Портрет Иисуса
Портрет Иисуса
Как выглядел Иисус Христос? Иконописных изображений Спасителя существует бесчисленное множество, но то все канонические образы, далекие от реальности. Истинный же внешний облик Христа - одна из самых больших загадок цивилизации.

Телесный вид значения не имеет

Все четыре Евангелия написаны апостолами, четыре года неотступно следовавшими за своим Учителем. Они подробно описывают свершавшиеся им чудеса, отмечают даже незначительные детали его поведения, но не говорят ни слова о том, как он выглядел. "Телесный вид" Сына Божьего, по их разумению, не имеет никакого значения для истинно верующих. Не случайно в Евангелии от Иоанна приводятся слова Спасителя: "Счастливы те, кто поверил, не видев Меня".
Богословы, иконописцы, а вслед за ними и художники не ставили перед собой задачу воссоздать реальный облик Иисуса Христа. Считалось, что его внешность недоступна человеческому сознанию. На протяжении многих столетий Спасителя изображали по-разному, пока после долгих споров не были утверждены строгие правила написания икон и канонизирован тот образ, который сохраняется до сих пор. Отныне и навеки Иисус должен изображаться с удлиненным худощавым лицом и большими строгими глазами. Однако надо понимать, что этот образ воспроизводит не реальный вид Спасителя, а представление верующих христиан о том, как он выглядел.

Портрет на плащанице

Вопрос об истинном облике Христа замалчивался долгие столетия. Но в конце XIX века наконец появился весьма весомый повод поговорить на эту запретную тему.
Случилось это так. Весной 1898 года итальянский король Умберто I предложил фотографу-любителю Секондо Пиа сделать фотографию величайшей христианской реликвии - Туринской плащаницы - и выставить фото для всеобщего обозрения на одном из праздников. Плащаница, хранившаяся в кафедральном соборе Турина, представляла собой кусок льна размером 4,4 на 1,1 м. По преданию этой тканью было обернуто умащенное благовониями тело Христа, снятое с креста.
25 мая Секондо Пиа отправился выполнять почетное поручение. При ярком электрическом свете он сфотографировал плащаницу на огромную пластину размером 50x60 сантиметров. А вернувшись домой, сразу же занялся проявкой в своей лаборатории. И тут произошло нечто такое, чему Секондо в первые мгновения не мог поверить: при слабом свете фасного фонаря на стеклянной пластине стала появляться фигура человека. Это мог быть только Иисус Христос! На пластине оказалось позитивное изображение мужчины, лежащего со сложенными на груди руками. На плащанице этот "рисунок" был настолько слаб и тонок, что человеческий глаз не мог различить его на фоне сероватой ткани. Теперь же на фотографии отчетливо просматривалось не только тело с ранами на руках и ногах, но и лицо с длинными волосами, усами и бородой. Открытие внешнего облика Христа стало сенсацией, предметом ожесточенных споров и дебатов на долгие годы. Наибольшую активность, как нетрудно догадаться, проявляли ученые, взявшиеся изучать этот портрет. Слово "подделка" зазвучало практически сразу - поверить в нерукотворное происхождение изображения на христианской реликвии было трудно. Однако доказать, что Туринская плащаница - всего лишь фальшивка, никто не смог. Верующие же люди смогли наконец увидеть Спасителя таким, каким он был на самом деле. С плащаницы "смотрит" скорбное, печальное и бесконечно усталое лицо. Высокий лоб наискосок пересечен частыми следами шипов. Глаза закрыты. Чуть приоткрытый рот правильных очертаний выражает покорность и смирение. Красивый точеный нос сломан в переносице. Левая щека распухла от побоев, разбита скула, подбородок рассечен...

Второй лик спасителя

В 2002 году плащаницу было решено реставрировать. К участию в работах привлекли профессоров Падуанского физического университета Джулио Фанти и Роберто Магиолло. В процессе реставрации с тыльной стороны плащаницы сняли ткань, нашитую еще в XV! веке. Тогда бесценная христианская реликвия хранилась во французском монастыре Шамберитам. В 1532 году в обители случился страшный пожар и плащаница пострадала от огня. Ткань почернела, а местами даже прогорела, и поэтому монахи укрепили ее, подшив к ней матерчатую "подкладку". До 2002 года она не давала исследователям возможности взглянуть на оборотную сторону плащаницы. Но, после того как "подкладку" отпороли, ее изнанку смогли исследовать в мельчайших деталях. При этом были сделаны фотографии всех участков плащаницы. Изучая снимки, Джулио Фанти заметил, "что на фотографиях проступают контуры некоего образа". "Тогда у меня родилась идея применить для изучения снимков свои знания и опыт в области оптических измерений, а исследования провести в моей лаборатории, оснащенной специальным оборудованием", - рассказывает ученый.
Поскольку изображение, проступившее на плащанице, было очень бледным, а его резкость составляла менее 10% по шкале измерения четкости, фотографии решили увеличить. Затем Фанти и его коллега Роберто Магиолло приступили к анализу "портрета" Иисуса методом сравнения значимых и шумовых сигналов. Суть этого метода состоит в том, что сигнал по-разному отражается от участков с разной оптической плотностью, более темных местах его сила больше, и наоборот.
В результате кропотливой работы на экране монитора постепенно стали прорисовываться контуры носа, глаз и бороды - в виде темных контуров на более светлом фоне. После тщательного сравнения ученые пришли к выводу: изображение лица на тыльной стороне плащаницы соответствует известному лику Иисуса Христа на его лицевой стороне, сфотографированному в 1898 году Секондо Пиа. А вот "отпечаток" тела обнаружить не удалось, смутно проступили лишь контуры, напоминающие руки.
Обнаружив второй лик Христа, профессор Джулио Фанти изучил под микроскопом фотографии поперечного сечения ткани плащаницы. Оказалось, что на обеих сторонах реликвии, как на лицевой, так и на тыльной, изображения "затронули" только поверхностные волокна льняной пряжи на глубину 0,03 мм. При этом общая толщина ткани составляет 0,34 мм. По словам профессора Фанти, сам факт, что середина тканевой структуры оказалась чистой, является бесспорным свидетельством в пользу нерукотворности лика Иисуса Триста. Ученый убежден: изготовить таким образом подделку невозможно - краски или химические реактивы пропитали бы ткань на большую глубину.
Но каким образом на плащанице отпечаталось лицо Спасителя?
Профессор Фанти выдвинул следующую гипотезу: "Поверхностность" изображения может говорить о том, что через ткань плащаницы проходил сильный энергетический поток, на его входе и выходе верхние волокна подверглись воздействию коронарных разрядов. Источником же энергии стало завернутое в плащаницу тело Христа; в момент воскрешения в нем произошла энергетическая вспышка".

Аргументы "против"

Казалось бы, открытие итальянских ученых должно было стать решающим доводом в пользу подлинности лика Спасителя на Туринской плащанице и положить конец всем спорам. Но нет. Скептиков, сомневающихся в том, что на плащанице запечатлен лик Христа, хватает и поныне. Они утверждают, будто молодой мужчина, с крупными локонами, мягкой бородкой и усами нисколько не похож на типичного жителя Иудеи. И научная работа, выполненная в 2003 году израильскими и британскими судебными антропологами и программистами, лишнее тому доказательство. Ученые попытались восстановить возможный облик Иисуса Христа, основываясь на различных методиках археологических и анатомических исследований. Предлагаемое изображение Христа было создано в основном на базе разработок Ричарда Нива, специалиста в области медицины, работающего в Манчестерском университете. Абсолютно достоверный портрет могли бы дать реконструкция черепа Спасителя либо расшифровка его ДНК. Но если допустить, что он вознесся на небеса, то эти материалы просто недоступны ученым.
Поэтому антропологи действовали исходя из анализа данных о внешности современников Иисуса. Кроме того, в исследовании был "задействован" хорошо сохранившийся череп израильтянина, жившего в I в. н. э. На конечном этапе изображение смоделировал компьютер. Ранее с помощью этой технологии были сделаны "портреты" десятков знаменитостей давно ушедших лет, в частности, Александра Македонского и царя Мидаса.
Что же касается изображения Иисуса, то результат удивил: Спаситель предстал смуглым, невысоким - всего 153 см ростом - мужчиной с крупным носом и темными курчавыми волосами. Профессор антропологии университета штата Калифорния Элисон Гэллоуэй сказала об этом изображении: "Вероятно, это намного ближе к правде, чем работы всех величайших художников".

Потомки царя Давида

Так как же все-таки выглядел Иисус? Кому прикажете верить? Скорее всего, наиболее достоверным все же является изображение Христа, запечатленное на Туринской плащанице. В пользу этой теории говорят следующие факты. Во-первых, израильские и британские антропологи неоднократно подчеркивали, что полученное изображение - это не портрет Иисуса, а вероятное представление о том, как он должен был выглядеть, основанное на данных о внешности его современников. И, во-вторых, не стоит забывать: Христос происходил из рода царя Давида. А представителей этой фамилии всегда отличали светлые волосы и глаза, белая прозрачная кожа, тонкие черты лица и мягкий абрис губ. Если бы не удлиненный нос с горбинкой, то потомков Давида можно было бы принять за европейцев. Что же касается роста, то согласно Библии все цари Израильские были высоки - "от плеч на голову выше" среднего человека.

Подтверждает фоторобот

Окончательную точку в спорах о соответствии изображения на Туринской плащанице подлинному лику Спасителя поставило исследование, проведенное в 2005 году главным научным сотрудником Государственного Эрмитажа доктором исторических наук Борисом Сапуновым. Ученый полагал, что "воспроизведение подлинного лика Спасителя может по-настоящему раскрыть духовную сущность Христа как реального исторического персонажа и позволит воссоздать его психологический портрет", а потому и заинтересовался его внешностью.
"Я не богослов, не воинствующий атеист, а ученый. Вот и решил посмотреть, какие результаты можно получить, исследуя Новый Завет современными научными методами", - говорит историк.
Сапунов уверен: личность Христа - не миф, а реальность. В описании евангелистов содержится множество мелких деталей, не позволяющих сомневаться, что речь идет о достоверных событиях.
Свое расследование историк начал с тщательного анализа религиозных текстов. Но описание того, как выглядел Христос, нашел лишь в трех источниках, известных только узкому кругу специалистов: в "Послании к Византийскому императору Феофилу", "Сказании монаха Епифания" и "Письме проконсула Иудеи Публия Лентула императору Тиберию и Римскому сенату". Авторы этих документов, описывая Христа, опирались на впечатления очевидцев, а проконсул Лентул был современником Иисуса. Вот что говорится в донесении проконсула: "Этот человек высок ростом. Важен и имеет наружность полную достоинства, так что внушает взирающему на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздваивающаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие... Речь его обдуманная, верная и сдержанная... это прекраснейший из земнородных".
Для того чтобы убедиться в достоверности этих показаний, Сапунов взял на вооружение один из современных криминалистических методов - теорию свидетельских показаний. Сравнивая показания нескольких очевидцев, вывод можно сделать по совокупности информации. При этом надо учитывать, что у каждого свидетеля - свой взгляд на происходящие события. А если чей-то подход отличается, но не противоречит общему представлению, то он дополняет его.
Строго соблюдая технологию исследования свидетельских показаний, Борис Сапунов выяснил, что, рассказывая о внешности Иисуса, авторы скорее дополняют, чем повторяют или противоречат друг другу.
Стало быть, все три источника более или менее объективно рассказывали о Христе, не пытаясь прославлять или дискредитировать его. Убедившись в достоверности "показаний" очевидцев, Сапунов составил на их основании вербальный портрет Иисуса Христа.

И вот что получилось

Рост - около 180 сантиметров. Для своего времени Иисус был очень высоким человеком. Но при этом обладал узкими плечами, держался не совсем прямо, слегка склоняя голову. Кроме того, все три источника говорят о сходстве Иисуса с его матерью. Лицо у него было слегка сужающееся книзу, гладкое, без морщин, с легким румянцем. Нос тонкий, большой, прямой. Брови почти прямые, сдвинутые, черные. Волосы - цвета созревшего лесного ореха, не очень густые, длинные и гладкие до ушей, далее кудрявые, рассыпающиеся по плечам. Борода цвета пшеницы, густая, раздвоенная. Глаза глубоко посаженные, светлые, блестящие, быстро менявшие выражение. Пальцы рук длинные, тонкие.
С этим описанием на руках Сапунов отправился к эксперту-криминалисту Виктору Павлову, сотруднику Санкт-Петербургской криминалистической лаборатории МВД. Эксперту не были известны обстоятельства и суть исследований ученого. Ознакомившись с "материалами дела", он составил фоторобот. И человек на этом "портрете" оказался очень похож на лик Спасителя на Туринской плащанице...
Конец истории? Вряд ли. Иисус играет такую огромную роль в жизни людей, что споры о том, как он выглядел, еще долго не стихнут. Наверное, до тех самых пор, пока человечество не осознает: "счастливы те, кто поверил, не видев Меня"...Автор: В.Константинов
Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №7 2008 г.
Опубликовано 11 апреля 2008 | Комментариев 0 | Прочтений 10387

Ещё по теме...
Добавить комментарий