Сарасвати – легендарная река Риг-Веды
Сарасвати – легендарная река Риг-Веды
Ведическая река Сарасвати - удивительная географическая загадка Индостана. На географической карте Индии нет реки Сарасвати, но о ее существовании в ведические времена говорят священные тексты индуизма...
Реки являются жизненно важными для любой страны и многих великих цивилизаций мира, которые процветали на берегах речных систем. Индийцы считают реки священными и поэтому персонифицировали их как божества и воспевали их в своей религиозной и эпической литературе. В древнеиндийских текстах упоминаются имена несколько рек, существовавших в ведический период и берущих начало в Гималаях.
Река Сарасвати прославляется в этих текстах и ​​упоминается под разными именами, такими как Марканда (Markanda – मारकंडा ), Хакра (Hakra – हकरा ), Супрабха (Suprabha – सुप्रभा ), Канчанакши (Kanchanakshi), Вишала (Viśālā – विशाला), Манорама (Manorama – मनोरमा ) и др.

Реки Северо-Западной Индии
Реки Северо-Западной Индии

Сегодня, спустя более 8000 лет с момента появления Вед, некоторые из этих рек исчезли или сместились со своего первоначального русла. Их прежние, древние русла были в основном выведены из археологических свидетельств. К этим свидетельствам также относятся места древних поселений на берегах рек, оставленные надписи и печати, а также упоминания в древнеиндийской мифологии.
За несколько тысяч лет, начиная с ведических времен, схема движения многих индийских рек сильно изменилась по сравнению с тем, что было описано в более ранней Ведической литературе.
Река Сарасвати — одна из самых удивительных географических загадок на полуострове Индостан, а легенды о реке Сарасвати — одни из самых загадочных в индуизме.
В настоящее время на географической карте Индии нет реки Сарасвати, но о ее существовании в ведические времена говорят священные тексты индуизма. Древние индийские тексты изобилуют исторической географией. Естественно, следует учитывать и саму природу информации из этих древних текстов: она изобилуют мифами, метафорами, преувеличениями, сюжетные линии запутаны, часто противоречивы и вводят читателя в заблуждение.

Ведическая река Марканда (Сарасвати) ...
Ведическая река Марканда (Сарасвати) сегодня

Да, с рекой Сарасвати не повезло. В Риг-Веде она присутствует, там рассказывается о царях и людях, живущих по берегам реки Сарасвати, которая являлась главной рекой Риг-Веды, и описывалась там как широкая, бурная и великая. А вот в реальности ее вроде как и нет.
Более века историки и ученые ищут следы «мифической» реки Сарасвати. Исследователи до сих пор не смогли определить маршрут реки и не смогли сопоставить его с существующими или ранее существовавшими речными системами. Споры о существовании Сарасвати ведутся давно, хотя в последнее время большинство историков стали допускать, что река, возможно, существовала. Тем не менее, они все еще продолжают спорить о названии, под которым была известна эта река, о маршруте, по которому она шла, и о причинах ее исчезновения.
В середине 80-х годов группа индийских ученых и инженеров предприняла масштабный проект комплексного изучения реки Сарасвати как одного из элементов индийской культуры. Однако и здесь, как и в случае с Мостом Рамы, среди историков и археологов существуют глубокие разногласия по поводу существования реки Сарасвати.

Сапта Синдху
Сапта Синдху

Ученые, прежде всего, историки, отмечают, что нет никаких доказательств того, что река когда-либо существовала, поскольку и сама Риг-Веда – это мифологический сборник. Другие ученые утверждают, что река Сарасвати действительно была потерянной рекой Хараппской цивилизации, а ранее составляла речную систему Семиречье – Сапта- Сарасвати, которая позже превратилась в Сапта-Синдху.

Река Сарасвати в Ведической литературе

Риг-Веда, где река была впервые упомянута, обожествляет реку Сарасвати, и это обожествление продолжалось также в более поздних ведических и постведических текстах, что делает ее важной частью Ведической культуры и религии. Однако в самих Ведах описания Сарасвати различаются.
Самое раннее упоминание о реке Сарасвати встречается в хронологически первой книге Риг-Веды – в VI Мандале. Там упоминаются река Сарасвати, ее восточные притоки, реки Ямуна и Ганга. Это дает первую подсказку к географическому положению реки.
Река Сарасвати упоминается во всех книгах Риг-Веды, кроме IV Мандалы. Наиболее важными гимнами, связанными с Сарасвати, являются RV V.61, RV VII.95 и RV VII.96. Другие хвалебные стихи включают RV VI.61.8-13, RV VII.96 и RV X.17. Сарасвати благодатна, полноводна и стремительна; течёт из гор к морю (RV VI.61,2; VII.95,2), её поток величием превосходит все другие воды. Согласно RV VII.95.1-2 Сарасвати течет «с гор в океан» (giribhyah a samudrat), то есть описывается как впадающая в самудру, слово, которое сейчас обычно переводится как океан. Сарасвати также описывают как мощную реку, приносящую сильные наводнения.

Бог океана Самудра с персонифицирован...
Бог океана Самудра с персонифицированными реками

Это надлатама, амбитама, девитама (nadltama, ambitama, devitama) – «лучшая река, лучшая мать, лучшая богиня» (RV II.41.16); он набухает и питается тремя или более реками пинвамана синдхубхих – pinvamana sindhubhih (RV VI.52.6); это бесконечная, стремительная, ревущая, самая дорогая среди своих сестринских рек; вместе с ее божественным аспектом она питает индоарийские племена (RV VI.61.8-13).
Сарасвати питает всех (РВ I.164.49), очищает и дает пищу (RV I.3.10), Сарасвати, вдохновительница добрых дел и хороших мыслей, проводит яджну (РВ I.3.13), великая река (RV I.3.12), защитница всех (RV II.30.8), своей силой и своими стремительными потоками она разрушила склоны гор (RV VI.61.2), боги тоже живут на берегах Дришадвати, Апайи и Сарасвати (RV III.23.4), лучшая из матерей, лучшая из рек, лучшая из богинь (RV II.41.16).
Сарасвати, мать Синдху (RV VII.36.6). Двигаясь, как на колеснице, расчищая дорогу, эта река превосходит величием все другие воды (RV VII.95.1), Сарасвати – главная из рек, что идет чистой от гор до самого моря (RV VII.95.2). Среди семи рек Сарасвати достигла статуса богини (RV VII.71.1).

Сарасвати (सरस्‍वती - «богатая водами...
Сарасвати (सरस्‍वती - «богатая водами») - в индуизме и буддизме богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. В ведический период её почитают как очистительницу, защитницу и целительницу.

Риг-Веда почитает Сарасвати как реку, как мать, как богиню и это обожание выражалось в ежедневных молитвах.
В RV VII 96.2 и X.177 жители молятся речной богине Сарасвати о пропитании и удаче, в то время как в RV X.64.9 взывают к ней как к «великой» и «кормящей». Ясно, что здесь, даже в конце поздней Х Книги, мы имеем великую реку, текущую из Гималаев в океан на юге, питаемую и наполняемую другими реками и поддерживающую племена индоариев вдоль своих берегов.
Кстати, согласно Ведам, мудрецы-риши или праджапати, имеющие божественное происхождение, предпочитали жить на берегах реки Сарасвати. Именно здесь на ее берегах и были написаны Веды.


Риг-Веда описывает Сарасвати как одну из семь главных рек ведических времен, остальные реки не имели такого статуса – Шатадру (Сатледж), Випаса (Беас), Аскини. (Ченаб), Парсони или Айравати (Рави), Витаста (Джелум) и Синдху (Инд) Shatadru (Sutlej), Vipasa (Beas), Askini (Chenab), Parsoni or Airavati (Ravi), Vitasta (Jhelum) и Sindhu (Indus)
Все большие реки того древнего периода – Сарасвати, Шатадру (Сатледж), Ямуна получали свои воды из ледников, которые обильно покрывали Гималаи во времена плейстоцена. Таяние этих ледников в голоцене, последовавший за этим теплый период породил множество рек, больших и малых, текущих вниз по склонам Гималаев. склоны. Таяние ледников также упоминается в Риг-Веды в мифологических терминах. как результат войны между богом Индрой и демоном Вритрой.

Битва Индры и Вритры
Битва Индры и Вритры

Конечно, в более поздних книгах Риг-Веды предстает совсем другая картина. В некоторых гимнах река Инд кажется уже более важной, чем Сарасавати. Согласно RV VIII.26.18 белая струящаяся Синдху «с золотыми колесами» является самой транспортной или привлекательной из рек.
Гимн Надистути (Nadistuti hymn, RV X.75.5) перечисляет все важные реки от Ганга на востоке до Инда на западе в четком географическом порядке: «Ганг, Ямуна, Сарасвати, Шутудри», помещая Сарасвати между Ямуной на востоке и Сатледжем на западе.
В более позднем ведическом тексте – Панчавимша Брахмане (25.10.11-16), которая была частью Сама-Веды, река перестала называться «Надимата Сарасвати» (Nadimata Saraswati) и вместо этого стала называться «Винашана Сарасвати» (Vinashana Saraswati) — сущность, которая «больше не может удерживать небеса и, следовательно, ушла под землю». В Джайминия Брахмане (2.297) говорится о погружении Сарасвати под землю (упамаджджана – Upamajjana – उपमज्जन ).
Панчавимша Брахмана (25.10.16) также сообщает, что расстояние между истоком Сарасвати Плакша Прашравана (место появления/исток реки), который может относиться к источнику в горах Шивалик, и Винашаной (местом исчезновения реки) считается равным 44 ашвинам, то есть от нескольких сотен до 1600 миль. Или время в пути верхом на лошади было около сорока дней (Bharadwaj, 1986).

Сиваликские холмы или Шивалик (शिवालि...
Сиваликские холмы или Шивалик (शिवालिक – “локоны Шивы”) – горный хребет внешних Гималаев, который простирается примерно на 2400 км от реки Инд на восток недалеко от реки Брахмапутра, охватывая северные части Индийского субконтинента

Древние тексты также намекали на тенденцию сдвига крупных рек в бассейн реки Сарасвати, но более точные данные получить из древних текстов довольно трудно.
Согласно индуистской мифологии, существование реки Сарасвати выходит за пределы физического царства в метафизический мир, и считается, что Тривени Сангам образовался в результате слияния священных индийских рек Ганги, Ямуны и Сарасвати (Праяг — историческое название местности недалеко от слияния рек Ганг и Ямуна в современном городе Аллахабад на севере Индии).

Тривени Сангам – место массового пало...
Тривени Сангам – место массового паломниества, где проходит праздник Кумбх Мела

Риг-Веда красноречиво описывает Сарасвати во многих гимнах. Это была могучая река, текущая из Гималаев, имеющая шесть крупных притоков (отсюда название Сапта-Сарасвати – Семиречье), и самостоятельно впадающая в море. Обильные природные ресурсы речной системы поддерживали существование большого количества поселений, а вдоль берегов Сарасвати располагались многочисленные центры обучения.
Позднее Сарасвати потеряла большую часть своей славы и термин Сапта-Сарасвати был заменен на Сапта-Синдху (т.е. река Инд с его шестью основными притоками).
В последующем в Яджур-Веде описание рек сменилось на название Панчанадья (Panchanadya – сочетание пяти рек) и Панчадха (Panchadha – река, которая делится на пять рукавов), в то время как другая Веда, Атхарва-Веда, обсуждала рост культур, таких как ячмень и др., на ее плодородных равнинах (Chauhan, 1999).
В дополнительной главе Ваджасанейи-самхиты Яджур-Веды (34.11) Сарасвати упоминается в контексте, очевидно имеющем в виду реку Синдху: «Пять рек, текущих на своем пути, устремляются вперед к Сарасвати, но затем становятся Сарасвати пятеричной рекой на земле».
Согласно средневековому комментатору Увате (Uvata), пятью притоками Сарасвати были пенджабские реки Дришадвати (Drishadvati), Шатудри (Сатледж) – Satudri (Sutlej), Чандрабхага (Ченаб) – Chandrabhaga (Chenab), Випаса (Беас) – Vipasa (Beas) и Иравати (Рави) – Iravati (Ravi).
Во времена Пуран слово «Панчанадья» (Пятиречье) часто использовалась для обозначения основных составных потоков реки Сарасвати. Например, Сканда Пурана называет Панчанадью состоящей из рек Шатадру (Śatadrū), Випаса (Vipasa), Иравати (Iravati), Чандрабхага (Chandrabhaga) и Витаста (Vitasta), согласно Awasthi (1965). Эта плодородная и процветающая земля пяти рек (или Панча-Аб, или Пенджаб), согласно Сканда Пуране, раньше были заселены племенами Абхираса (Abhirasa). Согласно Маркандея Пуране, земля находилась на окраине Курмы (Kurma), Мурти (Murti), или Бхараты (Awasthi, 1965).
Основные притоки Сарасвати, упомянутые в Риг-Веде, включают Шатудри (ныне Сатледж), Парушни (также называемой Иравати, ныне Рави), Асикни или Чандрабхага (ныне Ченаб), Витаста (ныне Джелум), Сушома (ныне Сохан или Синд в Кашмире) и Арджикия или Випаша (Vipāśā)
Все они имеют свои источники в Высоких Гималаях или Трансгималаях, в то время как Дришадвати (Чаутанг, или Читранг, или, возможно, правильнее Читанг, согласно Raverty, 1892) и Апайя начинали свое течение в Предгималаях, в горах Шивалик (Thomas, 1883; Law, 1944). Во многих гимнах Риг-Веда сообщает, что многие из этих крупных притоков также обладали различными естественными ресурсы. Например, растение сома росло на озере Сарьянават у реки Сушема в стране Арджикия, что означает бассейн Випашы. Берега Парушни давали в изобилии лучших лошадей.
Также, как и Сарасвати, эти главные притоки также были способны создавать стихийные бедствия.

Слева: система рек в ведический перио...
Слева: система рек в ведический период, справа: система рек в настоящее время

Один из главных восточных притоков Сарасвати упоминается в Риге-Веде как Дришадвати (dṛṣadvatī – (दृषद्वती ), что означает река с галечным руслом. Эта река часто упоминается вместе с Апайей и Сарасвати (RV III.1.23). Риг-Веда также упоминает Дришадвати как Асманавати (оба названия означают поток, несущий гравий и галька; Bharadwaj, 1991). Дришадвати цитируется в Махабхарате и Бхагавата Пуране как река значительных размеров с постоянным течением из Гималаев (Sharma, 1974; Kar and Ghose, 1984).

Река Сарасвати в Авесте

Некоторые ученые также отождествляют реку Сарасвати с рекой Гильменд (Helmand river) в Афганистане. Они утверждают, что самая ранняя Сарарвати в Авесте называется Харахвайти (Харахвати).

Река Хелманд (Гилменд) – река Сарасва...
Река Хелманд (Гилменд) – река Сарасвати в Афганистане?

Но здесь надо учитывать то, что ведический звук «-s-» унаследован от протоиндоевропейского языка, по мнению всех индоевропеистов, тогда как авестийский «-h-» является не таковым, а деволютивным звуком. Ведический «sr» имеет много первичных и вторичных родственных слов, таких как sara, sarit и т. д.
В авестийском языке нет родственных слов для корня шри «sri» и его продуктов (который имеет родственные корни в других ответвлениях индоевропейского языка, в греческом hial-, латинском sal-, тохарском sal- и т. д., как показано Rix H., 1998), а авестийское существительное для обозначения озера – это слово «vaiti»; в то время как основа «хара-» (родственная ведическому «сара») встречается только в названии реки Харахвайти.
Следовательно, именно иранцы отошли от индоарийцев, о чем действительно свидетельствует их память о том, что они жили в местах, которое они называли Хаптахинду – Сапта Синду (Семиречье).
Опубликовано 09 ноября 2022 | Комментариев 0 | Прочтений 577

Ещё по теме...
Добавить комментарий