Зелоты - религиозные радикалы Иудеи
Зелоты - религиозные радикалы Иудеи
В I веке до н.э. в римской провинции Иудея было крайне неспокойно. То и дело вспыхивали бунты, незначительные события приводили к стихийному возмущению, приходилось посылать для усмирения войска. Во многих случаях волнений были виновны зелоты.
На время волнения затихали, потом разгорались с новой силой. Римляне ловили бунтовщиков, казнили, но их число не убывало, и что хуже всего — они были готовы умереть за родину и веру и шли на казнь, как на праздник. Считается, что именно из-за действий этих иудейских фанатиков, которых в образованной среде называли зелотами, римляне и разрушили Второй Храм...

Римляне на Востоке

Как известно, независимое государство евреев, созданное в XI веке до н.э., просуществовало по историческим меркам недолго — уже после смерти царя Соломона оно разделилось на Израиль и Иудею, в VIII веке до н.э. северное царство захватила Ассирия, а в VI веке до н.э. южное царство попало под власть Вавилона. Первый Храм был разрушен, а жители Иерусалима уведены в плен. Освободиться из плена и построить Второй Храм им удалось лишь благодаря персидскому правителю Киру II, но Иудея на два столетия оказалась под властью персов. В IV веке до н.э. политическую карту мира радикально изменили походы Александра Македонского, и евреи, как и прочие народы Ближнего Востока, попали сначала в подчинение к египетским Птолемеям, а затем к сирийским Селевкидам. Они, конечно, мечтали о собственном независимом государстве. Таковое — Хасмонейское царство — им удалось создать в результате Маккавейских войн, но просуществовало оно недолго — около 100 лет.
На первых порах жителей хасмонейской Иудеи сплачивали три идеи — единая вера, национальная и политическая самостоятельность. Все они были иудаистами, все были семитами и все были готовы умереть за свободу. Но шло время, и революционный пыл угасал. К началу новой эры в Иудее существовало несколько философско-религиозных течений: фарисеи, саддукеи и ессеи. Саддукеи были наиболее консервативными из них, они ратовали за соблюдение заветов отцов. Фарисеи были более гибкими, ратовали за разумные коррективы законов, но очень боялись распространения «эллинских нравов и ересей». Ессеи были истинными философами, они вели простую и суровую жизнь вдали от соблазнов, объединяясь в общины, которые по устройству напоминали будущие христианские монастыри и скиты. Наибольшей популярностью в Иудее пользовались фарисеи — они были хорошо образованы, умели красиво говорить и выгодно отличались от конкурентов.
Но в государстве Хасмонеев, из-за постоянной грызни между наследниками неудержимо идущем к гибели, появилось и четвёртое учение или, как называл его приверженцев римский историк иудейского происхождения Иосиф Флавий, автор «Иудейской войны», четвёртая секта — зелоты. Впрочем, зелотами они именовались на греческом языке, а на родине их именовали каннаитами (кананитами). К легендарному Каину иудейские каннаиты никакого отношения не имели. Греческое слово «зелотос» и еврейское «каннаи» означали одно и то же — «приверженец, ревнитель». Они, как и во времена Маккавеев, мечтали о создании сильного национального теократического государства, а не вассального Иудейского царства, находившегося под пятой Рима.
Хотя римляне были достаточно милостивы к покорённым народам и при полном сотрудничестве предоставляли максимальную самостоятельность, само присутствие легионов в Иудее и назначение сначала царей, а потом и вообще наместников из числа римлян возмущало патриотически настроенных иудеев. А уж после включения Иудеи в состав римской провинции Палестина и потери независимости римляне стали восприниматься только негативно.

За свободу

Власть в Иудее делилась между римским наместником и иудейскими религиозными иерархами. Причём поскольку законы, по которым жило население, относились к религиозным установлениям и обычаям, за их соблюдением следили священнослужители, а наместник занимался случаями нарушения римского права, исполнением распоряжений императора, сбором налогов и так далее. Зелоты умело использовали это разделение властей для дискредитации римлян. В любом распоряжении римлян они видели посягательство на политическую свободу.
Один из лидеров движения — Иуда из Галилеи — призывал угонять скот коллаборационистов и сжигать их дома. Впрочем, все семейство Иуды было зилотским — в частности, его сыновья Симон и Иаков. Иуда был священнослужителем и имел, очевидно, большое влияние на соплеменников. Ему вместе с другим лидером зелотов Саддоком удалось поднять восстание. Восставшие захватили римский арсенал, начались стычки с легионерами. Победили, разумеется, римляне. Около двух тысяч бунтовщиков были схвачены и распяты на столбах.
Зелоты использовали любой подходящий случай, чтобы организовать народное недовольство. Император Калигула распорядился поклоняться себе как богу, устанавливать статуи с его лицом и строить храмы? Не бывать такому кощунству! Бог у евреев один — Яхве.
С высоты в 2 тысячи лет, конечно, легко выискивать ошибки римлян и обвинять их в насаждении культа императора. Но в Риме-то обожествление правителя было делом обычным, как и в эллинистической культуре прошлого. Александр Великий тоже объявлял себя богом. Но тогда Иудея это как-то пережила. А теперь, когда за дело взялись зелоты, римская недальновидность привела к бунтам.
Между прочим, христианство тоже обязано своим распространением именно этой секте. Один из апостолов совсем не случайно носил имя Симон Зилот. Зелотом, скорее всего, был и апостол Иаков, брат Иисуса. В принадлежности к зелотам подозреваются апостолы Иуда, Пётр и Андрей. Распятые рядом с Иисусом разбойники, вне всякого сомнения, принадлежали к зелотам, как и отпущенный на свободу Варавва. Да и некоторые речи самого Иисуса тоже свидетельствуют о Его сочувствии зелотам, а может, и о том, что прежде Он входил в их число. Но самое точное указание на причастность Иисуса, пусть в прошлом, к освободительному движению зелотов — это табличка, прибитая к кресту по распоряжению римлян, с надписью «Царь Иудейский». Именно зелоты верили, что справедливый миропорядок установит в Иудее Мессия, который станет царём Иудеи.

Война на уничтожение

С первых лет новой эры римлянам то и дело приходилось гасить вспышки народного гнева. 30-е годы, когда, согласно Новому Завету, был распят Иисус, прошли относительно спокойно. Но уже в 46 году вспыхнул бунт сыновей Иуды из Галилеи Симона и Иакова. Наместнику императора Тиберия Александру с большим трудом удалось его подавить. Так что римляне жили на пороховой бочке, но в движении зелотов, к которому теперь принадлежала большая часть жителей Иудеи, наметилось расслоение.
Наиболее умеренными были иерусалимские зелоты, по рождению либо из левитов, либо из богатой аристократической среды. Они выступали за дипломатию и мягкие общественные преобразования. Более радикальными были сикарии, что переводится как «те, кто носит сику». Сика — это изогнутый короткий меч, позволяющий наносить удары сбоку, совершенно убийственное оружие. Так что второе имя сикариев — убийцы. Они выступали за террористические методы борьбы с римлянами и теми из иудеев, кто встал на сторону оккупантов. А радикальнее сикариев были сторонники Симона Бар-Гиоры — выходцы из самых низов общества.
В 66 году римский наместник Гессий Флор принял одно из самых необдуманных решений: он потребовал для нужд войска храмовое золото и получил, само собой, отказ. В ответ он казнил 3600 иудеев, но и тогда не достиг желаемого. Он двинул на Иерусалимский храм войско. Люди встали на защиту Иерусалима. На помощь Флору двинулся из Сирии Цестий Галл с Молниеносным легионом, но был разбит. Восстание переросло в войну. Прибыло из Антиохии войско императора Веспасиана. В 70 году Иерусалим был взят, а Второй Храм разрушен. Но римлянам пришлось усмирять очаги сопротивления вплоть до 73 года. Зелоты ещё трижды поднимали восстания. Достичь победы им так и не удалось.Автор: Е.Филимонова
Опубликовано 10 мая 2022 | Комментариев 0 | Прочтений 590

Ещё по теме...
Добавить комментарий