Где голова Равноапостального Князя Владимира?
Где голова Равноапостального Князя Владимира?
Равноапостольный (потому что крестил Русь) князь Владимир «почил в Бозе» 15 июля (по ст. ст.) 1015 года. Но его голова, одна из основных святынь православного мира, пропала в 1937-1939-х годах. Может, она вовсе и не исчезла и найдется к двадцатипятилетнему юбилею со дня образования православных государств России, Украины, Белоруссии! Именно тогда будут отмечать 1000-летие со дня кончины одного из великих создателей Киевской Руси - колыбели этих народов.
На Руси стали чтить память своего Крестителя, вероятно, уже после его смерти, когда отошли в прошлое ужасы княжеской междоусобицы, а в Киеве утвердился его сын Ярослав. Об этом свидетельствуют не только дошедшие до нас былины о Владимире Красное Солнышко, но и часто встречаемое имя Владимир среди князей, что говорило о большом почтении к славному предку. Уже в конце 1040-х годов будущий киевский митрополит Илларион произнесет свое знаменитое «Слово», обращенное к памяти святого князя: «Восстань, о честная глава, из гроба твоего! Восстань,отряси сон! Ибо ты не умер, но спишь до всеобщего восстания. Встань, ты не умер! Не надлежало умереть тебе, уверовавшему во Христа, который есть жизнь, дарованная всему миру. Отряси сон, возведи взор и увидишь, что Господь, таких почестей сподобив тебя там, на небесах, и на земле не без памяти оставил в сыне твоем...
Радуйся, учитель наш и наставник благочестия! Ты облечен был правдой, препоясан крепостью, обут истиной, венчан добромыслием и, как гривною и золотой утварью, украшен милосердием. Ты, о честная глава, был нагим - одеяние, ты был алчущим - насыщение, ты был жаждущим - охлаждение утробы, ты был вдовым - вспомоществование, ты был странствующим - обиталище, ты был бескровным - покров, ты был обидимым - заступление, убогим - обогащение.
В утешение за эти и другие дела приемля воздаяние на небесах, вкушая блага, «что приготовил Бог вам, любящим Его», и насыщаясь сладостным лицезрением Его, помолись, о блаженный, о земле своей и о народе, которым благоверно владычествовал ты. Да сохранит его Господь в мире и благочестии, преданным ему тобою, и да славится в нем правая вера, и да проклинается всякая ересь, и да соблюдает его Господь Бог от всякого ратного нашествия и пленения, от глада и всякой скорби и напасти!»
В этих строках, как и во всем страстном «Слове» великого просветителя Руси Иллариона, - целая программа причисления князя Владимира к лику святых, как заступника и благодетеля Руси, как равного апостолам, просветившего светом веры свою страну. Но как актуально звучат эти строки! Словно их писали не 1000 лет тому, а 2-3 года назад, когда народ Украины, как и сегодня, не может объединиться ради строительства своего государства, стремящего стать воистину европейским. Даже православные христиане разделены! Когда в двух братских державах находятся люди, мешающие духовному содружеству! Нашему обществу, где семь десятилетий внушали безверие и отрицание духовных ценностей, жизненно не хватает этой НЕОБЫЧАЙНО ВАЖНОЙ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОЙ СВЯТЫНИ!
Князь Владимир смог преобразовать государство и вывести его на верный путь развития. Поэтому и отдавали ему почтение государи, князья и другие правители. Автор летописной похвалы князю Владимиру, помещенной в «Повести временных лет» в 1015 году, писал: «Память его чтут русские люди, поминая Святое Крещение, и прославляют Бога в молитвах, песнопениях и псалмах, воспевая Господу. Новые люди, просвещенные Святым Духом». Однако по каким-то причинам официальная канонизация задержалась на два столетия. Скорее всего, в обществе в XI-XII веках шла подспудная борьба за официальное, общецерковное признание князя Владимира святым. Как такое могло быть? Какие силы противились прославлению Крестителя Руси? Причин этому много, и в газете недостаточно места их разбирать.
Только в XIII веке состоялось общецерковное причисление князя Владимира к лику святых. Отчасти этому способствовало то обстоятельство, что в день памяти святого Владимира, который, безусловно, не был забыт народом, произошла славная победа князя Александра Яро-славича, потомка Равноапостольного князя, над шведами на Неве. А святым его впервые записали в Галицко-Волынской летописи в 1254 году. В то время, когда его гробница уже была погребена под руинами Десятинной церкви. Тут его останки лежали в саркофаге неподалеку от захоронения его бабки - святой княгини Ольги.
Столетия о них не вспоминали, вплоть до 1635 года. Св. митрополит ПетроМогила понимал, что для объединения православного люда с целью эффективного противодействия католической экспансии необходимы особые святыни. Поэтому он берется за восстановление Десятинного храма, построенного князем Владимиром для объединения народа в новой вере. Во время расчистки старого фундамента было найдено два саркофага. В одном из них находились мощи Крестителя Руси. В 1795 году в «Кратком историческом описании Киево-Печерской лавры» автор - почтенный митрополит Киевский Самуил (Миславский) описал многочисленные подробности этой находки.
«В воспоминание будущим родам» извлекли из гроба главу и кисть правой руки, которой святой князь крестил Русь. Глава была первоначально положена в церковь Спаса Преображения на Берестове. Петр Могила считал ее «строением» самого Владимира, то есть принадлежащей ему. Затем «честная глава» была перенесена в Успенский собор Киево-Печерской лавры.
Правицу, как дар, достойный «царского величества», митрополит послал в Москву. След ее теряется в веках. Часть святых мощей, а именно нижняя челюсть, согласно описи Московского Успенского собора, находилась там: «Да в том же большом ковчеге великого князя Владимира Киевского часть мощей, исподняя кость с зубами, а под нею доска кипарисная». Еще одна часть мощей - кость руки - была передана Петром Могилой в Свято-Софийский собор, после того как он его отобрал от униатов. Частицы мощей находились и в других местах. Например, в одном из напрестольных крестов Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Но основная святыня - «глава св. благоверного и Равноапостольного князя Владимира» - столетиями хранилась в Киево-Печерской лавре. А именно: в средней части Успенского собора в конце правой стороны большого иконостаса у южной стены в кованом серебряном ковчеге. Об этом свидетельствовала надпись золотыми буквами на медной доске:
«Лъта отъ созданія Mipa 7270, а отъ рождества Христова Спасителя нашего Бога 1762, месяца октомбрія 24, въ первое лъто благополучнаго Государственія Благочестивъйшія, Самодержавнъйшія, Великія Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексъевны всея Pocciи, и при дражайшемъ сынъ Ея, Благоверномъ Государъ Цесаревичъ и Великомъ князъ Павлъ Петровичъ, законномъ Всероссийскаго Престола Наследникъ устроена сія фрамуга и къ ней рака отъ древа кипариснаго и украшена сребрянымъ и протчимъ окладомъ, въ которой положены... Святого равноапостольнаго Князя Владиміра, в святомъ крещенм нареченнаго Василія, Самодержца Всероссійскаго, просвътившаго Pocciю святымъ крещеніемъ, глава». Ковчег прикрывала верхняя доска с чеканным изображением св. Владимира во весь рост с отверстием к самой главе для воздаяния почестей, то есть целования. Она была выполнена лучшими отечественными ювелирами в 1825 году и приурочена к приезду в Киев нового императора - Николая I.
Дело в том, что все российские самодержцы после торжественной коронации в Москве обязаны были побывать в Киеве -для «почтеннейшего приложения к ковчегу с Честною главою Равноапостольного князя». Замечено, что если властитель не поспешил это совершить, то мог на престоле долго не удержаться. Не верите? Это легко проследить по историческим документам и придворным журналам. Там много можно найти о почитании этой важнейшей святыни. Особенно пеклись о своем благополучном царствовании те, кто занял престол при не совсем легитимных обстоятельствах: Екатерина I, Александр I, Николай I. Так, последний из вышеуказанных императоров «высочайше пожаловал золотой глазетовый с орлами и горностаями покров» на мощи св. Владимира.
Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) возложил этот покров 25 июня 1827 года в день рождения Николая I, при этом произнося пространную речь о важности этой святыни: «Мы вспоминаем все те жертвы признательности, коими чтили тебя как праотца и родоначальника своего достойные наследники твоего престола за утверждение, распространение, прославление и просвещение России. Подражая твоей мудрости, мужеству, благочестию, ревности по Вере, они сохранили то, что ты стяжал, более распространили то, что ты приобрел, препрославили наследие твое, насажденную тобою по всем пределам царствия твоего Веру Христову они возродили и соблюли в чистоте. Православную церковь, тобою водворенную, они покровительством своим утвердили, призванные тобой в державу науки умножили. Все сие совершение есть их почесть благому началу, тобою положенному; и посему-то с признательными чувствованиями они благоговели всегда и к останкам твоим на земле, прославленные от самого Бога святостью, ив жертву благодарности к тебе украшали оные дарами своими и благолепием. Но никто еще не приносил тебе в дар порфиры, от тебя наследованной».
Постоянные почести мощам Крестителя Руси воздавались вплоть до советского времени, когда под видом помощи голодающим начали грабить церковное имущество и святыни. Тогда все драгоценные подношения продавали, переплавляли или просто крушили. Так пропало все, кроме кипарисового ковчега с главою Владимира. Ее еще показывали в 1920-1930-е годы многочисленным зевакам, посещавшим или жившим на территории Музейного городка - так называли Киево-Печерскую лавру в то время. Глава исчезла где-то в 1938 году. Старейший знаток истории Лавры Щаденко утверждал, что ее отправили в Ленинград известному скульптору-реконструктору М. Герасимову для создания портрета князя. Но Герасимов впоследствии отрицал это.
Глава Владимира могла находиться в подвалах Атеистического музея, который в советское время был размещен в Петербургском Казанском соборе. Там же находились мощи св. Серафима Саровского. В бывшем КГБ Украины их быть не может, так как эта служба все возвратила церкви, начиная с 1985 года, когда отдали верующим в Чернигов святые мощи Феодосия (Углицкого). Они впоследствии в апреле 1986 года оградили древний славянский город от радиоактивного облака. Вот почему Чернигов, хоть и расположен близко к Чернобылю, наименее загрязнен.
Не хочется думать, что эта святыня уничтожена. Будем надеяться, что она сохранилась и ждет своего часа, когда все православные народы утвердятся в своей единой вере. Тогда голова Равноапостольного князя Владимира чудесно объявится для того, чтобы главы наших государств имели все возможности ради всеобщего блага воздавать ей почести и вести наши страны к светлому будущему!
Опубликовано 30 апреля 2008 | Комментариев 0 | Прочтений 6693

Ещё по теме...
Добавить комментарий