Вера в сатану, или мода на экзорцизм
Почему в XXI веке стал вновь популярен средневековый обряд?
Католическая церковь не без удивления отмечает возрастающий спрос на обряды экзорцизма - изгнания из человека бесов. Такая потребность общества кажется нелогичной. Но, похоже, циничность бытия подталкивает людей к духовным поискам, которые проводят их через мистику к порогу церкви. Другие же отправляются к экзорцистам прямиком от психологов, потеряв веру в науку.
«Популярность» демонов
Убеждение, что демоны существуют и всячески вредят человеку, восходит ко временам зарождения первых религий. Еще в древней Месопотамии жрецы проводили ритуалы изгнания злых потусторонних сил, кидая восковые фигурки в огонь. В индийских Ведах упоминаются аскуры, которые противостоят богам и строят козни людям. В греческой мифологии демонические существа жили на краю мира.
Многие века спустя человечество так и не смогло оставить эти верования в прошлом. Опросы, проводившиеся службами Gallup и YouGov, показывают, что примерно половина американцев считают возможной одержимость дьяволом. Процент тех, кто верит в существование сатаны, еще выше и с годами только растет: в 1990 году таких было 55 проц., а к 2017 году этот показатель вырос до 70 процентов.
С этими убеждениями растет спрос и на проведение ритуалов экзорцизма – изгнания из человека бесов. Хотя католическая церковь не ведет такой статистики, отдельные священники признают, что с каждым годом к ним обращается все больше людей, убежденных, что они или их близкие одержимы нечистой силой. Отец Винсент Ламперт из епархии города Индианаполиса (США) рассказал, что в течение 2018 года он получил около 1,7 тысяч звонков и сообщений с просьбой провести обряд экзорцизма – это заметно больше чем в среднем в предыдущие годы. Отец Гари Томас, чей опыт лег в основу книги «Обряд» и одноименного фильма с Энтони Хопкинсом, рассказывал, что получал больше десятка запросов еженедельно. Многие другие священники также сетуют, что ритуалы изгнания дьявола грозят вытеснить из их расписания другие таинства.
Церковь готовит новых экзорцистов в Чикаго, Риме и Маниле – столице Филиппин. По словам отца Томаса, в 2011 году в США было около 15 священнослужителей, освоивших этот курс. Сегодня их уже насчитывается более 100. Другие священники дают оценку в 70-100 человек. Официальных цифр церковь не называет, а большинство епархий стараются скрывать личность своего экзорциста, чтобы избежать нежелательного внимания.
На конференции католических епископов в США была представлена книга «Экзорцизм и связанные с ними молитвы», которая впервые вышла на английском языке, что можно считать свидетельством большой востребованности темы. Сам католический обряд был стандартизирован еще в 1614 году и с тех пор претерпевает регулярные обновления, одно из последних – в начале 2000-х.
Процедура изгнания
То, как современная церковь представляет сатану и его армию демонов, может удивить не только атеистов, но и многих католиков. Для большинства сейчас это скорее метафорическое понятие, но папа римский Франциск настаивает, что речь идет вовсе не об аллегориях. «Нельзя думать о дьяволе как о мифе, образе, фигуре речи или символе. Это существо, которое нас одолевает», — говорил понтифик в одном из обращений к верующим.
Сам принцип экзорцизма, хоть и существует в некоторых других христианских конфессиях, в католичестве имеет самую устоявшуюся традицию. В наши дни для проведения обряда священник должен в первую очередь убедиться в истинности случая. Для этого страждущий обязан пройти психологическую оценку. Зачастую на этом этапе все и заканчивается: выясняется, что одержимые на самом деле страдают от психических расстройств, таких как шизофрения, или принимают серьезные психотропные препараты. Если в ходе оценки психического здоровья и физического осмотра не находится стандартных объяснений, священник начинает более основательно подходить к делу. Он приступает к поискам того, что церковь считает классическими признаками одержимости дьяволом: человек говорит на языке, который никогда не изучал; получает чрезмерную для своего телосложения физическую силу или доступ к тайным знаниям; испытывает отвращение к священным предметам, например, распятию и святой воде.
В проведении обряда священнику, как правило, помогают несколько человек. Начинается он с окропления одержимого святой водой, затем экзорцист осеняет всех крестом, преклоняет колени и начинает читать молитву Литания всем святым, затем переходит к Библии. После этого он обращается к бесам, объясняя правила: они должны показаться, когда их зовут; назвать свои имена, если их просят; уйти, когда потребуют. Поскольку экзорцист действует с благословения Христа, у демонов, согласно католической доктрине, не будет другого выбора, кроме как повиноваться. В кульминационный момент обряда, экзорцист восклицает: «Я изгоняю тебя, нечистый дух, вместе со всей вражеской сатанинской силой, каждую адскую тень, всех твоих приспешников». Заканчивается все чтением молитвы. Может быть проведено до десятка ритуалов, прежде чем священник придет к заключению, что дьявол изгнан.
«Что-то такое в глубине сознания»
В 1921 году немецкий психолог Траугот Остеррайх собрал свидетельства очевидцев в своей книге «Одержимость: демоническая и не только». В ней часто упоминается девушка из крестьянской семьи по имени Магдалена. В 1831 году у нее начались странные видения, вскоре после этого она стала слышать голоса. Магдалена рассказывала, что однажды злой дух взлетел над ней, повалил на землю и попытался задушить. Иногда, занимаясь обычной работой, она вдруг видела его в обличии мужчины в сюртуке. Он, обдавая холодом, клал руку на нижнюю часть шеи и проникал внутрь девушки. «Девушка теряет сознание, ее «я» уходит, чтобы освободить место для нового. Теперь этим телом управляет другой разум: контролирует мышцы, нервы, говорит новым голосом», — рассказывал очевидец.
Собранные Остеррайхом наблюдения вдохновили Уильяма Блэтти на написание романа «Изгоняющий дьявола», который вышел в 1971 году. Через несколько лет по нему был снят одноименный фильм, который до сих пор считается одним из самых пугающих фильмов ужасов.
Другим источником вдохновения для Блэтти послужила история подростка Рональда Доу, произошедшая в 1949 году. Он был сильно привязан к своей тетушке-медиуму, которая научила мальчика пользоваться доской для спиритических сеансов. После смерти женщины родители Рональда начали замечать, что в их доме происходит что-то странное – мебель двигалась сама по себе, предметы левитировали, а из матраса сына доносились странные звуки. Все это происходило только в присутствии мальчика. В течение месяца над парнем провели 20 обрядов экзорцизма. При этом Рональд говорил не своим голосом, говорил на латыни, которую раньше не знал. Во время ритуалов его так сильно тошнило, что священникам приходилось надевать дождевики, а сопротивлялся мальчик настолько яростно, что его держали сразу 10 человек. После серии ритуалов мальчик объявил священникам, что «оно ушло», и он вновь превратился в обычного подростка. Врачи, конечно, сильно сомневались, что это «оно» вообще приходило, но священнослужителей и верующих аргументы медиков не впечатлили.
По мнению одного священника, который просил не называть его имя, огромная популярность книги Блэтти и фильма раскрывает потаенные аспекты европейско-американского характера. «Есть что-то такое в глубине массового сознания, инстинктивное, иррациональное, вне науки, медицины и психологии – это огромный страх, что все это правда», — говорит он.
В 2009 году с американкой Луизой Масковиц произошел странный случай, после того, как она родила первого ребенка. Луиза проснулась среди ночи и поняла, что не может пошевелиться, дыхание перехватило. Но потом состояние нормализовалось. А в 2011 году, когда она едва излечилась от кишечной инфекции, Масковиц пережила еще один пугающий опыт. Луиза проснулась, слыша и чувствуя над собой чье-то горячее дыхание. В голове пронеслась мысль о нечистой силе. Она вспомнила рассказы своей бабушки – родом из индейского племени правоверной католички. Та говорила Луизе, что если побеспокоят злые духи, надо их игнорировать, потому что они питаются вниманием людей. Луиза старалась следовать этому совету, но вдруг почувствовала прикосновение к телу. Она тут же включила свет. В комнате никого не было…
Новый случай произошел в 2013 году после рождения второго ребенка. Он был похож на первый: тело сковал паралич. К этому добавились галлюцинации в виде гигантского черного паука, ползающего по спальне. Она решила пойти к психиатру, которому рассказала обо всех трех переживаниях.
Самым вероятным объяснением казался сонный паралич — сознание слишком быстро выходит из фазы глубокого сна, а тело за ним не поспевает. В результате человек на короткое время чувствует себя парализованным. Все это может сопровождаться галлюцинациями.
Но ответ её не удовлетворил. И Луиза обратилась к священнику. Тот сразу же спросил, не увлекается ли она оккультизмом. Луиза призналась, что после смерти дедушки несколько лет назад как-то воспользовалась его доской для спиритических сеансов. Служитель церкви посоветовал избавиться от нее и ото всех других предметов, которые можно отнести к оккультным, – карт таро, волшебных кристаллов, амулетов и языческих символов. Так она и сделала.
В марте 2016 года Луиза пришла на очередную психологическую консультацию. И вдруг в кабинете начала часто и глубоко дышать. Консультант побежал за помощью к психотерапевту, и они вместе успокаивали пациентку. Но она была сама не своя — истошно кричала и пыталась рвать на себе волосы, ее голова моталась из стороны в сторону. Она что-то бормотала о добре и зле, боге и дьяволе, а потом заявила: «Никто не сможет спасти Луизу». В несчастной как будто боролись два разных «я». Она то истерично хохотала, то умоляла о помощи, но потом все же пришла в себя. Позже, по совету психиатра, Луиза читала Библию, и ей со временем полегчало…
Дверь для беса
Многие священники связывают рост числа тех, кто склонен к одержимости, с увеличением интереса к магии, гаданию, колдовству и подобным оккультным практикам. Согласно учению церкви, оккультизм приоткрывает дверь в те части духовного мира, где живут нечистые силы. То есть, люди сами приглашают дьявола зайти. Действительно, статистика последних лет отражает возросший интерес к магии, астрологии и колдовству. Один из священников-экзорцистов указывает на книги о Гарри Поттере, которые «разубедили американцев в том, что любая магия – это порождение тьмы».
Тут возникает вопрос: могут ли две тенденции — вера в оккультизм и растущий спрос на католические обряды экзорцизма — иметь одну и ту же причину. В современном мире полно социальных проблем, которые заставляют нас чувствовать себя неуверенно и подавленно. Возможно, кризисы подталкивают людей к вере в то, что они подвержены действию иных сил – возможно, сверхъестественных. Возможно, в моменты ослабления традиционных религий люди начинают искать духовное в оккультизме. «Поскольку число адептов традиционных христианских конфессий снижается, наблюдается всплеск интереса ко всему оккультному и демоническому», — считает историк Йельского университета Карлос Эйр.
С ним согласен эксперт по американской религиозной истории из Обернского университета Адам Джортнер. Когда влияние церковных институтов падает, люди отправляются искать ответы, поясняет он. Также здесь не обходится без влияния кино и телевидения, где рассказывают о паранормальных явлениях.
После инцидента в кабинете психолога Луиза тоже поверила в то, что одержима дьяволом, и принялась искать экзорциста. Ей посоветовали обратиться к священнику Эду Уайту в городе Рентон. В первую же встречу отец Уайт передал Луизе листок бумаги со специальной молитвой и велел читать. Но женщина как будто окоченела. Потом её шея начала неестественно изгибаться, Луиза выглядела так, как будто корчилась в агонии. Тогда священник начал молиться, а его прихожанка вдруг разразилась истерических хохотом. Однако во второй раз все прошло довольно гладко. Они вместе читали молитвы, и у Луизы больше не возникало с этим проблем. Поскольку прогресс был налицо, Уайт пришел к выводу, что Луизу лишь угнетали демоны, и у нее не было настоящей одержимости.
А что говорят ученые?
Большинство современных священников-экзорцистов считают, что одержимости наиболее подвержены те, кто пережил насилие, в том числе и сексуальное, ибо этот акт настолько травматичен, что оставляет глубокую рану в душе, которая делает человека более уязвимым перед дьяволом. Такая корреляция выглядит жутко, особенно если вспомнить многочисленные скандалы, связанные с домогательствами в католической церкви.
А ученые говорят, что некоторые подвергшиеся, необязательно сексуальному, насилию дети испытывают такие мучительные переживания, что их психика создает механизм, позволяющий воспринимать случившееся как некий опыт вне тела. По мере взросления эта защитная психологическая мера может перерасти в расстройство, проявляющееся самыми неожиданными образами. «Среди тех, кто в детстве подвергался тем или иным видам насилия, в большей степени распространены диссоциативные расстройства», — говорит профессор психиатрии Роберто Льюис-Фернандес. Диссоциативные расстройства – это невольный уход от реальности, частичная или полная потеря контроля над самосознанием.
Среди людей, готовых обратиться к экзорцистам, большинство — страдают от душевных недугов, а диссоциативное расстройство личности будет вверху этого списка, уверен глава психиатрического департамента округа Колумбия Джеффри Либерман. В то же время он не готов отрицать на 100 процентов духовную составляющую, признаваясь, что за свою карьеру наблюдал несколько случаев, которые нельзя было объяснить с научной точки зрения.
В последнем издании американского «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» отмечено, что в психопатологиях по-прежнему присутствуют малоизученные и озадачивающие аспекты. При этом проявление некоторых подтипов диссоциативного расстройства – это нормально во время спиритуалистических ритуалов. Например, вхождение в транс шаманов. Подобное нельзя относить к доказанным феноменам, однако множество людей воспринимают свой аномальный психологический опыт через призму духовных практик.
Льюис-Фернандес указывает на то, что психиатрия долгое время игнорировала многие традиции всевозможных культов. И до сих пор существуют общества, в которых то, что мы относим к паранормальному, таковым не считается. А четкая граница между духовным и материальным миром была прочерчена только в современном западном обществе.Источник: "The Atlantic"
Католическая церковь не без удивления отмечает возрастающий спрос на обряды экзорцизма - изгнания из человека бесов. Такая потребность общества кажется нелогичной. Но, похоже, циничность бытия подталкивает людей к духовным поискам, которые проводят их через мистику к порогу церкви. Другие же отправляются к экзорцистам прямиком от психологов, потеряв веру в науку.
«Популярность» демонов
Убеждение, что демоны существуют и всячески вредят человеку, восходит ко временам зарождения первых религий. Еще в древней Месопотамии жрецы проводили ритуалы изгнания злых потусторонних сил, кидая восковые фигурки в огонь. В индийских Ведах упоминаются аскуры, которые противостоят богам и строят козни людям. В греческой мифологии демонические существа жили на краю мира.
Многие века спустя человечество так и не смогло оставить эти верования в прошлом. Опросы, проводившиеся службами Gallup и YouGov, показывают, что примерно половина американцев считают возможной одержимость дьяволом. Процент тех, кто верит в существование сатаны, еще выше и с годами только растет: в 1990 году таких было 55 проц., а к 2017 году этот показатель вырос до 70 процентов.
С этими убеждениями растет спрос и на проведение ритуалов экзорцизма – изгнания из человека бесов. Хотя католическая церковь не ведет такой статистики, отдельные священники признают, что с каждым годом к ним обращается все больше людей, убежденных, что они или их близкие одержимы нечистой силой. Отец Винсент Ламперт из епархии города Индианаполиса (США) рассказал, что в течение 2018 года он получил около 1,7 тысяч звонков и сообщений с просьбой провести обряд экзорцизма – это заметно больше чем в среднем в предыдущие годы. Отец Гари Томас, чей опыт лег в основу книги «Обряд» и одноименного фильма с Энтони Хопкинсом, рассказывал, что получал больше десятка запросов еженедельно. Многие другие священники также сетуют, что ритуалы изгнания дьявола грозят вытеснить из их расписания другие таинства.
Церковь готовит новых экзорцистов в Чикаго, Риме и Маниле – столице Филиппин. По словам отца Томаса, в 2011 году в США было около 15 священнослужителей, освоивших этот курс. Сегодня их уже насчитывается более 100. Другие священники дают оценку в 70-100 человек. Официальных цифр церковь не называет, а большинство епархий стараются скрывать личность своего экзорциста, чтобы избежать нежелательного внимания.
На конференции католических епископов в США была представлена книга «Экзорцизм и связанные с ними молитвы», которая впервые вышла на английском языке, что можно считать свидетельством большой востребованности темы. Сам католический обряд был стандартизирован еще в 1614 году и с тех пор претерпевает регулярные обновления, одно из последних – в начале 2000-х.
Процедура изгнания
То, как современная церковь представляет сатану и его армию демонов, может удивить не только атеистов, но и многих католиков. Для большинства сейчас это скорее метафорическое понятие, но папа римский Франциск настаивает, что речь идет вовсе не об аллегориях. «Нельзя думать о дьяволе как о мифе, образе, фигуре речи или символе. Это существо, которое нас одолевает», — говорил понтифик в одном из обращений к верующим.
Сам принцип экзорцизма, хоть и существует в некоторых других христианских конфессиях, в католичестве имеет самую устоявшуюся традицию. В наши дни для проведения обряда священник должен в первую очередь убедиться в истинности случая. Для этого страждущий обязан пройти психологическую оценку. Зачастую на этом этапе все и заканчивается: выясняется, что одержимые на самом деле страдают от психических расстройств, таких как шизофрения, или принимают серьезные психотропные препараты. Если в ходе оценки психического здоровья и физического осмотра не находится стандартных объяснений, священник начинает более основательно подходить к делу. Он приступает к поискам того, что церковь считает классическими признаками одержимости дьяволом: человек говорит на языке, который никогда не изучал; получает чрезмерную для своего телосложения физическую силу или доступ к тайным знаниям; испытывает отвращение к священным предметам, например, распятию и святой воде.
В проведении обряда священнику, как правило, помогают несколько человек. Начинается он с окропления одержимого святой водой, затем экзорцист осеняет всех крестом, преклоняет колени и начинает читать молитву Литания всем святым, затем переходит к Библии. После этого он обращается к бесам, объясняя правила: они должны показаться, когда их зовут; назвать свои имена, если их просят; уйти, когда потребуют. Поскольку экзорцист действует с благословения Христа, у демонов, согласно католической доктрине, не будет другого выбора, кроме как повиноваться. В кульминационный момент обряда, экзорцист восклицает: «Я изгоняю тебя, нечистый дух, вместе со всей вражеской сатанинской силой, каждую адскую тень, всех твоих приспешников». Заканчивается все чтением молитвы. Может быть проведено до десятка ритуалов, прежде чем священник придет к заключению, что дьявол изгнан.
«Что-то такое в глубине сознания»
В 1921 году немецкий психолог Траугот Остеррайх собрал свидетельства очевидцев в своей книге «Одержимость: демоническая и не только». В ней часто упоминается девушка из крестьянской семьи по имени Магдалена. В 1831 году у нее начались странные видения, вскоре после этого она стала слышать голоса. Магдалена рассказывала, что однажды злой дух взлетел над ней, повалил на землю и попытался задушить. Иногда, занимаясь обычной работой, она вдруг видела его в обличии мужчины в сюртуке. Он, обдавая холодом, клал руку на нижнюю часть шеи и проникал внутрь девушки. «Девушка теряет сознание, ее «я» уходит, чтобы освободить место для нового. Теперь этим телом управляет другой разум: контролирует мышцы, нервы, говорит новым голосом», — рассказывал очевидец.
Собранные Остеррайхом наблюдения вдохновили Уильяма Блэтти на написание романа «Изгоняющий дьявола», который вышел в 1971 году. Через несколько лет по нему был снят одноименный фильм, который до сих пор считается одним из самых пугающих фильмов ужасов.
Другим источником вдохновения для Блэтти послужила история подростка Рональда Доу, произошедшая в 1949 году. Он был сильно привязан к своей тетушке-медиуму, которая научила мальчика пользоваться доской для спиритических сеансов. После смерти женщины родители Рональда начали замечать, что в их доме происходит что-то странное – мебель двигалась сама по себе, предметы левитировали, а из матраса сына доносились странные звуки. Все это происходило только в присутствии мальчика. В течение месяца над парнем провели 20 обрядов экзорцизма. При этом Рональд говорил не своим голосом, говорил на латыни, которую раньше не знал. Во время ритуалов его так сильно тошнило, что священникам приходилось надевать дождевики, а сопротивлялся мальчик настолько яростно, что его держали сразу 10 человек. После серии ритуалов мальчик объявил священникам, что «оно ушло», и он вновь превратился в обычного подростка. Врачи, конечно, сильно сомневались, что это «оно» вообще приходило, но священнослужителей и верующих аргументы медиков не впечатлили.
По мнению одного священника, который просил не называть его имя, огромная популярность книги Блэтти и фильма раскрывает потаенные аспекты европейско-американского характера. «Есть что-то такое в глубине массового сознания, инстинктивное, иррациональное, вне науки, медицины и психологии – это огромный страх, что все это правда», — говорит он.
Карикатура на Наполеона «Дьявольский любимчик», нарисованная английским иллюстратором книг Томасом Роулендсоном в 1814 году
В 2009 году с американкой Луизой Масковиц произошел странный случай, после того, как она родила первого ребенка. Луиза проснулась среди ночи и поняла, что не может пошевелиться, дыхание перехватило. Но потом состояние нормализовалось. А в 2011 году, когда она едва излечилась от кишечной инфекции, Масковиц пережила еще один пугающий опыт. Луиза проснулась, слыша и чувствуя над собой чье-то горячее дыхание. В голове пронеслась мысль о нечистой силе. Она вспомнила рассказы своей бабушки – родом из индейского племени правоверной католички. Та говорила Луизе, что если побеспокоят злые духи, надо их игнорировать, потому что они питаются вниманием людей. Луиза старалась следовать этому совету, но вдруг почувствовала прикосновение к телу. Она тут же включила свет. В комнате никого не было…
Новый случай произошел в 2013 году после рождения второго ребенка. Он был похож на первый: тело сковал паралич. К этому добавились галлюцинации в виде гигантского черного паука, ползающего по спальне. Она решила пойти к психиатру, которому рассказала обо всех трех переживаниях.
Самым вероятным объяснением казался сонный паралич — сознание слишком быстро выходит из фазы глубокого сна, а тело за ним не поспевает. В результате человек на короткое время чувствует себя парализованным. Все это может сопровождаться галлюцинациями.
Но ответ её не удовлетворил. И Луиза обратилась к священнику. Тот сразу же спросил, не увлекается ли она оккультизмом. Луиза призналась, что после смерти дедушки несколько лет назад как-то воспользовалась его доской для спиритических сеансов. Служитель церкви посоветовал избавиться от нее и ото всех других предметов, которые можно отнести к оккультным, – карт таро, волшебных кристаллов, амулетов и языческих символов. Так она и сделала.
В марте 2016 года Луиза пришла на очередную психологическую консультацию. И вдруг в кабинете начала часто и глубоко дышать. Консультант побежал за помощью к психотерапевту, и они вместе успокаивали пациентку. Но она была сама не своя — истошно кричала и пыталась рвать на себе волосы, ее голова моталась из стороны в сторону. Она что-то бормотала о добре и зле, боге и дьяволе, а потом заявила: «Никто не сможет спасти Луизу». В несчастной как будто боролись два разных «я». Она то истерично хохотала, то умоляла о помощи, но потом все же пришла в себя. Позже, по совету психиатра, Луиза читала Библию, и ей со временем полегчало…
Дверь для беса
Многие священники связывают рост числа тех, кто склонен к одержимости, с увеличением интереса к магии, гаданию, колдовству и подобным оккультным практикам. Согласно учению церкви, оккультизм приоткрывает дверь в те части духовного мира, где живут нечистые силы. То есть, люди сами приглашают дьявола зайти. Действительно, статистика последних лет отражает возросший интерес к магии, астрологии и колдовству. Один из священников-экзорцистов указывает на книги о Гарри Поттере, которые «разубедили американцев в том, что любая магия – это порождение тьмы».
Тут возникает вопрос: могут ли две тенденции — вера в оккультизм и растущий спрос на католические обряды экзорцизма — иметь одну и ту же причину. В современном мире полно социальных проблем, которые заставляют нас чувствовать себя неуверенно и подавленно. Возможно, кризисы подталкивают людей к вере в то, что они подвержены действию иных сил – возможно, сверхъестественных. Возможно, в моменты ослабления традиционных религий люди начинают искать духовное в оккультизме. «Поскольку число адептов традиционных христианских конфессий снижается, наблюдается всплеск интереса ко всему оккультному и демоническому», — считает историк Йельского университета Карлос Эйр.
С ним согласен эксперт по американской религиозной истории из Обернского университета Адам Джортнер. Когда влияние церковных институтов падает, люди отправляются искать ответы, поясняет он. Также здесь не обходится без влияния кино и телевидения, где рассказывают о паранормальных явлениях.
После инцидента в кабинете психолога Луиза тоже поверила в то, что одержима дьяволом, и принялась искать экзорциста. Ей посоветовали обратиться к священнику Эду Уайту в городе Рентон. В первую же встречу отец Уайт передал Луизе листок бумаги со специальной молитвой и велел читать. Но женщина как будто окоченела. Потом её шея начала неестественно изгибаться, Луиза выглядела так, как будто корчилась в агонии. Тогда священник начал молиться, а его прихожанка вдруг разразилась истерических хохотом. Однако во второй раз все прошло довольно гладко. Они вместе читали молитвы, и у Луизы больше не возникало с этим проблем. Поскольку прогресс был налицо, Уайт пришел к выводу, что Луизу лишь угнетали демоны, и у нее не было настоящей одержимости.
А что говорят ученые?
Большинство современных священников-экзорцистов считают, что одержимости наиболее подвержены те, кто пережил насилие, в том числе и сексуальное, ибо этот акт настолько травматичен, что оставляет глубокую рану в душе, которая делает человека более уязвимым перед дьяволом. Такая корреляция выглядит жутко, особенно если вспомнить многочисленные скандалы, связанные с домогательствами в католической церкви.
А ученые говорят, что некоторые подвергшиеся, необязательно сексуальному, насилию дети испытывают такие мучительные переживания, что их психика создает механизм, позволяющий воспринимать случившееся как некий опыт вне тела. По мере взросления эта защитная психологическая мера может перерасти в расстройство, проявляющееся самыми неожиданными образами. «Среди тех, кто в детстве подвергался тем или иным видам насилия, в большей степени распространены диссоциативные расстройства», — говорит профессор психиатрии Роберто Льюис-Фернандес. Диссоциативные расстройства – это невольный уход от реальности, частичная или полная потеря контроля над самосознанием.
Среди людей, готовых обратиться к экзорцистам, большинство — страдают от душевных недугов, а диссоциативное расстройство личности будет вверху этого списка, уверен глава психиатрического департамента округа Колумбия Джеффри Либерман. В то же время он не готов отрицать на 100 процентов духовную составляющую, признаваясь, что за свою карьеру наблюдал несколько случаев, которые нельзя было объяснить с научной точки зрения.
В последнем издании американского «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» отмечено, что в психопатологиях по-прежнему присутствуют малоизученные и озадачивающие аспекты. При этом проявление некоторых подтипов диссоциативного расстройства – это нормально во время спиритуалистических ритуалов. Например, вхождение в транс шаманов. Подобное нельзя относить к доказанным феноменам, однако множество людей воспринимают свой аномальный психологический опыт через призму духовных практик.
Льюис-Фернандес указывает на то, что психиатрия долгое время игнорировала многие традиции всевозможных культов. И до сих пор существуют общества, в которых то, что мы относим к паранормальному, таковым не считается. А четкая граница между духовным и материальным миром была прочерчена только в современном западном обществе.Источник: "The Atlantic"
Опубликовано 18 мая 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 687
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: