Какие тайны скрыты в Ватикане: архивы, заговоры
Какие тайны скрыты в Ватикане: архивы, заговоры
В попытке развеять мифы и мистику, созданные фантастическими произведениями, Ватикан открыл свои архивы для всех...

Ангелы и демоны

Если верить утверждениям Дэна Брауна, иллюминаты контролируют архивы Ватикана. Прежде всего, иллюминатов никогда не было в Риме. Но при этом не существовало конфликтов между Церковью и Орденом Иллюминатов, для которых свобода научных исследований – конкретная тема.
Что за тайны библиотеки Ватикана? На самом деле, историческое название «секретный архив Ватикана» (с 2019 года переименованный в Апостольский архив Ватикана) не должно вводить в заблуждение. Любители тайн акцентируют внимание именно на прилагательное «секретный». Дело в том, что в итальянском языке 16-17 веков оно означало несколько иное. Разберемся с терминологией. Название «bibiloteca Secretta» определяет архив с середины 1600-х годов. «Secretta» образовано от латинского слова «secretum», что означает частный, личный. Иначе говоря, «тайный» архив Ватикана фактически принадлежит папе Римскому. Официально он основан в 1612 году папой Павлом V. По решению папы Льва XIII он открыт с 1881 года для ученых всех национальностей и религиозных конфессий.


Документация в хранилищах охватывает хронологический промежуток с VIII по XX века и разделена более чем на 600 архивных коллекций. Ещё до открытия широкой публике доступ в архив любому ученому не представлял сложности. Документы по делу Галилея изучались десятками ученых, а сам «секретный» архив публиковал их в аннотированном издании с 1984 года (да и до 1984 года они не были секретными – изучались и цитировались учеными).
«Церковь не боится истории, наоборот, она любит ее». Этим подтверждением 4 марта 2019 года папа Франциск объяснил свое решение открыть архивную документацию, касающуюся понтификата Пия XII. Франциск добавил, что он сделал этот выбор «с безмятежным и твердым духом», в абсолютной уверенности, что исторические исследования смогут оценить «моменты возвышения этого папы» и «моменты серьезных трудностей, мучительных решений, человеческой и христианской рассудительности».
Секреты Ватикана о истории Руси: чтобы исключить любые «фантазии», российские ученые могут изучать материалы, которые относятся к истории Руси, хранящиеся в Апостольском архиве. Соглашение о сотрудничестве в области исследования документов и рукописей заключено в Риме. Документ подписан главой Всемирного союза старообрядцев Леонидом Севастьяновым и архивариусом Апостольского архива и библиотекарем Святого Престола кардиналом Хосе Толентино Каласа де Мендонса. Отношения, связывающие Русь и Святой Престол, начались в 988 год, когда великий князь Киевский Владимир принял послов папы римского Иоанна XV.

Бесценные сокровища Ватикана

Ватикан – единственное государство в мире, объявленной ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия. Изначально Ватикан был частью территории под названием Агер Ватиканус, простиравшейся на правом берегу Тибра, за стенами Рима. Почти пустынная территория, посвященная выпасу скотины и возделываемая фруктовыми садами и виноградниками. Название, возможно, происходит от древнего этрусского поселения, Ватикум или даже от имени Вагитано, этрусского божества, защищавшего «крик» (vagito) новорожденного.
По мнению древнеримского писателя Авла Геллия, название связано с «vaticinum», искусством гадания, которым славились этруски. Эта гипотеза подтверждается открытием древних алтарей, где приносились жертвы богине Кибеле, чтобы узнать о будущем. На территории также находился Цирк Нерона (или Цирк Калигулы), где, по традиции, умер святой Петр во времена гонений на христиан.


Ватикан – история возникновения: почти три столетия спустя, на месте, которое стало значиться как место погребения Петра, император Константин, принявший христианства, решил построить храм, посвященный святому Петру. Первой базилика Святого Петра сохранялась с 315 года до начала 17 века, пока не была окончательно разрушена, чтобы освободить место для строительства Сан-Пьетро. Basilica Sancti Petri (лат.) – центральный собор Ватикана и крупнейшая католическая церковь в мире.
Дополнительно к базилике, почти сразу же в районе были определены зоны для паломников и построены здания для духовенства. В 9 веке, после вторжения сарацинов, опустошивших священные места, построили стену для защиты ватиканской цитадели. Стена сохранилась до наших дней, несмотря на развитие и преобразования на протяжении веков, – с периметром, включающим Ватикан, самое маленькое суверенное государство в мире и одно из богатейших на планете историческими и художественными сокровищами. Ни один другой музейный комплекс не может предложить такую огромную концентрацию художественных произведений, артефактов, впечатляющую как количеством, так и жанрово. Подсчитано, что для того, чтобы полюбоваться примерно 120 000 работами коллекций, в том числе находящимися в хранилищах, но посвятить им всего одну минуту, посетителю потребуется 88 дней.
Апостольский архив Ватикана – невероятно ценный с исторической точки зрения, но он не скрывает великие тайны Ватикана или глобальные заговоры, как любят некоторые пофантазировать. Среди сокровищ архива:

- 80 пергаментов, относящихся к делу тамплиеров 1308-1310 годов;
- «Краткое изложение судебного процесса против Джордано Бруно», документ 1597 года;
- «Выдержка из судебного разбирательства по делу Галилео Галилея».

Сокровенные уголки Ватикана

Слухи о том, что Апостольский дворец полон непристойных произведений искусства, так же стары, как и сама история Ватикана. В 1970-х годах двое исследователей из Института имени Кинси в Блумингтоне (штат Индиана) предприняли попытку осмотреть секретные архивы Ватикана, но церковные чиновники запретили им это сделать. Однако им стало известно, что во время Второй мировой войны Ватикан организовал микрофильмирование своих архивов, когда предполагалось, что Рим подвергнется бомбардировке (фильм в настоящее время хранится в Сент-Луисском университете (штат Миссури)). Исследователи из Кинси просмотрели архивы Ватикана на микрофильмах и не обнаружили «клубнички», лишь несколько легких эротических предметов искусства. Они сделали вывод, что 100 000 томов порнографического содержания, которые якобы хранит Ватикан, – миф.


Конечно, не все в это поверили. Кто-то утверждал, что Ватикан просто не стал открывать «грязную» секцию. Другие, что в Ватиканском Апостольском архиве хранятся (или хранились) тысячи эротически иллюстрированных томов, большинство из них имеет копии, которые находятся в широко известном «Индексе запрещенных книг» Римско-католической церкви. Большинство исследователей, однако, сомневается, что Ватикан когда-либо вообще мог скрывать «грязную» литературу. Гершон Легман, составлявший библиографию порно для Альфреда Кинсли, считает, что в Ватикане нет настоящей эротической литературы, за исключением, образцов классической эпохи; копия «Искусство любви» Овидия или «Лисистрата» Аристофана. Также есть некоторые художественные произведения, как рисунки на тему фаллических фантазий Микеланджело, знаменитая коллекция эротических фресок Рафаэля, созданная им и его учениками в 1516 году в ванной комнате некоего кардинала Биббиена (Stufetta del cardinal Bibbiena). Стуфетта примерно означает «теплая комната».
Бернардо Довици Биббиена, как и большинство папских чиновников, был покровителем искусств, а не только слугой Бога. Будучи автором популярных комедий, он был очарован непристойными языческими образами императорского Рима, обнаруженными во время раскопок древних терм. Он попросил своего друга, Рафаэля, украсить «теплую комнату» в модном тогда классическом стиле с резвыми нимфами, за которыми подглядывают похотливые сатиры, не скрывая их анатомических деталей, сделав ее изящным, сакральным, священным убежищем для силы любви.
Однако в последующие времена, проживающие в Апостольском дворце не впечатлялись этими произведениями. Винченцо Камуччини превратил «ванную» в часовню, покрыв стены досками. В 19 веке из-за неправильного толкования стуфетта была названа «уединением Юлия II» (“ritiro di Giulio II”). В 1890 году искусствовед Герман Доллмайр признал во фресках мифологические мотивы из Овидия и Мавра Сервия Гонората. Расположенные в частных папских апартаментах, эти произведения имитируют многие фрески, обнаруженные в зданиях классической эпохи по всей империи. Изображения – обнаженные фигуры, скорее игривые, и наводящие на размышления мифологические персонажи.
Попадать в эту часть непросто, во многом благодаря тому, что после 1870 года она была превращена в резиденцию папы, а спальня кардинала Биббиена использовалась для официальных дипломатических встреч с главами государств. Писатель Тони Перротте, которого в 2011 году допустили осмотреть крошечную комнату, так описывает ее:


«Я поднялся на пару маленьких ступеней в светлую сводчатую комнату, примерно восемь на восемь футов и высотой в пятнадцать футов, развернулся и вытянул шею, чтобы посмотреть вверх. Пропорции были такими же странными, как и росписи. Рафаэль замыслил вихрь фантазии: ванная комната кружилась в восхитительных эротических сценах. Стены и потолок были покрыты пятнадцатидюймовыми панно-фресками с маленькими обнаженными божествами, которые прыгали в 500-летнем графическом романе. Некоторые панели определенно износились и выглядели хуже, пара – пропала без вести. Но ты все еще мог разглядеть играющих богов и богинь. Мои глаза метались от одного изображения к другому, пытаясь сразу все понять. Ватикан услужливо предоставил кресло для комфортного созерцания произведений искусства. Поэтому я откинулся на спинку стула и медленно все это воспринимал, пока монсеньёр, терпеливо ожидая, стоял в углу.
В 1516 году эта комната была на переднем крае дизайна интерьера. Сама идея отдельной ванной комнаты была шикарной, вдохновленной недавно обнаруженным томом древнеримского инженера Витрувия. Это была ванная, не туалет. В эпоху Ренессанса гигиенические принадлежности находились еще в зачаточном состоянии.
Возможно, Бибиенна приобрел деревянный шкаф в качестве туалета, но это были все ещё экспериментальные устройства. Медную ванну кардинала, из которой он мог любоваться делом рук Рафаэля, удалили, но на уровне колен находился оригинальный серебряный водопроводный кран, выполненный в маске ухмыляющегося сатира.
На трех стенах ниши, украшенные настоящими раковинами, на которых когда-то стояли статуэтки. Свет проникал через маленькое стеклянное окно, слегка приоткрытое. Некоторые современные ученые полагают, что образы Рафаэля были не эротичными в современном понимании, а неоплатоническими аллегориями («… несомненно, кардинал не хотел, чтобы его ванная была праздником плотской любви», – объясняет один из них).
Аргумент несколько сложен, если посмотреть на изображения Венеры. Одна панель показывает приятный вид сзади, когда богиня изящно входит в окаймленную пеной раковину. В другой сцене она лежит между колен Адониса, когда он ласкает ее грудь. Она чувственно плавает в одиночестве или восседает на роскошной кровати, любуясь собой в зеркале. В соответствии с гравюрами мы знаем, что в одной сцене, к сожалению отсутствующей, Венера вызывающе поднимает ногу, чтобы извлечь занозу из ноги. В другой – Вулкан, пытающийся изнасиловать Минерву.
В то время как некоторые из фресок выполнены с любовью, другие кажутся неуклюжими. Одна из них действительно сюрреалистична: Амур сидит на плоту, привязанном к гигантским улиткам. Ученые обычно связывают эти работы с учениками Рафаэля.
Я старался не слишком акцентировать внимание на самое печально известное изображение в стуфетта, на уровне талии, у окна – Пана с чудовищной эрекцией. Мне было немного неловко, но пришлось попросить монсеньора отойти в сторону, чтобы я мог лучше рассмотреть. Я сделал самое серьезное лицо, рассматривая рогатое полу-козлиное божество, следящее за полногрудой нимфой Сиринкс, мывшей волосы в реке…».

Лоджии Рафаэля

Существует история о том, что выдающийся памятник, созданный Рафаэлем, Екатерина Великая мечтала перевезти в Зимний дворец. Понимая, что это невозможно сделать, Рафаэль решил воссоздать их и поручил архитектору из Бергамо Джакомо Кваренги порадовать императрицу российскую. Даже Гёте, который был в Риме, в то время как художники Екатерины «снимали копии» Рафаэля, поразился этому исключительному подвигу.


Жизнь Иисуса

Большинство историков считает, что Иисус был реальным человеком. Чтобы проверить правдивость библейских утверждений, историки обычно сравнивают христианские рассказы о жизни Иисуса с историческими документами, записанными римлянами и иудеями, в частности Флавием Иосифом и Корнелием Тацитом.
Идея о том, что Иисус был женат и имел детей, получила широкое распространение благодаря Дэну Брауну. Потенциально, остается тайна – жизнь Христа между его детством и периодом, когда ему исполнилось 30 лет, за несколько лет до распятия. Возможно, за это время он создал семью, и это вызывает вопросы о родословной. По мнению некоторых теоретиков, конкретные детали его предков скрыты в архивах Ватикана.
Хотя, согласно Матфею и Луке, Иисус родился в Вифлееме, он был галилеецем из Назарета, маленькой деревни недалеко от Сепфориса, одного из двух крупных городов Галилеи (другой – Тверия). Он родился в семье Иосифа и Марии, незадолго до смерти Ирода Великого (в 4 году до нашей эры), примерно в 6 или 7 году до нашей эры. Отец Иисуса, Иосиф, был плотником (от Матфея 13:55), а это значит, что и сам Иисус тоже был занят в семейной профессии (от Марка 6:3).
В Евангелиях только одно упоминание об Иисусе между временем его рождения и тем временем, когда ему было 30 лет. В возрасте около 12 лет вместе с родителями он отправился в Иерусалим в рамках пасхального паломничества, возможно, в ожидании бар-мицвы (своего рода первое причастие). Основываясь на том, как жили еврейские торговцы в свое время, считается, что он посещал занятия в местной синагоге, изучал профессию плотника и работал в мастерской своего отца. И Иисус, и его отец, вероятно, носили щепки за ушами – знак плотника в те дни.
Дискуссии о социальном классе, к которому принадлежал Иисус, пытаются найти его в социальных структурах средиземноморского общества в целом или галилейского общества в первом веке. Многие современные исследователи Иисуса спорят о том, был ли он крестьянином или занимал более высокое положение в социально-экономическом слое. По меркам римской имперской аристократии или даже правящего класса Палестины он находился на самой низшей социальной ступени.
С другой стороны, он, похоже, не был крестьянином в строгом смысле этого слова, то есть тем, кто зарабатывал на жизнь, работая на земле. Он был ремесленником, но близким к крестьянскому обществу. Слово «тектон» в Евангелии от Марка… – «ремесленник» – возможно, лучший перевод. В иерархии крестьянского общества древнего мира, где не существовало как такового среднего класса, «крестьянский ремесленник» стоял ниже чем «крестьянин».
Само по себе утверждение «бедный плотник» звучит совершенно безобидно. Однако под поверхностью скрываются некоторые тревожные последствия. Первая проблема, которая приходит на ум, состоит в том, что сам Новый Завет нигде не указывает, что Иисус был бедным. В контексте галилейского сообщества, состоящего в основном из мелких фермеров, занимающихся выращиванием оливок и винограда, и сезонных полевых работников, – плотник считался очень удобной и мобильной профессией.


Предполагаемая бедность Иисуса приобретает тревожный оттенок, когда используется в таких контекстах, как «образованные еврейские книжники не хотели слушать проповеди бедного плотника из Галилеи». Подразумевается, что ученый-фарисей не мог быть плотником, бедным… Помимо того факта, что это просто неправда – еврейские мудрецы в тот период истории обычно были ремесленниками и полевыми работниками, а еврейский закон запрещал принимать оплату за религиозное обучение.
Тот факт, что такие необоснованные« агадические» детали добавляются к традиционному христианскому восприятию, не должны беспокоить сами по себе. Это, безусловно, соответствует документированным аспектам учения Иисуса, которые подчеркивают его обращение к низшим классам и социальным изгоям. Но и здесь нужно признать, что с точки зрения еврейского общества «изгои» не обязательно были бедными. Наоборот, Иисус, похоже, противодействовал своим современникам в значительной степени из-за его знакомства с богатыми налоговыми фермерами (“мытари”), еврейскими коллаборационистами, которые разбогатели на страданиях своих соотечественников. Под такими невинно звучащими «утверждениями», вероятно, скрывается классический антисемитский стереотип средневековья. Фарисеи, в соответствии с не сформулированными предположениями других благонамеренных христиан, должны были быть богатыми или иметь значительные финансы.
Назарет был по существу деревней-спутником Сепфориса и находился на расстоянии 6 км. от него. Будучи резиденцией Ирода Антипы (сына Ирода I Великого), Сепфорис был космополитическим городом. Жители города говорили на трех, возможно, четырех языках. Это был арамейский, родной язык большинства людей еврейской общины, но греческий считался языком межнационального общения. Некоторые люди, вероятно, использовали латынь. Общались и на других языках, благодаря тем людям, которые проходили через Сепфорис. Город находился на главном сухопутном маршруте между Кесарией и Галилейским морем.
Хотя исторически проверить нет возможности, но предположительно, Ииисус, работая плотником, с отцом или братьями посещал Сепфорис с рабочими целями. Иисус хорошо знал греческий, как любой живущий на открытой территории Восточного Средиземноморья. Иначе говоря, невозможно было вращаться в той среде – на рабочем месте, на рынке, не зная греческого языка. Иисус знал три языка – арамейский и древневрейский и эллинистический греческий.
Ключевой момент Нового Завета – крещение Иисуса в реке Иордан радикальным мистиком по имени Иоанн Креститель. Этот опыт изменил жизнь Иисуса. По мнению большинства историков, Иисус испытал какое-то видение, что положило начало проповеди и целительной миссии, которая состоялась в Галилее и закончилась через три года его казнью в Иерусалиме.
Иоанн Креститель был его троюродным братом. Мария (мать Иисуса) и Елизавета (мать Иоанна) были двоюродными сестрами. Иоанн был примерно на 6 месяцев старше Иисуса. Иудейский историк Иосиф Флавий упоминает о мистической деятельности Иоанна Крестителя, а также о его казни царем Иродом.
Приняв крещение от Иоанна Крестителя, вскоре он стал апокалиптическим проповедником, учителем нравственности, реформатором, радикалом, революционером, в конечном счете, что самое главное, – Мессией. Справедливости ради надо сказать, что Иисус жил в то время, когда странствующие харизматики и верующие целители считались относительно обычным явлением.
После крещения Иисус взял на себя ответственность быть представителем Бога на земле и начал готовиться к этой миссии. Для испытания своей веры он провел 40 дней и ночей в одиночестве в пустыне, молясь, постясь и искушаясь сатаной. Великий пост – это попытка пережить 40-дневный пост Иисуса в пустыне. Сорок дней – это и время, в течение которого Моисей и Илия ожидали встречи с Богом на горе Синай.


После завершения поста Иисус стал странствующим раввином и начал проповедовать в сельской местности. Люди стали называть его Мессией. Иисус проповедовал в рыбацких поселках и фермерских общинах в Галилее, области, названной в честь Галилейского моря, которая сегодня находится на границе Израиля и Сирии. Центром основной проповеднической деятельности Иисуса стал Капернаум, родной город Симона Петра, одного из первых учеников Иисуса.
Иисус проповедывал о том, что Земля может быть превращена в «Царство Божье». По словам ученых, послание Иисуса о реформе глубоко укоренилось в еврейской традиции, но, правда, в том, что он никогда не рассматривал себя как создающего новую религию, христианство, только реформирующую ту, в которой он родился.
В свои тридцать с небольшим лет Иисус сделал общественную карьеру, которая длилась, возможно, меньше года. Но за это время он привлек к себе значительное внимание. Где-то между 29 и 33 годами нашей эры, возможно, в 30 году, он отправился на празднование Пасхи в Иерусалим, где его появление, согласно Евангелиям, было триумфальным и наполненным эсхатологическим значением. Там он был арестован, предан суду и казнен. Его ученики, убежденные в том, что Иисус воскрес и явился им, стали обращать в свою веру других людей, что в конечном итоге известно как возникновение христианства.
В библейских писаниях очень мало говорится о том, как мог выглядеть Иисус, за исключением того, какую он и его ученики носили одежду. Джоан Тейлор, профессор в Королевском колледже в Лондоне, провела обширное изучение археологических подсказок и текстов, связанных с появлением евреев в Египте при жизни Иисуса. Согласно её исследованиям, в книге «What Did Jesus Look Like?», Иисус, возможно, имел средний рост (1.7 м), оливково-коричневый цвет кожи, карие глаза и короткую стрижку вьющихся черных волос. Тейлор также рассказала, что некоторые подробности о деталях лица Иисуса (например, какой у него был рот или щеки, были ли у него шрамы), – всего лишь догадки. Её мнение, Иисус не был «красивым» человеком, как описывает большинство.
Иосиф Флавий, упоминающий Иисуса, в одном отрывке описывает его как мудрого человека и учителя. Но этот отрывок противоречив в том смысле, что большинство историков считает, что христианский автор позднее добавил в текст фразы, как-то, что «он был мессией». Это заставляет ряд ученых усомниться в подлинности отрывка в целом.
В нескольких источниках упоминается казнь Иисуса по приказу Понтия Пилата, римского префекта. Христианские Евангелия говорят, что после распятия небо потемнело и оставалось таким в течение нескольких часов, что хроникерами рассматривалось как предзнаменование грядущих темных времен. Историки последующих веков, использовали это упоминание, чтобы точно определить дату смерти Иисуса. Некоторые связывают распятие с полным солнечным затмением, длившимся одну минуту, которое произошло в 29 году, 24 ноября. Другие склонны считать, что второе полное затмение, длившееся четыре минуты и шесть секунд, в 33 году, 19 марта, ознаменовало смерть Иисуса.

Евангелие мира от ессеев

утверждал, что, во время обучения в Ватикане в 1923 году, в библиотеке бенедектинского монастыря Монте-Кассино он нашел и перевел таинственный текст Евангелия мира ессеев, и книгу откровений ессеев – в ватиканской библиотеке. Его выводы, как и труды Ромена Роллана, оспаривали предположения традиционных религиозных приверженцев, политизировали и устанавливали отличные религиозные институты о жизни и учении Иисуса. Ессеи – иудейская мистическая секта, известная «коммунистическим» образом жизни, упоминалась несколькими древними историками, включая Филона, Плиния и Иосифа Флавия.


Так называемые «тексты ессеев» вызвали интерес у последователей различных конфессий, но поскольку оригинальные рукописи никто не видел (кроме Секея), современные библейские ученые считают их подделкой, написанной самим Секеем. Согласно этим текстам Иисус сам был есеем, и говорил ученикам кушать сырые овощи, не потреблять мяса и делать частые клизмы для очищения толстой кишки!? Секей утверждал, что в текстах он распознал несколько фрагментов, которые практически идентичны отрывкам из Ветхого и Нового Заветов, Свитков Мертвого моря и Авесты.
Пер Бесков, шведский теолог, доцент Лундского университета исследовал «изыскания» Секея в «Strange Tales» (1985), которые он позже предпочитал называть «мистификациями», и доказал фальсификацию им своего «евангелия» как в архиве Ватикана, так и Национальной библиотеке Вены. Ватикан также отрицал, что Секей в 1923 году или вообще когда-либо посещал ватиканский архив. Третьим источником для Секея, якобы, была библиотека в Монте-Кассино…разрушенная во время Второй мировой войны.
Писатель, философ и психолог, Секей был радикальным вегетаринским активистом. Это предполагает, что он сделал все возможное, чтобы дать своим убеждениям «божественное происхождение». С 1920-х годов он сотрудничал с нобелевским лауреатом по литературе Роменом Ролланом по проектам здравоохранения (Международное биогеническое сообщество). В 1940 году Секей и его жена Дебора открыли оздоровительный курорт «Ранчо Ла Пуэрта» в Нижней Калифорнии (Мексика), который до сих пор продвигает версию диеты палео. Диета, которая избегает переработанных углеводов и мяса в пользу рыбы и сырых овощей, хороша для потери веса, что неудивительно.

Евангелие Сатаны – гримуар черной магии

Великий Гримуар, иногда называемый «Красным драконом» (во франц. переводе, Le Dragon Rouge) или «Евангелием Сатаны», – средневековый гримуар, гипотетически написанный в 15 или 16 веке. Различные издания перечисляют разные (маловероятные) даты написания – 1421, 1521, 1522. Вероятнее всего, он был скомпилирован в начале 19 века.


Одна из наиболее популярных эзотерических книг, содержащая инструкции для вызова демонов, но главное ритуал, чтобы призвать премьер-министра Ада – Люцифера или Люцифуга Рофокала.
Красный дракон постоянно ссылается на Ключ Соломона и Малый ключ Соломона, открывается вводной главой, составленной Антонио Венитиана дель Рабина, который собрал информацию из оригинальных писаний царя Соломона. Продолжается обрядами вызова демонов и методической классификацией обитателей подземного мира. Заканчивается грандиозной частью, посвященной использованию искусства черной магии, например, получение богаства, общение с мертвыми (некромантия), исцеление немощей.
Точное происхождение термина «гримуар» все еще обсуждается, но общепризнано, что оно происходит от древнефранцузского слова «grammaire» – «грамматика». Оно ссылалось на книги в целом, особенно те, которые были написаны на латыни. Со временем значение термина эволюционировало и в конечном итоге стало ассоциироваться с оккультизмом.
Элифас Леви считал, что Красный Дракон – современная подделка настоящего Великого Гримуара (8 век). Говорят, что оригинальный Великий Гримуар (или копия оригинала) – скрытый в архивах Ватикана. Но стоит ли доверять всему, что придумывают вымышленные источники. Если вы действительно хотите знать, что содержит Великий гримур, книга доступна онлайн.
Для тех, кого действительно интересуют критические или аннотированные публикации старинных гримуаров, опубликованные учеными с учетом их истории и смысла, лучше обратиться к хорошим изданиям Гримуар или Энхиридион Папы Римского Льва III или Истинный Гримуар (Grimoirium Verum).
Орден Святого Исидора Севильского – рыцарский орден, образованный 1 января 2000 года. Исидор Севильский считается покровителем интернета.

Отношение Ватикана к науке, медицине и астрономии

К концу 19 века в мире науки произошли изменения. До этого наука была привиллегией дворян и священнослужителей, тех, у кого были возможности для хорошего образования и свободное время, чтобы посвятить себя изучению природы. Мирская работа ученого – сбор и сортировка данных – до сих пор называется «делопроизводством». Этим занимались священнослужители: духовенство. Но в 19 веке, когда наука становилась технической (а, следовательно, и светской) работой, у многих росло убеждение, что науку и религию можно противопоставлять. Для опровержения этой тенденции папа римский Лев XIII решил создать научный институт, который показал бы миру, что церковь не против науки, а фактически поддерживает ее.


Много ли людей знает о том, что Ватикан построил свою первую обсерваторию в 16 веке? Это было сделано по практической причине, для реформы юлианского календаря. В 1891 году, при создании Ватиканской обсерватории, это ставило целью зашиту позитивного отношения католической церкви к науке. Все ли знают о том, что иезуитский священник 19 века Анджело Секки – пионер астрономической спектроскопии, что, по сути, знаменует «начало астрофизики»? Среди астрономов он известен как «отец астрофизики». Или то, что бельгийский священник Жорж Леметр выдвинул теорию о расширяющейся вселенной, то, что сегодня известно как «Большой взрыв»?

Тайны Ватикана – что Святой престол думает о внеземном разуме?

«Первый и самый важный факт, с которым нам приходится сталкиваться в вопросе «внеземного разума», заключается в следующем: мы не знаем. Из всех планет, вращающихся вокруг других звезд, которые мы нашли, неясно, являются ли какие-либо из них подходящими местами для жизни. Ни на одной из них, да и нигде в нашей солнечной системе, мы никогда не находили доказательств, которые полностью и неопровержимо доказывают, что жизнь зародилась в каком-то другом месте, кроме как на Земле».
Джузеппе Танзелла-Нитти, астроном и священник Опус Деи, преподающий богословие в Папском университете Святого Креста в Риме, написал подробную статью о Внеземной жизни в Dizionario Interdisciplinare di Scienza e Fede (Междисциплинарный словарь науки и веры), редактором которого он является. В заключении статьи он пишет: «Последнее слово в вопросе внеземной жизни – не от богословия, а от науки. Существование разумной жизни на планетах, отличных от Земли, не требует и не исключает каких-либо теологических принципов. Богословам, как и всему человечеству, остается только ждать».

Ватикан и медицина

В эпоху Возрождения в 14 веке при поддержке папы Николая V Ватикан спонсировал приобретение и перевод древних медицинских и научных текстов с греческого языка на латынь. Они включали главные работы Галена, греко-римского врача и ученого 2-го века, которые составили основу европейской медицины в течение 13 веков. Медицинский совет Галена, основанный на понимании того, что здоровье определяется балансом четырех «гуморов» (черная желчь, желтая желчь, кровь и флегма (слизь)) в организме, конечно, не соответствует современным научным стандартам – но в его время гуморальная теория, сформулированная Гиппократом, считалась лучшим медицинским мышлением.
Сегодня библиотека Ватикана находится на переднем плане в отношении поиска и переводов работ Галена. В июне 2015 года ученые обнаружили исторический сирийский перевод трактата Галена из 11 книг «О смесях и силах простых лекарств», который расшифровывается и анализируется в библиотеке.
Католическая церковь открыла сотни больниц по всему Средиземноморью и Европе в 15-м и 16-м веках, и все это время библиотека Ватикана продолжала расти. Папы покровительствовали анатомам, таким как Хуан Вальверде де Амуско, и художникам, таким как Микеланджело, посвящавшим себя изучение анатомии. Диссекция считалась приемлемой только в отношении тел преступников при жизни, но с учетом того, чтобы их потом хоронили с надлежащими религиозными обрядами.
И в последующие века ученые католического духовенства продолжали продвигать медицинские и научные знания. Среди наиболее известных: отец генетики – монах-августинец Грегор Иоганн Мендель.
Сегодня католическая церковь содержит 18 000 клиник, 16 000 домов для престарелых и людей с особыми потребностями и 5500 больниц по всему миру, что делает ее крупнейшим негосударственным поставщиком медицинских услуг.

Машина времени в Ватикане

В начале 1970-х годов бенедиктинский монах, отец Пеллегрино Эрнетти (1925-1994), эксперт по старинной музыке, увлекающийся физикой и электроникой, а также официальный экзорцист Венецианской епархии, заявил, что создал машину, способную представлять события из прошлого.
Гипотетическое изобретение получило известность в 1972 году, когда итальянский новостной журнал La Domenica del Corriere опубликовал текст интервью с отцом Эрнетти об экспериментах, которые привели его к созданию машины времени. Чуть позднее она была названа «хроновизором» (термин, созданный ученым Луиджи Борелло), который, однако никогда не демонстрировался публике. La Domenica del Corriere также решился опубликовать фотографию, представленную отцом Эрнетти. Она изображала распятого Христа, сделанную с помощью хроновизора, по словам Эрнетти.


В начале 2000-х годов этой темой заинтересовался Франсуа Брюн, добавив различные подробности, которые ему открыл Эрнетти. По словам отца Франсуа Брюна, идея хронографа пришла в голову Эрнетти, когда он изучал гармоники григорианских песнопений в Миланском католическом университете, в 1950-х годах. Он начал задаваться вопросом, что происходит с человеческими звуками после их прохождения. Они просто перестают существовать, или есть способ, благодаря которому они распространяются в пространстве и во времени?
Именно тогда, предположительно, Эрнетти решил объединиться с двенадцатью учеными, среди которых он назвал имена Энрико Ферми, Вернера фон Брауна и Агостино Джемелли, для разработки хроновизора. Правда и Ферми, и фон Браун, и Джемелли, умерли к тому времени, как их имена публично связали с проектом.
Физический принцип, контролировавший бы функционирование этой машины, суммируется в теории, согласно которой каждое живое существо со временем оставляет после себя след, составленный из энергии неопознанной формы. Эти следы, в форме визуальной и звуковой энергии, не подвергаются окончательному уничтожению с течением времени, а просто затухают, оставаясь «запечатленными» в окружающей среде.
В ней они проявились, заключенные в неопределенную «астральную сферу», из которой, согласно Эрнетти, их можно восстановить. В своем интервью La Domenica del Corriere он заявил: «Вся разработка основана на общепризнанном принципе физики, согласно которому звуковые и визуальные волны, однажды испущенные, не разрушаются, а преобразуются и остаются вечными и вездесущими, поэтому их можно реконструировать как любую энергию, так как они сами являются энергией».
Согласно описанию автора, хроновизор, представлявший большой шкаф с электронно-лучевой трубкой, состоял из трех отдельных компонентов:

- серия преобразователей и антенн из сплава неуточненных металлов гарантировавшая обнаружение всех длин волн звука и электромагнитного излучения;
- модуль, способный ориентироваться под руководством захваченного звука и электромагнитных волн.
- серия устройств для записи изображений и звуков.

Франсуа Брюн писал, что отец Эрнетти рассказывал ему о путешествиях во времени, совершенных с хроновизором, среди которых Муссолини, произносивший одну из своих речей, выступление Наполеона с объявлением об отмене Венецианской республики Серениссима и провозглашения итальянской республику. Как пишет Брюн, Эрнетти отправлялся и в римскую древность: сцена на рынке Траяна, речь Цицерона. Он слушал и видел знаменитую речь Цицерона, начинающуюся с фразы «Quo usque tandem abutere, Catilina, patientia nostra?», произнесенную перед римским Сенатом 8 ноября 63 года. Эрнетти комментировал: «Его жесты, его интонация … насколько они сильны. Это фантастическое ораторское искусство!».


Он также утверждал, что был свидетелем театрального представления, состоявшегося в 169 г. до н.э., Фиест, (утерянной) трагедии Квинта Энния. С помощью хроновизора он расшифровал полный текст.
Профессор Принстонского университета Кэтрин Оуэн Элдред (эксперт по «Фиесту») изучила текст, предложенный Эрнетти, и в 2000 году сделала собственный перевод рукописи. Используя чисто лингвистические аргументы, Элдред сказала, что Эрнетти написал пьесу сам. Версия, предложенная им, не только слишком короткая, но также содержит латинские слова, которые не использовались во времена Энния, а лишь 250 лет спустя. Лексика и схема повторений предполагают, что автор знал латынь весьма ограниченно, что, по меньшей мере, странно, поскольку латынь была родным языком Квинта Энния.
Эрнетти утверждал, что также был свидетелем страстей и распятия Иисуса Христа. Отцу Брюну он сказал: «Я видел все. Агония в саду, предательство Иуды, суд … Голгофа». Он якобы сделал фотографию с помощью хроновизора, которая изображала распятого Христа. Однако позднее было обнаружено, что изображение было не чем иным, как фотографией резьбы по дереву Христа на кресте испанского скульптора Лоренцо Кулло-Валеры, которая находится в Святилище Милосердной Любви в Коллеваленце, недалеко от Тоди.
Но отец Брюн нашел объяснение. По его мнению, Лоренцо Кулло-Валера создавал изображение на основе описания одной монахини, у которой было видение распятия Иисуса. Женщина якобы точно описала лицо Христа. Два изображения идентичны, поскольку оба – истинные изображения Христа.
После смерти отца Эрнетти в 1994 году родственник, пожелавший остаться анонимным, сказал, что на смертном одре священник признался, что пьесу он написал сам, а фотография Христа – мошенничество. Но этот же таинственный источник подтвердил, что Эрнетти продолжал утверждать до последнего вздоха, что хроновизор работал по-настоящему. А подлог он использовал, что надеялся когда-нибудь превратить хроновизор в реальность.
На сегодняшний день нет никаких свидетельств фактической реализации хроновизора и его действия, кроме признания Эрнетти. Также нет описания принципов, которые позволили бы ему функционировать. Питер Красса, автор книги на эту тему, признавал в интервью отсутствие надежных свидетелей существования хроновизора; даже те, кто был близко знаком с Эрнетти, как отец Брюн, никогда не видели устройство.
Тем не менее, предполагаемое существование хроновизора стимулировало теории заговора. Брюн и его сторонники считали, что машина была захвачена и использовалась Ватиканом. В связи с этим в 2017 году автор и исследователь Альфред Вебр заявил, что в 1960-х годах Ватикан предположительно поделился технологией «квантового доступа» с ЦРУ и, возможно, с МИ-5.

Женщина на папском престоле

История папы Иоанна VIII (Иоанн Английский; 855–857), который на самом деле был женщиной, впервые появляется в хрониках 13 века, впоследствии распространившись по всей Европе. Историки уверены, что это больше похоже на средневековый миф, возникший в ортодоксальном антипапском мире. Легенда о папессе, оспоренная ещё в 15 веке, использовались историками-протестантами как инструмент в споре против католической церкви. Но благодаря интригующим элементам истории легенда приобрела определенную степень правдоподобности на Западе.


Согласно повествованию, она была англичанка, получившая образование в Майнце. Благодаря убедительной маскировке она стала монахом по имени Иоганнес Английский, а затем взошла на папский престол, после смерти папы Льва IV, под именем Иоанна VIII.
Определенно, папесса не практиковала сексуальное воздержание и забеременела от одного из своих любовников. Во время торжественного пасхального шествия, когда папа возвращался в Латеранскую базилику, после празднования мессы в базилике Святого Петра, в то время как папская процессия находилась недалеко от базилики Святого Клемента, восторженная толпа обступила лошадь, на которой сидела папесса. Лошадь испугалась и сбросила «папу Иоанна», что спровоцировало преждевременные роды.
После того как секрет раскрылся, папессу привязали к ноге лошади и протащили по улицам Рима. Затем взбешенная толпа забила её до смерти возле Порто ди Рипа-Гранде. Похоронили ее на дороге между Латеранской базиликой и базиликой Святого Петра. По этому пути (гипотетически) никогда не проходили все последующие папские процессии. На самом деле эта деталь – часть популярной легенды 14 века, во времена Авиньонского пленения папа, когда в Риме как таково не могло быть папских процессий. Согласно другим версиям легенды, папесса Иоанна умерла во время родов, или ее заперли в монастыре.
Иоанну, согласно легенде, сменил папа Бенедикт III, который, несмотря на короткое правление, постарался исключить ее имя из исторических отчетов. А папское имя Иоанн, использовалось другим Иоанном VIII (понтифик с 14 декабря 872 по 16 декабря 882).
Неотъемлемая часть легенды – ритуал, который, на самом деле, никогда не проводился, а был придуман с большим вкусом протестантскими авторами в 16 веке. Ритуал представлял следующее: каждый новоизбранный папа, вступая в должность, подвергался тщательному интимному осмотру. Папа садился на порфировый стул, в сидение которого была вырезана дыра. Младшему из присутствующих дьяконов вменялось в обязанность удостовериться в наличие мужских достоинств нового папы (под стулом).
«Чтобы доказать его мужскую силу, тестикулы и половой член исследуются молодыми людьми, как свидетельство его мужского пола. Когда это определено, человек, который нащупал их, восклицает «virgam et testiculos habet» («у него есть пенис и яички»), и духовенство хором отвечает: Deo gratias! («Хвала Господу»). Затем они приступают к радостному освящению избранного папы». /Felix Hamerlin, De nobilitate et rusticitate Dialogus (1490)/
Как в любом мифе, и здесь есть некоторая доля правды, но приукрашенная большим слоем вымыслов. Подобный стул действительно существует. Когда папа вступал во владение своим троном в Латеранской базилике, он традиционно садился на один из двух порфировых стульев. Причина прорезей обсуждается, но поскольку оба стула относятся ко времени правления императора Константина, они не имеют ничего общего с проверкой пола папы.
Предположительно, это были стулья для родов и изначально предназначались исключительно для женщин из императорской семьи, отсюда и порфир (императорский камень), из которого они сделаны. Религиозное объяснение обряда «посвящения» – стул для родов символизирует материнскую церковь, которая приводит своих детей к вечной жизни. Один из стульев сегодня экспонируется в музеях Ватикана, в Кабинете масок, другой – вывезен Наполеоном в Париж и находится в Лувре.
Ряд авторов иногда путают его со стулом из мрамора (без отверстия), который можно увидеть в монастыре, пристроенном к Латеранской базилике. Он известен как «sedia stercoraria» (навозное кресло).

Католические заговоры убийства американских президентов

Интернет по сегодняшний день наполнен теориями, в которых излагается роль Ватикана в убийстве Линкольна, не говоря уже об иезуитах. На самом деле, учитывая, что Мэри Суррат, ее сын Джон, как и другие лица (обвиняемые в участии в заговоре) в большинстве были католики, неудивительно, что быстро утвердилась теория заговора с целью убийства Линкольна, в центре которого оказались католики. В 1860-х годах Америка находилась в сильном антикатолическом напряжении. В то время иезуитов обвиняли практически во всех злодеяниях против Америки.

Убийство Кеннеди

Эрик Джон Фелпс (Eric Jon Phelps), также известный как брат Эрик, – пастор и автор «Vatican Assassins», в которой он излагает «доказательства» причастности ордена иезуитов к убийству Кеннеди.


Кто такой Эрик Джон Фелпс? Болтун-самозванец (вытаскивающий «факты» из своего заднего прохода), сторонник белого сепаратизма, христианский фундаменталист-сионист, теоретик заговора, человек, который сомневался в легитимности президентства Барака Обамы (по мнению Эрика Фелпса Обама не является гражданином США в связи с тем, что не имеет статус прирожденного гражданина). Фелпс известен своими теориями заговора с участием Общества Иисуса (иезуитов) и проповедует это антикатолическое послание, где бы он ни находился. Он изверг огромное количество необоснованной, сфабрикованной ерунды против католиков и против всех людей, с которыми он не согласен, расценивая их как членов какой-то «тайной» организации.
В частности из его измученных убеждений, о том, что иезуиты механизировали все основные мировые события, проникли в международные организации и используют их для распространения дезинформации:

- Фелпс утверждает, что иезуиты убили президента США Авраама Линкольна. Свои претензии он основывает на книге Assassination of Lincoln, A History of the Great Conspiracy (Убийство Линкольна: История великого заговора) Томаса Мейли Харриса.
- Кто убил Кеннеди? Иезуиты сделали это с помощью кардинала Спеллмана*.
- Иезуиты убили 14 американских президентов.
- Иезуиты убили Антонина Грегори Скалиа (член Верховного суда США), потому что он был сторонником контроля за оружием.
- Иезуит Томас Джефферсон убил Джорджа Вашингтона: он передал через секретаря Вашингтона Тобиаса Лира платок с сибирской язвой (сибирская язва, как убежден Фелпс, – одно из биологических оружий иезуитов). Интересно, знает ли Фелпс о том, что Вашингтон был массоном, в отличие от Джефферсона?
- Билл Клинтон и Дональд Трамп – иезуитские соучредители (несуществующая должность, которую фундаменталисты и теоретики заговора присуждают любому, с кем они не согласны).
- Текс Маррс, Хиллари Клинтон, Стивен Андерсон, Джоэл Остин, Рик Уоррен, семья Бушей и Джон Макартур – тайные иезуиты.
- Ларри Кинг – еврейский масон, который работает на Папу Римского.
- Иезуиты пытаются отравить самого Эрика Джона Фелпса.
- Иезуиты ненавидят национализм и являются поклонниками сатаны.

*Кардинал Фрэнсис Джозеф Спеллман был одним из самых влиятельных церковных деятелей Соединенных Штатов. Хотя Джон Фицджеральд Кеннеди был католиком, на президентских выборах 1960 года Спеллман поддержал Ричарда Никсона в виду того, что Кеннеди выступал против федеральной помощи приходским школам и назначить посла США при Святом Престоле. Его поддержка Никсона положила конец долгому партнерству с отцом Кеннеди, Джозефом Патриком Кеннеди-старшим. Помощник Кеннеди Дэвид Пауэрс вспоминал, что в 1960 году Кеннеди спросил его: «Почему Спеллман против меня?», на что он ответил: «Спеллман – самый влиятельный католик в стране. Когда вы станете президентом, узнаете».

Утверждения о католицизме и исламе Альберто Ривера

Альберто Маньо Ромеро Ривера (1935–1997) – антикатолический активист, автор многих теорий заговора о Ватикане, поддержанных евангелистским фундаменталистом, карикатуристом и издателем Джеком Чиком.
Ривера сделал несколько заявлений об исламе, не представив доказательств. Он утверждал, что католическая церковь манипулировала Мухаммедом, чтобы он основал ислам, как средство уничтожения евреев и христиан. Хадиджа бинт Хувайлид, первая (и единственная до своей смерти) жена Мухаммеда якобы была католической монахиней в арабском монастыре.
Ривера также утверждал, что Ватикан устроил появление Девы Марии в Фатиме (названной в честь дочери Мухаммеда, Фатимы), чтобы развить благосклонность среди мусульман.
Более того, он говорил, что организовал попытку покушения на папу Иоанна Павла II в 1981 году. Стрелком был муссульманин, что должно было «вызвать вину в мусульманском мире, приближая его к католической вере».

Три тайны Фатимы

Столетие назад Лусия Сантуш (10 лет), её двоюродная сестра Жасинта Марту (7 лет) и двоюродный брат Франсишку Марту (9 лет), больше известные как «трое юных пастушков Фатимы», якобы, стали свидетелями появлений Девы Марии. Две девочки и мальчик сказали, что она открыла им три послания миру, в период с мая по октябрь 1917 года в португальской деревне Фатима, которые позже были интерпретированы как предсказание Второй мировой войны, взлет и падение коммунизма, убийство папы римского.


Вьетнамская война и католицизм

С 1954 по 1975 год Вьетнам был разделен на Северный и Южный. В течение 300-дневного периода, при временном открытии границы между севером и югом, многие вьетнамские католики бежали с севера на юг, опасаясь, что их будут преследовать.
Политика президента Нго Динь Зьема имела сильный религиозный акцент (страна, в которой, согласно исследованиям религиозного состава, буддийское большинство составляло от 70 до 90 процентов). Правительство покровительствовало католикам в сфере государственной службы и продвижения по службе, в распределении земель, налоговых льгот. Многие офицеры в армии Республики Вьетнам, ради перспективы, принимали католицизм.
Огнестрельное оружие для ополченцев самообороны рапределялось только католикам. Некоторые священники имели частные армии, а в ряде районов присходило принудительное обращение, постоянно случались грабежы, обстрелы и разрушение паго. Некоторые деревни обращались в католицизм в массовом порядке, чтобы получить помощь или избежать насильственного переселения. Католическая церковь была крупнейшим землевладельцем, а её владения освобождались от реформ и получали дополнительные права и денежный поток на приобретение имущества, в то время как органичения против буддизма оставались в силе. Католики де-факто освобождались от трудовой деятельности, которую правительство обязывало выполнять всех граждан. Помощь, деньги США также распределялась непропорционально, в пользу деревень с католическим большинством.

«Дым Сатаны в храме Бога»

Начало 1970-х годов: времена волнений в мире и в Церкви. Это период сразу после Второго Ватиканского Собора. Папа Павел VI пишет письмо, которое останется неопубликованным до 2018 года. Его содержание раскрывается в книге «La barca di Paolo» Леонардо Сапиенца, регента Папского Хозяйства.
29 июня 1972 года. У Павла VI яснее складывается впечатление, что есть нечто глубокое и негативное, которое все больше поражает Церковь. Путь к секуляризации и отсутствие внутреннего единства становятся двумя большими проблемами для Церкви во всем мире.


Обеспокоенный папа пишет:«… Мы бы сказали, что через какую-то таинственную трещину – нет, она не таинственная; сквозь трещину дым сатаны вошел в церковь Божью. Есть сомнения, неуверенность, проблемы, волнения, неудовлетворенность, конфронтация.
Церкви больше не доверяют. Мы доверяем первому языческому пророку, который говорит с нами в какой-то газете. Мы бежим за ним и спрашиваем его, есть ли у него формула для истинной жизни. Повторяю, сомнение вошло в нашу совесть. И оно вошло через окна, которые должны были быть открыты свету: науке».

Католическая церковь и нацистская Германия

Ватикан открыл архивы времен Второй мировой войны. С марта 2020 года стали доступны миллионы страниц документов, проливающие свет на роль Ватикана в годы Второй мировой войны. Они охватывают весь период папства Пия XII, которого многие поносят за неспособность осудить массовые убийства европейских евреев. Его долгое папство, с 1939 по 1958 год, остается предметов интенсивных дебатов. Документы, к которым Святой престол открыл доступ для исследований, хранятся в разных архивах. Но не все церковные архивы военного времени, будут доступны сразу.
Пока остается загадка – статус некоторых архивов, имеющих решающее значение для восстановления истории периода военного времени, которые находятся непосредственно под контролем Ватикана. Среди них центральные архивы иезуитов, архивы римского викариата. Учитывая, что сам папа – иезуит и как епископ Рима, имеет власть на викариатом, некоторые ученые предполагали, что они будут открыты одновременно с архивами Святого престола. Но пока нет никаких признаков того, когда их будут рассекречивать. Дело в том, что именно в архивах иезуитов хранится огромное количество документов способных раскрывать вопросы об отношениях Ватикана с фашистским режимом Италии.
Чаще всего любой исследователь, политолог ставит вопрос о молчании папы во время Холокоста, который сам по себе является частью более широкой проблемы: нежелание папы публично осудить нацистскую Германию. С первых дней, как началась война, когда в сентябре 1939 года Польша была оккупирована Третьим Рейхом, папа Пий XII находился под большим давлением, чтобы выступать от имени католической Польши. То, что он отказался осудить немцев за вторжение на территорию Польши, стало только первым из многих подобных моментов, о которых обещают дать понимание ватиканские документы.Автор: Э.Михайленко, историк
Опубликовано 29 декабря 2022 | Комментариев 0 | Прочтений 1722

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия