Тайна кумранских рукописей: о чём молчит Книга Бытия
Израильские учёные смогли расшифровать древнейший текст одной из Кумранских рукописей, долгое время остававшийся загадкой. В нём говорится о ритуалах ессеев – иудейской секты, появившейся во II веке до н. э.
Кумранские рукописи, которые называют также свитками Мёртвого моря, специалисты изучают уже более 70 лет. Самые первые манускрипты были обнаружены в 1947 году. В общей же сложности на сегодняшний день найдено свыше 900 свитков – самых древних из сохранившихся копий еврейской Библии – Танах, которая датируется приблизительно IV веком до н. э.
Изучение этих бесценных документов проливает свет на историю иудаизма и христианства и углубляет понимание Библии, так как тексты Кумранских рукописей очень близки непосредственно к библейским.
В свитках описываются быт и верования ессеев – одной из иудейских сект, возникшей во II веке до н. э. Её члены первоначально жили в городах и деревнях Иудеи, а позже основали обособленные колонии на северо-западе Мёртвого моря.
Также в этих исторических реликвиях, созданных в период с III века до н. э. – до I века н. э., содержатся уникальные сведения о жизни ранних христиан, отрывки из Евангелия и сюжеты из древнееврейской мифологии.
Несмотря на многолетние исследования, рукописи не раскрыли все свои тайны: два свитка до последнего времени не были расшифрованы.
Чудо открытия
Существует немало интерпретаций по поводу обнаружения артефактов, имеющих беспрецедентную историческую ценность для всего человечества. За прошедшие десятилетия сам факт находки свитков Мёртвого моря оброс легендами и тайнами. Основная версия гласит, что честь открытия принадлежит юному пастуху по имени Мухаммад ад-Диб из бедуинского племени та-амирех. Он, в поисках пропавшей козы, случайно обнаружил пещеру в скале. Внутри неё находилось множество глиняных кувшинов, значительная часть из которых была разбита.
В уцелевших посудинах были найдены кожаные свитки, завёрнутые в истлевшую льняную ткань. Это и были Кумранские рукописи – первые свитки Мёртвого моря, пролежавшие в пещере две тысячи лет. Кумранскими их назвали, потому что первые древнейшие манускрипты были обнаружены в пещерах Кумрана.
Позже их находили и в других пещерах Иудейской пустыни и в Масаде. Исследование рукописей показало, что часть из них были написаны в Кумранской общине. Хранятся реликвии в Храме Книги в Иерусалиме. По содержанию они разделяются на три группы: библейские тексты, апокрифы и псевдоэпиграфы.
Кроме того, в них содержатся сведения о самой Кумранской общине. Некоторые свитки пострадали от времени и развалились на фрагменты. Тексты в них зашифрованы, хотя для чего это было сделано, непонятно – никакой сверхсекретной информации они не содержат. Все сведения, описанные в них, были общеизвестны.
На переломе истории
Рукописи создавались на пергаменте из козьей или овечьей кожи, а также на папирусе. Частично они были выполнены на листах меди. Чернила применялись угольные, за исключением апокрифа Книги Бытия. Тексты написаны в основном на древнееврейском языке, частично – на арамейском. Древними писцами использовался квадратный еврейский шрифт – предшественник современного печатного братства.
События начала 2000-х годов свидетельствуют о том, что в руки к учёным попали не все свитки Мёртвого моря. В 2006 году профессор Ханан Эшель – археолог из тель-авивского университета Бар-Илан – представил научной общественности ранее неизвестный кумранский свиток, содержащий фрагменты книги Левит. Раритет был изъят полицией у араба-контрабандиста.
Особый интерес вызывает связь между кумранскими рукописями и ранним христианством. После их изучения выяснилось, что созданные ещё до Рождества Христова свитки Мёртвого моря содержат многие христианские идеи, в том числе и о грядущем переломе истории. Да и сама Кумранская община, возникшая за столетие до этого события, жила по строгому уставу, напоминающему устав христианского монастыря. В ней были обязательны совместные трапезы, публичное исповедание грехов, омовения крестильного типа, послушание по отношению к настоятелю, которого называли Праведным Учителем, воздержание от половых контактов.
Ессеи жили по собственному календарю
Специалистам Хайфского университета Израиля понадобился год, чтобы расшифровать десятки крошечных фрагментов свитка размером менее сан-тиметра, которые были написаны с помощью секретного кода. Разгадать его помогли пометки и исправления на полях, сделанные вторым писцом, который таким образом исправлял ошибки и неточности, допущенные автором свитка.
Удивительным открытием, сделанным учёными, стали сведения о двух праздниках, которые отмечали ессеи, поскольку их упоминания нет в Библии. Речь идёт о днях Нового вина и Нового масла, которые отмечались как продолжение праздника первого урожая пшеницы.
В расшифрованном тексте описывается 364-дневный календарь, который предположительно использовали ессеи. По словам исследователей рукописи, такой календарь отличается от лунного: количество дней в нём делится на 4 и на 7, и особые даты всегда приходятся на одни и те же дни. Как говорится в исследовании, «согласно этому календарю, праздник Новой пшеницы наступает через 50 дней после первой субботы после Песаха, праздник Нового вина наступает ещё через 50 дней и после дополнительного интервала в 50 дней празднуется праздник Нового масла».
Также стало известно, что ессеи отмечали смену времён года особым торжеством. Этот праздник назывался «текуфа», что в переводе с иврита означает «период».
Кумранские рукописи, которые называют также свитками Мёртвого моря, специалисты изучают уже более 70 лет. Самые первые манускрипты были обнаружены в 1947 году. В общей же сложности на сегодняшний день найдено свыше 900 свитков – самых древних из сохранившихся копий еврейской Библии – Танах, которая датируется приблизительно IV веком до н. э.
Изучение этих бесценных документов проливает свет на историю иудаизма и христианства и углубляет понимание Библии, так как тексты Кумранских рукописей очень близки непосредственно к библейским.
В свитках описываются быт и верования ессеев – одной из иудейских сект, возникшей во II веке до н. э. Её члены первоначально жили в городах и деревнях Иудеи, а позже основали обособленные колонии на северо-западе Мёртвого моря.
Также в этих исторических реликвиях, созданных в период с III века до н. э. – до I века н. э., содержатся уникальные сведения о жизни ранних христиан, отрывки из Евангелия и сюжеты из древнееврейской мифологии.
Несмотря на многолетние исследования, рукописи не раскрыли все свои тайны: два свитка до последнего времени не были расшифрованы.
Чудо открытия
Существует немало интерпретаций по поводу обнаружения артефактов, имеющих беспрецедентную историческую ценность для всего человечества. За прошедшие десятилетия сам факт находки свитков Мёртвого моря оброс легендами и тайнами. Основная версия гласит, что честь открытия принадлежит юному пастуху по имени Мухаммад ад-Диб из бедуинского племени та-амирех. Он, в поисках пропавшей козы, случайно обнаружил пещеру в скале. Внутри неё находилось множество глиняных кувшинов, значительная часть из которых была разбита.
В уцелевших посудинах были найдены кожаные свитки, завёрнутые в истлевшую льняную ткань. Это и были Кумранские рукописи – первые свитки Мёртвого моря, пролежавшие в пещере две тысячи лет. Кумранскими их назвали, потому что первые древнейшие манускрипты были обнаружены в пещерах Кумрана.
Позже их находили и в других пещерах Иудейской пустыни и в Масаде. Исследование рукописей показало, что часть из них были написаны в Кумранской общине. Хранятся реликвии в Храме Книги в Иерусалиме. По содержанию они разделяются на три группы: библейские тексты, апокрифы и псевдоэпиграфы.
Кроме того, в них содержатся сведения о самой Кумранской общине. Некоторые свитки пострадали от времени и развалились на фрагменты. Тексты в них зашифрованы, хотя для чего это было сделано, непонятно – никакой сверхсекретной информации они не содержат. Все сведения, описанные в них, были общеизвестны.
На переломе истории
Рукописи создавались на пергаменте из козьей или овечьей кожи, а также на папирусе. Частично они были выполнены на листах меди. Чернила применялись угольные, за исключением апокрифа Книги Бытия. Тексты написаны в основном на древнееврейском языке, частично – на арамейском. Древними писцами использовался квадратный еврейский шрифт – предшественник современного печатного братства.
События начала 2000-х годов свидетельствуют о том, что в руки к учёным попали не все свитки Мёртвого моря. В 2006 году профессор Ханан Эшель – археолог из тель-авивского университета Бар-Илан – представил научной общественности ранее неизвестный кумранский свиток, содержащий фрагменты книги Левит. Раритет был изъят полицией у араба-контрабандиста.
Особый интерес вызывает связь между кумранскими рукописями и ранним христианством. После их изучения выяснилось, что созданные ещё до Рождества Христова свитки Мёртвого моря содержат многие христианские идеи, в том числе и о грядущем переломе истории. Да и сама Кумранская община, возникшая за столетие до этого события, жила по строгому уставу, напоминающему устав христианского монастыря. В ней были обязательны совместные трапезы, публичное исповедание грехов, омовения крестильного типа, послушание по отношению к настоятелю, которого называли Праведным Учителем, воздержание от половых контактов.
Ессеи жили по собственному календарю
Специалистам Хайфского университета Израиля понадобился год, чтобы расшифровать десятки крошечных фрагментов свитка размером менее сан-тиметра, которые были написаны с помощью секретного кода. Разгадать его помогли пометки и исправления на полях, сделанные вторым писцом, который таким образом исправлял ошибки и неточности, допущенные автором свитка.
Удивительным открытием, сделанным учёными, стали сведения о двух праздниках, которые отмечали ессеи, поскольку их упоминания нет в Библии. Речь идёт о днях Нового вина и Нового масла, которые отмечались как продолжение праздника первого урожая пшеницы.
В расшифрованном тексте описывается 364-дневный календарь, который предположительно использовали ессеи. По словам исследователей рукописи, такой календарь отличается от лунного: количество дней в нём делится на 4 и на 7, и особые даты всегда приходятся на одни и те же дни. Как говорится в исследовании, «согласно этому календарю, праздник Новой пшеницы наступает через 50 дней после первой субботы после Песаха, праздник Нового вина наступает ещё через 50 дней и после дополнительного интервала в 50 дней празднуется праздник Нового масла».
Также стало известно, что ессеи отмечали смену времён года особым торжеством. Этот праздник назывался «текуфа», что в переводе с иврита означает «период».
Опубликовано 07 октября 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 634
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: