Ктулху, оккультизм и лавкрафтовские энергетические зоны
В 1928 году американский писатель Г.Ф. Лавкрафт опубликовал в журнале Weird Tales рассказ под названием «Зов Ктулху». Ктулху имел вид огромного зеленого драконоподобного осьминога, и одновременно представлял собой карикатуру на человеческое тело. Он являлся одним из так называемых «Великих Древних», которые образуют свободный пантеон древних, могущественных божеств из космоса, этакая комбинация богов и инопланетян.
Считается, что Великие Древние когда-то правили Землей, но с тех пор погрузились в сон, подобный смерти, в котором они пребывают в ожидании дня, когда их разбудят и освободят от оков сна. Так было положено начало вселенной Ктулху, часто называемой Мифами Ктулху, которые впоследствии получили развитие в многочисленных, слабо между собой связанных историях Лавкрафта, действие которых тем не менее происходит в общей вымышленной вселенной.
Это истории о космическом ужасе, темных культах, странных существах, скрывающихся в тени, и существах настолько чуждых и недоступных нашему пониманию, что один лишь взгляд на них вызывает безумие. Тем не менее, хотя все это, безусловно, должно быть вымыслом, на протяжении многих лет находились те, кто утверждал, что эти зловещие космические силы действительно существуют, а Ктулху удалось проникнуть в некоторые оккультные верования, стирая грань между реальностью и вымыслом.
Одним из первых, кто превратил Мифы Ктулху в настоящую оккультную систему был британский оккультист Кеннет Грант – близкий последователь и ученик известного оккультиста Алистера Кроули.
Именно Грант много сделал для примирения кошмарных миров и богов Лавкрафта с реальными древними мифическими сущностями. Он был сторонником идеи о том, что работы Лавкрафта отражают древнюю оккультную традицию, которая берет свое начало из общего космического источника через царство снов. Грант указывал, что толкование снов играло важную роль в различных оккультных, шаманских и религиозных традициях и опытах на протяжении многих веков, и что все они касались чего-то реального. По сути, он считал, что Лавкрафт описывая эти кошмарные фантазии, черпал вдохновение отнюдь не из своего воображения, а что он на самом деле впитывал их через свое подсознание и сны, не желая и даже не осознавая этого.
Действительно, Лавкрафт даже не интересовался паранормальными идеями и был в основном очень рациональным по своей природе, так что он никогда бы не поверил всему этому. Отчасти именно это неверие помешало ему «пересечь Бездну» и стать истинным адептом.
Болтон К.Р. писал об этом в The Irish Journal of Gothic and Horror Studies: Лавкрафт страдал от острого комплекса неполноценности, что мешало ему лично пересечь Бездну при жизни. Он оставался замкнутым и одиноким писателем, сохранявшим рациональный, скептический взгляд на вселенную, несмотря на проблески мест и сущностей за пределами мира обыденной реальности, которые позволяли ему его переживания во сне. Он так и не узнал истинного происхождения потрясающих видов космических странностей, преследовавших его во сне. Он так и не понял, что он сам был Первосвященником Эч-Пи-ЭТ, Пророком зарождающегося Эона Ктулху.
Грант назвал Лавкрафта «каналом космических сил эпохального или эонического значения», который привел его сознание в контакт с внешней сферой фантастического, другого измерения, того, в котором обитает Ктулху. По словам Гранта, Лавкрафт был писателем-фантастом, который мог воспринимать подлинные оккультные знания через сон, подключаясь к сообщениям, передаваемым человеку из других измерений, которые затем благополучно оживали на страницах его произведений, а сам писатель даже не подозревал об этом. Это означало, что в каком-то смысле Ктулху был реальным.
Последователь идей Гранта и автор, развивавший мифологию Ктулху, по имени Фратер Тенебрус писал об объективной реальности Ктулху и ему подобных: “Хотя Лавкрафт внешне придерживался совершенно рационального и скептического взгляда на вселенную, его переживания в мире грез позволили ему заглянуть в места и сущности за пределами мира обыденной реальности, а за его неестественной прозой скрывается видение и понимание оккультных явлений и сил, имеющих прямое отношение к Магической Традиции. Эти рассказы и романы содержат скрытые смыслы и магические формулы, неизвестные даже их создателю. Эти сущности существуют в другом измерении или на другом вибрационном уровне и могут войти в эту вселенную только через определенные «окна» или психические врата — концепция, фундаментальная для многих оккультных традиций”.
Ктулху — верховный жрец Древних, погребенный в затонувшем городе Р’льех, где он ожидает времени их возвращения. Он описывается как крылатый антропоид огромных размеров с щупальцами, образованный из полувязкой субстанции, которая рекомбинирует после его разрушения в конце авторского повествования. В то время как шаман и оккультист стремятся войти в измененное состояние сознания, Лавкрафт, рационалист и материалист, рассматривается его оккультными последователями как «невольный шаман», чья способность направлять обитателей астральных, или бессознательных сфер через сны столь же легитимна, как и целенаправленный ченнелинг практикующего оккультиста.
Как мы могли убедиться, главная идея состоит в том, что космические силы, да и сам Ктулху, действовали через сны Лавкрафта точно так же, как это неоднократно случалось с персонажами его рассказов. В этом смысле Ктулху реален – во всяком случае его образ оказал достаточное влияние на психику и имел вполне определенную оккультную ценность, чтобы его можно было использовать в рамках полноценной оккультной системы, независимо от того, берет ли он свое действительное начало в литературных произведениях 20-го века.
Эта идея и работы Гранта по данному вопросу инспирировали возникновение целого ряда настоящих культов Ктулху и оккультных традиций, которые считают Ктулху реальным и даже практикуют форму магии, называемую магией Лавкрафта. Были и те, кто полагал, что затерянный город Ктулху Р’льех это реальное место и искали его под волнами. Наиболее известным из орденов Ктулху является Эзотерический Орден Дагона, основанный в 1981 году и названный в честь общества из рассказа Лавкрафта «Тень над Иннсмутом», но есть и другие, которые вплели мифы Ктулху в свои собственные эзотерические системы. Сам Лавкрафт избегал таких идей, но они тем не менее обрели собственную жизнь. Болтон К.Р. объясняет это следующим образом:
Поскольку оккультизм, да и религия в более широком контексте, с незапамятных времен в немалой степени основывался на снах, толкованиях снов и видениях, часто преднамеренно вызванных с помощью ритуалов или наркотиков, вполне уместно, что некоторые оккультисты пришли к выводу, что Лавкрафт невольно подключался к астральному плану, или к тому, что Юнг называл коллективным бессознательным, где существует множество атавизмов, вытесненных в подсознание с самого начала человечества и ожидающих сознательного пробуждения. Называть ли такие архетипы богами и дьяволами — это вопрос семантики или моральной относительности. Мифы Лавкрафта столь же «законны», как и любая другая форма оккультизма или мистицизма, и если они имеют достаточную силу, чтобы воздействовать на психику, то они, по крайней мере, так же эффективны, как и любые другие, старые или новые.
Культу Ктулху придается определенная объективная легитимность, предположительно сохранившаяся с незапамятных времен. Примеры, на которые ссылается Лавкрафт, включают упоминания жителей островов Южных морей, поклонников вуду и ангакоков Гренландии. Современные западные адепты, жаждущие возвращения Великих Древних на Землю, чтобы принять их божественные мантии, заявляют, что они являются частью живой традиции, которая давно существует. Такого рода заявления относятся к той самой категории явлений, о которых Лавкрафт глубоко сожалел в свое время.
Еще одним сторонником подобных идей является оккультист Майкл Бертье, который наиболее известен своими исследованиями магии гаитянского вуду (Vodon, Vodoun, Vodou, Vudu, Voudou), и своей книгой Voudon Gnostic Workbook (1988), которую оккультисты считают чем-то вроде классики 20-го века. Бертье также основал Ковен Лавкрафта, который является ответвлением Культа Вуду La Couleuvre Noire и возглавляется «жрицей Культа Черной Змеи». Бертье вел переписку с Грантом и описывал ему ритуалы, проводимые в определенных зонах силы Ктулху, во время которых он фактически вступал в контакт с «Глубинными» – бессмертной амфибийной расой из рассказов Лавкрафта, которые имеют тесные связи с Ктулху.
По словам Бертье, эти энергетические зоны Ктулху находятся в Висконсине, а именно в Хрустальном озере, Рыбном озере и Дьявольском озере, и что они служат не только порталами на землю для Глубинных, но и потенциальными линиями связи с Ктулху, а также с другими Великими Древними. Такими как Шуб-Ниггурат, «Козел Тысячи Молодых», известный как «Властелин Леса» – массивное чудовище с огромным количеством щупалец.
Бертье, по-видимому, проводил сложные церемониальные ритуалы, включая использование картин и статуй морских чудовищ, жертвоприношения животных и тайные песнопения на креольско-французском языке. Предположительно, появившиеся Глубоководные даже прелюбодействовали с руководившей церемонией верховной жрицей. Сведения о магии Лавкрафта, зонах силы Ктулху и ритуалах Бертье по вызову Глубоководных из глубин озер была подробно описана Грантом в книге 1975 года «Культы Тени».
Стоит ли за этим все нечто реальное? Могли ли знания и мифология, созданные пером Лавкрафта, быть переданы ему каким-то образом из сфер за пределами нашего понимания? Это все вымысел или что-то еще, маскирующееся под вымысел? Непонятно, но все равно это, как говорится довольно “дикая поездка”.Автор: Брент Суонсер
Считается, что Великие Древние когда-то правили Землей, но с тех пор погрузились в сон, подобный смерти, в котором они пребывают в ожидании дня, когда их разбудят и освободят от оков сна. Так было положено начало вселенной Ктулху, часто называемой Мифами Ктулху, которые впоследствии получили развитие в многочисленных, слабо между собой связанных историях Лавкрафта, действие которых тем не менее происходит в общей вымышленной вселенной.
Это истории о космическом ужасе, темных культах, странных существах, скрывающихся в тени, и существах настолько чуждых и недоступных нашему пониманию, что один лишь взгляд на них вызывает безумие. Тем не менее, хотя все это, безусловно, должно быть вымыслом, на протяжении многих лет находились те, кто утверждал, что эти зловещие космические силы действительно существуют, а Ктулху удалось проникнуть в некоторые оккультные верования, стирая грань между реальностью и вымыслом.
Одним из первых, кто превратил Мифы Ктулху в настоящую оккультную систему был британский оккультист Кеннет Грант – близкий последователь и ученик известного оккультиста Алистера Кроули.
Именно Грант много сделал для примирения кошмарных миров и богов Лавкрафта с реальными древними мифическими сущностями. Он был сторонником идеи о том, что работы Лавкрафта отражают древнюю оккультную традицию, которая берет свое начало из общего космического источника через царство снов. Грант указывал, что толкование снов играло важную роль в различных оккультных, шаманских и религиозных традициях и опытах на протяжении многих веков, и что все они касались чего-то реального. По сути, он считал, что Лавкрафт описывая эти кошмарные фантазии, черпал вдохновение отнюдь не из своего воображения, а что он на самом деле впитывал их через свое подсознание и сны, не желая и даже не осознавая этого.
Действительно, Лавкрафт даже не интересовался паранормальными идеями и был в основном очень рациональным по своей природе, так что он никогда бы не поверил всему этому. Отчасти именно это неверие помешало ему «пересечь Бездну» и стать истинным адептом.
Болтон К.Р. писал об этом в The Irish Journal of Gothic and Horror Studies: Лавкрафт страдал от острого комплекса неполноценности, что мешало ему лично пересечь Бездну при жизни. Он оставался замкнутым и одиноким писателем, сохранявшим рациональный, скептический взгляд на вселенную, несмотря на проблески мест и сущностей за пределами мира обыденной реальности, которые позволяли ему его переживания во сне. Он так и не узнал истинного происхождения потрясающих видов космических странностей, преследовавших его во сне. Он так и не понял, что он сам был Первосвященником Эч-Пи-ЭТ, Пророком зарождающегося Эона Ктулху.
Грант назвал Лавкрафта «каналом космических сил эпохального или эонического значения», который привел его сознание в контакт с внешней сферой фантастического, другого измерения, того, в котором обитает Ктулху. По словам Гранта, Лавкрафт был писателем-фантастом, который мог воспринимать подлинные оккультные знания через сон, подключаясь к сообщениям, передаваемым человеку из других измерений, которые затем благополучно оживали на страницах его произведений, а сам писатель даже не подозревал об этом. Это означало, что в каком-то смысле Ктулху был реальным.
Последователь идей Гранта и автор, развивавший мифологию Ктулху, по имени Фратер Тенебрус писал об объективной реальности Ктулху и ему подобных: “Хотя Лавкрафт внешне придерживался совершенно рационального и скептического взгляда на вселенную, его переживания в мире грез позволили ему заглянуть в места и сущности за пределами мира обыденной реальности, а за его неестественной прозой скрывается видение и понимание оккультных явлений и сил, имеющих прямое отношение к Магической Традиции. Эти рассказы и романы содержат скрытые смыслы и магические формулы, неизвестные даже их создателю. Эти сущности существуют в другом измерении или на другом вибрационном уровне и могут войти в эту вселенную только через определенные «окна» или психические врата — концепция, фундаментальная для многих оккультных традиций”.
Ктулху — верховный жрец Древних, погребенный в затонувшем городе Р’льех, где он ожидает времени их возвращения. Он описывается как крылатый антропоид огромных размеров с щупальцами, образованный из полувязкой субстанции, которая рекомбинирует после его разрушения в конце авторского повествования. В то время как шаман и оккультист стремятся войти в измененное состояние сознания, Лавкрафт, рационалист и материалист, рассматривается его оккультными последователями как «невольный шаман», чья способность направлять обитателей астральных, или бессознательных сфер через сны столь же легитимна, как и целенаправленный ченнелинг практикующего оккультиста.
Как мы могли убедиться, главная идея состоит в том, что космические силы, да и сам Ктулху, действовали через сны Лавкрафта точно так же, как это неоднократно случалось с персонажами его рассказов. В этом смысле Ктулху реален – во всяком случае его образ оказал достаточное влияние на психику и имел вполне определенную оккультную ценность, чтобы его можно было использовать в рамках полноценной оккультной системы, независимо от того, берет ли он свое действительное начало в литературных произведениях 20-го века.
Эта идея и работы Гранта по данному вопросу инспирировали возникновение целого ряда настоящих культов Ктулху и оккультных традиций, которые считают Ктулху реальным и даже практикуют форму магии, называемую магией Лавкрафта. Были и те, кто полагал, что затерянный город Ктулху Р’льех это реальное место и искали его под волнами. Наиболее известным из орденов Ктулху является Эзотерический Орден Дагона, основанный в 1981 году и названный в честь общества из рассказа Лавкрафта «Тень над Иннсмутом», но есть и другие, которые вплели мифы Ктулху в свои собственные эзотерические системы. Сам Лавкрафт избегал таких идей, но они тем не менее обрели собственную жизнь. Болтон К.Р. объясняет это следующим образом:
"Лавкрафт был рационалистом, избегавшим любых представлений о том, что его рассказы и кошмары, которые их вдохновляли, имеют какие-либо космические или моральные последствия. По иронии судьбы, оккультные интерпретаторы Лавкрафта привержены именно тому, что их невольный шаман в свое время находил презренным в тех, кто «изобретает или возрождает какую-либо мифологию… и бросает вызов любому, кто докажет, что она эмоционально неверна». Истории, достаточно правдоподобные для искателей тайных знаний, чтобы позволить им сплести гобелен из предоставленных им нитей. Мифы Лавкрафта обрели собственную жизнь, невзиаря на то, что сам Лавкрафт сетовал на появление таких крипторелигиозных и мифических форм. Тем не мене, созданные им что мифы привлекали извращенное внимание очарованных ими оккультистов, которых влекут «темные» и «хаотические» стороны жизни и космоса. Кроме того, в рассказах Лавкрафта есть достаточно намеков, вокруг которых может быть соткана целая оккультная система теории и практики, особенно в сочетании с другими темными формами оккультизма, такими как у Кроули"
Поскольку оккультизм, да и религия в более широком контексте, с незапамятных времен в немалой степени основывался на снах, толкованиях снов и видениях, часто преднамеренно вызванных с помощью ритуалов или наркотиков, вполне уместно, что некоторые оккультисты пришли к выводу, что Лавкрафт невольно подключался к астральному плану, или к тому, что Юнг называл коллективным бессознательным, где существует множество атавизмов, вытесненных в подсознание с самого начала человечества и ожидающих сознательного пробуждения. Называть ли такие архетипы богами и дьяволами — это вопрос семантики или моральной относительности. Мифы Лавкрафта столь же «законны», как и любая другая форма оккультизма или мистицизма, и если они имеют достаточную силу, чтобы воздействовать на психику, то они, по крайней мере, так же эффективны, как и любые другие, старые или новые.
Культу Ктулху придается определенная объективная легитимность, предположительно сохранившаяся с незапамятных времен. Примеры, на которые ссылается Лавкрафт, включают упоминания жителей островов Южных морей, поклонников вуду и ангакоков Гренландии. Современные западные адепты, жаждущие возвращения Великих Древних на Землю, чтобы принять их божественные мантии, заявляют, что они являются частью живой традиции, которая давно существует. Такого рода заявления относятся к той самой категории явлений, о которых Лавкрафт глубоко сожалел в свое время.
Еще одним сторонником подобных идей является оккультист Майкл Бертье, который наиболее известен своими исследованиями магии гаитянского вуду (Vodon, Vodoun, Vodou, Vudu, Voudou), и своей книгой Voudon Gnostic Workbook (1988), которую оккультисты считают чем-то вроде классики 20-го века. Бертье также основал Ковен Лавкрафта, который является ответвлением Культа Вуду La Couleuvre Noire и возглавляется «жрицей Культа Черной Змеи». Бертье вел переписку с Грантом и описывал ему ритуалы, проводимые в определенных зонах силы Ктулху, во время которых он фактически вступал в контакт с «Глубинными» – бессмертной амфибийной расой из рассказов Лавкрафта, которые имеют тесные связи с Ктулху.
По словам Бертье, эти энергетические зоны Ктулху находятся в Висконсине, а именно в Хрустальном озере, Рыбном озере и Дьявольском озере, и что они служат не только порталами на землю для Глубинных, но и потенциальными линиями связи с Ктулху, а также с другими Великими Древними. Такими как Шуб-Ниггурат, «Козел Тысячи Молодых», известный как «Властелин Леса» – массивное чудовище с огромным количеством щупалец.
Бертье, по-видимому, проводил сложные церемониальные ритуалы, включая использование картин и статуй морских чудовищ, жертвоприношения животных и тайные песнопения на креольско-французском языке. Предположительно, появившиеся Глубоководные даже прелюбодействовали с руководившей церемонией верховной жрицей. Сведения о магии Лавкрафта, зонах силы Ктулху и ритуалах Бертье по вызову Глубоководных из глубин озер была подробно описана Грантом в книге 1975 года «Культы Тени».
Стоит ли за этим все нечто реальное? Могли ли знания и мифология, созданные пером Лавкрафта, быть переданы ему каким-то образом из сфер за пределами нашего понимания? Это все вымысел или что-то еще, маскирующееся под вымысел? Непонятно, но все равно это, как говорится довольно “дикая поездка”.Автор: Брент Суонсер
Опубликовано 08 октября 2022
| Комментариев 1 | Прочтений 783
Ещё по теме...
Комментарии
1 |
Славамир
20 октября 2022 18:00:00
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: