатые спиральные узоры, указывающие на рекурсию, также встречаются в картинах мезолитического периода. Тьяги (1992) утверждал, что они уникальны для индийского наскального искусства.
Согласно Васту-Шастре, структура здания отражает появление космического порядка извне из изначального хаоса через акт измерения. Вселенная символически отображена в квадрате, который подчеркивает четыре стороны света. Он представлен квадратной васту-мандалой, которая в различных формах является основным планом дома и города. Существуют дальнейшие разработки квадратных построений в прямоугольные.
Особое значение в Васту-Шастре играют Север («крыша мира») и Восток (направление, откуда начинает движение солнце). Кроме расположения дома или строения, Васту‑Шастра также регламентирует планирование участка, пропорции здания, архитектурное оформление и убранство помещений.
Показательно, что янтрические постройки в виде мандал были обнаружены на севере Афганистана, которые относятся к периоду, соответствующему позднему этапу хараппской традиции, предоставляя архитектурные доказательства в поддержку идеи рекурсии. Хотя эти постройки являются частью Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (БМАК), их сходство с идеями, которые также присутствуют в Хараппской культуре, показывает, что эти идеи были широко распространены.
Хронология и обзор
Археологические данные Индии на северо-западе имеют непрерывную преемственность, восходящую примерно к 7500 г. до н.э. в древнем городе Мерхгарх, а традиции наскального искусства уступают только австралийским и африканским. Некоторые наскальные рисунки относят к эпохе верхнего палеолита. Наскальные рисунки эпохи мезолита (10 000–2 500 гг. до н. э.) имеют удивительное единообразие как по стилю, так и по содержанию.
Археологические фазы традиции Инда (или Синдху-Сарасвати) были разделены на четыре эпохи: эпоха раннего производства продуктов питания (ок. 6500–5000 гг. до н. э.), эпоха регионализации (5000–2600 гг. до н. э.), эпоха интеграции (2600–1900 гг. до н. э.) и эпоха локализации (1900–1300 гг. до н. э.). В эпоху раннего производства продуктов питания отсутствовала сложная керамическая технология.
Эпоха регионализации характеризовалась стилями керамики, гранильного искусства, глазурованного фаянса и изготовления печатей, которые различались в зависимости от региона. В эпоху интеграции наблюдается значительная однородность материальной культуры на большой географической территории и использование так называемой письменности Инда, которая еще не расшифрована.
В эпоху локализации модели эпохи интеграции смешиваются с региональными стилями керамики, что указывает на децентрализацию и реструктуризацию взаимодействия. Эпоха локализации традиции Синдху-Сарасвати — это эпоха регионализации традиции бассейна рек Ганга-Ямуна, которая трансформируется в эпоху интеграции династий Магадхи и Маурьев. Есть также преемственность в системе весов и длин между хараппским периодом и более поздним историческим периодом.
Культурная мозаика третьего тысячелетия до н. э. характеризуется фазой интеграции Хараппской цивилизации на северо-западе Индии, культуры медного и медно-бронзового века, а также центральной и северной Индия и неолитических культур юга и востока Индии.
Пять крупных городов интеграционного этапа – это Мохенджо-Даро, Хараппа, Ганверивала, Ракхигархи и Дхолавира. Другие важные поселения этого этапа – Калибанган, Рехман Дери, Наушаро, Кот-Диджи и Лотхал.
Большинство городов и поселений хараппского периода находились в районе долины реки Сарасвати. Гидрологические изменения, длительный период засухи и высыхание реки Сарасвати из-за ее захвата крупными притоками рек Инд и Ганга после землетрясения 1900 г. до н.э. привела к заброшенности больших площадей долины Сарасвати. Хараппская фаза прошла различные этапы упадка во втором тысячелетии до н.э. Вторая урбанизация началась в долинах Ганги и Ямуны около 900 г. до н.э.
Самые ранние сохранившиеся записи об этой культуре составлены на языке брахми. Эта вторая урбанизация обычно наблюдается в конце фазы окрашенной серой посуды (PGW) (1200-800 гг. до н.э.) с использованием северной черной полированной керамики (NBP). Поздний хараппский период был частично современником фазы PGW. Другими словами, непрерывный ряд культурных событий связывает две ранние урбанизации Индии.
Местом действия гимнов Риг-Веды, самого древнего литературного текста Индии, является район Сапта Синдху, регион на севере Индии, ограниченный реками Инд и Ганга, также упоминаются регионы вокруг этого центра. Риг-Веда описывает реку Сарасвати как величайшую из рек и протекающую с гор к морю. Археологические исследования, предполагающие, что эта река высохла к 1900 г. до н.э., указывают на то, что Риг-Веда предшествует этой эпохе.
Риг-Веда и другие ранние тексты
В ведической литературе есть астрономические ссылки, связанные со смещением астрономической системы отсчета, которые указывают на эпохи четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры, что согласуется с гидрологическими данными.
Списки накшатр можно найти в Ведах либо непосредственно, либо перечисленные под их главенствующими божествами, из чего можно сделать вывод, что их названия не изменились. Ведическая астрономия использовала лунно-солнечный год, в котором вставочный месяц использовался как корректировка солнечного года. Смещение времен года в течение года и смещение северной оси позволяют нам датировать несколько утверждений в ведических книгах.
Так, в «Шатапатха-Брахмане» (2.1.2.3) есть утверждение, указывающее на более раннюю эпоху. Там утверждается, что Криттика (Плеяды) никогда не отклоняется от востока. Это соответствует 2950 г. до н.э. Майтраяния-Упанишада (6.14) говорит о зимнем солнцестоянии в середине сегмента Шравиштха и летнего солнцестояния в начале Магхи. Это указывает на 1660 г. до н.э. Веданга Джйотиша упоминает, что зимнее солнцестояние было в начале Шравиштха, а летнее солнцестояние – в середине Ашлеши. Это соответствует примерно 1300 г. до н.э.
Накшатры в Веданга Джйотише определяются как 27 равных частей эклиптики. Список накшатр позднего ведического периода начинается с Криттики (Плеяд), тогда как список астрономических текстов после 200 г. н.э. начинается с Ашвини (α и β Ариетис), что указывает на переход через 2 накшатры или промежуток времени около 2000 лет.
Основой ведической космологии являются понятия бандху (bandhu) – гомологии или связи между внешним миром и внутренним. В Аюрведе, древнеиндийской медицинской системе, связанной с Ведами, 360 дней в году были сопоставлены с 360 костями развивающегося плода, которые позже срастаются с 206 костями эмбриона.
Было точно подсчитано, что Солнце и Луна были примерно в 108 раз больше их соответствующих диаметров от нашей планеты, и это число использовалось в священной архитектуре. Расстояние до святая святых храма от ворот и по периметру в храме было принято 54 и 180 единиц, что составляет половину каждого из 108 и 360.
Гомологии на многих уровнях лежат в основе идеи рекурсии или повторения в масштабе и во времени. Астрономической основой ведического ритуала было согласование лунного и солнечного года. Тексты Вед и последующих периодов дают нам ключевое понимание астрономии и археоастрономии исторического периода по всей Индии. Средневековый период характеризовался центрами паломничества, которые создавали сакральное пространство, отражающее представления о космосе. Архитектура священного храма служила религиозным и политическим целям.
Инструменты, которые использовались в индийской астрономии, включают водяные часы (гхати-янтра – ghati yantra), гномон (шанку – shanku), поперечный жезл (ясти-янтра – yasti yantra), армиллярная сфера (гола-янтра – gola-yantra), доска для определения высоты солнца (пхалака-янтра – phalaka yantra), солнечные часы (капала-янтра – kapāla yantra) и астролябия. В начале XIX века Махараджа Савай Джай Сингх II из Джайпура (годы правления 1699-1743) построил пять каменных обсерваторий под названием Джантар Мантар (Jantar Mantar) in в Дели, Джайпуре, Уджайне, Матхуре и Варанаси.
Джантар Мантар состоит из Рам-янтры (цилиндрической конструкции с открытым верхом и колонной в центре для измерения высоты солнца), Рашивалайя-янтры (группы из двенадцати инструментов для определения небесной широты и долготы), Джай Пракаш (вогнутое полушарие), Лагху Самрат Янтра (маленькие солнечные часы), Самрат Янтра (огромный равноденственный циферблат), Чакра Янтра (вертикальные металлические круги для определения прямого восхождения и склонения планеты), Дигамша-янтра (столб, окруженный двумя круглыми стенами), Капали-янтра (два утопленных полушария для определения положения солнца относительно планет и зодиака), и Наривалайя Янтра (цилиндрический циферблат).
Доисторический период и Хараппский период
Город Мохенджо-Даро (2500 г. до н.э.), как и большинство других хараппских городов (за исключением Дхолавира, насколько нам известно в настоящий момент) делился на две части: акрополь и нижний город. Акрополь Мохенджо-Даро, культурный и административный центр, имел в своем основании 12-метровую площадку 400 м. х 200 м. В нижнем городе улицы были ориентированы по сторонам света и обеспечены сетью скрытых водостоков. В домах были ванные комнаты. Городские колодцы были так хороши построены из сужающихся кирпичей, которые не обрушились за 5000 лет. Большая баня (12 м. х 7 м.) была построена из тонко подогнанных кирпичей, обложенных гипсовой штукатуркой и гидроизолированных битумом. Высокий выходной патрубок позволял легко удалять воду. Массивные стены защищали город от наводнения.
Отсутствие монументальных построек, таких как дворцы и храмы, делает хараппский город поразительно отличается от своих аналогов Месопотамии и Египта, предполагая, что государственное устройство Хараппы было децентрализовано и основывалось на балансе между политической, торговой и религиозной элитами. Наличие общественных удобств, таких как колодцы и водостоки, свидетельствует о значительном социальном равенстве населения. Сила торговых гильдий проявляется в стандартизации веса. Тщательно вырезанные и полированные кубики образуют комбинированную двоичную и десятичную систему.
Мохенджо-Даро и другие поселения показывают небольшое отклонение осей от направлений сторон света в 1 ° – 2 ° по часовой стрелке. Считается, что это могло быть связано с ориентацией Альдебарана (санкр. Рохини) и Плеяды (санскр. Критикка), которые появлялись на востоке в период с 3000 г. до н.э. по 2000 г. до н.э. в день весеннего равноденствия; слово «рохини» буквально означает подъем. Кроме того, небольшая разница в ориентации зданий в Мохенджо-Даро указывает на разные периоды их строительства с использованием тех же традиционных точек наблюдения, которые сместились в этот интервал.
В астрономии Мохенджо-Даро использовались как движения Луны, так и Солнца. Это засвидетельствовано использованием больших каменных календарей в форме кольца, которые служили отметкой начала и конца солнечного года.
Дхолавира
Древний город Дхолавира расположен на острове к северу от большого острова Кач в Гуджарате. Его стратегическая важность заключалась в контроле над судоходством между Гуджаратом и дельтой Инда и Сарасвати. Планировка Дхолавиры уникальна тем, что состоит из трех «городов», что соответствует ведической традиции. Значительную особенность имеет рекурсия в трех городах, или повторение пропорций в разных масштабах.
В частности, конструкции характеризуются пропорцией 9:4 по нижнему и среднему городам, а также во дворце. Пропорции 5/4, 7/6 и 5/4 для нижнего города, среднего города и дворца могут отражать меры, связанные с королевским городом, с кварталом полководца и кварталом царя соответственно, что также было верно для классической Индии.
Длина Дхолавира была определена путем нахождения наибольшей меры, которая приводит к целому числу габариты для разных районов города. Эта мера оказывается такой же, как в Артхашастре (300 г. до н.э.), мера дхану (dhanus – букв. «стрелки»), равная 108 ангулам (пальцам). Эта шкала подтверждается терракотовой шкалой из Калибангана и шкала из слоновой кости, найденной в Лотхале. Калибанганская шкала соответствует 17,5 см, что практически совпадает со шкалой Лотхала, небольшое расхождение может быть следствием усадки при обжиге.
Анализ единицы длины в Дхолавире соответствует историческому периоду. Единица, которая лучше всего соответствует размерам Дхолавиры, составляет 190,4 см, что при деленное на 108 дает угловую часть Дхолавира 1,763 см. Субъединица ангулы подтверждается, если считать, что кирпичи в Хараппе имеют соотношение 1:2:4 с преобладающим размером 7 х 14 х 28 см. Эти размеры могут быть изящно выражены как 4 х 8 х 16 ангулов, принимая единицу ангула равной 1,763 см. Примечательно, что шкала из слоновой кости в Лотхале имеет 27 делений на 46 мм, или каждое деление составляет 1,76 мм.
С новой единицей Дхлоавира D размеры акрополя Мохенджо-Даро получаются равными 210 х 105 Д; Акрополь Калибангана оказывается 126 х 63 D. Размеры нижнего города Дхолавира равны 405 х 324 Д; ширина среднего города 180 D; а внутренние размеры дворца 60 х 48 D. Сумма ширины и длины нижнего города составляет 729, что имеет астрономическое значение, так как это 27 х 27, а ширина 324 равна году накшатры 27 х 12.
Была обнаружена преемственность между сеткой и модульными мерами в городском планировании Хараппы, а также долине Катманду, входящей в историческую Индию. Мера 19,2 м. – это единица измерения в кварталах Катманду; это почти то же самое, что и единица измерения Дхолавиры. Это показывает, что традиционные архитекторы и градостроители продолжали использование одних и тех же единиц в течение длительного промежутка времени.
Рехман Дери
Печать 3-го тысячелетия из Рехмана Дери, на которой изображены пара скорпионов с одной стороны и две антилопы с другой стороны, предполагает знание ведической концепции. Было высказано предположение, что эта печать представляет противостояние накшатр Ориона (Мригашира, или голова антилопы) и Скорпиона (Рохини южного полушария, которое составляет 14 накшатр от Рохини северного полушария).
Стрелка возле головы одной из антилоп могла изображать обезглавливание Ориона. Это общепринятый миф о Праджапати, убитом Рудрой, он представляет собой смещение начала года далеко от Ориона, и это относит астрономическое событие к четвертому тысячелетию до нашей эры.
Неолитические и мегалитические артефакты
Места, представляющие археоастрономический интерес, включают неолитическую стоянку Бурзахом (Burzahom), в Кашмире, Северная Индия, и мегалитические памятники Брахмагири (Brahmagiri) и Ханамсагара (Hanamsagar) из Карнатаки в Южной Индии. Неолитическая стоянка Бурзахом расположена примерно в 10 км к северо-востоку от Сринагара в Кашмирской долине на террасе позднеплейстоцен-голоценовых отложений.
Датированные примерно 3000–1500 гг. до н. э., ее жилища в глубоких ямах связаны с шлифованными каменными топорами, костяными орудиями и серой полированной керамикой. Каменная плита 48 см х 27 см, полученный из археологических слоев, датируемых 2125 г. до н.э., показывает два ярких объекта в небе со сценой охоты на переднем плане. Предполагается, что это изображение двойной звездной системы.
Мегалитические каменные круги Брахмагири в районе Читрадурга штата Карнатака в Южной Индии, которые были датированы 900 г. до н.э., показывают астрономическую ориентацию. Эти артефакты находится недалеко от Сиддапура, где в 1891 году были обнаружены два небольших каменных указа Ашока. Камешвара Рао (1993) утверждал, что линии от центра круга до внешней касательной другого круга указывают на направления восхода солнца и восход полной луны во время солнечного и лунного солнцестояния и равноденствия.
Ханамсагар – это мегалитическое сооружение с каменными рядами, указывающими на стороны света. Оно расположен на равнине между холмами примерно в 6 км к северу от реки Кришна (16°19’18” широты и 76°27’10” долготы). Камни, представляющие собой гладкий гранит, расположены в виде квадрата со стороной около 600 метров, 50 рядов и 50 столбцов (всего 2500 камней), с расстоянием между камнями около 12 м. Камни имеют высоту от 1 до 2,5 м. и максимальный диаметр от 2 до 3 м. Линии ориентированы по сторонам света. Есть квадратная центральная структура, известная как чакри катти.
Эксперты утверждают, что направления летнего и зимнего солнцестояния могут быть зафиксированы по отношению к внешнему и внутреннему квадратам. Камешвара Рао (2005) предполагает, что его можно было использовать и для других целей в астрономических наблюдениях, такие как использование теней для определения времени суток, предсказание месяцев и времен года.
Обсерватория Удаягири
Удаягири («холм, где восходит солнце») - одна из главных древних астрономических обсерваторий Индии, расположена на 23° 31’ северной широты в тропике Рака в штате Мадхья-Прадеш, примерно в 50 километрах от города Бхопал, недалеко от Видиши, Беснагара и Санчи. Древняя обсерватория восходит как минимум ко второму веку до н.э., она была значительно расширен во время правления императора Чандрагупты II.
Это место связано с 20 пещерными храмами, вырубленными в скалах. Девятнадцать из этих храмов относятся к периоду правления Чандрагупты.
Похоже, что древнее название Удаягири было Вишнупадагири, или «холм следов Вишну», а имя Удаягири дано в честь правителя Парамары Удаядитьи (ок. 1070–1093). Холм имеет форму ноги. Седловина соединяет северный и южный холмы, в середине находится проход. Архитектурные и декоративные дополнения в Удаягири были сосредоточены вокруг этого прохода. Большинство пещерных храмов расположены вокруг прохода.
В день летнего солнцестояния происходило выравнивание движения солнца с проходом. День, упомянутый в датированной надписи периода Чандрагупта II Викрамадитья в пещере 6, был рассчитан очень близко к летнему солнцестоянию 402 года н.э. В этот день тень от железного столба в Дели, который изначально располагался у входа в проход, падала в направлении лежащей панели Вишну.
На северной вершине холма есть плоская платформа, с которой открывается величественный вид на небо. На этой платформе были обнаружены астрономические знаки, указывающие на то, что это было место древней астрономической обсерватории.Автор: Перевод с английского: П.Олексенко
Источник: "Archaeoastronomy in India"
Наше понимание археоастрономических памятников в Индии основано не только на богатых археологических находках и древних текстах, которым тысячи лет, но и на живых традициях, связанных с прошлым. С другой стороны, Индия отличается большим культурным разнообразием и запутанной историей взаимодействия с соседними регионами, что усложняет историю. Тексты открывают нам космологические идеи, лежащие за астрономическими объектами в исторический период, и общепризнано, что эти же идеи также относятся к хараппскому периоду третьего тысячелетия до н. э.
В исторический период астрономические обсерватории входили в состав храмовых комплексов, где происходила процессия освящения царя. Такое посвящение служило утверждению царя как главного почитателя избранного божества, которое считалось воплощением времени и Вселенной. Например, астрономическая обсерватория Удаягири (Udayagiri), расположенная в нескольких километрах от Видиши (Vidisha) in в центральной Индии, относится к классической эпохе династии Гуптов в 320-500 гг. н.э. Эта горная обсерватория восходит, по крайней мере, ко 2 веку до н.э.
Индийская астрономия характеризуется концепцией больших последовательных периодов, которая является примером распространенной идеи рекурсии (описание, изображение какого-либо объекта или процесса внутри самого этого объекта или процесса – прим. автора) или повторения паттернов (ритмично повторяющийся рисунок – прим. автора) в пространстве, масштабе и времени.
Пример использования паттернов/узоров
Характерным примером этого является деление эклиптики на 27 звездных сегментов (накшатр), с которыми Луна проходит свой месячный цикл, каждый из которых далее подразделяется на 27 подсегментов (упа-накшатры) и последовательные деления дня на более мелкие сегменты по 30 единиц.
Ведическая астрология, накшатры
Идея рекурсии лежит в основе концепции священного ландшафта и воплощена в индийском искусстве, обеспечивая археоастрономическое окно в сакральную и монументальную архитектуру. Похоже, это была древняя идея, потому что замысловатые спиральные узоры, указывающие на рекурсию, также встречаются в картинах мезолитического периода. Тьяги (1992) утверждал, что они уникальны для индийского наскального искусства.
Согласно Васту-Шастре, структура здания отражает появление космического порядка извне из изначального хаоса через акт измерения. Вселенная символически отображена в квадрате, который подчеркивает четыре стороны света. Он представлен квадратной васту-мандалой, которая в различных формах является основным планом дома и города. Существуют дальнейшие разработки квадратных построений в прямоугольные.
Особое значение в Васту-Шастре играют Север («крыша мира») и Восток (направление, откуда начинает движение солнце). Кроме расположения дома или строения, Васту‑Шастра также регламентирует планирование участка, пропорции здания, архитектурное оформление и убранство помещений.
Мегалитические постройки древней Индии. Везде просматриваются пропорции, географические направления и математические конфигурации
Показательно, что янтрические постройки в виде мандал были обнаружены на севере Афганистана, которые относятся к периоду, соответствующему позднему этапу хараппской традиции, предоставляя архитектурные доказательства в поддержку идеи рекурсии. Хотя эти постройки являются частью Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (БМАК), их сходство с идеями, которые также присутствуют в Хараппской культуре, показывает, что эти идеи были широко распространены.
Хронология и обзор
Археологические данные Индии на северо-западе имеют непрерывную преемственность, восходящую примерно к 7500 г. до н.э. в древнем городе Мерхгарх, а традиции наскального искусства уступают только австралийским и африканским. Некоторые наскальные рисунки относят к эпохе верхнего палеолита. Наскальные рисунки эпохи мезолита (10 000–2 500 гг. до н. э.) имеют удивительное единообразие как по стилю, так и по содержанию.
Археологические фазы традиции Инда (или Синдху-Сарасвати) были разделены на четыре эпохи: эпоха раннего производства продуктов питания (ок. 6500–5000 гг. до н. э.), эпоха регионализации (5000–2600 гг. до н. э.), эпоха интеграции (2600–1900 гг. до н. э.) и эпоха локализации (1900–1300 гг. до н. э.). В эпоху раннего производства продуктов питания отсутствовала сложная керамическая технология.
Эпоха регионализации характеризовалась стилями керамики, гранильного искусства, глазурованного фаянса и изготовления печатей, которые различались в зависимости от региона. В эпоху интеграции наблюдается значительная однородность материальной культуры на большой географической территории и использование так называемой письменности Инда, которая еще не расшифрована.
В эпоху локализации модели эпохи интеграции смешиваются с региональными стилями керамики, что указывает на децентрализацию и реструктуризацию взаимодействия. Эпоха локализации традиции Синдху-Сарасвати — это эпоха регионализации традиции бассейна рек Ганга-Ямуна, которая трансформируется в эпоху интеграции династий Магадхи и Маурьев. Есть также преемственность в системе весов и длин между хараппским периодом и более поздним историческим периодом.
Культурная мозаика третьего тысячелетия до н. э. характеризуется фазой интеграции Хараппской цивилизации на северо-западе Индии, культуры медного и медно-бронзового века, а также центральной и северной Индия и неолитических культур юга и востока Индии.
Пять крупных городов интеграционного этапа – это Мохенджо-Даро, Хараппа, Ганверивала, Ракхигархи и Дхолавира. Другие важные поселения этого этапа – Калибанган, Рехман Дери, Наушаро, Кот-Диджи и Лотхал.
Города Хараппской цивилизации
Большинство городов и поселений хараппского периода находились в районе долины реки Сарасвати. Гидрологические изменения, длительный период засухи и высыхание реки Сарасвати из-за ее захвата крупными притоками рек Инд и Ганга после землетрясения 1900 г. до н.э. привела к заброшенности больших площадей долины Сарасвати. Хараппская фаза прошла различные этапы упадка во втором тысячелетии до н.э. Вторая урбанизация началась в долинах Ганги и Ямуны около 900 г. до н.э.
Самые ранние сохранившиеся записи об этой культуре составлены на языке брахми. Эта вторая урбанизация обычно наблюдается в конце фазы окрашенной серой посуды (PGW) (1200-800 гг. до н.э.) с использованием северной черной полированной керамики (NBP). Поздний хараппский период был частично современником фазы PGW. Другими словами, непрерывный ряд культурных событий связывает две ранние урбанизации Индии.
Местом действия гимнов Риг-Веды, самого древнего литературного текста Индии, является район Сапта Синдху, регион на севере Индии, ограниченный реками Инд и Ганга, также упоминаются регионы вокруг этого центра. Риг-Веда описывает реку Сарасвати как величайшую из рек и протекающую с гор к морю. Археологические исследования, предполагающие, что эта река высохла к 1900 г. до н.э., указывают на то, что Риг-Веда предшествует этой эпохе.
Современные и древние русла и долины в бассейне реки Сарасвати на карте дистанционного зондирования. 1: Прото-Сарасвати, 2: Прото-Дришадвати, 3: Сарасвати Риг-Веды, 4: Дришадвати Риг-Веды. На фоновом изображении показана высота поверхности земли
Риг-Веда и другие ранние тексты
В ведической литературе есть астрономические ссылки, связанные со смещением астрономической системы отсчета, которые указывают на эпохи четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры, что согласуется с гидрологическими данными.
Списки накшатр можно найти в Ведах либо непосредственно, либо перечисленные под их главенствующими божествами, из чего можно сделать вывод, что их названия не изменились. Ведическая астрономия использовала лунно-солнечный год, в котором вставочный месяц использовался как корректировка солнечного года. Смещение времен года в течение года и смещение северной оси позволяют нам датировать несколько утверждений в ведических книгах.
Так, в «Шатапатха-Брахмане» (2.1.2.3) есть утверждение, указывающее на более раннюю эпоху. Там утверждается, что Криттика (Плеяды) никогда не отклоняется от востока. Это соответствует 2950 г. до н.э. Майтраяния-Упанишада (6.14) говорит о зимнем солнцестоянии в середине сегмента Шравиштха и летнего солнцестояния в начале Магхи. Это указывает на 1660 г. до н.э. Веданга Джйотиша упоминает, что зимнее солнцестояние было в начале Шравиштха, а летнее солнцестояние – в середине Ашлеши. Это соответствует примерно 1300 г. до н.э.
Накшатры в Веданга Джйотише определяются как 27 равных частей эклиптики. Список накшатр позднего ведического периода начинается с Криттики (Плеяд), тогда как список астрономических текстов после 200 г. н.э. начинается с Ашвини (α и β Ариетис), что указывает на переход через 2 накшатры или промежуток времени около 2000 лет.
Основой ведической космологии являются понятия бандху (bandhu) – гомологии или связи между внешним миром и внутренним. В Аюрведе, древнеиндийской медицинской системе, связанной с Ведами, 360 дней в году были сопоставлены с 360 костями развивающегося плода, которые позже срастаются с 206 костями эмбриона.
Солнце, Земля и Луна
Было точно подсчитано, что Солнце и Луна были примерно в 108 раз больше их соответствующих диаметров от нашей планеты, и это число использовалось в священной архитектуре. Расстояние до святая святых храма от ворот и по периметру в храме было принято 54 и 180 единиц, что составляет половину каждого из 108 и 360.
Гомологии на многих уровнях лежат в основе идеи рекурсии или повторения в масштабе и во времени. Астрономической основой ведического ритуала было согласование лунного и солнечного года. Тексты Вед и последующих периодов дают нам ключевое понимание астрономии и археоастрономии исторического периода по всей Индии. Средневековый период характеризовался центрами паломничества, которые создавали сакральное пространство, отражающее представления о космосе. Архитектура священного храма служила религиозным и политическим целям.
Инструменты, которые использовались в индийской астрономии, включают водяные часы (гхати-янтра – ghati yantra), гномон (шанку – shanku), поперечный жезл (ясти-янтра – yasti yantra), армиллярная сфера (гола-янтра – gola-yantra), доска для определения высоты солнца (пхалака-янтра – phalaka yantra), солнечные часы (капала-янтра – kapāla yantra) и астролябия. В начале XIX века Махараджа Савай Джай Сингх II из Джайпура (годы правления 1699-1743) построил пять каменных обсерваторий под названием Джантар Мантар (Jantar Mantar) in в Дели, Джайпуре, Уджайне, Матхуре и Варанаси.
Джантар Мантар, обсерватория в Джайпуре, солнечные часы Джантар-Мантара считаются самыми большими в мире (27 метров в поперечнике)
Джантар Мантар состоит из Рам-янтры (цилиндрической конструкции с открытым верхом и колонной в центре для измерения высоты солнца), Рашивалайя-янтры (группы из двенадцати инструментов для определения небесной широты и долготы), Джай Пракаш (вогнутое полушарие), Лагху Самрат Янтра (маленькие солнечные часы), Самрат Янтра (огромный равноденственный циферблат), Чакра Янтра (вертикальные металлические круги для определения прямого восхождения и склонения планеты), Дигамша-янтра (столб, окруженный двумя круглыми стенами), Капали-янтра (два утопленных полушария для определения положения солнца относительно планет и зодиака), и Наривалайя Янтра (цилиндрический циферблат).
Обсерватория Джантар Мантар
Доисторический период и Хараппский период
Город Мохенджо-Даро (2500 г. до н.э.), как и большинство других хараппских городов (за исключением Дхолавира, насколько нам известно в настоящий момент) делился на две части: акрополь и нижний город. Акрополь Мохенджо-Даро, культурный и административный центр, имел в своем основании 12-метровую площадку 400 м. х 200 м. В нижнем городе улицы были ориентированы по сторонам света и обеспечены сетью скрытых водостоков. В домах были ванные комнаты. Городские колодцы были так хороши построены из сужающихся кирпичей, которые не обрушились за 5000 лет. Большая баня (12 м. х 7 м.) была построена из тонко подогнанных кирпичей, обложенных гипсовой штукатуркой и гидроизолированных битумом. Высокий выходной патрубок позволял легко удалять воду. Массивные стены защищали город от наводнения.
Отсутствие монументальных построек, таких как дворцы и храмы, делает хараппский город поразительно отличается от своих аналогов Месопотамии и Египта, предполагая, что государственное устройство Хараппы было децентрализовано и основывалось на балансе между политической, торговой и религиозной элитами. Наличие общественных удобств, таких как колодцы и водостоки, свидетельствует о значительном социальном равенстве населения. Сила торговых гильдий проявляется в стандартизации веса. Тщательно вырезанные и полированные кубики образуют комбинированную двоичную и десятичную систему.
Мохенджо-Даро и другие поселения показывают небольшое отклонение осей от направлений сторон света в 1 ° – 2 ° по часовой стрелке. Считается, что это могло быть связано с ориентацией Альдебарана (санкр. Рохини) и Плеяды (санскр. Критикка), которые появлялись на востоке в период с 3000 г. до н.э. по 2000 г. до н.э. в день весеннего равноденствия; слово «рохини» буквально означает подъем. Кроме того, небольшая разница в ориентации зданий в Мохенджо-Даро указывает на разные периоды их строительства с использованием тех же традиционных точек наблюдения, которые сместились в этот интервал.
В астрономии Мохенджо-Даро использовались как движения Луны, так и Солнца. Это засвидетельствовано использованием больших каменных календарей в форме кольца, которые служили отметкой начала и конца солнечного года.
Дхолавира
Древний город Дхолавира расположен на острове к северу от большого острова Кач в Гуджарате. Его стратегическая важность заключалась в контроле над судоходством между Гуджаратом и дельтой Инда и Сарасвати. Планировка Дхолавиры уникальна тем, что состоит из трех «городов», что соответствует ведической традиции. Значительную особенность имеет рекурсия в трех городах, или повторение пропорций в разных масштабах.
В частности, конструкции характеризуются пропорцией 9:4 по нижнему и среднему городам, а также во дворце. Пропорции 5/4, 7/6 и 5/4 для нижнего города, среднего города и дворца могут отражать меры, связанные с королевским городом, с кварталом полководца и кварталом царя соответственно, что также было верно для классической Индии.
Древний город Дхолавира
Длина Дхолавира была определена путем нахождения наибольшей меры, которая приводит к целому числу габариты для разных районов города. Эта мера оказывается такой же, как в Артхашастре (300 г. до н.э.), мера дхану (dhanus – букв. «стрелки»), равная 108 ангулам (пальцам). Эта шкала подтверждается терракотовой шкалой из Калибангана и шкала из слоновой кости, найденной в Лотхале. Калибанганская шкала соответствует 17,5 см, что практически совпадает со шкалой Лотхала, небольшое расхождение может быть следствием усадки при обжиге.
Анализ единицы длины в Дхолавире соответствует историческому периоду. Единица, которая лучше всего соответствует размерам Дхолавиры, составляет 190,4 см, что при деленное на 108 дает угловую часть Дхолавира 1,763 см. Субъединица ангулы подтверждается, если считать, что кирпичи в Хараппе имеют соотношение 1:2:4 с преобладающим размером 7 х 14 х 28 см. Эти размеры могут быть изящно выражены как 4 х 8 х 16 ангулов, принимая единицу ангула равной 1,763 см. Примечательно, что шкала из слоновой кости в Лотхале имеет 27 делений на 46 мм, или каждое деление составляет 1,76 мм.
Карта Дхолавира
С новой единицей Дхлоавира D размеры акрополя Мохенджо-Даро получаются равными 210 х 105 Д; Акрополь Калибангана оказывается 126 х 63 D. Размеры нижнего города Дхолавира равны 405 х 324 Д; ширина среднего города 180 D; а внутренние размеры дворца 60 х 48 D. Сумма ширины и длины нижнего города составляет 729, что имеет астрономическое значение, так как это 27 х 27, а ширина 324 равна году накшатры 27 х 12.
Была обнаружена преемственность между сеткой и модульными мерами в городском планировании Хараппы, а также долине Катманду, входящей в историческую Индию. Мера 19,2 м. – это единица измерения в кварталах Катманду; это почти то же самое, что и единица измерения Дхолавиры. Это показывает, что традиционные архитекторы и градостроители продолжали использование одних и тех же единиц в течение длительного промежутка времени.
Рехман Дери
Печать 3-го тысячелетия из Рехмана Дери, на которой изображены пара скорпионов с одной стороны и две антилопы с другой стороны, предполагает знание ведической концепции. Было высказано предположение, что эта печать представляет противостояние накшатр Ориона (Мригашира, или голова антилопы) и Скорпиона (Рохини южного полушария, которое составляет 14 накшатр от Рохини северного полушария).
Астрономическая печать из Рехмана Дери
Стрелка возле головы одной из антилоп могла изображать обезглавливание Ориона. Это общепринятый миф о Праджапати, убитом Рудрой, он представляет собой смещение начала года далеко от Ориона, и это относит астрономическое событие к четвертому тысячелетию до нашей эры.
Неолитические и мегалитические артефакты
Места, представляющие археоастрономический интерес, включают неолитическую стоянку Бурзахом (Burzahom), в Кашмире, Северная Индия, и мегалитические памятники Брахмагири (Brahmagiri) и Ханамсагара (Hanamsagar) из Карнатаки в Южной Индии. Неолитическая стоянка Бурзахом расположена примерно в 10 км к северо-востоку от Сринагара в Кашмирской долине на террасе позднеплейстоцен-голоценовых отложений.
Датированные примерно 3000–1500 гг. до н. э., ее жилища в глубоких ямах связаны с шлифованными каменными топорами, костяными орудиями и серой полированной керамикой. Каменная плита 48 см х 27 см, полученный из археологических слоев, датируемых 2125 г. до н.э., показывает два ярких объекта в небе со сценой охоты на переднем плане. Предполагается, что это изображение двойной звездной системы.
Сцена неба в Бурзахоме
Мегалитические каменные круги Брахмагири в районе Читрадурга штата Карнатака в Южной Индии, которые были датированы 900 г. до н.э., показывают астрономическую ориентацию. Эти артефакты находится недалеко от Сиддапура, где в 1891 году были обнаружены два небольших каменных указа Ашока. Камешвара Рао (1993) утверждал, что линии от центра круга до внешней касательной другого круга указывают на направления восхода солнца и восход полной луны во время солнечного и лунного солнцестояния и равноденствия.
Мегалитические каменные круги Брахмагири
Ханамсагар – это мегалитическое сооружение с каменными рядами, указывающими на стороны света. Оно расположен на равнине между холмами примерно в 6 км к северу от реки Кришна (16°19’18” широты и 76°27’10” долготы). Камни, представляющие собой гладкий гранит, расположены в виде квадрата со стороной около 600 метров, 50 рядов и 50 столбцов (всего 2500 камней), с расстоянием между камнями около 12 м. Камни имеют высоту от 1 до 2,5 м. и максимальный диаметр от 2 до 3 м. Линии ориентированы по сторонам света. Есть квадратная центральная структура, известная как чакри катти.
Выравнивание в Ханамсагаре
Эксперты утверждают, что направления летнего и зимнего солнцестояния могут быть зафиксированы по отношению к внешнему и внутреннему квадратам. Камешвара Рао (2005) предполагает, что его можно было использовать и для других целей в астрономических наблюдениях, такие как использование теней для определения времени суток, предсказание месяцев и времен года.
Обсерватория Удаягири
Удаягири («холм, где восходит солнце») - одна из главных древних астрономических обсерваторий Индии, расположена на 23° 31’ северной широты в тропике Рака в штате Мадхья-Прадеш, примерно в 50 километрах от города Бхопал, недалеко от Видиши, Беснагара и Санчи. Древняя обсерватория восходит как минимум ко второму веку до н.э., она была значительно расширен во время правления императора Чандрагупты II.
Это место связано с 20 пещерными храмами, вырубленными в скалах. Девятнадцать из этих храмов относятся к периоду правления Чандрагупты.
Планировка Удаягири
Похоже, что древнее название Удаягири было Вишнупадагири, или «холм следов Вишну», а имя Удаягири дано в честь правителя Парамары Удаядитьи (ок. 1070–1093). Холм имеет форму ноги. Седловина соединяет северный и южный холмы, в середине находится проход. Архитектурные и декоративные дополнения в Удаягири были сосредоточены вокруг этого прохода. Большинство пещерных храмов расположены вокруг прохода.
В день летнего солнцестояния происходило выравнивание движения солнца с проходом. День, упомянутый в датированной надписи периода Чандрагупта II Викрамадитья в пещере 6, был рассчитан очень близко к летнему солнцестоянию 402 года н.э. В этот день тень от железного столба в Дели, который изначально располагался у входа в проход, падала в направлении лежащей панели Вишну.
На северной вершине холма есть плоская платформа, с которой открывается величественный вид на небо. На этой платформе были обнаружены астрономические знаки, указывающие на то, что это было место древней астрономической обсерватории.Автор: Перевод с английского: П.Олексенко
Источник: "Archaeoastronomy in India"
Опубликовано 19 марта 2023
| Комментариев 0 | Прочтений 441
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: