Надя Рушева: рисующая Дьявола
У него много ликов и достаточно забот. Он вездесущ, этот антипод Творца. Его зовут по-разному. Повелитель тёмных сил. Сатана. Нечистый. Дьявол… Вступать с ним контакт, а тем более в диалог, отваживаются лишь самые бесшабашные, отчаявшиеся или мудрые. Говорить с ним на равных - всё равно что ходить по лезвию бритвы. Вызывают его только на грани безумия. Или когда терять нечего, и за бессмертие, мнится, можно «продать душу». Но каково искушение! С самим потягаться…
Надя Рушева вряд ли собиралась «вызывать огонь на себя». Что ей, 17-летней, было до главного «противовеса» Отца Небесного? Но вышло так, что она дерзнула. Вслед за своим любимым на тот момент жизни писателем - Михаилом Булгаковым.
Любовь к колдунье
Известно, что Михаил Афанасьевич замыслил «роман о дьяволе» ещё в конце 1920-х. Был уже написан и «Великий канцлер» — первый черновой вариант книги. Был начат диалог с Кремлём. Булгаков, почти играючи, как ему казалось, пообщался с вождём народов (писатель тогда имел первый и последний телефонный разговор со Сталиным, и тем обрёк себя на статус невыездного). Михаил Афанасьевич словно полагал, что получил от земного кремлёвского «канцлера» карт-бланш на свой роман! Однако вызвал лишь «тень императора», создал литературного героя, которого решил назвать Воланд. Но тут в его жизнь вошла… Маргарита.
Булгаков встречает Елену Сергеевну Шиловскую, красивую и умную женщину, способную покорить и вдохновить мужчину. Писатель уводит её от законного мужа. Но главное — делает героиней романа о дьяволе! Кто бы мог ожидать такого поворота? Теперь это история Мастера, в судьбу которого вмешивается дьявол. И драма любви, трагедия помешательства и вызволения из дома скорби. Силою чувства Маргариты и всевластия сатаны. Недаром Елена Сергеевна любила загадочно утверждать, что она колдунья и может ворожить и привораживать… Она всегда знала, чего хотела, и осуществляла задуманное — пусть на это уходили годы и даже десятилетия!
Вдова писателя поклялась мужу, лежавшему на смертном одре, что его книгу прочитают. Однако на родине автора первое издание романа вышло только в конце 1960-х. Журнал «Москва» напечатал сокращенную цензурой версию «Мастера и Маргариты». А незадолго до собственной смерти, в 1969 году, Елена Сергеевна узнает: московская школьница Надя Рушева создала рисунки к роману. Муза Булгакова своим правом наследницы запретила иллюстрировать 22 издания «Мастера…», напечатанные за рубежом. Кто же это в своём Отечестве дерзнул?! А дерзнула девочка, умеющая делать невидимое видимым.
Встреча после смерти
Легендарный роман Надя Рушева иллюстрировала «для себя». 200 рисунков! С беспечностью гения она и не задумывалась, что до неё этого не делал никто. У юной художницы не было предшественников в создании «зрительного ряда» романа «Мастер и Маргарита». Она рискнула запечатлеть на бумаге даже дьявола, изображать которого опасались и величайшие мастера европейского Возрождения! Весть об иллюстрациях дошла до Елены Сергеевны Булгаковой. Естественно, что она, воспетая Мастером Маргарита, захотела их посмотреть.
Надя умерла в марте 1969-го. А осенью того же года, незадолго до смерти Елены Сергеевны, состоялся просмотр двух папок с рисунками Нади. Маргарита встретилась со своим изображением и восхитилась им! Она с волнением пережила встречу с портретом Мастера и признала за художницей дар провидения: «Откуда она узнала, что у Михаила Афанасьевича был именно такой перстень?… А шапочку эту я сама положила ему в гроб». «Как я грущу, что не знала это удивительное существо — Надю Рушеву!» — написала Елена Булгакова на Надином журнальном экземпляре романа 6 декабря 1969 года. И добавила: «Я хотела бы увидеть издание романа с её иллюстрациями».
Падение звезды
А Надина звезда зажглась уже после её смерти. К 14 прижизненным выставкам (в том числе во Всесоюзном Пушкинском музее в Ленинграде и Музее Льва Толстого в Москве) прибавились почти 200 посмертных. В Советском Союзе графику Рушевой посмотрели миллионы. Все крупные художественные музеи СССР, выставочные залы областей и краёв — без исключения — показали её работы, как по директиве ЦК КПСС. Но указаний сверху не было. Всесоюзное признание Нади началось после некролога, написанного академиком В.А. Ва-тагиным и опубликованного в сентябрьском номере журнала «Юность».
В 1970 году последовала выставка в кабинете графики Музея изобразительных искусств в Москве. Чтобы посмотреть 100 рисунков Нади Рушевой, люди часами стояли в очереди. А в 1972-м на Центральном телевидении режиссёр Фахри Мустафаев снял часовой документальный фильм «Надя Рушева» — его аудиторией стал весь СССР Страну взволновал трагический образ юной художницы. Нарастал восторженный приём всего, что хоть как-то раскрывало все новые грани жизни и таланта Нади. Поклонники её творчества ждали продолжения. И оно последовало!
«Комсомольская правда» публикует сенсационную статью «Загадка Нади Рушевой». Журнал «Юность» делает достоянием общественности её письма артековским друзьям — свидетельства невероятной для отрочества духовной и социальной зрелости «обыкновенной московской школьницы». Появляются повесть и пьеса о ней, где правда смешивается с вымыслом. Родные и друзья Нади с возмущением узнают о её будто бы неразделённой любви к артековскому вожатому. Литературные опусы и пьеса о художнице, прозвучавшая по Всесоюзному радио, порождают слухи о некоей трагической составляющей жизни Рушевой. С тех пор в сознании почитателей творчества Нади — вопреки здравому смыслу — будет обретаться мысль: столь ранний её уход из жизни, наверное, не случаен! Что-то замалчивают! То ли талант «эксплуатировали», принуждая слишком много рисовать. То ли «несчастная любовь» свела в могилу юное существо. То ли — о, ужас! — и тут козни дьявола: девочка посмела нарисовать его око!
Месть Сатаны
«Спрос на Рушеву» достиг апогея к середине 1970-х. И пошёл на убыль, как только умер Николай Константинович Рушев, отец Нади. Без его дара организатора, менеджера-продюсера, как сказали бы сегодня, нельзя было обойтись. И рисунки вернулись с выставок на домашнее хранение. Невостребованным оказалось наследие Нади — все тысячи её графических работ, в том числе сотни шедевров. Они так и остались не до конца понятыми — и тогдашними, и современными искусствоведами. Снова козни дьявола? С развалом СССР администраторам от искусства было уже не до феномена Рушевой. И слабым утешением можно считать отдельные факты международного признания её выдающегося художественного дара. Советский фонд культуры принял от матери Нади, Наталии Дойдаловны Ажикмаа, основную часть графического наследия дочери. А через год выставку Рушевой в Японии посмотрели свыше ста тысяч любителей искусства. Безусловно, девочка, рисовавшая дьявола, не может быть забыта. Но повелитель тёмных сил отомстил ей переменчивостью судьбы! Он то превозносил её до небес, обольщая при жизни известностью, а после смерти — всесоюзной славой, то низвергал с вершин популярности и поклонения.
Каким же остаётся для нас её творчество? Пронзительным лучом красоты и света «вечно живущей» (так переводится данное ей при рождении имя — Найдан) в суетном царстве изверившихся или безнадёжно надеющихся на лучшее людей. Ну а «дьяволу служить или пророку», как известно, «каждый выбирает по себе».Автор: В.Щепкин
Надя Рушева вряд ли собиралась «вызывать огонь на себя». Что ей, 17-летней, было до главного «противовеса» Отца Небесного? Но вышло так, что она дерзнула. Вслед за своим любимым на тот момент жизни писателем - Михаилом Булгаковым.
Любовь к колдунье
Известно, что Михаил Афанасьевич замыслил «роман о дьяволе» ещё в конце 1920-х. Был уже написан и «Великий канцлер» — первый черновой вариант книги. Был начат диалог с Кремлём. Булгаков, почти играючи, как ему казалось, пообщался с вождём народов (писатель тогда имел первый и последний телефонный разговор со Сталиным, и тем обрёк себя на статус невыездного). Михаил Афанасьевич словно полагал, что получил от земного кремлёвского «канцлера» карт-бланш на свой роман! Однако вызвал лишь «тень императора», создал литературного героя, которого решил назвать Воланд. Но тут в его жизнь вошла… Маргарита.
Булгаков встречает Елену Сергеевну Шиловскую, красивую и умную женщину, способную покорить и вдохновить мужчину. Писатель уводит её от законного мужа. Но главное — делает героиней романа о дьяволе! Кто бы мог ожидать такого поворота? Теперь это история Мастера, в судьбу которого вмешивается дьявол. И драма любви, трагедия помешательства и вызволения из дома скорби. Силою чувства Маргариты и всевластия сатаны. Недаром Елена Сергеевна любила загадочно утверждать, что она колдунья и может ворожить и привораживать… Она всегда знала, чего хотела, и осуществляла задуманное — пусть на это уходили годы и даже десятилетия!
Вдова писателя поклялась мужу, лежавшему на смертном одре, что его книгу прочитают. Однако на родине автора первое издание романа вышло только в конце 1960-х. Журнал «Москва» напечатал сокращенную цензурой версию «Мастера и Маргариты». А незадолго до собственной смерти, в 1969 году, Елена Сергеевна узнает: московская школьница Надя Рушева создала рисунки к роману. Муза Булгакова своим правом наследницы запретила иллюстрировать 22 издания «Мастера…», напечатанные за рубежом. Кто же это в своём Отечестве дерзнул?! А дерзнула девочка, умеющая делать невидимое видимым.
Встреча после смерти
Легендарный роман Надя Рушева иллюстрировала «для себя». 200 рисунков! С беспечностью гения она и не задумывалась, что до неё этого не делал никто. У юной художницы не было предшественников в создании «зрительного ряда» романа «Мастер и Маргарита». Она рискнула запечатлеть на бумаге даже дьявола, изображать которого опасались и величайшие мастера европейского Возрождения! Весть об иллюстрациях дошла до Елены Сергеевны Булгаковой. Естественно, что она, воспетая Мастером Маргарита, захотела их посмотреть.
Надя умерла в марте 1969-го. А осенью того же года, незадолго до смерти Елены Сергеевны, состоялся просмотр двух папок с рисунками Нади. Маргарита встретилась со своим изображением и восхитилась им! Она с волнением пережила встречу с портретом Мастера и признала за художницей дар провидения: «Откуда она узнала, что у Михаила Афанасьевича был именно такой перстень?… А шапочку эту я сама положила ему в гроб». «Как я грущу, что не знала это удивительное существо — Надю Рушеву!» — написала Елена Булгакова на Надином журнальном экземпляре романа 6 декабря 1969 года. И добавила: «Я хотела бы увидеть издание романа с её иллюстрациями».
Пушкину, когда он ушёл из жизни, было 37 лет, Лермонтову - 26, Шуберту - 31, Грибоедову - 34, Есенину - 30, Дельвигу - 32, Гумилёву - 35, Блоку - 40, Дж. Лондону - 40, Гоголю - 42.
Падение звезды
А Надина звезда зажглась уже после её смерти. К 14 прижизненным выставкам (в том числе во Всесоюзном Пушкинском музее в Ленинграде и Музее Льва Толстого в Москве) прибавились почти 200 посмертных. В Советском Союзе графику Рушевой посмотрели миллионы. Все крупные художественные музеи СССР, выставочные залы областей и краёв — без исключения — показали её работы, как по директиве ЦК КПСС. Но указаний сверху не было. Всесоюзное признание Нади началось после некролога, написанного академиком В.А. Ва-тагиным и опубликованного в сентябрьском номере журнала «Юность».
В 1970 году последовала выставка в кабинете графики Музея изобразительных искусств в Москве. Чтобы посмотреть 100 рисунков Нади Рушевой, люди часами стояли в очереди. А в 1972-м на Центральном телевидении режиссёр Фахри Мустафаев снял часовой документальный фильм «Надя Рушева» — его аудиторией стал весь СССР Страну взволновал трагический образ юной художницы. Нарастал восторженный приём всего, что хоть как-то раскрывало все новые грани жизни и таланта Нади. Поклонники её творчества ждали продолжения. И оно последовало!
«Комсомольская правда» публикует сенсационную статью «Загадка Нади Рушевой». Журнал «Юность» делает достоянием общественности её письма артековским друзьям — свидетельства невероятной для отрочества духовной и социальной зрелости «обыкновенной московской школьницы». Появляются повесть и пьеса о ней, где правда смешивается с вымыслом. Родные и друзья Нади с возмущением узнают о её будто бы неразделённой любви к артековскому вожатому. Литературные опусы и пьеса о художнице, прозвучавшая по Всесоюзному радио, порождают слухи о некоей трагической составляющей жизни Рушевой. С тех пор в сознании почитателей творчества Нади — вопреки здравому смыслу — будет обретаться мысль: столь ранний её уход из жизни, наверное, не случаен! Что-то замалчивают! То ли талант «эксплуатировали», принуждая слишком много рисовать. То ли «несчастная любовь» свела в могилу юное существо. То ли — о, ужас! — и тут козни дьявола: девочка посмела нарисовать его око!
Месть Сатаны
«Спрос на Рушеву» достиг апогея к середине 1970-х. И пошёл на убыль, как только умер Николай Константинович Рушев, отец Нади. Без его дара организатора, менеджера-продюсера, как сказали бы сегодня, нельзя было обойтись. И рисунки вернулись с выставок на домашнее хранение. Невостребованным оказалось наследие Нади — все тысячи её графических работ, в том числе сотни шедевров. Они так и остались не до конца понятыми — и тогдашними, и современными искусствоведами. Снова козни дьявола? С развалом СССР администраторам от искусства было уже не до феномена Рушевой. И слабым утешением можно считать отдельные факты международного признания её выдающегося художественного дара. Советский фонд культуры принял от матери Нади, Наталии Дойдаловны Ажикмаа, основную часть графического наследия дочери. А через год выставку Рушевой в Японии посмотрели свыше ста тысяч любителей искусства. Безусловно, девочка, рисовавшая дьявола, не может быть забыта. Но повелитель тёмных сил отомстил ей переменчивостью судьбы! Он то превозносил её до небес, обольщая при жизни известностью, а после смерти — всесоюзной славой, то низвергал с вершин популярности и поклонения.
Каким же остаётся для нас её творчество? Пронзительным лучом красоты и света «вечно живущей» (так переводится данное ей при рождении имя — Найдан) в суетном царстве изверившихся или безнадёжно надеющихся на лучшее людей. Ну а «дьяволу служить или пророку», как известно, «каждый выбирает по себе».Автор: В.Щепкин
Опубликовано 17 июля 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 996
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: