Рутены: потомками какого кельтского племени считали русских?
Начало исторического бытия Древней Руси, появившейся точно из ниоткуда на просторах Восточной Европы, издавна привлекало внимание историков. К самым «неожиданным» предкам русичей некоторые исследователи относят античных рутенов. Название этого кельтского племени средневековые авторы употребляли по отношению к Киевской, а затем и к Московской Руси...
Согласно «Запискам о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря, рутены жили на юге Галлии (позже император Август включил их земли в провинцию Аквитания). Главным городом рутенов был Сегодунум, он же нынешний французский Родез в департаменте Аверон. Поблизости от рутенов жили лемовики. По свидетельству Страбона, страна рутенов славилась серебряными копями.
Некогда римский полководец Квинт Фабий Максим покорил рутенов, но тогда римляне, простив побеждённых, не стали налагать на них дань. Во время общегалльской войны с Цезарем рутены обязались выставить 12 тысяч вооружённых мужчин — это заметно меньше, чем у других племён. Небольшое число воинов говорит скорее не о недостатке лояльности вождю Верцингеториксу, который противостоял Цезарю, а о малочисленности самого народа. В галльском войске рутенов представляли пехотинцы с короткими мечами и круглыми щитами, а также стрелки-лучники.
По религии и культуре рутены, вероятно, мало чем отличались от соседних кельтских племён. В эпоху поздней Античности часть романизированных рутенов, возможно, переселилась во Фландрию (свидетельство Гальфрида Монмутского) и в Испанию (упомянуты у Исидора Севильского).
Второе рождение рутенов
Своё «второе рождение» уже изрядно подзабытый кельтский этноним «рутены» пережил через 1200 лет после походов Цезаря. По отношению к русским, по данным историка-медиевиста Александра Назаренко, слово «рутены» впервые употребили в XII веке авторы «Аугсбургских анналов» — исторических заметок на латинском языке, составленных клириками из Аугсбурга (Бавария). Чуть позже название встречается в «Брауншвейгских анналах святого Эгидия», написанных в Нижней Саксонии.
О русских-«рутенах» писали латиноязычные авторы и в соседних с Германией странах. В XII-XIV веках это слово встречается в письменных памятниках Австрии, Чехии, Венгрии, Далмации.
Согласно датским хроникам, официальный титул Владимира Мономаха звучал как Rutenorum regi Woldemaro. «Королём рутенов» именовали и князя Романа Галицкого. В «Хрониках Ливонии» (XIII век) рутенами называют жителей Новгорода, Пскова и Изборска. По названию народа страна также получает имя Ruthenia или Ruthia.
Особенно часто «рутенами» называет русских польско-литовская традиция. Впервые это слово употребил в XII веке автор «Хроники или деяний князей и правителей польских» Галл Аноним. Историк Ян Длугош именовал рутенами жителей юго-западной Руси, которых он отличал от «московитов».
Во владениях австрийских Габсбургов рутенами в итоге прозвали закарпатских русинов.
Со временем, однако, у европейских авторов более «модным» стало называть русских «роксоланами» — в честь другого древнего народа. Историю роксолан, в силу географической близости, можно было напрямую связать с историей Руси — с этим соглашались и отечественные учёные, например Михаил Ломоносов.
Первые русичи?
То, на что не решались средневековые авторы, уже в наше время стало уделом исследователеи-«альтернативщиков», стремящихся удлинить «официальную» историю России и русского народа.
Так поступает, к примеру, Сергей Цветков, автор книги «Начало русской истории. С древнейших времён до княжения Олега». Он перебрасывает «мостик» от рутенов к балтийским ругам (ругиям), а от них — непосредственно к русским. Тождество ругов и рутенов доказывается тем, что рядом с ругами, по сообщению Тацита, жило некое племя лемовиев («аналогичное» галльским лемовикам). Но на Руси и в её окрестностях никаких народов с этнонимом на «лем-» нет (название восточнославянского этноса лемков появилось лишь в XIX веке).
Смелые гипотезы выдвигает искатель «арийских корней Руси», доктор физико-математических наук Анатолий Абрашкин. Галльских рутенов он считает потомками троянцев («анатолийских русов»), перебравшихся в Западную Европу. Те из них, кто не покорился франкам, по мнению Абрашкниа, «пробились» к сородичам на Балтику, а оттуда опять-таки на Русь.
Сходную концепцию выдвигает исследователь Антон Беляков, написавший книгу «Ключи к русской истории. Доказательства по рассуждению». Автор предлагает оригинальную этимологию слова «рутены», сближая его с французским routine («проторенный путь»), от которого произошло русское слово «рутина».
Стоит отметить, что похожие идеи посещают и вполне «академических» учёных. Доктор исторических наук Аполлон Кузьмин, например, выискивал кельтские этимологии у имён послов Вещего Олега. А профессор Гарвардского университета Омельян Прицак считал, что ядром Руси стала некая раннесредневековая торговая корпорация, развернувшая деятельность от южной Франции (где жили рутены) до Днепра.
Однако, по мнению большинства историков, всевозможные «кельто-славянские» версии возникновения Руси откровенно фантастичны.
«Попытки усмотреть в формах на Rut — следы реальных архаических праформ этонима «русь» пока были неудачны и скорее всего бесперспективны», — считает Александр Назаренко.
Ошибка книжников
Откуда же взялись «рутены» у средневековых хронистов? Дело в том, что европейские интеллектуалы, воспитанные на классической латинской письменности, испытывали затруднения, описывая деяния «новых народов». Поэтому они давали им уже известные имена. Как отмечает Назаренко, эта «учёная» этно- и топонимия Средневековья «заменяла реальные названия заимствованиями, как правило, из античной ономастической номенклатуры по принципу либо той же территориальной приуроченности, либо большей или меньшей созвучности». Этот приём позволял книжникам не выбиваться из высокопарного стиля.
«Оное нам латинисты ни по чему, как по подобию только знаемого им имени, русьв рутены превратили», — замечал уже один из первых русских историков Василий Татищев.
Страсть к древним названиям была присуща не только западноевропейцам, но и византийцам, которые, например, «по старой памяти» именовали русских «тавро-скифами», а венгров — «гуннами». Из «той же оперы» происходит известное наименование немцев «тевтонами» — хотя конкретно это германское племя никак не могло быть их предками, поскольку без остатка погибло в боях с Римом в южной Галлии в 102 году до нашей эры.
Какую-то роль в распространении названия «рутены», возможно, сыграло антропологическое сходство славян с кельтами. Английский писатель-энциклопедист Гервасий Тильберийский, говоря о Рутении, граничащей с Польшей, ссылался на римского поэта Марка Аннея Лукана, у которого упоминаются «русые рутены».
Существует ещё одно древнее племя, которое сделали «русскими» по аналогичному принципу созвучия. В одной из немецких хроник киевский князь Святослав Ярославич назван «rex Rutulorum», т.е. «король рутулов». Между тем, исторические рутулы, жившие в центральной Италии, бесследно исчезли ещё до нашей эры, будучи покорены римлянами.
Вопреки догадкам адептов фолк-хистори, у книжников Средневековья не было «тайных знаний» о родстве исторических народов, о котором они умалчивали. Скорее наоборот, авторы той эпохи страдали от нехватки реальных знаний об этносах, что порождало неразбериху в названиях.Автор: А.Тамбовцев
Согласно «Запискам о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря, рутены жили на юге Галлии (позже император Август включил их земли в провинцию Аквитания). Главным городом рутенов был Сегодунум, он же нынешний французский Родез в департаменте Аверон. Поблизости от рутенов жили лемовики. По свидетельству Страбона, страна рутенов славилась серебряными копями.
Некогда римский полководец Квинт Фабий Максим покорил рутенов, но тогда римляне, простив побеждённых, не стали налагать на них дань. Во время общегалльской войны с Цезарем рутены обязались выставить 12 тысяч вооружённых мужчин — это заметно меньше, чем у других племён. Небольшое число воинов говорит скорее не о недостатке лояльности вождю Верцингеториксу, который противостоял Цезарю, а о малочисленности самого народа. В галльском войске рутенов представляли пехотинцы с короткими мечами и круглыми щитами, а также стрелки-лучники.
По религии и культуре рутены, вероятно, мало чем отличались от соседних кельтских племён. В эпоху поздней Античности часть романизированных рутенов, возможно, переселилась во Фландрию (свидетельство Гальфрида Монмутского) и в Испанию (упомянуты у Исидора Севильского).
Второе рождение рутенов
Своё «второе рождение» уже изрядно подзабытый кельтский этноним «рутены» пережил через 1200 лет после походов Цезаря. По отношению к русским, по данным историка-медиевиста Александра Назаренко, слово «рутены» впервые употребили в XII веке авторы «Аугсбургских анналов» — исторических заметок на латинском языке, составленных клириками из Аугсбурга (Бавария). Чуть позже название встречается в «Брауншвейгских анналах святого Эгидия», написанных в Нижней Саксонии.
О русских-«рутенах» писали латиноязычные авторы и в соседних с Германией странах. В XII-XIV веках это слово встречается в письменных памятниках Австрии, Чехии, Венгрии, Далмации.
Согласно датским хроникам, официальный титул Владимира Мономаха звучал как Rutenorum regi Woldemaro. «Королём рутенов» именовали и князя Романа Галицкого. В «Хрониках Ливонии» (XIII век) рутенами называют жителей Новгорода, Пскова и Изборска. По названию народа страна также получает имя Ruthenia или Ruthia.
Особенно часто «рутенами» называет русских польско-литовская традиция. Впервые это слово употребил в XII веке автор «Хроники или деяний князей и правителей польских» Галл Аноним. Историк Ян Длугош именовал рутенами жителей юго-западной Руси, которых он отличал от «московитов».
Во владениях австрийских Габсбургов рутенами в итоге прозвали закарпатских русинов.
Со временем, однако, у европейских авторов более «модным» стало называть русских «роксоланами» — в честь другого древнего народа. Историю роксолан, в силу географической близости, можно было напрямую связать с историей Руси — с этим соглашались и отечественные учёные, например Михаил Ломоносов.
«Не известно ни одного примера, когда подобным образом поступали бы с рутенами или другими народами античности, именами которых только лишь обозначали русских в Средние века, - отмечает кандидат исторических наук Сергей Соколов. - <…> В силу территориальной удалённости рутены Аквитании, от которых произошёл средневековый латинизированный экзоэтноним русские, не годились на роль таких античных предков».
Первые русичи?
То, на что не решались средневековые авторы, уже в наше время стало уделом исследователеи-«альтернативщиков», стремящихся удлинить «официальную» историю России и русского народа.
Так поступает, к примеру, Сергей Цветков, автор книги «Начало русской истории. С древнейших времён до княжения Олега». Он перебрасывает «мостик» от рутенов к балтийским ругам (ругиям), а от них — непосредственно к русским. Тождество ругов и рутенов доказывается тем, что рядом с ругами, по сообщению Тацита, жило некое племя лемовиев («аналогичное» галльским лемовикам). Но на Руси и в её окрестностях никаких народов с этнонимом на «лем-» нет (название восточнославянского этноса лемков появилось лишь в XIX веке).
Смелые гипотезы выдвигает искатель «арийских корней Руси», доктор физико-математических наук Анатолий Абрашкин. Галльских рутенов он считает потомками троянцев («анатолийских русов»), перебравшихся в Западную Европу. Те из них, кто не покорился франкам, по мнению Абрашкниа, «пробились» к сородичам на Балтику, а оттуда опять-таки на Русь.
Сходную концепцию выдвигает исследователь Антон Беляков, написавший книгу «Ключи к русской истории. Доказательства по рассуждению». Автор предлагает оригинальную этимологию слова «рутены», сближая его с французским routine («проторенный путь»), от которого произошло русское слово «рутина».
«Рутены - это те, кто движется по проторенным путям! <…> Русы, руги, рутены находились в постоянном движении по водным путям всей Европы и активно участвовали в борьбе за контроль этих путей, привлекая в свои ряды представителей местного населения, знающих, куда и как можно попасть по воде»объясняет Беляков
Стоит отметить, что похожие идеи посещают и вполне «академических» учёных. Доктор исторических наук Аполлон Кузьмин, например, выискивал кельтские этимологии у имён послов Вещего Олега. А профессор Гарвардского университета Омельян Прицак считал, что ядром Руси стала некая раннесредневековая торговая корпорация, развернувшая деятельность от южной Франции (где жили рутены) до Днепра.
Однако, по мнению большинства историков, всевозможные «кельто-славянские» версии возникновения Руси откровенно фантастичны.
«Попытки усмотреть в формах на Rut — следы реальных архаических праформ этонима «русь» пока были неудачны и скорее всего бесперспективны», — считает Александр Назаренко.
Ошибка книжников
Откуда же взялись «рутены» у средневековых хронистов? Дело в том, что европейские интеллектуалы, воспитанные на классической латинской письменности, испытывали затруднения, описывая деяния «новых народов». Поэтому они давали им уже известные имена. Как отмечает Назаренко, эта «учёная» этно- и топонимия Средневековья «заменяла реальные названия заимствованиями, как правило, из античной ономастической номенклатуры по принципу либо той же территориальной приуроченности, либо большей или меньшей созвучности». Этот приём позволял книжникам не выбиваться из высокопарного стиля.
«Оное нам латинисты ни по чему, как по подобию только знаемого им имени, русьв рутены превратили», — замечал уже один из первых русских историков Василий Татищев.
Страсть к древним названиям была присуща не только западноевропейцам, но и византийцам, которые, например, «по старой памяти» именовали русских «тавро-скифами», а венгров — «гуннами». Из «той же оперы» происходит известное наименование немцев «тевтонами» — хотя конкретно это германское племя никак не могло быть их предками, поскольку без остатка погибло в боях с Римом в южной Галлии в 102 году до нашей эры.
Какую-то роль в распространении названия «рутены», возможно, сыграло антропологическое сходство славян с кельтами. Английский писатель-энциклопедист Гервасий Тильберийский, говоря о Рутении, граничащей с Польшей, ссылался на римского поэта Марка Аннея Лукана, у которого упоминаются «русые рутены».
Существует ещё одно древнее племя, которое сделали «русскими» по аналогичному принципу созвучия. В одной из немецких хроник киевский князь Святослав Ярославич назван «rex Rutulorum», т.е. «король рутулов». Между тем, исторические рутулы, жившие в центральной Италии, бесследно исчезли ещё до нашей эры, будучи покорены римлянами.
Вопреки догадкам адептов фолк-хистори, у книжников Средневековья не было «тайных знаний» о родстве исторических народов, о котором они умалчивали. Скорее наоборот, авторы той эпохи страдали от нехватки реальных знаний об этносах, что порождало неразбериху в названиях.Автор: А.Тамбовцев
Опубликовано 06 января 2023
| Комментариев 0 | Прочтений 1494
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: