Переформатирование сознания. За Бога против Дьявола!
Трудная история человечества... Интересно и даже забавно, но в Раннее Средневековье церковным властям не было никакого дела до борьбы против зловредных козней разных там деревенских травознаек, коих впоследствии едва ли не поголовно записали в ведьмы. Также равнодушна была к ним власть светская. Более того – и это по-настоящему удивительно, но в 643 г. король лангобардов Ротари даже выпустил эдикт, которым прямо запретил всем своим подданным христианам верить в разную чертовщину, например, что женщины могут превращаться в вампиров и высасывать у людей кровь. Очень даже прогрессивный был человек для того времени, ничего не скажешь.
Впрочем, король франков, и впоследствии император Карл Великий пошёл ещё дальше: в 787 году своим капитулярием (то есть законным актом!) объявил, что подлежит смертной казни тот человек, кто на основании веры в ведьм и колдунов их выискивает и убивает. То есть фактически запретил само их существование. То есть пока главной задачей правящей верхушки общества являлось повсеместное распространение веры Христовой, никакие старые народные поверья всерьёз не принимались, а всё делалось, чтобы отвратить людей от веры в прежних богов. И получалось так, что новый-то бог был очень даже милостив и этим тоже привлекал людей в него уверовать!..
Раннее не значит примитивное…
Причём в Раннем Средневековье процессы по типу ведовских историкам известны. Но их было очень немного, и в основном они касались только лишь представителей феодальной знати и связаны были не столько с верой в бога, сколько с борьбой за богатство и власть. Известно, например, что король Франкского государства Людовик Благочестивый (814-840 гг.) вдруг страстно воспылал чувствами к красавице Юдифи Баварской и даже на ней женился. А та зловредная Юдифь взяла, да и уговорила опьянённого любовью Людовика поделить свою империю в ущерб своим старшим сыновьям, родившимся от его первого брака. Вот тогда-то за «пострадавших» духовенство и вступилось. Было объявлено, что Людовик был приворожён Юдифью с помощью колдовских чар, то есть отуманен, одурманен, и потому был сам не свой, когда такое решал. Более того, якобы обнаружилось, что его супруга устроила в его дворце настоящий притон для ведьм и ворожей, ну и король попал под их чары. Пришлось Людовику уступить и от своего решения отказаться.
Но вот в XIII в. христианство укрепилось в европейских странах окончательно и бесповоротно, и вот тут-то явно понадобилась антитеза Богу, чтобы можно было на кого-то сваливать все беды и несчастья. Но… до Бога высоко, до дьявола… глубоко (он всегда ассоциировался с подземным миром, то есть преисподней!), и понадобилось найти его приспешников в мире людей. И тут же богословы и разные учёные схоласты дружно принялись за «теоретическое обоснование» козней дьявола и демонологии. В результате дьявол очень быстро догнал по силе и могуществу Господа Бога (а дуализм чёрного и белого, плохого и хорошего существовал всегда, потому как был доступен даже самому посредственному уму!), и выяснилось (а раньше-то этого и не знали!), что он вездесущ, исключительно злокозненен, а его воинство поистине несметно. Ну и что главное, его занятие заключается в уловлении человека на продажу своей души, для чего он заставляет людей подписывать с ним договор. Вот Бог, тот требует от человека лишь «истинной веры», а дьявол ну никак не может обойтись без бумаги и подписи… причём обязательно кровью! То есть произошёл полный на 180 градусов поворот в сознании людей, причём спущенный вниз с верхов. Была выбрана какая-то часть населения, которую сделали ответственной за «козни Дьявола» и соответственным образом начали с ней бороться. Зачем это было нужно? А ради укрепления собственной власти и влияния – вот зачем!
Дело в том, что раз теперь Сатана стал всесильным, то и защититься от него было невозможно ничем, кроме… веры и… Церкви, конечно. И если до этого Церковь людям несла веру в Бога, то теперь она же занялась тем, что стала спасать его от слуг зловредного Дьявола. А тут ещё и инквизиция, которая до этого боролась главным образом с еретиками, обнаружила для себя новое, ещё непаханое поле для деятельности.
Выяснилось, что чудеса, описаниями которых были полны богословские книги, как и сама Библия, могли быть делом не только Бога, но и слуг Сатаны. То есть ведьмы их как раз и творили. Таким образом они покушались на веру в Отца Небесного и, разумеется, отвергали могущество его Святой Церкви. А раз так, то и ведьмы оказались в одном ряду с еретиками. И сразу же по всей Европе запылали костры. К тому же причин, по которым истребляли в первую очередь именно женщин, было… множество.
Сначала, когда Европу люди только лишь осваивали, способность женщины к деторождению воспринималась как благо. Но затем оно стало проклятием. Родившиеся дети покушались на раздел имущества, пополняли банды рыцарей-разбойников и банды разбойников-простолюдинов. В боях и походах гибли мужчины, число едоков вроде бы уменьшалось, но… женщины продолжали рожать. А так как ограничить их эту возможность было нельзя, то по логике вещей следовало ограничить само их количество!
Дошло до того, что римский папа Иннокентий VIII в 1484 г. издал специальную буллу «С величайшим рвением», в которой объявил (вопреки указу Карла Великого, кстати) неверие в существование ведьм ересью и призвал к их уничтожению. Папа потребовал от властей Германии помочь инквизиторам Генриху Инститорису и Якову Шпренгеру, находившихся там, в их поисках ведьм. Естественно, что подобная забота со стороны самого папы не могла не воодушевить «ведьмоискателей». Не прошло и трёх лет, как они опубликовали самое знаменитое сочинение против ведьм и ведовства: «Молот против ведьм» («Молот ведьм»), настоящую «настольную книгу» для всех организаторов ведовских процессов. И если до XVI в. применение пыток чаще всего в судах запрещалось, то теперь именно они стали важнейшим способом заставить подсудимых покаяться в связях с дьяволом.
В результате XVI-XVII вв. в Европе стали эпохой охоты на ведьм. Ведьм судили все, кому не лень: и светские, и епископские суды, и суды инквизиции. Чтобы начать разбирательство, вполне хватало голословного обвинения в ведовстве. Соседи могли пожаловаться, например, что у них в результате ворожбы известной им женщины пропало молоко у коровы, неожиданно умер ребёнок или сгорел сарай. Даже просто недобрый взгляд из-за забора, а то и красота и неуступчивость той же соседки вполне могли стать причиной для судебного разбирательства. У судей был заготовлен целый список вопросов, и понятно, что испуганной женщине было трудно ответить на большинство из них, как этого требовалось, и уж тем более предоставить суду свидетельские показания о её усердии в вере. Любые сомнения в искренности трактовались не в пользу обвиняемой. То есть презумпции невиновности фактически не существовало.
Старая вера на новый лад
А теперь вспомним, какие в это время в той же Европе имели место события? Как раз в XVI — начале XVII веке в Западной и Центральной Европе началась Реформация, в Испании закончилась Реконкиста и началось преследование мавров и морисков. В Нидерландах прошла первая буржуазная революция, в Германии – крестьянская война Томаса Мюнцера, а в Англии утвердилась англиканская церковь, независимая от папы. И как раз именно в это время и началось массовое уничтожение ведьм. Кстати, на убыль оно пошло сразу же после окончания Тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мира в 1648 году, поскольку теперь религиозный фактор столь существенную роль в европейской политике, как раньше, играть перестал.
Но целых двести лет, то есть на протяжении шести, а то и десяти поколений людей (продолжительность жизни была короче теперешней!), люди жили с верой в ведьм и необходимость их преследовать. Поэтому и судьи нисколько не сомневались в том, что попавшая к ним в руки женщина ведьма, ведь об этом они слышали с самого раннего детства. К тому же и сама церковь изначально видела в ней «сосуд диавольский», так что чего удивляться, что за уничтожение женщин принялись и католики – религия которых в это время подвергалась серьёзному испытанию. И протестанты, религия которых рождалась в муках, и ей тоже требовался консолидирующий общественные и духовные силы враг. Отсюда и массовое применение к ведьмам ужасающих воображение пыток, и массовое их сожжение.
Причём число расправ с ведьмами увеличивалось словно снежный ком за счёт оговоров несчастных, которые называли всё новых и новых сообщниц под пытками, да и доносы тоже сыпались один за другим. И получалась странная картина, на которую уже тогда стали обращать внимание: из пепла одной сожжённой колдуньи, словно из семян, тут же вырастали десятки новых ведьм. Так, только в небольшом немецком городке Оснабрюке за три месяца 1585 года сожгли 121 ведьму, а в 20 деревнях в окрестностях города Трира 306 человек были сожжены с 1587 по 1593 год.
Затем ведовская истерия распространилась и на Новый Свет, где, например, в маленьком городке Сейлем с января по октябрь 1692 г. шёл процесс над так называемыми «сейлемскими ведьмами». За 10 месяцев за ведовство там повесили 14 женщин и 5 мужчин, а ещё 4 женщины в тюрьме умерли и ещё одна сошла с ума. Наконец-то до людей дошло, что причиной всего этого стала подростковая истерия двух девочек, но к этому времени в тюрьме города находилось уже 150 «ведьм», а ещё 200 там просто не поместились и ждали своей очереди… у себя дома!
Отметим, что не только власти «сверху», так сказать, инспирировали охоту на ведьм. Бывало, что суды устраивались «по многочисленным просьбам трудящихся». Хотя известны и примеры обратного, когда, во-первых, довольно известные люди того времени, врачи, и даже богословы, выступали против преследования ведьм и даже ставили под сомнение их существование. Так, некто Лефран Мартен в 1440 году заявлял, что колдовство не может происходить благодаря суверенитету Бога, и что даже те женщины, что сознаются в том, что они ведьмы, введены в заблуждение с помощью козней дьявола. То есть они жертвы, а не объекты преследования. Лефран обвинял духовенство, что оно творит всё это ради своей выгоды. Архиепископ Флоренции Антонино (1384–1459) настаивал, что убеждения людей в том, что ведьмы существуют, это сущие глупости, и те, кто придерживается таких убеждений, должны в них покаяться, поскольку они греховны. Бывало, что скептицизм местных жителей по отношению к «искателям ведьм» оказывался сильнее, чем их вера в ведьм. Так, в 1460 году некий «мастер Жеан» напал с копьём на француза Асселина, который разозлил Жеана «ловца ведьм» тем, опроверг его утверждение о том, что две родственницы Асселина ведьмы. Затем Асселин в свою очередь ударил Жеана алебардой и убил его. И вот местные жители, весьма скептически относившиеся к «деятельности» Жеана, стали ходатайствовать перед королём о помиловании Асселина, утверждая, что Жеан был мошенником. И в итоге король его помиловал!
Самое скверное, что борьба с ведьмами была ещё и очень выгодным делом с точки зрения материальной. Ведь часть их конфискованного имущества полагалась доносчику, и, безусловно, очень хорошие деньги за свои труды получали и судьи, и палачи. Впрочем, лучше будет прочитать обо всём этом у Шарля де Костера в его бессмертном романе «Легенда об Уленшпигеле».
Нам же важно следующее: в течение двух веков в сознание верующих двух разных религиозных конфессий была искусственно внедрена идея борьбы с ведовством. Причём вопреки более высокому развитию производства, нежели в Раннее Средневековье, идеология общества была переведена на более низший духовный уровень. Да, позднее с преследованием ведовства было очень быстро покончено. Но неисчислимы были его человеческие жертвы и потери в области морали и нравственности. Зато теперь нам совершенно точно известно, что так сделать можно…Автор: В.Шпаковский
Источник: "Военное обозрение"
Впрочем, король франков, и впоследствии император Карл Великий пошёл ещё дальше: в 787 году своим капитулярием (то есть законным актом!) объявил, что подлежит смертной казни тот человек, кто на основании веры в ведьм и колдунов их выискивает и убивает. То есть фактически запретил само их существование. То есть пока главной задачей правящей верхушки общества являлось повсеместное распространение веры Христовой, никакие старые народные поверья всерьёз не принимались, а всё делалось, чтобы отвратить людей от веры в прежних богов. И получалось так, что новый-то бог был очень даже милостив и этим тоже привлекал людей в него уверовать!..
Карл Великий и папы римские Геласий I и Григорий I. Миниатюра из молитвенника короля Карла II Лысого
Раннее не значит примитивное…
"Для нас хорош лишь тот, кто прославляет одного лишь бога, лишь тот умен, кто прочих всех предает проклятью", - песня из кинофильма «Последняя реликвия»
Причём в Раннем Средневековье процессы по типу ведовских историкам известны. Но их было очень немного, и в основном они касались только лишь представителей феодальной знати и связаны были не столько с верой в бога, сколько с борьбой за богатство и власть. Известно, например, что король Франкского государства Людовик Благочестивый (814-840 гг.) вдруг страстно воспылал чувствами к красавице Юдифи Баварской и даже на ней женился. А та зловредная Юдифь взяла, да и уговорила опьянённого любовью Людовика поделить свою империю в ущерб своим старшим сыновьям, родившимся от его первого брака. Вот тогда-то за «пострадавших» духовенство и вступилось. Было объявлено, что Людовик был приворожён Юдифью с помощью колдовских чар, то есть отуманен, одурманен, и потому был сам не свой, когда такое решал. Более того, якобы обнаружилось, что его супруга устроила в его дворце настоящий притон для ведьм и ворожей, ну и король попал под их чары. Пришлось Людовику уступить и от своего решения отказаться.
Пока одни слушали трубадуров, другие творили в подвалах инквизиции совсем иные дела. Кадр из фильма «Прекрасные времена в Шпессарте»
Папа Адриан I коронует Людовика как короля Аквитании. Миниатюра из «Больших французских хроник» (экземпляр Карла Анжуйского, ок. 1460 года)
Но вот в XIII в. христианство укрепилось в европейских странах окончательно и бесповоротно, и вот тут-то явно понадобилась антитеза Богу, чтобы можно было на кого-то сваливать все беды и несчастья. Но… до Бога высоко, до дьявола… глубоко (он всегда ассоциировался с подземным миром, то есть преисподней!), и понадобилось найти его приспешников в мире людей. И тут же богословы и разные учёные схоласты дружно принялись за «теоретическое обоснование» козней дьявола и демонологии. В результате дьявол очень быстро догнал по силе и могуществу Господа Бога (а дуализм чёрного и белого, плохого и хорошего существовал всегда, потому как был доступен даже самому посредственному уму!), и выяснилось (а раньше-то этого и не знали!), что он вездесущ, исключительно злокозненен, а его воинство поистине несметно. Ну и что главное, его занятие заключается в уловлении человека на продажу своей души, для чего он заставляет людей подписывать с ним договор. Вот Бог, тот требует от человека лишь «истинной веры», а дьявол ну никак не может обойтись без бумаги и подписи… причём обязательно кровью! То есть произошёл полный на 180 градусов поворот в сознании людей, причём спущенный вниз с верхов. Была выбрана какая-то часть населения, которую сделали ответственной за «козни Дьявола» и соответственным образом начали с ней бороться. Зачем это было нужно? А ради укрепления собственной власти и влияния – вот зачем!
Светские власти в Европе всегда апеллировали к авторитету властей церковных и всегда действовали сообща. Кадр из кинофильма «Слуги дьявола», 1971 г.
Дело в том, что раз теперь Сатана стал всесильным, то и защититься от него было невозможно ничем, кроме… веры и… Церкви, конечно. И если до этого Церковь людям несла веру в Бога, то теперь она же занялась тем, что стала спасать его от слуг зловредного Дьявола. А тут ещё и инквизиция, которая до этого боролась главным образом с еретиками, обнаружила для себя новое, ещё непаханое поле для деятельности.
Кадр из фильма «Страсти Христовы». Бог – есть Бог, а дьявол – есть дьявол. И кто сильнее, вот в чём вопрос…
Выяснилось, что чудеса, описаниями которых были полны богословские книги, как и сама Библия, могли быть делом не только Бога, но и слуг Сатаны. То есть ведьмы их как раз и творили. Таким образом они покушались на веру в Отца Небесного и, разумеется, отвергали могущество его Святой Церкви. А раз так, то и ведьмы оказались в одном ряду с еретиками. И сразу же по всей Европе запылали костры. К тому же причин, по которым истребляли в первую очередь именно женщин, было… множество.
«Хочу спастись от гнева Божия!». Кадр из кинофильма «Слуги дьявола», 1971 г.
Сначала, когда Европу люди только лишь осваивали, способность женщины к деторождению воспринималась как благо. Но затем оно стало проклятием. Родившиеся дети покушались на раздел имущества, пополняли банды рыцарей-разбойников и банды разбойников-простолюдинов. В боях и походах гибли мужчины, число едоков вроде бы уменьшалось, но… женщины продолжали рожать. А так как ограничить их эту возможность было нельзя, то по логике вещей следовало ограничить само их количество!
Дошло до того, что римский папа Иннокентий VIII в 1484 г. издал специальную буллу «С величайшим рвением», в которой объявил (вопреки указу Карла Великого, кстати) неверие в существование ведьм ересью и призвал к их уничтожению. Папа потребовал от властей Германии помочь инквизиторам Генриху Инститорису и Якову Шпренгеру, находившихся там, в их поисках ведьм. Естественно, что подобная забота со стороны самого папы не могла не воодушевить «ведьмоискателей». Не прошло и трёх лет, как они опубликовали самое знаменитое сочинение против ведьм и ведовства: «Молот против ведьм» («Молот ведьм»), настоящую «настольную книгу» для всех организаторов ведовских процессов. И если до XVI в. применение пыток чаще всего в судах запрещалось, то теперь именно они стали важнейшим способом заставить подсудимых покаяться в связях с дьяволом.
В застенке инквизиции. Картина Алессандро Маньяско (1667–1749)
В результате XVI-XVII вв. в Европе стали эпохой охоты на ведьм. Ведьм судили все, кому не лень: и светские, и епископские суды, и суды инквизиции. Чтобы начать разбирательство, вполне хватало голословного обвинения в ведовстве. Соседи могли пожаловаться, например, что у них в результате ворожбы известной им женщины пропало молоко у коровы, неожиданно умер ребёнок или сгорел сарай. Даже просто недобрый взгляд из-за забора, а то и красота и неуступчивость той же соседки вполне могли стать причиной для судебного разбирательства. У судей был заготовлен целый список вопросов, и понятно, что испуганной женщине было трудно ответить на большинство из них, как этого требовалось, и уж тем более предоставить суду свидетельские показания о её усердии в вере. Любые сомнения в искренности трактовались не в пользу обвиняемой. То есть презумпции невиновности фактически не существовало.
Старая вера на новый лад
– Что это за жук может быть?
– Брат Иероним лучше всех знает Святое писание, пусть скажет.
– Среди всей живности, созданной господом, оно не значится.
– Значит, это от дьявола, - разговор монашеской братии в кинофильме «Последняя реликвия»
А вот так производилась благодать, которую потом римская церковь продавала в виде индульгенций: монахи переписывали Библию, и за это определённое количество грехов списывалось. А ещё они постились, умерщвляли плоть, и таким образом создавался избыток благодати. Вот его-то церковь и продавала! Кадр из кинофильма «Последняя реликвия», 1969 г.
А теперь вспомним, какие в это время в той же Европе имели место события? Как раз в XVI — начале XVII веке в Западной и Центральной Европе началась Реформация, в Испании закончилась Реконкиста и началось преследование мавров и морисков. В Нидерландах прошла первая буржуазная революция, в Германии – крестьянская война Томаса Мюнцера, а в Англии утвердилась англиканская церковь, независимая от папы. И как раз именно в это время и началось массовое уничтожение ведьм. Кстати, на убыль оно пошло сразу же после окончания Тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мира в 1648 году, поскольку теперь религиозный фактор столь существенную роль в европейской политике, как раньше, играть перестал.
Переформатирование возможно в любой стране, в любых условиях. Вот это фото сделано в 1972 году на улицах Кабула в Афганистане
Но целых двести лет, то есть на протяжении шести, а то и десяти поколений людей (продолжительность жизни была короче теперешней!), люди жили с верой в ведьм и необходимость их преследовать. Поэтому и судьи нисколько не сомневались в том, что попавшая к ним в руки женщина ведьма, ведь об этом они слышали с самого раннего детства. К тому же и сама церковь изначально видела в ней «сосуд диавольский», так что чего удивляться, что за уничтожение женщин принялись и католики – религия которых в это время подвергалась серьёзному испытанию. И протестанты, религия которых рождалась в муках, и ей тоже требовался консолидирующий общественные и духовные силы враг. Отсюда и массовое применение к ведьмам ужасающих воображение пыток, и массовое их сожжение.
Нью-йоркский полицейский останавливает движение, чтобы кошка с котёнком могла безопасно перейти дорогу, 1925 г. Такие люди были всегда и они всегда будут!
Причём число расправ с ведьмами увеличивалось словно снежный ком за счёт оговоров несчастных, которые называли всё новых и новых сообщниц под пытками, да и доносы тоже сыпались один за другим. И получалась странная картина, на которую уже тогда стали обращать внимание: из пепла одной сожжённой колдуньи, словно из семян, тут же вырастали десятки новых ведьм. Так, только в небольшом немецком городке Оснабрюке за три месяца 1585 года сожгли 121 ведьму, а в 20 деревнях в окрестностях города Трира 306 человек были сожжены с 1587 по 1593 год.
А так жгли тех, кто вызывал в массе людей нехорошие чувства… Кадр из фильма «Нострадамус», 1994 г.
Затем ведовская истерия распространилась и на Новый Свет, где, например, в маленьком городке Сейлем с января по октябрь 1692 г. шёл процесс над так называемыми «сейлемскими ведьмами». За 10 месяцев за ведовство там повесили 14 женщин и 5 мужчин, а ещё 4 женщины в тюрьме умерли и ещё одна сошла с ума. Наконец-то до людей дошло, что причиной всего этого стала подростковая истерия двух девочек, но к этому времени в тюрьме города находилось уже 150 «ведьм», а ещё 200 там просто не поместились и ждали своей очереди… у себя дома!
Пляж в Иране за несколько месяцев до исламской революции, 1979 г.
Отметим, что не только власти «сверху», так сказать, инспирировали охоту на ведьм. Бывало, что суды устраивались «по многочисленным просьбам трудящихся». Хотя известны и примеры обратного, когда, во-первых, довольно известные люди того времени, врачи, и даже богословы, выступали против преследования ведьм и даже ставили под сомнение их существование. Так, некто Лефран Мартен в 1440 году заявлял, что колдовство не может происходить благодаря суверенитету Бога, и что даже те женщины, что сознаются в том, что они ведьмы, введены в заблуждение с помощью козней дьявола. То есть они жертвы, а не объекты преследования. Лефран обвинял духовенство, что оно творит всё это ради своей выгоды. Архиепископ Флоренции Антонино (1384–1459) настаивал, что убеждения людей в том, что ведьмы существуют, это сущие глупости, и те, кто придерживается таких убеждений, должны в них покаяться, поскольку они греховны. Бывало, что скептицизм местных жителей по отношению к «искателям ведьм» оказывался сильнее, чем их вера в ведьм. Так, в 1460 году некий «мастер Жеан» напал с копьём на француза Асселина, который разозлил Жеана «ловца ведьм» тем, опроверг его утверждение о том, что две родственницы Асселина ведьмы. Затем Асселин в свою очередь ударил Жеана алебардой и убил его. И вот местные жители, весьма скептически относившиеся к «деятельности» Жеана, стали ходатайствовать перед королём о помиловании Асселина, утверждая, что Жеан был мошенником. И в итоге король его помиловал!
Солнечные ванны у стен Петропавловской крепости. Ленинград. 1964 год. В то время никто не находил ничего предосудительного в том, чтобы выглядеть именно так, как эта женщина. Сейчас… ну, сейчас вряд ли на том же самом месте можно такую увидеть!
Самое скверное, что борьба с ведьмами была ещё и очень выгодным делом с точки зрения материальной. Ведь часть их конфискованного имущества полагалась доносчику, и, безусловно, очень хорошие деньги за свои труды получали и судьи, и палачи. Впрочем, лучше будет прочитать обо всём этом у Шарля де Костера в его бессмертном романе «Легенда об Уленшпигеле».
Квитанция о штрафе в 50 рублей «за веру в Бога». СССР. 1974 год. Такое тоже было, а что мы видим сегодня? Сегодня такие вот квитанции в РФ невозможны в принципе
Нам же важно следующее: в течение двух веков в сознание верующих двух разных религиозных конфессий была искусственно внедрена идея борьбы с ведовством. Причём вопреки более высокому развитию производства, нежели в Раннее Средневековье, идеология общества была переведена на более низший духовный уровень. Да, позднее с преследованием ведовства было очень быстро покончено. Но неисчислимы были его человеческие жертвы и потери в области морали и нравственности. Зато теперь нам совершенно точно известно, что так сделать можно…Автор: В.Шпаковский
Источник: "Военное обозрение"
Опубликовано 06 апреля 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 656
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: