Почему Баба - Яга, Змей - Тугарин, а Лиса - Патрикеевна?
Почему Баба - Яга, Змей - Тугарин, а Лиса - Патрикеевна?
Герои многих русских сказок имели реальные прототипы. И их имена или отличительные черты характера легли в основу прозвищ персонажей русского фольклора.
Мы расскажем читателю, как Лиса стала Патрикеевной и почему Кощея стали называть Бессмертным, а также об истоках других сказочных персонажей...

Змей Горыныч

Этот персонаж знаком многим по сказкам о богатырях, именно с этим чудищем сражались бравые молодцы. Но почему Змей именно Горыныч? Всё дело в том, что его прозвище происходит от глагола «гореть». Во многих былинах Змей описывался как трёхглавое чудище, способное изрыгать пламя, сжигающее всё на своём пути. Кроме того, возможно, такое прозвище обусловлено ещё и тем, что в славянской мифологии был бог Горыня, заведующий стихией огня.

Кадр из фильма «Василиса Прекрасная» ...
Кадр из фильма «Василиса Прекрасная» (1939), реж. А. Роу

Есть и другая версия, почему злобный Змей получил такое прозвище. Согласно ей, Змей жил в горах или горных пещерах, потому и стал Горынычем. Но в некоторых сказаниях местом жительства Горыныча является вовсе не пещера, а поляна в непроходимом лесу или вовсе белокаменные палаты. Вне зависимости от места жительства он всё равно назывался Горынычем.

Кощей Бессмертный

В русских сказках Кощей — или Кащей — Бессмертный является постоянным противником богатырей и отъявленным злодеем. Но, по одной из версий, его прототипом был бог Карачун — повелитель мрака и холода, который впоследствии был переименован в Кащея.

В.М. Васнецов. «Кощей Бессмертный» (1...
В.М. Васнецов. «Кощей Бессмертный» (1926)

Также некоторые исследователи русского фольклора считают, что прозвище Кощей связано со словом «кощун», что означает «колдун». Ведь во многих сказках Кощей умел колдовать, а владение магией на Руси было большим кощунством. Связано это имя и с внешним видом волшебников: как правило, они были костлявыми старцами.
Ещё по одной версии имя Кощей происходит от тюркского слова «кошчи» — невольник, пленник. И действительно, в нескольких сказках Кошей оказывается прикованным к стене крепкими цепями. А Бессмертным Кощея называли потому, что его смерть была надёжно спрятана в яйце, скрытом, в свою очередь, в различных животных и птицах.

Лиса Патрикеевна

Изворотливая Лиса из русских сказок получила своё отчество отнюдь не случайно. В XIV веке литовский князь Патрикей стал наместником новгородского князя. Получив должность, князь стал подворовывать и плести различные интриги. Его дружина стала заниматься разбоем в окрестностях Новгорода. Поэтому в народе пошла привычка называть хитрых и пронырливых людей патрикеями. И эта привычка нашла отражение в русской сказке про хитрую Лису, получившую такое отчество.

Е. Рачев. Иллюстрация к сказке «Лисич...
Е. Рачев. Иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»

Тугарин Змей

В нескольких былинах описано, как богатырь Алёша Попович раз за разом выходит на битву с Тугарином Змеем. У этого персонажа есть реальный прототип, существовавший в начале XI века. Им был хан из Половца Тугоркан из рода Шаруканидов. В переводе фамилия этого рода означает «змея». Хан был довольно жесток, поэтому им пугали непослушных детишек в деревнях. И после перевода имени и названия рода хана на русский язык он и стал Тугарином Змеем.

Баба-яга

В русских сказках Баба-яга — злая старуха, наделённая волшебной силой. По одной из версий, происхождение её имени связано с характером ведьмы. Баба-яга была вечно чем-то недовольна и хотела то извести Иванушку, то зажарить детишек в печи. А на Руси злых и ворчливых женщин называли ягишнами.

Георгий Милляр в роли Бабы-яги
Георгий Милляр в роли Бабы-яги

По другой версии, Баба-яга носила шубу-безрукавку, которая и называлась яга. Также имя Бабы-яги связано с одним ритуалом язычников. Они делали куклу умершего человека, которая называлась «баба», и считали, что в неё вселяется дух покойного. После бабу заворачивали в ягу — шубу без рукавов, сшитую мехом наружу, — и помещали в сруб без окон и дверей, поставленный на сваи. Так имя Бабы-яги стали связывать с потусторонним миром, в некоторых старинных былинах она являлась проводником в мир мёртвых.

Русалка

На первый взгляд, имя этого враждебного человеку существа похоже на слова «русло» и «русый». Однако этимология этого имени уводит нас в античность, на берега Средиземного моря.

Иван Билибин. «Русалка в традиционном...
Иван Билибин. «Русалка в традиционном славянском представлении», 1934 г.

Был в Древнем Риме праздник Розалии («праздник роз»), посвященный умершим, во время которого гробницы украшались венками из роз. Славяне, пришедшие в Средние века на Балканы — территории, некогда бывшие частью Римской империи, — переняли праздник. От южных славян праздник, называвшийся уже русалиями, попал к восточным славянам. Как и римские розалии, у славян русалии продолжали оставаться праздником поминовения умерших, а души умерших стали называться русалками.
Вследствие сходства слов «русалка» и «русло» эти славянские «нимфы», обитавшие первоначально в лесах и полях, переехали в водоемы. Но отголоски первоначального сухопутного места обитания русалок сохранялись еще долго, поэтому у Пушкина, охотно использовавшего фольклорные мотивы, русалка сидит на ветвях.

Добрыня Никитич

В славянской языческой мифологии было три исполина, выступавших всегда вместе: Дубыня, Горыня и Усыня. Они олицетворяли собой разрушительные силы стихий: земли, огня, воды. После крещения Руси их постепенно заменили три православных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Впрочем, Дубыня, Горыня и Усыня на какое-то время задержались в русском фольклоре и действовали параллельно с богатырями.

Добрыня Никитич. Фрагмент картины В.М...
Добрыня Никитич. Фрагмент картины В.М. Васнецова «Богатыри» (1898)

В Добрыне Никитиче дух языческого прошлого проявляется сильнее, чем в двух его коллегах. В его имени еще угадывается прозвание одного из трех архаических исполинов — Дубыни, лесного великана, олицетворяющего землю, занимающегося тем, что «дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет».
Интересно, что имена и функции трех языческих великанов не перенеслись автоматически на трех былинных богатырей, а распределились причудливым образом. Так, если Дубыня трансформировался в Добрыню, то Горыня, напротив, превратился в антигероя, противостоящего богатырям, — в Змея Горыныча. Третий «протобогатырь» — Усыня — тоже не исчез бесследно, его суперсилу (заимствование богатырской мощи от воды) взял себе все тот же Добрыня.

Иван-дурак

Во многих русских сказках есть Иванушка-дурачок — этакий простофиля, при этом умеющий выкручиваться из любых ситуаций. Своё прозвище он заслужил потому, что раньше дураками называли честных людей. Дураки не воровали, никого не обижали, и их считали неприспособленными к жизни людьми, имея ввиду, что, раз они не наживались на чужом горе, значит, были неумными. Кроме того, Иван в сказках всегда является младшим сыном в семье, имеющим старших братьев. Они-то и называли Ивана дураком, считая его неопытным юнцом.
Опубликовано 04 мая 2022 | Комментариев 0 | Прочтений 1575

Ещё по теме...
Добавить комментарий