Чукчи: летающие воины тундры
Они называли себя высшей расой, порабощали чужеземцев, рубили головы с одного удара и изобрели памперсы...
В бытовом фольклоре давно закрепился образ чукчи как персонажа из анекдотов. На самом деле, в свое время чукчи были величайшими воинами Севера. Бесстрашными, воинственными, опьяненными мухоморами и носящими удивительные доспехи.
Приучали с детства чуять опасность
Чукчи — народ, расселенный на громадном пространстве: от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Предки современных чукчей появились в тундре на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Название «чукчи» — это адаптированное чукотское слово «чаучу», то есть, «богатый оленями». Именно так в XVII веке русским землепроходцам представились здешние оленеводы. На самом же деле они — луораветланы, что в буквальном переводе означает «настоящие люди». Такое нескромное название неслучайно. В мифологии Крайнего Севера чукчи — избранники богов, высшая раса.
Лучше всего образ чукчи описал капитан Д.И. Павлуцкий: «Чукчи — народ сильный, рослый, смелый, плечистый, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивают».
Собственно, сами чукчи делились на оленных кочевников, занимавшихся в основном разведением оленей, и оседлых рыболовов и охотников на морского зверя. Оленные чукчи были самыми подготовленными и сильными и воспринимали оседлых как более слабых и изнеженных, что не мешало им в случае морского набега объединяться вместе, чтобы пограбить тех же американских эскимосов.
Луораветланы с детства тренировались. Мальчики подолгу бегали, преследуя оленей и занимаясь выпасом стад, учились легко переносить голод и жажду, стрелять из лука и биться копьем и ножом, носить доспехи и бороться. Рассказывают, что малолетних чукчей приучали чуять опасность таким образом: к мальчику подкрадывался родитель и прижигал ему кожу. И так до тех пор, пока парень не начинал отскакивать в сторону от каждого шороха. А во время финального испытания за юным чукчей крался отец с луком и неожиданно стрелял в спину. Если парень уворачивался — становился воином. Если нет — умирал от раны, ибо такой неумеха был не нужен.
Кочевые луораветланы занимались кражей стад у коряков и других местных жителей, отправляясь в грабительские набеги в основном зимой, когда могли передвигаться с ощутимой скоростью на запряженных оленями нартах. Чаще всего набег выглядел так: к стойбищу подкрадывались на рассвете, когда жертвы спали в яранге — общем жилище из шкур оленя и жердей. С помощью аркана роняли ярангу и начинали бить копьями сквозь шкуры по ничего не соображающим спросонья людям. В это время другие чукчи уже угоняли оленей. Правда, иногда жители яранги начинали стрелять через специальные бойницы в стенах из луков или огнестрельного оружия, и если убивали нескольких чукчей, те предпочитали сбежать.
Бывало, что чукчи устраивали засады на казаков или местных жителей, которые прятались в русских крепостях-острогах. Для этого небольшой отряд нападал на острог и, получив отпор, притворно сбегал, а если их начинали преследовать, заманивал противника в засаду, где его поджидали гораздо большие силы. При сражениях чукчи старались основным отрядом напасть с фронта, отвлекая противника, а вторым — обойти с тыла, внося неразбериху и панику в ряды врага. Осаждать крепости и брать их штурмом чукчи не умели, да им это было не нужно.
Оседлые чукчи славились как искусные мореходы, которые на своих легких суденышках, построенных без единого гвоздя, из кожи и дерева, огибали Аляску и достигали Канады. Флотилии быстрых байдар приносили не меньшие опустошения, чем драккары викингов. Тем, кого заинтересовала история этого народа, советуем обратиться к книге «Военное дело чукчей (середина XVII — начало XX в.)» Александра Нефедкина.
Китовый ус против пули
Самыми важными орудиями войны у луораветланов были луки и копья. Наконечники стрел изготавливали сначала из камня и кости, а с приходом русских — из железа, так как у самих чукчей металлургия была не развита. Копья приспосабливали специально для рукопашной схватки, наконечники также старались делать из металла, делали их длинными и широкими, так, чтобы ими было легко рубить. Существовала и иная разновидность древкового оружия — что-то вроде тесака на древке, которым иногда умудрялись отрубить противнику голову с одного удара. Ну, и, конечно, любой чукча имел при себе нож. Гораздо реже использовали дубины и пращи для метания камней.
Сами воины разделялись на тяжеловооруженных — одетых в доспехи, стрелявших из лука, а затем идущих в рукопашную, а также легких — уворачивающихся от стрел и после победы догонявших разбегающихся врагов.
Удивительна и военная экипировка чукчей. Например, панцирь из толстой моржовой кожи. Кроме того, доспехи изготавливали из китового уса или кости, при этом качество выделки было таким, что мелкокалиберное огнестрельное оружие его не всегда пробивало. Шлем носили редко, предпочитая защищать голову с помощью «крыльев» — щитков из дерева, покрытых пластинами, которые сзади закрывали затылок и привязывались к рукам, позволяя не только стрелять из лука, но и легким движением закрываться крылом как щитом. Обычно воин носил одно крыло, вставая к врагу так, чтобы всегда можно было защититься крылом от стрелы.
Нарты — сани в оленьей или собачьей упряжке — использовали не только для передвижения. Из них делали полевые укрепления, ставя кругом. Также с нарт могли во время движения стрелять из лука. Бывало, что чукчи защищались, забравшись на холм, и поливали водой тропинку, ведущую к вершине. Вода замерзала, и навстречу наступающему противнику пускались тяжеленные нарты, заполненные камнями и утыканные спереди копьями и заостренными рогами оленей. После того, как такой таран сносил первые шеренги врага, луораветланы шли в атаку.
Было у них и секретное оружие. В бою чукчи использовали уникальный тактический прием. Когда дело доходило до рукопашной схватки, из задних рядов внезапно вылетали воины, проносились над головами противника на 20-40 метров и приземлялись в тылу. Как они это делали? Загадка не давала исследователям покоя. Наконец предположили — воины прыгали на древко копья, оно пружинило и подбрасывало человека. Но вот незадача — сделать такое оружие в современных условиях долгое время никому не удавалось…
Тайну раскрыл исследователь быта народов Крайнего Севера и краевед Эдуард Гунченко. Оказывается, древко чудо-копья в буквальном смысле слова выращивали. Опытный оружейник находил молодую березку, обрезал нижние веточки, а сам стволик начинал закручивать. Наконец, когда деревце становилось выше двух метров, его срубали, ствол сушили по особой технологии и делали из него древко копья-батута. Кстати, эту хитрость так и не разгадали племена, враждовавшие с чукчами. Поэтому на коряков, эскимосов и эвенков летающие луораветланы наводили священный ужас.
Использовались и стимуляторы. Перед боем луораветланы часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой — становился источником видений. Иногда употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб, можно испытать эффект повторно).
Чукотские женщины настолько суровы...
В бою чаще всего участвовали молодые мужчины, которые хотели доказать свое мужество, а также опытные воины, получавшие от набегов добычу. Чукотские женщины были не менее суровы, они тоже воевали, особенно если на ярангу нападали враги, в то время как мужчина был на охоте. Им предписывалось всегда носить при себе нож, чтобы в случае пленения зарезать сначала своих детей, потом престарелых родителей и, наконец, себя. Бывало, что женщин брали и в набег. Когда семья оставалась без кормильца, девочки тренировались точно так же, как мальчики, и такие воительницы могли участвовать в походах на равных с мужчинами.
Существовало у чукчей и рабство. Невольницами были женщины, неспособные рожать, и мужчины из бедных семей, которых продавали за долги. Но соплеменников чукчи эксплуатировали неохотно. Совсем другое дело чужеземцы, захваченные во время набегов. Особенно ценились в XVII — XVIII веках молодые женщины, привезенные с американского континента. Пленницы выполняли всю самую трудную и грязную работу.
К слову, о женщинах. Знаете ли вы, что именно древние чукотские матери изобрели приспособление, избавившее современных мам от многих проблем, – подгузники! Новорожденного чукчу «упаковывали» в специальный мешок с разветвлениями для рук и ног. Там малышу было и тепло, и уютно. А чтобы ребенка не беспокоили мокрые дела, подкладывали в этот «комбинезон» слой мха с оленьей шерстью. Такой памперс меняли несколько раз в день через специальный клапан.
А вот еще одно интересное явление из семейной жизни луораветланов — каста транссексуалов. Некоторым людям слышалось, что северные духи нашептывали о необходимости смены пола. Тогда такой человек начинал носить одежду и подражать голосу того пола, который выбрали духи. Мужчины-транссексуалы выходили замуж или оказывали сексуальные услуги, а женщины-транссексуалы выполняли мужскую работу и ходили на войну.
Но сверхъестественные силы вмешивались не только в сексуальную жизнь. Вся чукотская традиционная религия пронизана верой в духов. Кроме того, луораветланам был свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Русские путешественники отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.
При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым.
Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. Особо же лютые бойцы за каждого убитого врага рисовали себе точку на руке. И у матерых воинов из этих точек могла выстроиться линия от запястья до локтя.
Кстати сказать, эти жители Крайнего Севера всегда ценили юмор. У чукчей есть поговорка: «Смех делает человека сильным». Даже в самые страшные эпидемии, когда люди вымирали целыми стойбищами, смерть встречали без уныния и страха. А еще у чукчей нет грустных песен. Смотреть на жизнь с улыбкой приучали с детства. Луораветланы говорили: «Если малыш долго плачет после наказания, он дурно воспитан».Источник: "DISGUSTING MEN"
В бытовом фольклоре давно закрепился образ чукчи как персонажа из анекдотов. На самом деле, в свое время чукчи были величайшими воинами Севера. Бесстрашными, воинственными, опьяненными мухоморами и носящими удивительные доспехи.
Приучали с детства чуять опасность
Чукчи — народ, расселенный на громадном пространстве: от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Предки современных чукчей появились в тундре на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Название «чукчи» — это адаптированное чукотское слово «чаучу», то есть, «богатый оленями». Именно так в XVII веке русским землепроходцам представились здешние оленеводы. На самом же деле они — луораветланы, что в буквальном переводе означает «настоящие люди». Такое нескромное название неслучайно. В мифологии Крайнего Севера чукчи — избранники богов, высшая раса.
Лучше всего образ чукчи описал капитан Д.И. Павлуцкий: «Чукчи — народ сильный, рослый, смелый, плечистый, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивают».
Собственно, сами чукчи делились на оленных кочевников, занимавшихся в основном разведением оленей, и оседлых рыболовов и охотников на морского зверя. Оленные чукчи были самыми подготовленными и сильными и воспринимали оседлых как более слабых и изнеженных, что не мешало им в случае морского набега объединяться вместе, чтобы пограбить тех же американских эскимосов.
Луораветланы с детства тренировались. Мальчики подолгу бегали, преследуя оленей и занимаясь выпасом стад, учились легко переносить голод и жажду, стрелять из лука и биться копьем и ножом, носить доспехи и бороться. Рассказывают, что малолетних чукчей приучали чуять опасность таким образом: к мальчику подкрадывался родитель и прижигал ему кожу. И так до тех пор, пока парень не начинал отскакивать в сторону от каждого шороха. А во время финального испытания за юным чукчей крался отец с луком и неожиданно стрелял в спину. Если парень уворачивался — становился воином. Если нет — умирал от раны, ибо такой неумеха был не нужен.
К оружию чукчи приучались с детства
Кочевые луораветланы занимались кражей стад у коряков и других местных жителей, отправляясь в грабительские набеги в основном зимой, когда могли передвигаться с ощутимой скоростью на запряженных оленями нартах. Чаще всего набег выглядел так: к стойбищу подкрадывались на рассвете, когда жертвы спали в яранге — общем жилище из шкур оленя и жердей. С помощью аркана роняли ярангу и начинали бить копьями сквозь шкуры по ничего не соображающим спросонья людям. В это время другие чукчи уже угоняли оленей. Правда, иногда жители яранги начинали стрелять через специальные бойницы в стенах из луков или огнестрельного оружия, и если убивали нескольких чукчей, те предпочитали сбежать.
Бывало, что чукчи устраивали засады на казаков или местных жителей, которые прятались в русских крепостях-острогах. Для этого небольшой отряд нападал на острог и, получив отпор, притворно сбегал, а если их начинали преследовать, заманивал противника в засаду, где его поджидали гораздо большие силы. При сражениях чукчи старались основным отрядом напасть с фронта, отвлекая противника, а вторым — обойти с тыла, внося неразбериху и панику в ряды врага. Осаждать крепости и брать их штурмом чукчи не умели, да им это было не нужно.
Оседлые чукчи славились как искусные мореходы, которые на своих легких суденышках, построенных без единого гвоздя, из кожи и дерева, огибали Аляску и достигали Канады. Флотилии быстрых байдар приносили не меньшие опустошения, чем драккары викингов. Тем, кого заинтересовала история этого народа, советуем обратиться к книге «Военное дело чукчей (середина XVII — начало XX в.)» Александра Нефедкина.
Луораветланы готовы к бою
Китовый ус против пули
Самыми важными орудиями войны у луораветланов были луки и копья. Наконечники стрел изготавливали сначала из камня и кости, а с приходом русских — из железа, так как у самих чукчей металлургия была не развита. Копья приспосабливали специально для рукопашной схватки, наконечники также старались делать из металла, делали их длинными и широкими, так, чтобы ими было легко рубить. Существовала и иная разновидность древкового оружия — что-то вроде тесака на древке, которым иногда умудрялись отрубить противнику голову с одного удара. Ну, и, конечно, любой чукча имел при себе нож. Гораздо реже использовали дубины и пращи для метания камней.
Сами воины разделялись на тяжеловооруженных — одетых в доспехи, стрелявших из лука, а затем идущих в рукопашную, а также легких — уворачивающихся от стрел и после победы догонявших разбегающихся врагов.
Удивительна и военная экипировка чукчей. Например, панцирь из толстой моржовой кожи. Кроме того, доспехи изготавливали из китового уса или кости, при этом качество выделки было таким, что мелкокалиберное огнестрельное оружие его не всегда пробивало. Шлем носили редко, предпочитая защищать голову с помощью «крыльев» — щитков из дерева, покрытых пластинами, которые сзади закрывали затылок и привязывались к рукам, позволяя не только стрелять из лука, но и легким движением закрываться крылом как щитом. Обычно воин носил одно крыло, вставая к врагу так, чтобы всегда можно было защититься крылом от стрелы.
Нарты — сани в оленьей или собачьей упряжке — использовали не только для передвижения. Из них делали полевые укрепления, ставя кругом. Также с нарт могли во время движения стрелять из лука. Бывало, что чукчи защищались, забравшись на холм, и поливали водой тропинку, ведущую к вершине. Вода замерзала, и навстречу наступающему противнику пускались тяжеленные нарты, заполненные камнями и утыканные спереди копьями и заостренными рогами оленей. После того, как такой таран сносил первые шеренги врага, луораветланы шли в атаку.
Было у них и секретное оружие. В бою чукчи использовали уникальный тактический прием. Когда дело доходило до рукопашной схватки, из задних рядов внезапно вылетали воины, проносились над головами противника на 20-40 метров и приземлялись в тылу. Как они это делали? Загадка не давала исследователям покоя. Наконец предположили — воины прыгали на древко копья, оно пружинило и подбрасывало человека. Но вот незадача — сделать такое оружие в современных условиях долгое время никому не удавалось…
Тайну раскрыл исследователь быта народов Крайнего Севера и краевед Эдуард Гунченко. Оказывается, древко чудо-копья в буквальном смысле слова выращивали. Опытный оружейник находил молодую березку, обрезал нижние веточки, а сам стволик начинал закручивать. Наконец, когда деревце становилось выше двух метров, его срубали, ствол сушили по особой технологии и делали из него древко копья-батута. Кстати, эту хитрость так и не разгадали племена, враждовавшие с чукчами. Поэтому на коряков, эскимосов и эвенков летающие луораветланы наводили священный ужас.
Использовались и стимуляторы. Перед боем луораветланы часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой — становился источником видений. Иногда употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб, можно испытать эффект повторно).
Чукотские женщины настолько суровы...
В бою чаще всего участвовали молодые мужчины, которые хотели доказать свое мужество, а также опытные воины, получавшие от набегов добычу. Чукотские женщины были не менее суровы, они тоже воевали, особенно если на ярангу нападали враги, в то время как мужчина был на охоте. Им предписывалось всегда носить при себе нож, чтобы в случае пленения зарезать сначала своих детей, потом престарелых родителей и, наконец, себя. Бывало, что женщин брали и в набег. Когда семья оставалась без кормильца, девочки тренировались точно так же, как мальчики, и такие воительницы могли участвовать в походах на равных с мужчинами.
Существовало у чукчей и рабство. Невольницами были женщины, неспособные рожать, и мужчины из бедных семей, которых продавали за долги. Но соплеменников чукчи эксплуатировали неохотно. Совсем другое дело чужеземцы, захваченные во время набегов. Особенно ценились в XVII — XVIII веках молодые женщины, привезенные с американского континента. Пленницы выполняли всю самую трудную и грязную работу.
К слову, о женщинах. Знаете ли вы, что именно древние чукотские матери изобрели приспособление, избавившее современных мам от многих проблем, – подгузники! Новорожденного чукчу «упаковывали» в специальный мешок с разветвлениями для рук и ног. Там малышу было и тепло, и уютно. А чтобы ребенка не беспокоили мокрые дела, подкладывали в этот «комбинезон» слой мха с оленьей шерстью. Такой памперс меняли несколько раз в день через специальный клапан.
А вот еще одно интересное явление из семейной жизни луораветланов — каста транссексуалов. Некоторым людям слышалось, что северные духи нашептывали о необходимости смены пола. Тогда такой человек начинал носить одежду и подражать голосу того пола, который выбрали духи. Мужчины-транссексуалы выходили замуж или оказывали сексуальные услуги, а женщины-транссексуалы выполняли мужскую работу и ходили на войну.
Но сверхъестественные силы вмешивались не только в сексуальную жизнь. Вся чукотская традиционная религия пронизана верой в духов. Кроме того, луораветланам был свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Русские путешественники отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.
При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым.
Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. Особо же лютые бойцы за каждого убитого врага рисовали себе точку на руке. И у матерых воинов из этих точек могла выстроиться линия от запястья до локтя.
Кстати сказать, эти жители Крайнего Севера всегда ценили юмор. У чукчей есть поговорка: «Смех делает человека сильным». Даже в самые страшные эпидемии, когда люди вымирали целыми стойбищами, смерть встречали без уныния и страха. А еще у чукчей нет грустных песен. Смотреть на жизнь с улыбкой приучали с детства. Луораветланы говорили: «Если малыш долго плачет после наказания, он дурно воспитан».Источник: "DISGUSTING MEN"
Опубликовано 25 сентября 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 4915
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: