Раскол христианской церкви на православную и католическую
Раскол христианской церкви на православную и католическую
Нельзя сказать, что до папы Льва отношения между Римом и Константинополем были великолепными. Увы, внутрицерковная грызня началась ещё на заре христианства. С тех пор как в 330 году император Константин перенёс столицу в захудалый азиатский город Византии, получивший название Константинополь, вместе с переехавшим туда Сенатом стала «переезжать» и высшая церковная власть.

Борьба за единство церкви

Хотя Первый Константинопольский собор 381 года и постановил, что епископ константинопольский будет вторым по значимости после римского, но недвусмысленно обозначил, что с этих пор Константинополь будет считаться Новым Римом. В «старом» Риме этому совсем не обрадовались. Тем более что признанный на Никейском соборе 325 года primus inter pares, то есть первый среди равных, епископ Рима получил в соперники «первого среди равных» церквей Востока — патриарха Константинополя. Оба считались «первыми», оба жаждали стать единственными.
Недовольны были и епископы восточных церквей. Все догматические споры начинались из-за разногласия этих епископатов. А споров было много, и велись они с такой яростью, что для урегулирования отношений приходилось обращаться к третейскому судье — епископу Рима, который в силу удалённости от очага конфликтов мог сохранять хотя бы видимость объективности. Теперь судить спорщиков, обвиняющих друг друга в ереси, должен был Вселенский патриарх, недавно — такой же рядовой епископ. Вселенский патриарх, разумеется, раздувался от своей значимости.
Непонимание между Римом и Константинополем росло, и не в последнюю очередь из-за языка, которым пользовались в христианских церквях Запада и Востока. Рим сохранил имперскую латынь, Константинополь использовал греческий язык, на котором велись богослужения и писались религиозные трактаты. Если в Константинополе, в силу происхождения государства, образованные греки ещё понимали латынь, то в Риме греческий язык знали только интеллектуалы. Возникала страшная путаница при переводе богословских сочинений и основополагающих религиозных текстов. Некоторые при переводе так «улучшались», что приводили к догматическим спорам, ставшим впоследствии основой разногласий между двумя ветвями христианства. Все считали, что христианская церковь должна быть единой. Все понимали, что это невозможно.

Фотиева схизма - что это?

Первый страшный раскол между латинской и греческой церквями, или Фотиева схизма, произошёл из-за незначительного, в целом, события. На патриарший престол по решению императора Михаила был посажен интеллектуал Фотий. Взрыв негодования в Риме вызвало даже не то, что предыдущий патриарх Игнатий был брошен в застенок за отказ постричь вдовствующую императрицу Феодору в монахини, а то, что у Фотия не было никакого духовного сана. Он был внуком почитаемого в Византии святым патриарха Тарасия, но на этом вся его принадлежность к церкви и заканчивалась. Да, он немало потрудился на благо государства, был автором богословских сочинений, разработал свод церковных законов, участвовал в посольстве к арабскому халифу, среди его учеников числился просветитель славян Кирилл, создавший вместе с братом Мефодием болгарскую письменность, но монашеского пострига Фотий не имел, хотя в молодости и думал уйти в монастырь. Напротив, он вёл жизнь придворного и государственного чиновника — в чине протоспафария он руководил имперской канцелярией. И вот этот светский человек вдруг в мановение ока оказался Патриархом! Скандал был адский. К тому же созванный Фотием Константинопольский собор 861 года лишил Игнатия сана. Друзья Игнатия немедленно обратились за поисками справедливости в Рим. Римский престол тогда занимал папа Николай, и хотя он недавно воссел на Святом престоле, но сразу приступил к воплощению своей заветной мечты — абсолютизации папской власти. И события в Константинополе оказались очень своевременным подарком судьбы. Николай решил вмешаться в дела греческой церкви. Весной 862 года он разослал епископам восточных церквей письма, в которых запретил признавать Фотия. Но последней каплей, переполнившей чашу, стало решение Фотия по болгарскому вопросу, и летом 863 года на Римском соборе Николай отлучил Фотия от церкви. В ответ на Константинопольском соборе 867 года Фотий отлучил от церкви Николая и предал его анафеме. В Риме Николай предал анафеме Фотия. Церкви оборвали контакты.

Опресноки, будь они неладны

Но, чтобы рассориться навсегда, грекам и латинянам потребовалось ещё 200 лет. В 1053 году разгорелась борьба за души жителей Южной Италии. Там, по традиции, церкви находились под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Но в XI веке итальянские города были завоеваны норманнами, которые придерживались латинской веры. Константинопольский патриарх Михаил Керуларий был неприятно удивлён, видя, как греческие церковные обряды повсеместно вытесняются латинскими. Под его диктовку архиепископ Орхидский Лев отправил епископу Иоанну Транийскому письмо, в котором запретил использование опресноков во время Великого поста. Прежде греки спокойно относились к тому, что для Евхаристии по римскому образцу используется бездрожжевой хлеб. Сами греки делали просвирки на дрожжах. Казалось бы, какая разница на дрожжах или без них? Тем более, что православные армяне тоже не добавляли дрожжей. Но опресноки использовались лишь как предлог. Михаилу не нравилось, что его римский коллега Лев, предлагая отправить объединённое войско для борьбы с норманнами, собирается перевести церкви Южной Италии под юрисдикцию Рима. Дабы покончить с несправедливостью, Михаил разом позакрывал все латинские церкви в Константинополе! А сакелларий Никифор повытаскивал из дарохранительниц бездрожжевые Святые Дары и потоптал их ногами.
Папа в ответ выказал возмущение и напомнил, что главенство его власти и непогрешимости в суждениях зафиксировано ещё дарственным актом Константина Великого. Латинянам тут же припомнили не только опресноки, но и то, что они едят удавленину и не поют «Аллилуйя» во время Великого поста. В Риме сразу же стали строчить трактаты с порицанием греческих обрядов. Военный поход против норманнов, на который так надеялся Лев, был на грани срыва. Папа, решив положить конец спорам, послал в Константинополь трёх легатов. Они были отправлены, чтобы уладить отношения, и везли два письма. Одно, на случай провала, было с анафемой. Но за время пути от Рима Лев неожиданно умер, а глава делегации Гумберт де Муанмутье, человек вспыльчивый и непримиримый, встретив тёплый приём у императора и полное непонимание и отпор у Патриарха, бросил на алтарь Святой Софии буллу об отлучении Керулария и его сторонников от церкви, после чего покинул Византию. Через пару дней Керуларий предал анафеме римских легатов.
На этом, конечно, связи Рима с Константинополем не прервались, но Великая схизма 1054 года положила конец надеждам на воссоединение Восточной и Западной церквей. А после Четвёртого крестового похода 1204 года, когда крестоносцы вместо покорения Святой Земли разграбили Константинополь, латиняне и греки видели друг в друге только врагов…Автор: М.Ромашко
Опубликовано 29 мая 2022 | Комментариев 0 | Прочтений 1873

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия