Непокоренный Кайлас как центр религий и средоточие тайн мироздания
«Нет горного хребта, подобного Гималаям, потому что в этом хребте есть и Кайлас, и Манасаровар. Как роса сохнет от утреннего солнца, так и наши грехи высохнут, когда мы увидим Гималаи», - Рамаяна.
Для пятой части человечества Кайлас – центр вселенной. Священное пространство для индусов, буддистов, джайнов, последователей бон. Высшая цель для каждого верующего – паломничество вокруг горы, чтобы очистить себя от земных поступков. Чем чаще он проходит нелегкий 53-километровый путь, ведущий через перевал Долма-Ла, высотой 5 648 метров, тем быстрее наступит момент, когда душа возродится к новой жизни.
Кайлас - гора богов на Тибете
Гора Кайлас – одно из самых интригующих мест на планете. Где находится гора Кайлас? Вершина, покрытая снегом, расположена в Тибете, в хребте Кайлас горной системы Гангдисена на юге Тибетского нагорья, которое считается недоступным.
В индуизме
В санатана дхарма Тибет гора Кайлас – обитель бога Шивы, где он проживает со своей супругой Парвати, их детьми, Ганешой и Скандой, и свитой – Гана-деватас. Там он курит траву мудрости (ганджу) и глубоко медитирует, практикует йогические аскезы, проводит время, занимаясь радостной любовью со своей божественной супругой.
Именно на гору Кайлас с огромной силой спустилась из духовного мира в мир материальный Ганга и была поймана локонами Шивы. Вишну-пурана описывает четыре стороны Кайлаш, созданные из хрусталя, рубина, золота и лазурита.
Паломники совершают парикраму (кора или ритуальный обход вокруг святыни) по часовой стрелке, начиная с южной стороны. Считается, что одна парикрама – один круг жизни. Гора – столп мира, расположенный в сердце шести хребтов, символизирующих лотос, вся вселенная управляется с этого места.
В йогинских традициях Шива видится не как бог, а как человек, который был первым йогом или Ади йоги, первым гуру – Ади-гуру. Он передал знания о йогинской магии семи ученикам, который стали известны как саптариши (семь мудрецов). Гору Кайлас Шива выбрал в качестве духовной библиотеки, в которой его знания хранятся в определенной энергетической форме. Начиная с Шивы, в течение тысячелетий многие великие мудрецы отправлялись на гору Кайлас и сохраняли там свои знания – Ришабхадева, святые в религии Бон, буддийские учителя, Агастья Муни, Наянары.
В буддизме
Буддисты считают Кайлас – осью своего существования. Известная как гигантская мандала Вселенной – гора Меру – она занимает центральное место в буддийской космологии и является главным местом паломничества в некоторых буддийских традициях. Буддисты Ваджраяны верят, что Кайлас – обитель Чакрасамвары. В регионе множество мест, связанных с Падмасамбхавой, тантрические практики которого в святых местах вокруг Тибета окончательно утвердили буддизм в Тибете и за его пределами в 7-8 веках. Подобно индуистам, буддисты совершают кору по часовой стрелке, лицом к южной стороне горы, начиная с Врат спасения (Ям Двара) – наиболее примечательного места в паломничестве Кайлаш – Манасаровар Ятра.
Легенда рассказывает, что только один человек смог добраться до вершины горы Кайлас. Миларепа – тибетский сиддха (великий йогин) и поэт. Миларепа и бонский мастер по имени Наро Бончунг участвовали в соревновании магических способностей, но ни один из них не получил решающего преимущества. Хотя, по мнению буддистов, Миларепа оказывался победителем во всех состязаниях. Тем не менее, Наро Бончунг выступал за финальный поединок, который и определит победителя – кто быстрее сможет добираться до вершины горы. Сев на свой волшебный барабан, Наро Бончунг взмыл вверх по склону. Но это не впечатлило Миларепу, он продолжал сидеть и медитировать. Однако в тот момент, когда Наро Бончунг был уже почти на вершине, Миларепа внезапно очнулся и обогнал его, «прокатившись» на солнечном луче, который и перенес его прямо на вершину. Потрясенный Наро Бончунг упал с барабана и скатился по южному склону горы. Будучи на вершине Миларепа успел бросить горсть снега на вершину близлежащй горы Бонри, завещая её Бонпо, тем самым обеспечил продолжение религиозной традиции в регионе. Он постановил, что последователи бон могут совершать свои паломничества вокруг горы Кайлас против часовой стрелки.
В джайнизме
Согласно джайнским писаниям, Аштапада, гора ассоциирующаяся с Кайлас, – место, где первый джайнский тиртханкара Ришабхадева достиг мокши (освобождения). Он пришел сюда, чтобы получить знания, но захотел вернуться. После прикосновения к Кайлас он оставил все позади и решил слиться с горой. Его сын, император Бхарата Чакравартин, построил там три ступы и двадцать четыре святыни 24 тиртханкар с их идолами, усыпанными драгоценными камнями, и назвал их Синништха.
В джайнской традиции 24-й и последний тиртханкара, Вардхамана Махавира был взят Индрой на вершину Меру вскоре после его рождения, после того как его мать-королева Тришала погрузилась в глубокий сон. Там он был омыт и помазан драгоценными помазаниями.
В традиции Бон
Согласно мифологии Бон, гора Кайлаш – место, где основатель религии Тонпа Шенраб Миво сошел с небес и распространил свои духовные знания. Гора Кайлаш, которую последователи бон называют Юнгдрунг Гуцег (пирамида девяти свастик), – ось мира, высший центр всей духовной силы во Вселенной. Она находится в центре Тагзиг Олмо Лунг Ринг (недвойственного духовного царства в традиции Бон). Девять юнгдрунгов (юндрунг – свастика) горы пирамидальной формы поднимаются как лестница и напоминают девять ступеней (или путей) бон. Четыре грани горы Кайлас обращены к четырем сторонам света. В угловых соединениях из симулякров архетипических мыслеформ вытекают четыре реки:
- из симулякра снежного льва река Наразара течет с востока;
- из симулякра лошади течет река Пакши (с севера);
- из симулякра павлина река Гим Шан (с запада);
- из симулякра слона река Синдху (с юга).
Бонпо утверждают, что Тагзиг Олмо Лунг Ринг – не физическое место. Чтобы получить к нему доступ, нужно усердно практиковать духовные дисциплины, очищать тело и разум от всех омрачений и осознавать недвойственное состояние. Последователи религиозной традиции молятся всем сердцем, чтобы они родились в Тагзиг Олмо Лунг Ринг, так как это может произойти только после просветления. Гора Кайлаш доступна тем, кто находится в дуалистическом и неосознанном состоянии, и поэтому Бонпо является доказательством того, что Гора Кайлаш и Тагциг Олмо Лунг Ринг качественно и по существу являются различными сферами. В исторических бонских текстах утверждается, что священная гора Кайлас находится в центре королевства Жанг-жунг.
Как выглядит вершина
Священный пик Кайлаш называют геологическим чудом. Безупречный образец величественности, созданный природой. Стороны горы – абсолютно гладкие, почти точеные – ориентированы по сторонам света. На южной стороне – вертикальная трещина, проходящая по центру (образовалась в результате землетрясения) и углубленная протоками. Этот знак принес Кайлаш название гора свастики. Именно это лицо, украшенное талисманом духовной силы, первое, что видит паломник, идущий из Индии. Вершина представляет гигантскую идеально сформированную пирамиду со снежной шапкой. Предгорья омывают два озера – Манасаровар и Ракшастал. Солнечный свет, отражающийся в сумерках гор, распространяет золотистую ауру на всю окружающую область и Кайлас отражается на спокойной поверхности озера Манасаровар как янтарный столб. В свете восходящего солнца и луны она наполнена таинственной и волшебной красотой.
Мистика и реальность
Исследования показали, что в структуре горы может находиться сеть пустот, почти как комплекс пещер. Он упоминается в древних тибетских текстах. Предполагается, что между собой они связаны, под землей, непрерывными камерами. Знания о пещерах отражены и в индуистских текстах, согласно которым Амарнатх (в Индии), священное место, связанное с Шивой, – туннель к горе Кайлас.
Гора Кайлас может быть воротами в мифическую страну Шамбала. Предполагается, что это место обитания сверхчеловека, обладающего огромными запасами знаний и принадлежащего к высшей цивилизации.
Кайлас с её характерной формой упоминается в индуистских текстах как место, которое использовалось девами и асурами для пахтания Молочного океана, чтобы получить амриту (нектар бессмертия) и халахалу (сильнейший яд).
Axis Mundi (ось мира) обеспечивает связь между физическим миром и духовными мирами. В индуистской, буддийской и джайнской мифологии ось мира – определенная гора: Меру или Сумеру, и говорят, что гора Кайлаш – её земная версия.
Два прекрасных озера расположены у подножия горы. Манасаровар, которое считается самым высоким пресноводным водоемом в мире, имеет глубокое духовное значение. Ракшас Тал появилось вследствие жестоких аскез, совершенных королем демонов Раваной, чтобы угодить Шиве. Из-за тесной связи с демонической сущностью озеро с соленой водой лишено растительной и животной жизни.
Согласно буддийским и индуистским писаниям, вокруг горы существуют древние монастыри и пещеры, в которых святые мудрецы обитают в невидимых телах. Эти пещеры видны лишь немногим счастливчикам.
Феномены горы Кайлас
Вечная загадка – относительность времени и его влияние на организм около горы Кайлас. Паломники сообщают, что всего лишь двенадцать часов в предгорьях создают эффект двух недель. Указывая на тайный потенциал горы, они говорят, что ногти и волосы растут с удивительной скоростью. Загадка горы Кайлас? Феномен утечки времени, когда организм начинает быстро стареть, изучала альтернативная медицина, но, научного объяснения ему не нашли. Единственное, во что остается верить (или нет?), так в то, о чем сообщают тибетские писания: гора защищена высшими силами, способными изменять реальность и время, почему можно быстро постареть.
Тибет Кайлас – мистика и реальность, но священный пик остается непокоренной вершиной. В истории человечества все, кто пытался совершить восхождение на неё, либо не вернулись, либо оказались на противоположной стороне, не имея представления о том, каким образом это получилось. В чем секрет? Герберт Тихи, пытаясь подняться на Гурла Мандхата в 1936 году, спросил одного из чиновников в Нгари, можно ли подняться на Кайлаш, тот ответил: «Только человек, полностью свободный от греха, может подняться на Кайлас. На самом деле ему не нужно осваивать отвесные скалы, покрытые льдом, он просто превратится в птицу и взлетит на вершину».
Загадка высоты 6666
Высота горы Кайлас – 6 638 метров, как указывают современные карты. Мистическое число 6666 несет определенный символизм и имеет смысл для поклонников эзотерики, подобных Эрнсту Мулдашеву. Да, он всемирно известный хирург-офтальмолог, но далеко не эксперт в области геологии или антропологии. Тем не менее, Мулдашев возглавил в 1999 году экспедицию на гору Кайлас и его вывод заключался в том, что на самом деле тайна горы Кайлас в том, что это рукотворная пирамида и её высота будет меняться из года в год. К тому же она окружена (наверное, невидимыми) сотнями пирамид меньшего размера. Согласно Мулдашеву, гора Кайлаш и комплекс пирамид – место, известное как «город богов», созданный древнейшей очень развитой цивилизацией. Эта цивилизация знала законы тонкой энергии в поле материи (торсионные поля) и умела манипулировать этими силами.
Кайлас гора в Тибете тайны:
1. Предположительно, гора находится на расстоянии 6666 километров от Стоунхенджа.
2. Расстояние до Северного полюса также составляет 6666 километров.
3. Расстояние до Южного полюса 13 332 километра, что в два раза больше по сравнению с расстоянием до Северного полюса.
В нумерологии 6666 – число, символизирующее абсолют.
Тайны и факты
«Ни одному смертному никогда не будет позволено взойти на гору Кайлаш, где среди облаков находится обитель богов. Тот, кто осмелится подняться на вершину священной горы и увидеть лица богов, будет предан смерти!» – гласят тибетские писания. Правда, в последние десятилетия несколько групп альпинистов, игнорируя предупреждение, совершали попытки покорить самый загадочный уголок земли. Возможно, покажется невероятным, но все они столкнулись с внезапными изменениями погоды, обнаружили практически непроходимый маршрут и даже испытали переживания таинственного характера, что побудило их отступить.
Множество имен
На протяжении веков Кайлас называли по-разному, Драгоценный Пик, Лотосовая Гора, Серебряная Гора. Говорят, что город Куверы, находится около горы Кайлас. Каждое название имеет определенное религиозное значение для разных конфессий. Кайлас – санскритское название, возможно слово образовано от «kelāsa» (केलास) – кристалл. На китайском – Гандисышань или Ганжэньбоци.
Тибетское название – Канг Ринпоче. Канг – снежный пик, Ринпоче имеет значение «драгоценный», поэтому объединенный термин можно перевести как «драгоценный снежный (пик)».
В бонских текстах гора известна под именами Цветок Воды, Гора Морской Воды, Гора девяти свастик (Юнгдрунг Гуцег).
Местное название – Тисэ; от « ti tse» на вымершем языке жанг-жунг, что означает пик воды или пик реки, обозначая статус горы как источника мифических льва, лошади, павлина и слона.
Средоточие четырех религий
Кайлаш Парват или гора Кайлас, вместе со священным озером Манасаровар, глубоко связана с духовным сердцем Азии.
1. Согласно индусской традиции, озеро было создано в сознании Господа Брахмы. Следовательно, на санскрите «манасаровар» – сочетание слов манас (ум) и саровар (озеро). Индусы верят, гора – обитель Господа Шивы, святой центр земли и проявление самого неба.
2. Тибетские буддисты утверждают, что Кайлас – обитель Будды Демчога (Чакрасамвара), символизирующего высшую гармонию, и Дордже Памо (высшая женская реинкарнация).
3. В джайнизме Кайлас, называемый горой Аштапада, – место, где основатель их веры, Ришабхадева, достиг просветления, освободившись от цикла жизни и возрождения.
4. Для верующих Бонпо Тисэ считается обителью небесной богини Сипаймен.
Тибетцы говорят, что невидимая лестница соединяет Кайлас с небесами, и по ней правители древнего Тибета спустились на гору с небес.
Начало четырех рек
Горная цепь также является источником четырех великих рек, которые поддерживают жизнь более четверти всего человечества тысячелетия.
Четыре реки берут свои истоки в четырех направлениях в радиусе 50 километров от горы Кайлас:
- на западе протекает Сатледж, от истока известная как Лангчен-Канбаб;
- на востоке – Брахмапутра;
- на юге – Карнали;
- на севере – Инд.
Символ свастики
На южной стороне горы есть знак свастики, “卍”, образованный естественным образом. Это результат вертикальной расщелины, проходящей по центру, в сочетании с горизонтальным слоем, который, кажется, завершает символ. Свастика – древний индийский знак неизменной удачи. Используемый индуистами, буддистами, джайнами на протяжении тысячелетий он получил широкое распространение в Тибете. Свастика появляется и в других древних культурах мира. Например, вариант «против часовой стрелки», который был принят нацистами, представляет букву «G» в средневековом североевропейском руническом письме. Для масонов, воспринявших эту букву как важный символ, он обозначал Великого Архитектора Вселенной.
Ориентация на стороны света
Учитывая то, что гора Кайлас имеет пирамидальную форму, каждая её сторона ориентирована в разные стороны – север, восток, юг и запад.
Освобождение от грехов
Всего в 20 километрах от горы находится священное озеро Манасаровар – воплощение чистоты, обладающее целебными свойствами и способностью смывать все смертные грехи.
Восхождение на Кайлас невозможно
Восхождение к вершине считается запретным деянием среди верующих из-за страха нарушить святость горы и живущие там божественные энергии. Миларепа, единственный кто достиг вершины. Вернувшись, он предупредил всех, не беспокоить бога, медитирующего на вершине.
Благодаря священному статусу в глазах нескольких великих мировых религий никто никогда не пытался подняться на нее. Рейнхольду Месснеру, знаменитому альпинисту, покорившему все 14 «восьмитысячников» мира, китайское правительство предложило в 1980-х годах лицензию на восхождение на гору Кайлаш. «Конечно, я отказался», – пишет он. «Было бы неразумно поступить иначе. Нельзя топтать богов».
Зеркала Времени на поверхности
На высоте 5680 метров может располагаться символическая «долина смерти». Люди, которые совершают паломничество, испытывают метафорическую смерть и оказываются в присутствии Ямы – бога смерти. После чего они «возрождаются» в Дролма Ла. Территория здесь усыпана одеждой, сумками и другими атрибутами – зубами, волосами, кровью. Все это «имущество» люди оставляют в «прошлой жизни». Но если человек сойдет с пути, то он может попасть в зону действия тантрической силы. Тайна в том, что каменные зеркала на поверхности Кайлас изменяют здесь ход времени, и за несколько лет человек может быстро состариться, превратившись в старика.
Озера Манасаровар и Ракшас Таль
Два озера когда-то были частью бассейна Сатледж и разделились в результате тектонической активности. Манасаровар, занимающее площадь более 400 квадратных километров, – самое высокое пресноводное в мире (4590 метров над уровнем моря), глубиной 77 метров, и почитается как священное место в четырех религиях: Бон, Буддизм, Индуизм и Джайнизм.
Известный санскритский поэт Калидаса в 4-м веке писал, что вода озера «как жемчужина, выпить её – очистить грехи сотен жизней». В 1948 году часть пепла Махатмы Ганди была разбросана по озеру. Как и Кайлас, озеро Манасаровар – место паломничества, привлекающее людей из Индии, Непала, Тибета и других соседних стран местом паломничества, привлекающим религиозных людей из Индии, Непала, Тибета и соседних стран. Паломники приходят к озеру, что принять церемониальные ванны в чистых водах. Паломнические туры организуются регулярно, особенно из Индии, самым известным из которых – ежегодный «Кайлас Манасаровар ятра».
В буддийских писаниях Манасаровар называют «матерью рек мира». Согласно буддийской космологии, его связывают с легендарным озером Анаватапта, лежащим в центре мира (согласно буддийской космологии), и где Майя зачала Будду. На берегах озера находились восемь буддийских монастырей, символизирующих Колесо Жизни. Паломники посещали каждый из монастырей по пути, представляя поворот колеса. Большинство монастырей не сохранилось, но буддисты все еще совершают паломничество вокруг священного озера. Наиболее заметный из них – древний монастырь Чиу, построенный на крутом холме, который смотрится так, словно он высечен из скалы.
Религия бон связывает озеро с медитативным божеством Чжан Чжун Мери. В джайнизме озеро Манасаровар ассоциируется с первым тиртханкарой.
Небольшая река Ганга Чху соединяет Манасаровар с Ракшастал – солоноватым эндорейским озером площадью 250 километров. На санскрите название означает «озеро демона». В буддизме Манасаровар – круглое, как солнце, Ракшастал в форме полумесяца, оба рассматриваются как «свет» и «тьма». На озере есть четыре острова, которые используются местными жителями как зимние пастбища для яков.
Согласно индуистским писаниям Равана, повелитель асур, создал Ракшастал. Совершая суровые аскезы, он желал набраться сил, чтобы поднять Кайлаш вместе с Шивой и Парвати и отнести их к себе в обитель в Шри-Ланке. Но Шива сделал гору тяжелее, так, чтобы ни один девата, демон или наг не смог её поднять.
На берегу особого острова, расположенного на озере, в течение девяти дней Равана приносил в жертву одну из своих голов, чтобы угодить Шиве. Наконец, на десятый день Шива был тронут такой преданностью, и позволил Раване получить сверхсилы.
Ритуальные обходы – кора вокруг горы
Кора – ритуальный обход вокруг горы – один из самых великих паломнических маршрутов, окружающих святой пик. Кора – это испытание разума и духа. Состоит паломничество из очищения (день первый), освобождения от ложного эго (день второй) и возрождения (день третий).
Начинается он с пересечения равнины, затем вверх по широкой долине реки, восхождение на 5650 метров к перевалу Долма-ла, откуда спускается по другой долине. Наконец, пересечение исходной равнины к точке старта. Достаточно прямой и настолько совершенный, что остается одним из любимых паломниками на протяжении тысячелетий.
Паломнический сезон длится с середины мая до середины октября, но путешественники всегда должны быть готовы к переменчивой погоде. Снег на Долма-ла может быть в любое время года, а температура часто опускается намного ниже нуля ночью. Как правило, снег на перевале идет с начала ноября до начала апреля.
В монастырях Дрира-Пук и Зутул-Пук предлагается жилье и простая еда; даже можно забронировать жилье заранее. В палатках чайханы доступны вода в бутылках, пиво, лапша быстрого приготовления и чай. Природных источников воды предостаточно, но необходимы средства для очистки воды. В настоящее время грунтовая дорога окружает две трети кора, хотя транспортное движение ограничено. Лошадей, яков и носильщиков берут напрокат в центральном офисе в Дарчене (город служит отправной точкой в обходе вокруг горы Кайлас). Большие группы часто арендуют яков, но яки предпочитают путешествовать исключительно парами или стадом, поэтому паломникам приходится брать, как минимум, двух животных. Лошади, на которые можно садиться и при необходимости путешествовать верхом, – более мобильный вариант, но аренда их дорогая, и они пользуются большим спросом, особенно у индийских паломников. Большинство туристов несут сами свое снаряжение или обходятся услугами местных носильщиков.
При планировании маршрута в 52 километра необходимо учитывать некоторые особенности. Индуисты, джайны, буддисты идут по часовой стрелке, последователи бон – против часовой стрелки. Многие тибетцы совершают паломничество за один день. Очень набожные тибетцы делают круг простиранием. Невероятный подвиг состоит из простираний по всей длине тела вокруг горы, по грязи, снегу, граду, дождю, пока не завершится кора. На это уходит примерно три недели. В конце каждого дня они помещают маркер, указывающий на точку, которой достигли. Элементарная защита – кожаный фартук, резиновые наколенники и толстые перчатки.
Тибетцы говорят, что обойдя гору, сотрутся грехи всей жизни, а завершив 108 кругов, можно рассчитывать на нирвану. Кора, завершенная в полнолуние или в тибетский год лошади, считается полезнее.
Перед предстоящим паломничеством пару дней придется провести в Дарчене, для акклиматизации, чтобы избежать высотной болезни. Худший вариант развития высотной болезни – высокогорный отек легких, когда приходится действовать крайне быстро. Золотое правило – как можно более срочно спустить пострадавшего. Но проблема в том, что на Тибетском плато нет низких высот. Сложно даже с помощью кислорода и лекарств стабилизировать состояние в местной больнице. Единственный вариант, когда человек может оказаться в критическом состоянии – вертолет, который доставит в Катманду. Но тут возникают свои сложности.
Вертолеты в Тибете используются только военными. Чиновники, как правило, не дают разрешение на прилет вертолета из другой страны, чтобы спасти туриста. Каждый год погибает несколько десятков паломников от высотной болезни, в основном индийцев. В 2018 году от высотной болезни пострадал россиянин и, чтобы спасти его жизнь, пришлось вмешаться посольству России. Из посольства позвонили в министерство иностранных дел республики Китай и попросили принять меры. Из министерства в свою очередь позвонили в полицейский участок Дарчена.
В течение часа необходимо было посадить Алексея в машину скорой помощи, отправить в Кодари, небольшую деревню на границе с Непалом (в 200 км). В Непале из Катманду направили вертолет, чтобы забрать его и доставить прямо в больницу. В общей сложности – пятичасовой рейс с одной остановкой для дозаправки.
Но на границе скорую уже ждала вооруженная «мафия». Они требовали оплату наличными в 50 000 долларов, чтобы позволить Алексею пересечь другое государство. Сопровождающему Алексея на мобильный позвонили из посольства России и попросили передать трубку главарю банды. О чем говорили, неизвестно, но через несколько минут банда исчезла. Представитель вертолетной компании ждал на полпути через канатный мост, раскачивающийся между Непалом и Тибетом. Алексей был оставлен на его попечение. Как только посветлело, вертолет вылетел в Катманду. Доктор на борту позвонил сопровождающему, что Алексея удалось вывести из состояния как раз вовремя и при надлежащей медицинской помощи он поправится через неделю.
Где находится Кайлас, как добраться
Кайлас и озеро Манасаровар находятся в округе Нгари Тибетского автономного района КНР. Только четыре наземных маршрута позволяют добраться до горы:
1. Из Шигадзе (из Лхасы или Катманду) – Сага – Манасаровар (4 дня на арендованном джипе, дольше на общественном транспорте и автостопом) или Шигадзе – Али – Дарчен (6 дней на джипе).
2. От индийской границы возле Уттаркаши (количество индийских граждан ограничено – по лотерейной системе).
3. От Кашгара через Али.
4. От Симикот/Хильса в Непале через Пуранг.
Есть несколько рейсов в неделю из Лхасы в аэропорт Нгари Гунса, который находится в деревне Шицюаньхэ.
От Дарчена в монастырь Дрира-Пук
Оставив позади поселок, направляемся на запад, через равнину Барка, усеянную белыми шатрами кочевников и стадами овец и коз. На севере, с востока на запад, вид на гору затеняет хребет, но на юго-востоке видны огромные Гурла-Мандхата, Апи и другие вершины – это Непал; на юго-западе – острые двойные горбы горы Камет, расположенной в Индии.
В 4 км от Дарчена тропа поднимается над юго-западным краем хребта и на высоте 4790 метров достигает пирамиды из камней, украшенной молитвенными флагами. Здесь уже видно южное лицо горы Кайлас. Дорога поворачивает на север и входит в долину Лха Чу – плоскую, каменистую пустошь, которая вьется вдоль обширных склонов гор. Долина настолько открытая, что можно видеть переди Великий молитвенный флагшток Тарбоче (4750 м). Тарбоче – наиболее значимое место во время фестиваля Сага Дава – буддийского праздника в честь рождения, просветления и ухода в паринирвану Гаутамы Будды. Флагшток был впервые установлен в 1681 году во время правления пятого Далай-ламы, в ознаменовании военной победы над Ладакхом.
К западу от Тарбоче находится чортен Кангни. Для паломников пройти под небольшой аркой ступы, украшенной висячими головами яков, – благоприятное действие. На востоке – на хребте находится место захоронения Восьмидесяти Четырех Махасиддх, Драчом Нгагье Дуртрё га.
За Тарбоче долина резко сужается в области Сершонг и уже ясно видно западную сторону Кайлас. Пройдя мимо нескольких разрушенных чортенов и длинных стен из мани, дорога приводит к палаткам чайханы рядом с небольшим мостом через долину Лха Чу. Мост расположен в 40 минутах ходьбы от Торчена, примерно в 2.5 часах от Дорчена, прямо под монастырем Чуку.
Монастырь Чуку (4820 м), основанный в 13 веке Гоцангпа Гонпо Дордже, махасиддхой школы тибетского буддизма Друкпа Кагью, так прекрасно вписывается в скалистый фон, что его даже можно не заметить. Все монастыри горы Кайлас были разрушены во время культурной революции. Чуку восстанавливали одним из первых. В монастыре над алтарем под стеклянным куполом хранится почитаемая мраморная статуя божества, «Чуку Опаме», и раковина, инкрустированная серебром. Рядом с алтарем находится медный котел и клыки слонов, последние сохранившиеся, после того, как Бутан взял религиозный контроль над монастырями вокруг Кайласа.
От моста Чуку паломническая тропа проходит по восточному берегу к монастырю Дрира-Пук (около 3 часов). Здесь открываются потрясающие пейзажи. Высокие осадочные породы, щербатые и диковинно сложенные, выточенные в формы, которые кажутся живыми, окружают с обеих сторон. В теплую погоду даже можно увидеть, как случайные струи воды падают по склонам с высоты. Многие из образований связаны с мифическими историями и легендами. Например, камень с углублением в центре, похожий на седло, который называют седлом Гесара, царя Линга.
От скалы Тамдрин тропа начинает подниматься и направляется на северо-восток к монастырю Дрира-Пук. Пересекаем большой мост и направляемся в монастырь на западном берегу.
Монастырь Дрира-Пук (5080 м) расположен в превосходном месте на склоне холма к северу от Лха-чу. Он обращен прямо к северному лицу горы Кайлас, которая с этой точки зрения выглядит как массивная плита черного гранита, украшенная алебастрово-белыми полосами снега. Перед горой Кайлас расположены три меньшие горы: Чана Дордже (Ваджрапани) на западе, Джампелян (Манджушри) на востоке и Ченрезик (Авалокитешвара) в центре.
Монастырь Дрира-Пук получил название от «дрира» (что означает «рог самки яка») и «пук» («пещера»). Великий святой Гоцангпа, открывший кору вокруг горы Кайлас, был ведомый яком, который оказался дакини с лицом снежного льва, охраняющая перевал Кандо Санглам-ла. Красочные фрески отмечают вход в атмосферную пещеру медитации Гоцангпы, в одной из которых есть изображение дакини.
От Дрира-Пук в монастырь Зутул-Пук
Главная тропа направляется на восток, пересекая Лха-чу, за мостом, а затем взбирается на морену, чтобы встретиться с тропой на восточном берегу. Начинается долгое восхождение в долину Дролма-чу, которая в конечном итоге приведет к Дролма-ла.
Менее чем через час тропа приводит на плато Джарок Донкханг (5210 м), где некоторые походные группы разбивают лагерь. Рядом с Джарок Донкханг к юго-востоку тропа разветвляется. Ведущая через заснеженный перевал Кандо Санглам-ла – кратчайший путь к восточной стороне горы Кайлас. Она обходит стандартный маршрут через Дролма-ла, но им могут пользоваться только те, кто совершает благоприятную 13 кору. Во всяком случае, тибетцы уверены, что так считает дакини, которая привела Гёцангпу к Дрира-пук.
От Джарок Донкханг можно также добраться до ледника, спускающегося с восточного хребта с северной стороны горы Кайлас, через долину Пелунг между скалами Ченрезик (Авалокитешвара) и Джампеланг (Манджушри).
Скалистое пространство Шива-цал (5330 м), расположенное всего в нескольких минутах ходьбы от Джарок Донкханг, – место, где паломники подвергаются символической смерти, входя в царство Ямы, пока не достигнут вершины Дролма-ла, и не возродятся. Обычно в Шива-цал каждый что-то оставляет – предмет одежды, капли крови или прядь волос. Это олицетворяет то, что паломник оставляет эту жизнь позади.
После Шива Цал тропа на какое-то время выравнивается и идет вдоль ледникового хребта. Впереди много интересных достопримечательностей, таких как камень, для измерения на грех, Бардо Транга – плоский валун, под которым путник должен протиснуться. Независимо от комплекции человека под ним можно застрять, если уровень грехов слишком высокий.
Примерно через 30 минут от Шива Цал тропа поворачивает на восток к последнему восхождению.
Великая Дролма До (скала Дролма) едва видна за огромным количеством молитвенных флагов. Когда Готсангпа впервые открыл кору, он забрел в долину дакини. Но его вернул на верный путь 21 волк, который был 21 эманацией Дрелмы (Тары) – богини милосердия. Достигнув перевала, 21 волк стал одним, а затем слился в большой валун.
Почти сразу появляется Гаури Кунда («Озеро Сострадания»; 5608 м). Крошечный бирюзово-зеленый бассейн – место купания Парвати. Именно здесь Парвати совершала аскезы, чтобы завоевать сердце Шивы. Набожные последователи ведической традиции, предположительно, погружаются в ледяные воды, чтобы освободиться от греха.
Чтобы добраться до длинного и крутого 400-метрового спуска к травянистым берегам Лхам-чу Кхира, требуется около часа. По дороге есть почитаемый отпечаток следа Миларепы, хотя найти его самостоятельно сложно.
Как и в долине Лхачу на западной стороне горы Кайлас, есть маршруты, которые проходят по обе стороны реки. Главная тропа на восточном берегу теперь проходит по грунтовой дороге и линиям электропередачи.
Примерно в 30 минутах на юг от Кандо Санглам-ла спускается долина, соединяющая западную тропу. В долине – обзор восточного или хрустального лица горы Кайлас.
Травяные поля начинают появляться вдоль реки. Тем временем дорога пересекает западную часть долины. Отсюда река меняет название на Дзонг-чу (река-крепость).
Монастырь Зутул-Пук (4820 м) находится в 30 минутах ходьбы, в двух часах ходьбы от чайных домов Будды. Зутул Пук (чудодейственная пещера), которая дает название монастырю, находится в задней части главного зала. Как гласит история, Миларепа и Наро Бончунг искали укрытие от дождя. Они решили построить пещеру вместе, но Миларепа положил крышу на место, не дожидаясь, пока Наро Бончунг сделает стены (таким образом, еще раз демонстрируя превосходство буддизма). Затем Миларепа сделал несколько изменений в пещере, оставив отпечаток головы и отпечаток руки, которые можно увидеть и сегодня, рядом с каменной тростью Миларепы.
От Зутул-Пук в Дарчен
Из монастыря тропа проходит около реки, затем поднимается и входит в Золотые и Красные скалы, узкий каньон, стороны которого окрашены в пурпурный цвет, кобальт и ржавчину.
Когда каньон сужается, ищите дыры в стенах скалы. Они были сделаны паломниками, искавшими святые камни. Там, где тропа выходит на равнину Барка, в Дзонгдо, на расстоянии снова видна Гурла Мандхата. Теперь легко дойти пешком до Дарчена по грунтовой дороге в течение часа.
Кто покорил вершину
На протяжении веков Кайлас привлекал жителей Запада не по духовным причинам, а из любопытства. Первым западным человеком, посетившим Кайлас, был итальянский иезуитский миссионер Ипполито Дезидери в 1715 году.
«Кайлаш – гора чрезмерной высоты и большой окружности, всегда охваченная облаками, покрытая снегом и льдом. Самая ужасная, бесплодная, крутая и холодная. Тибетцы преданно ходят вокруг основания этой горы, что занимает несколько дней, и они верят, что это принесет им большие поблажки. Из-за снега на горе мои глаза настолько воспалились, что я почти потерял зрение».
Кайлас, гора восхождения – в 1926 году Хью Раттледж, английский государственный служащий и альпинист, вместе с полковником Р. С. Уилсоном предпринял попытку подняться на легендарную гору. Раттледж считал, что северная сторона Кайлаша имеет высоту 1800 метр. Полковник Уилсон вместе с шерпом находился на другой стороне горы. По словам Уилсона, шерп сказал ему: «Сахиб, мы может взойти на неё!». Уилсон действительно серьезно относился к тому, чтобы начать покорение горы, но он пишет, мистика или нет, но «как только я обнаружил, что легко добраться до вершины горы, пошел сильный снег, что сделало восхождение невозможным».
Кайлас, гора в Тибете, кто покорил? Никто. В 2001 году появились сообщения, что китайцы дали разрешение испанской команде подниматься на вершину, что вызвало международную реакцию. Китайские власти оспорили эти сообщения и заявили, что страна вводит тотальный запрет на любые восхождения на гору Кайлаш.
Рейнхольд Месснер тогда сказал: «Если мы победим эту гору, то мы победим что-то в душах людей. Я бы посоветовал им (испанской команде) покорять что-то немного сложнее, чем Кайлас».
Поход нацистов
Тибетская экспедиция Третьего рейха (1938-39) – экспедиция в Центральный Тибет, возглавляемая немецким зоологом Эрнстом Шефером, которую финансировала Аненербе и нацист Генрих Гиммлер. Цели компании включали поиск морозостойких злаков и крепкой породы лошадей для немецкой военной экономики, а также доказательство гипотезы о том, что остатки арийского населения сохранились в отдаленных местах Гималаев.
Неудавшиеся восхождения
Каждый год тысячи паломников приезжают в китайский Тибет, чтобы обходить священную гору Кайлас. Немногие добираются до региона, и не всем удается закончить обход священного пика. Что касается восхождения на вершину, некоторые смелые альпинисты пытались это сделать, но безуспешно.
Чем еще интересен Кайлас
Вдыхая самый разреженный горный воздух в бесконечно лазурном небе, наслаждаешься захватывающими пейзажами. Непокоренный пик всегда потрясает с первого взгляда. Прозрачные ледники, висящие на парящей горе, окрашиваются в разные цвета в разное время года.
Для тибетцев паломничество – путь от невежества к просветлению, от эгоцентризма и материалистической озабоченности к глубокому ощущению относительности и взаимосвязанности всей жизни.Автор: Э.Михайленко, историк
Для пятой части человечества Кайлас – центр вселенной. Священное пространство для индусов, буддистов, джайнов, последователей бон. Высшая цель для каждого верующего – паломничество вокруг горы, чтобы очистить себя от земных поступков. Чем чаще он проходит нелегкий 53-километровый путь, ведущий через перевал Долма-Ла, высотой 5 648 метров, тем быстрее наступит момент, когда душа возродится к новой жизни.
Кайлас - гора богов на Тибете
Гора Кайлас – одно из самых интригующих мест на планете. Где находится гора Кайлас? Вершина, покрытая снегом, расположена в Тибете, в хребте Кайлас горной системы Гангдисена на юге Тибетского нагорья, которое считается недоступным.
В индуизме
В санатана дхарма Тибет гора Кайлас – обитель бога Шивы, где он проживает со своей супругой Парвати, их детьми, Ганешой и Скандой, и свитой – Гана-деватас. Там он курит траву мудрости (ганджу) и глубоко медитирует, практикует йогические аскезы, проводит время, занимаясь радостной любовью со своей божественной супругой.
Именно на гору Кайлас с огромной силой спустилась из духовного мира в мир материальный Ганга и была поймана локонами Шивы. Вишну-пурана описывает четыре стороны Кайлаш, созданные из хрусталя, рубина, золота и лазурита.
Паломники совершают парикраму (кора или ритуальный обход вокруг святыни) по часовой стрелке, начиная с южной стороны. Считается, что одна парикрама – один круг жизни. Гора – столп мира, расположенный в сердце шести хребтов, символизирующих лотос, вся вселенная управляется с этого места.
В йогинских традициях Шива видится не как бог, а как человек, который был первым йогом или Ади йоги, первым гуру – Ади-гуру. Он передал знания о йогинской магии семи ученикам, который стали известны как саптариши (семь мудрецов). Гору Кайлас Шива выбрал в качестве духовной библиотеки, в которой его знания хранятся в определенной энергетической форме. Начиная с Шивы, в течение тысячелетий многие великие мудрецы отправлялись на гору Кайлас и сохраняли там свои знания – Ришабхадева, святые в религии Бон, буддийские учителя, Агастья Муни, Наянары.
В буддизме
Буддисты считают Кайлас – осью своего существования. Известная как гигантская мандала Вселенной – гора Меру – она занимает центральное место в буддийской космологии и является главным местом паломничества в некоторых буддийских традициях. Буддисты Ваджраяны верят, что Кайлас – обитель Чакрасамвары. В регионе множество мест, связанных с Падмасамбхавой, тантрические практики которого в святых местах вокруг Тибета окончательно утвердили буддизм в Тибете и за его пределами в 7-8 веках. Подобно индуистам, буддисты совершают кору по часовой стрелке, лицом к южной стороне горы, начиная с Врат спасения (Ям Двара) – наиболее примечательного места в паломничестве Кайлаш – Манасаровар Ятра.
Легенда рассказывает, что только один человек смог добраться до вершины горы Кайлас. Миларепа – тибетский сиддха (великий йогин) и поэт. Миларепа и бонский мастер по имени Наро Бончунг участвовали в соревновании магических способностей, но ни один из них не получил решающего преимущества. Хотя, по мнению буддистов, Миларепа оказывался победителем во всех состязаниях. Тем не менее, Наро Бончунг выступал за финальный поединок, который и определит победителя – кто быстрее сможет добираться до вершины горы. Сев на свой волшебный барабан, Наро Бончунг взмыл вверх по склону. Но это не впечатлило Миларепу, он продолжал сидеть и медитировать. Однако в тот момент, когда Наро Бончунг был уже почти на вершине, Миларепа внезапно очнулся и обогнал его, «прокатившись» на солнечном луче, который и перенес его прямо на вершину. Потрясенный Наро Бончунг упал с барабана и скатился по южному склону горы. Будучи на вершине Миларепа успел бросить горсть снега на вершину близлежащй горы Бонри, завещая её Бонпо, тем самым обеспечил продолжение религиозной традиции в регионе. Он постановил, что последователи бон могут совершать свои паломничества вокруг горы Кайлас против часовой стрелки.
В джайнизме
Согласно джайнским писаниям, Аштапада, гора ассоциирующаяся с Кайлас, – место, где первый джайнский тиртханкара Ришабхадева достиг мокши (освобождения). Он пришел сюда, чтобы получить знания, но захотел вернуться. После прикосновения к Кайлас он оставил все позади и решил слиться с горой. Его сын, император Бхарата Чакравартин, построил там три ступы и двадцать четыре святыни 24 тиртханкар с их идолами, усыпанными драгоценными камнями, и назвал их Синништха.
В джайнской традиции 24-й и последний тиртханкара, Вардхамана Махавира был взят Индрой на вершину Меру вскоре после его рождения, после того как его мать-королева Тришала погрузилась в глубокий сон. Там он был омыт и помазан драгоценными помазаниями.
В традиции Бон
Согласно мифологии Бон, гора Кайлаш – место, где основатель религии Тонпа Шенраб Миво сошел с небес и распространил свои духовные знания. Гора Кайлаш, которую последователи бон называют Юнгдрунг Гуцег (пирамида девяти свастик), – ось мира, высший центр всей духовной силы во Вселенной. Она находится в центре Тагзиг Олмо Лунг Ринг (недвойственного духовного царства в традиции Бон). Девять юнгдрунгов (юндрунг – свастика) горы пирамидальной формы поднимаются как лестница и напоминают девять ступеней (или путей) бон. Четыре грани горы Кайлас обращены к четырем сторонам света. В угловых соединениях из симулякров архетипических мыслеформ вытекают четыре реки:
- из симулякра снежного льва река Наразара течет с востока;
- из симулякра лошади течет река Пакши (с севера);
- из симулякра павлина река Гим Шан (с запада);
- из симулякра слона река Синдху (с юга).
Бонпо утверждают, что Тагзиг Олмо Лунг Ринг – не физическое место. Чтобы получить к нему доступ, нужно усердно практиковать духовные дисциплины, очищать тело и разум от всех омрачений и осознавать недвойственное состояние. Последователи религиозной традиции молятся всем сердцем, чтобы они родились в Тагзиг Олмо Лунг Ринг, так как это может произойти только после просветления. Гора Кайлаш доступна тем, кто находится в дуалистическом и неосознанном состоянии, и поэтому Бонпо является доказательством того, что Гора Кайлаш и Тагциг Олмо Лунг Ринг качественно и по существу являются различными сферами. В исторических бонских текстах утверждается, что священная гора Кайлас находится в центре королевства Жанг-жунг.
Как выглядит вершина
Священный пик Кайлаш называют геологическим чудом. Безупречный образец величественности, созданный природой. Стороны горы – абсолютно гладкие, почти точеные – ориентированы по сторонам света. На южной стороне – вертикальная трещина, проходящая по центру (образовалась в результате землетрясения) и углубленная протоками. Этот знак принес Кайлаш название гора свастики. Именно это лицо, украшенное талисманом духовной силы, первое, что видит паломник, идущий из Индии. Вершина представляет гигантскую идеально сформированную пирамиду со снежной шапкой. Предгорья омывают два озера – Манасаровар и Ракшастал. Солнечный свет, отражающийся в сумерках гор, распространяет золотистую ауру на всю окружающую область и Кайлас отражается на спокойной поверхности озера Манасаровар как янтарный столб. В свете восходящего солнца и луны она наполнена таинственной и волшебной красотой.
Мистика и реальность
Исследования показали, что в структуре горы может находиться сеть пустот, почти как комплекс пещер. Он упоминается в древних тибетских текстах. Предполагается, что между собой они связаны, под землей, непрерывными камерами. Знания о пещерах отражены и в индуистских текстах, согласно которым Амарнатх (в Индии), священное место, связанное с Шивой, – туннель к горе Кайлас.
Гора Кайлас может быть воротами в мифическую страну Шамбала. Предполагается, что это место обитания сверхчеловека, обладающего огромными запасами знаний и принадлежащего к высшей цивилизации.
Кайлас с её характерной формой упоминается в индуистских текстах как место, которое использовалось девами и асурами для пахтания Молочного океана, чтобы получить амриту (нектар бессмертия) и халахалу (сильнейший яд).
Axis Mundi (ось мира) обеспечивает связь между физическим миром и духовными мирами. В индуистской, буддийской и джайнской мифологии ось мира – определенная гора: Меру или Сумеру, и говорят, что гора Кайлаш – её земная версия.
Два прекрасных озера расположены у подножия горы. Манасаровар, которое считается самым высоким пресноводным водоемом в мире, имеет глубокое духовное значение. Ракшас Тал появилось вследствие жестоких аскез, совершенных королем демонов Раваной, чтобы угодить Шиве. Из-за тесной связи с демонической сущностью озеро с соленой водой лишено растительной и животной жизни.
Согласно буддийским и индуистским писаниям, вокруг горы существуют древние монастыри и пещеры, в которых святые мудрецы обитают в невидимых телах. Эти пещеры видны лишь немногим счастливчикам.
Феномены горы Кайлас
Вечная загадка – относительность времени и его влияние на организм около горы Кайлас. Паломники сообщают, что всего лишь двенадцать часов в предгорьях создают эффект двух недель. Указывая на тайный потенциал горы, они говорят, что ногти и волосы растут с удивительной скоростью. Загадка горы Кайлас? Феномен утечки времени, когда организм начинает быстро стареть, изучала альтернативная медицина, но, научного объяснения ему не нашли. Единственное, во что остается верить (или нет?), так в то, о чем сообщают тибетские писания: гора защищена высшими силами, способными изменять реальность и время, почему можно быстро постареть.
Тибет Кайлас – мистика и реальность, но священный пик остается непокоренной вершиной. В истории человечества все, кто пытался совершить восхождение на неё, либо не вернулись, либо оказались на противоположной стороне, не имея представления о том, каким образом это получилось. В чем секрет? Герберт Тихи, пытаясь подняться на Гурла Мандхата в 1936 году, спросил одного из чиновников в Нгари, можно ли подняться на Кайлаш, тот ответил: «Только человек, полностью свободный от греха, может подняться на Кайлас. На самом деле ему не нужно осваивать отвесные скалы, покрытые льдом, он просто превратится в птицу и взлетит на вершину».
Загадка высоты 6666
Высота горы Кайлас – 6 638 метров, как указывают современные карты. Мистическое число 6666 несет определенный символизм и имеет смысл для поклонников эзотерики, подобных Эрнсту Мулдашеву. Да, он всемирно известный хирург-офтальмолог, но далеко не эксперт в области геологии или антропологии. Тем не менее, Мулдашев возглавил в 1999 году экспедицию на гору Кайлас и его вывод заключался в том, что на самом деле тайна горы Кайлас в том, что это рукотворная пирамида и её высота будет меняться из года в год. К тому же она окружена (наверное, невидимыми) сотнями пирамид меньшего размера. Согласно Мулдашеву, гора Кайлаш и комплекс пирамид – место, известное как «город богов», созданный древнейшей очень развитой цивилизацией. Эта цивилизация знала законы тонкой энергии в поле материи (торсионные поля) и умела манипулировать этими силами.
Кайлас гора в Тибете тайны:
1. Предположительно, гора находится на расстоянии 6666 километров от Стоунхенджа.
2. Расстояние до Северного полюса также составляет 6666 километров.
3. Расстояние до Южного полюса 13 332 километра, что в два раза больше по сравнению с расстоянием до Северного полюса.
В нумерологии 6666 – число, символизирующее абсолют.
Тайны и факты
«Ни одному смертному никогда не будет позволено взойти на гору Кайлаш, где среди облаков находится обитель богов. Тот, кто осмелится подняться на вершину священной горы и увидеть лица богов, будет предан смерти!» – гласят тибетские писания. Правда, в последние десятилетия несколько групп альпинистов, игнорируя предупреждение, совершали попытки покорить самый загадочный уголок земли. Возможно, покажется невероятным, но все они столкнулись с внезапными изменениями погоды, обнаружили практически непроходимый маршрут и даже испытали переживания таинственного характера, что побудило их отступить.
Множество имен
На протяжении веков Кайлас называли по-разному, Драгоценный Пик, Лотосовая Гора, Серебряная Гора. Говорят, что город Куверы, находится около горы Кайлас. Каждое название имеет определенное религиозное значение для разных конфессий. Кайлас – санскритское название, возможно слово образовано от «kelāsa» (केलास) – кристалл. На китайском – Гандисышань или Ганжэньбоци.
Тибетское название – Канг Ринпоче. Канг – снежный пик, Ринпоче имеет значение «драгоценный», поэтому объединенный термин можно перевести как «драгоценный снежный (пик)».
В бонских текстах гора известна под именами Цветок Воды, Гора Морской Воды, Гора девяти свастик (Юнгдрунг Гуцег).
Местное название – Тисэ; от « ti tse» на вымершем языке жанг-жунг, что означает пик воды или пик реки, обозначая статус горы как источника мифических льва, лошади, павлина и слона.
Средоточие четырех религий
Кайлаш Парват или гора Кайлас, вместе со священным озером Манасаровар, глубоко связана с духовным сердцем Азии.
1. Согласно индусской традиции, озеро было создано в сознании Господа Брахмы. Следовательно, на санскрите «манасаровар» – сочетание слов манас (ум) и саровар (озеро). Индусы верят, гора – обитель Господа Шивы, святой центр земли и проявление самого неба.
2. Тибетские буддисты утверждают, что Кайлас – обитель Будды Демчога (Чакрасамвара), символизирующего высшую гармонию, и Дордже Памо (высшая женская реинкарнация).
3. В джайнизме Кайлас, называемый горой Аштапада, – место, где основатель их веры, Ришабхадева, достиг просветления, освободившись от цикла жизни и возрождения.
4. Для верующих Бонпо Тисэ считается обителью небесной богини Сипаймен.
Тибетцы говорят, что невидимая лестница соединяет Кайлас с небесами, и по ней правители древнего Тибета спустились на гору с небес.
Начало четырех рек
Горная цепь также является источником четырех великих рек, которые поддерживают жизнь более четверти всего человечества тысячелетия.
Четыре реки берут свои истоки в четырех направлениях в радиусе 50 километров от горы Кайлас:
- на западе протекает Сатледж, от истока известная как Лангчен-Канбаб;
- на востоке – Брахмапутра;
- на юге – Карнали;
- на севере – Инд.
Символ свастики
На южной стороне горы есть знак свастики, “卍”, образованный естественным образом. Это результат вертикальной расщелины, проходящей по центру, в сочетании с горизонтальным слоем, который, кажется, завершает символ. Свастика – древний индийский знак неизменной удачи. Используемый индуистами, буддистами, джайнами на протяжении тысячелетий он получил широкое распространение в Тибете. Свастика появляется и в других древних культурах мира. Например, вариант «против часовой стрелки», который был принят нацистами, представляет букву «G» в средневековом североевропейском руническом письме. Для масонов, воспринявших эту букву как важный символ, он обозначал Великого Архитектора Вселенной.
Ориентация на стороны света
Учитывая то, что гора Кайлас имеет пирамидальную форму, каждая её сторона ориентирована в разные стороны – север, восток, юг и запад.
Освобождение от грехов
Всего в 20 километрах от горы находится священное озеро Манасаровар – воплощение чистоты, обладающее целебными свойствами и способностью смывать все смертные грехи.
Восхождение на Кайлас невозможно
Восхождение к вершине считается запретным деянием среди верующих из-за страха нарушить святость горы и живущие там божественные энергии. Миларепа, единственный кто достиг вершины. Вернувшись, он предупредил всех, не беспокоить бога, медитирующего на вершине.
Благодаря священному статусу в глазах нескольких великих мировых религий никто никогда не пытался подняться на нее. Рейнхольду Месснеру, знаменитому альпинисту, покорившему все 14 «восьмитысячников» мира, китайское правительство предложило в 1980-х годах лицензию на восхождение на гору Кайлаш. «Конечно, я отказался», – пишет он. «Было бы неразумно поступить иначе. Нельзя топтать богов».
Зеркала Времени на поверхности
На высоте 5680 метров может располагаться символическая «долина смерти». Люди, которые совершают паломничество, испытывают метафорическую смерть и оказываются в присутствии Ямы – бога смерти. После чего они «возрождаются» в Дролма Ла. Территория здесь усыпана одеждой, сумками и другими атрибутами – зубами, волосами, кровью. Все это «имущество» люди оставляют в «прошлой жизни». Но если человек сойдет с пути, то он может попасть в зону действия тантрической силы. Тайна в том, что каменные зеркала на поверхности Кайлас изменяют здесь ход времени, и за несколько лет человек может быстро состариться, превратившись в старика.
Озера Манасаровар и Ракшас Таль
Два озера когда-то были частью бассейна Сатледж и разделились в результате тектонической активности. Манасаровар, занимающее площадь более 400 квадратных километров, – самое высокое пресноводное в мире (4590 метров над уровнем моря), глубиной 77 метров, и почитается как священное место в четырех религиях: Бон, Буддизм, Индуизм и Джайнизм.
Известный санскритский поэт Калидаса в 4-м веке писал, что вода озера «как жемчужина, выпить её – очистить грехи сотен жизней». В 1948 году часть пепла Махатмы Ганди была разбросана по озеру. Как и Кайлас, озеро Манасаровар – место паломничества, привлекающее людей из Индии, Непала, Тибета и других соседних стран местом паломничества, привлекающим религиозных людей из Индии, Непала, Тибета и соседних стран. Паломники приходят к озеру, что принять церемониальные ванны в чистых водах. Паломнические туры организуются регулярно, особенно из Индии, самым известным из которых – ежегодный «Кайлас Манасаровар ятра».
В буддийских писаниях Манасаровар называют «матерью рек мира». Согласно буддийской космологии, его связывают с легендарным озером Анаватапта, лежащим в центре мира (согласно буддийской космологии), и где Майя зачала Будду. На берегах озера находились восемь буддийских монастырей, символизирующих Колесо Жизни. Паломники посещали каждый из монастырей по пути, представляя поворот колеса. Большинство монастырей не сохранилось, но буддисты все еще совершают паломничество вокруг священного озера. Наиболее заметный из них – древний монастырь Чиу, построенный на крутом холме, который смотрится так, словно он высечен из скалы.
Религия бон связывает озеро с медитативным божеством Чжан Чжун Мери. В джайнизме озеро Манасаровар ассоциируется с первым тиртханкарой.
Небольшая река Ганга Чху соединяет Манасаровар с Ракшастал – солоноватым эндорейским озером площадью 250 километров. На санскрите название означает «озеро демона». В буддизме Манасаровар – круглое, как солнце, Ракшастал в форме полумесяца, оба рассматриваются как «свет» и «тьма». На озере есть четыре острова, которые используются местными жителями как зимние пастбища для яков.
Согласно индуистским писаниям Равана, повелитель асур, создал Ракшастал. Совершая суровые аскезы, он желал набраться сил, чтобы поднять Кайлаш вместе с Шивой и Парвати и отнести их к себе в обитель в Шри-Ланке. Но Шива сделал гору тяжелее, так, чтобы ни один девата, демон или наг не смог её поднять.
На берегу особого острова, расположенного на озере, в течение девяти дней Равана приносил в жертву одну из своих голов, чтобы угодить Шиве. Наконец, на десятый день Шива был тронут такой преданностью, и позволил Раване получить сверхсилы.
Ритуальные обходы – кора вокруг горы
Кора – ритуальный обход вокруг горы – один из самых великих паломнических маршрутов, окружающих святой пик. Кора – это испытание разума и духа. Состоит паломничество из очищения (день первый), освобождения от ложного эго (день второй) и возрождения (день третий).
Начинается он с пересечения равнины, затем вверх по широкой долине реки, восхождение на 5650 метров к перевалу Долма-ла, откуда спускается по другой долине. Наконец, пересечение исходной равнины к точке старта. Достаточно прямой и настолько совершенный, что остается одним из любимых паломниками на протяжении тысячелетий.
Паломнический сезон длится с середины мая до середины октября, но путешественники всегда должны быть готовы к переменчивой погоде. Снег на Долма-ла может быть в любое время года, а температура часто опускается намного ниже нуля ночью. Как правило, снег на перевале идет с начала ноября до начала апреля.
В монастырях Дрира-Пук и Зутул-Пук предлагается жилье и простая еда; даже можно забронировать жилье заранее. В палатках чайханы доступны вода в бутылках, пиво, лапша быстрого приготовления и чай. Природных источников воды предостаточно, но необходимы средства для очистки воды. В настоящее время грунтовая дорога окружает две трети кора, хотя транспортное движение ограничено. Лошадей, яков и носильщиков берут напрокат в центральном офисе в Дарчене (город служит отправной точкой в обходе вокруг горы Кайлас). Большие группы часто арендуют яков, но яки предпочитают путешествовать исключительно парами или стадом, поэтому паломникам приходится брать, как минимум, двух животных. Лошади, на которые можно садиться и при необходимости путешествовать верхом, – более мобильный вариант, но аренда их дорогая, и они пользуются большим спросом, особенно у индийских паломников. Большинство туристов несут сами свое снаряжение или обходятся услугами местных носильщиков.
При планировании маршрута в 52 километра необходимо учитывать некоторые особенности. Индуисты, джайны, буддисты идут по часовой стрелке, последователи бон – против часовой стрелки. Многие тибетцы совершают паломничество за один день. Очень набожные тибетцы делают круг простиранием. Невероятный подвиг состоит из простираний по всей длине тела вокруг горы, по грязи, снегу, граду, дождю, пока не завершится кора. На это уходит примерно три недели. В конце каждого дня они помещают маркер, указывающий на точку, которой достигли. Элементарная защита – кожаный фартук, резиновые наколенники и толстые перчатки.
Тибетцы говорят, что обойдя гору, сотрутся грехи всей жизни, а завершив 108 кругов, можно рассчитывать на нирвану. Кора, завершенная в полнолуние или в тибетский год лошади, считается полезнее.
Перед предстоящим паломничеством пару дней придется провести в Дарчене, для акклиматизации, чтобы избежать высотной болезни. Худший вариант развития высотной болезни – высокогорный отек легких, когда приходится действовать крайне быстро. Золотое правило – как можно более срочно спустить пострадавшего. Но проблема в том, что на Тибетском плато нет низких высот. Сложно даже с помощью кислорода и лекарств стабилизировать состояние в местной больнице. Единственный вариант, когда человек может оказаться в критическом состоянии – вертолет, который доставит в Катманду. Но тут возникают свои сложности.
Вертолеты в Тибете используются только военными. Чиновники, как правило, не дают разрешение на прилет вертолета из другой страны, чтобы спасти туриста. Каждый год погибает несколько десятков паломников от высотной болезни, в основном индийцев. В 2018 году от высотной болезни пострадал россиянин и, чтобы спасти его жизнь, пришлось вмешаться посольству России. Из посольства позвонили в министерство иностранных дел республики Китай и попросили принять меры. Из министерства в свою очередь позвонили в полицейский участок Дарчена.
В течение часа необходимо было посадить Алексея в машину скорой помощи, отправить в Кодари, небольшую деревню на границе с Непалом (в 200 км). В Непале из Катманду направили вертолет, чтобы забрать его и доставить прямо в больницу. В общей сложности – пятичасовой рейс с одной остановкой для дозаправки.
Но на границе скорую уже ждала вооруженная «мафия». Они требовали оплату наличными в 50 000 долларов, чтобы позволить Алексею пересечь другое государство. Сопровождающему Алексея на мобильный позвонили из посольства России и попросили передать трубку главарю банды. О чем говорили, неизвестно, но через несколько минут банда исчезла. Представитель вертолетной компании ждал на полпути через канатный мост, раскачивающийся между Непалом и Тибетом. Алексей был оставлен на его попечение. Как только посветлело, вертолет вылетел в Катманду. Доктор на борту позвонил сопровождающему, что Алексея удалось вывести из состояния как раз вовремя и при надлежащей медицинской помощи он поправится через неделю.
Где находится Кайлас, как добраться
Кайлас и озеро Манасаровар находятся в округе Нгари Тибетского автономного района КНР. Только четыре наземных маршрута позволяют добраться до горы:
1. Из Шигадзе (из Лхасы или Катманду) – Сага – Манасаровар (4 дня на арендованном джипе, дольше на общественном транспорте и автостопом) или Шигадзе – Али – Дарчен (6 дней на джипе).
2. От индийской границы возле Уттаркаши (количество индийских граждан ограничено – по лотерейной системе).
3. От Кашгара через Али.
4. От Симикот/Хильса в Непале через Пуранг.
Есть несколько рейсов в неделю из Лхасы в аэропорт Нгари Гунса, который находится в деревне Шицюаньхэ.
От Дарчена в монастырь Дрира-Пук
Оставив позади поселок, направляемся на запад, через равнину Барка, усеянную белыми шатрами кочевников и стадами овец и коз. На севере, с востока на запад, вид на гору затеняет хребет, но на юго-востоке видны огромные Гурла-Мандхата, Апи и другие вершины – это Непал; на юго-западе – острые двойные горбы горы Камет, расположенной в Индии.
В 4 км от Дарчена тропа поднимается над юго-западным краем хребта и на высоте 4790 метров достигает пирамиды из камней, украшенной молитвенными флагами. Здесь уже видно южное лицо горы Кайлас. Дорога поворачивает на север и входит в долину Лха Чу – плоскую, каменистую пустошь, которая вьется вдоль обширных склонов гор. Долина настолько открытая, что можно видеть переди Великий молитвенный флагшток Тарбоче (4750 м). Тарбоче – наиболее значимое место во время фестиваля Сага Дава – буддийского праздника в честь рождения, просветления и ухода в паринирвану Гаутамы Будды. Флагшток был впервые установлен в 1681 году во время правления пятого Далай-ламы, в ознаменовании военной победы над Ладакхом.
К западу от Тарбоче находится чортен Кангни. Для паломников пройти под небольшой аркой ступы, украшенной висячими головами яков, – благоприятное действие. На востоке – на хребте находится место захоронения Восьмидесяти Четырех Махасиддх, Драчом Нгагье Дуртрё га.
За Тарбоче долина резко сужается в области Сершонг и уже ясно видно западную сторону Кайлас. Пройдя мимо нескольких разрушенных чортенов и длинных стен из мани, дорога приводит к палаткам чайханы рядом с небольшим мостом через долину Лха Чу. Мост расположен в 40 минутах ходьбы от Торчена, примерно в 2.5 часах от Дорчена, прямо под монастырем Чуку.
Монастырь Чуку (4820 м), основанный в 13 веке Гоцангпа Гонпо Дордже, махасиддхой школы тибетского буддизма Друкпа Кагью, так прекрасно вписывается в скалистый фон, что его даже можно не заметить. Все монастыри горы Кайлас были разрушены во время культурной революции. Чуку восстанавливали одним из первых. В монастыре над алтарем под стеклянным куполом хранится почитаемая мраморная статуя божества, «Чуку Опаме», и раковина, инкрустированная серебром. Рядом с алтарем находится медный котел и клыки слонов, последние сохранившиеся, после того, как Бутан взял религиозный контроль над монастырями вокруг Кайласа.
От моста Чуку паломническая тропа проходит по восточному берегу к монастырю Дрира-Пук (около 3 часов). Здесь открываются потрясающие пейзажи. Высокие осадочные породы, щербатые и диковинно сложенные, выточенные в формы, которые кажутся живыми, окружают с обеих сторон. В теплую погоду даже можно увидеть, как случайные струи воды падают по склонам с высоты. Многие из образований связаны с мифическими историями и легендами. Например, камень с углублением в центре, похожий на седло, который называют седлом Гесара, царя Линга.
От скалы Тамдрин тропа начинает подниматься и направляется на северо-восток к монастырю Дрира-Пук. Пересекаем большой мост и направляемся в монастырь на западном берегу.
Монастырь Дрира-Пук (5080 м) расположен в превосходном месте на склоне холма к северу от Лха-чу. Он обращен прямо к северному лицу горы Кайлас, которая с этой точки зрения выглядит как массивная плита черного гранита, украшенная алебастрово-белыми полосами снега. Перед горой Кайлас расположены три меньшие горы: Чана Дордже (Ваджрапани) на западе, Джампелян (Манджушри) на востоке и Ченрезик (Авалокитешвара) в центре.
Монастырь Дрира-Пук получил название от «дрира» (что означает «рог самки яка») и «пук» («пещера»). Великий святой Гоцангпа, открывший кору вокруг горы Кайлас, был ведомый яком, который оказался дакини с лицом снежного льва, охраняющая перевал Кандо Санглам-ла. Красочные фрески отмечают вход в атмосферную пещеру медитации Гоцангпы, в одной из которых есть изображение дакини.
От Дрира-Пук в монастырь Зутул-Пук
Главная тропа направляется на восток, пересекая Лха-чу, за мостом, а затем взбирается на морену, чтобы встретиться с тропой на восточном берегу. Начинается долгое восхождение в долину Дролма-чу, которая в конечном итоге приведет к Дролма-ла.
Менее чем через час тропа приводит на плато Джарок Донкханг (5210 м), где некоторые походные группы разбивают лагерь. Рядом с Джарок Донкханг к юго-востоку тропа разветвляется. Ведущая через заснеженный перевал Кандо Санглам-ла – кратчайший путь к восточной стороне горы Кайлас. Она обходит стандартный маршрут через Дролма-ла, но им могут пользоваться только те, кто совершает благоприятную 13 кору. Во всяком случае, тибетцы уверены, что так считает дакини, которая привела Гёцангпу к Дрира-пук.
От Джарок Донкханг можно также добраться до ледника, спускающегося с восточного хребта с северной стороны горы Кайлас, через долину Пелунг между скалами Ченрезик (Авалокитешвара) и Джампеланг (Манджушри).
Скалистое пространство Шива-цал (5330 м), расположенное всего в нескольких минутах ходьбы от Джарок Донкханг, – место, где паломники подвергаются символической смерти, входя в царство Ямы, пока не достигнут вершины Дролма-ла, и не возродятся. Обычно в Шива-цал каждый что-то оставляет – предмет одежды, капли крови или прядь волос. Это олицетворяет то, что паломник оставляет эту жизнь позади.
После Шива Цал тропа на какое-то время выравнивается и идет вдоль ледникового хребта. Впереди много интересных достопримечательностей, таких как камень, для измерения на грех, Бардо Транга – плоский валун, под которым путник должен протиснуться. Независимо от комплекции человека под ним можно застрять, если уровень грехов слишком высокий.
Примерно через 30 минут от Шива Цал тропа поворачивает на восток к последнему восхождению.
Великая Дролма До (скала Дролма) едва видна за огромным количеством молитвенных флагов. Когда Готсангпа впервые открыл кору, он забрел в долину дакини. Но его вернул на верный путь 21 волк, который был 21 эманацией Дрелмы (Тары) – богини милосердия. Достигнув перевала, 21 волк стал одним, а затем слился в большой валун.
Почти сразу появляется Гаури Кунда («Озеро Сострадания»; 5608 м). Крошечный бирюзово-зеленый бассейн – место купания Парвати. Именно здесь Парвати совершала аскезы, чтобы завоевать сердце Шивы. Набожные последователи ведической традиции, предположительно, погружаются в ледяные воды, чтобы освободиться от греха.
Чтобы добраться до длинного и крутого 400-метрового спуска к травянистым берегам Лхам-чу Кхира, требуется около часа. По дороге есть почитаемый отпечаток следа Миларепы, хотя найти его самостоятельно сложно.
Как и в долине Лхачу на западной стороне горы Кайлас, есть маршруты, которые проходят по обе стороны реки. Главная тропа на восточном берегу теперь проходит по грунтовой дороге и линиям электропередачи.
Примерно в 30 минутах на юг от Кандо Санглам-ла спускается долина, соединяющая западную тропу. В долине – обзор восточного или хрустального лица горы Кайлас.
Травяные поля начинают появляться вдоль реки. Тем временем дорога пересекает западную часть долины. Отсюда река меняет название на Дзонг-чу (река-крепость).
Монастырь Зутул-Пук (4820 м) находится в 30 минутах ходьбы, в двух часах ходьбы от чайных домов Будды. Зутул Пук (чудодейственная пещера), которая дает название монастырю, находится в задней части главного зала. Как гласит история, Миларепа и Наро Бончунг искали укрытие от дождя. Они решили построить пещеру вместе, но Миларепа положил крышу на место, не дожидаясь, пока Наро Бончунг сделает стены (таким образом, еще раз демонстрируя превосходство буддизма). Затем Миларепа сделал несколько изменений в пещере, оставив отпечаток головы и отпечаток руки, которые можно увидеть и сегодня, рядом с каменной тростью Миларепы.
От Зутул-Пук в Дарчен
Из монастыря тропа проходит около реки, затем поднимается и входит в Золотые и Красные скалы, узкий каньон, стороны которого окрашены в пурпурный цвет, кобальт и ржавчину.
Когда каньон сужается, ищите дыры в стенах скалы. Они были сделаны паломниками, искавшими святые камни. Там, где тропа выходит на равнину Барка, в Дзонгдо, на расстоянии снова видна Гурла Мандхата. Теперь легко дойти пешком до Дарчена по грунтовой дороге в течение часа.
Кто покорил вершину
На протяжении веков Кайлас привлекал жителей Запада не по духовным причинам, а из любопытства. Первым западным человеком, посетившим Кайлас, был итальянский иезуитский миссионер Ипполито Дезидери в 1715 году.
«Кайлаш – гора чрезмерной высоты и большой окружности, всегда охваченная облаками, покрытая снегом и льдом. Самая ужасная, бесплодная, крутая и холодная. Тибетцы преданно ходят вокруг основания этой горы, что занимает несколько дней, и они верят, что это принесет им большие поблажки. Из-за снега на горе мои глаза настолько воспалились, что я почти потерял зрение».
Кайлас, гора восхождения – в 1926 году Хью Раттледж, английский государственный служащий и альпинист, вместе с полковником Р. С. Уилсоном предпринял попытку подняться на легендарную гору. Раттледж считал, что северная сторона Кайлаша имеет высоту 1800 метр. Полковник Уилсон вместе с шерпом находился на другой стороне горы. По словам Уилсона, шерп сказал ему: «Сахиб, мы может взойти на неё!». Уилсон действительно серьезно относился к тому, чтобы начать покорение горы, но он пишет, мистика или нет, но «как только я обнаружил, что легко добраться до вершины горы, пошел сильный снег, что сделало восхождение невозможным».
Кайлас, гора в Тибете, кто покорил? Никто. В 2001 году появились сообщения, что китайцы дали разрешение испанской команде подниматься на вершину, что вызвало международную реакцию. Китайские власти оспорили эти сообщения и заявили, что страна вводит тотальный запрет на любые восхождения на гору Кайлаш.
Рейнхольд Месснер тогда сказал: «Если мы победим эту гору, то мы победим что-то в душах людей. Я бы посоветовал им (испанской команде) покорять что-то немного сложнее, чем Кайлас».
Поход нацистов
Тибетская экспедиция Третьего рейха (1938-39) – экспедиция в Центральный Тибет, возглавляемая немецким зоологом Эрнстом Шефером, которую финансировала Аненербе и нацист Генрих Гиммлер. Цели компании включали поиск морозостойких злаков и крепкой породы лошадей для немецкой военной экономики, а также доказательство гипотезы о том, что остатки арийского населения сохранились в отдаленных местах Гималаев.
Неудавшиеся восхождения
Каждый год тысячи паломников приезжают в китайский Тибет, чтобы обходить священную гору Кайлас. Немногие добираются до региона, и не всем удается закончить обход священного пика. Что касается восхождения на вершину, некоторые смелые альпинисты пытались это сделать, но безуспешно.
Чем еще интересен Кайлас
Вдыхая самый разреженный горный воздух в бесконечно лазурном небе, наслаждаешься захватывающими пейзажами. Непокоренный пик всегда потрясает с первого взгляда. Прозрачные ледники, висящие на парящей горе, окрашиваются в разные цвета в разное время года.
Для тибетцев паломничество – путь от невежества к просветлению, от эгоцентризма и материалистической озабоченности к глубокому ощущению относительности и взаимосвязанности всей жизни.Автор: Э.Михайленко, историк
Опубликовано 13 декабря 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 853
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: