Как крест стал самым популярным символом христианства
Как крест стал самым популярным символом христианства
Крестик на шее носит почти каждый христианин. На крышах церквей возвышаются кресты. Иисус Христос, культовая личность христианства, был распят на кресте. Христианство невозможно представить без креста, он стал главным и самым популярным символом этой религии. Но так было не всегда...

Что думали римляне о кресте

Для римлян слово "крест" имело негативный смысл. Им могли оскорблять друг друга. На стенах Стабиевых терм в Помпеях есть граффити со словами: "Да будешь ты пригвожден к кресту".

Римский комедиограф Тит Макций Плавт в комедии "Псевдол" 191 г. до н.э. пишет оскорбительное высказывание "иди на ужасный крест", что по-нашему может означать "иди к черту".

В 70 году до н. э. римский философ Цицерон в работе "Речи против Верреса" обвиняет наместника Сицилии Гая Верреса в распятии римского гражданина Публия Гавия:

Что же дальше? Пор­ка, пытка рас­ка­лен­ным желе­зом и, послед­няя кара для осуж­ден­ных, острастка для дру­гих, распятие и смерть на кресте.

Цицерон называет распятие на кресте "омерзительным орудием казни", которым нельзя наказывать римских граждан.

Цицерон
Цицерон

Казнь на кресте ждала в основном рабов и иностранных мятежников. В "Иудейской войне" 75 г. иудео-римский историк Иосиф Флавий описывает случаи, когда римляне казнили на кресте мятежных евреев:

Число распятых до того возрастало, что не хватало места для крестов и не хватало крестов для тел.

Во время подавления восстания Спартака римляне расставили кресты с мятежниками от Капуи до Рима, чтобы все рабы, видевшие их, знали о своей участи в случае восстания.

Смерть на кресте была не только унизительной, но и мучительной, потому что длилась несколько дней. Человек на кресте умирал от дыхательной недостаточности и прочих физиологических факторов.

Аппиева дорога с 6 тысячами распятых ...
Аппиева дорога с 6 тысячами распятых рабов, последователей Спартака

Крест у первых христиан

В евангелиях описано, что во время распятия Иисуса толпа смеялась над ним со словами: "Спаси Себя, сойди с креста!" (Марк 15:30). Это издевательская насмешка над распятым, который до этого якобы совершал чудеса. Казнь на кресте показывает бессилие Иисуса, сравнивает его с представителями самых низких слоев населения: рабами и преступниками.

При этом каждый автор евангелия говорит о распятии своего учителя на кресте. Для них в этом нет ничего постыдного и оскорбительного. Они описывают его казнь с подробностями. Потому что распятие - это акт, необходимый для спасения христиан.

Апостол Павел в своих многочисленных посланиях также использует слово "крест". Возможно, он хотел этим привлечь внимание к личности Иисуса. В то же время это поучительное действие, показывающее Иисуса смиренным и страдающим за грехи людей.


Уже к концу I века в некоторых христианских группах крест становится одним из символов христианства.

Крест у последующих поколений христиан

Со II века критика христиан усиливается. Они уже стали полноценным религиозным движением, их перестали воспринимать как одну из иудейских сект. Во II веке философ-платоник Цельс пишет критическую работу против христиан "Правдивое слово" и обращает внимание на обстоятельства смерти Иисуса:

А христиане говорят: поверь, что тот, кого мы тебе представляем, сын божий, хотя бы он был самым унизительным образом связан и подвергнут позорнейшей пытке, хотя бы он совсем недавно на глазах всех бродяжил самым постыдным образом; мало того, говорят они, именно потому ты должен сильнее уверовать.

В 1857 году на Палатинском холме в Риме обнаружили граффити с изображением распятого на кресте человека с головой осла и надписью "Алексамен поклоняется богу". "Граффито Алексамена" интерпретируют как карикатуру на христиан, в частности христианина по имени Алексамен. Ее датируют I-III веком.

Граффито Алексамена
Граффито Алексамена

Данное граффити говорит о существующем порицании христиан даже среди обычных слоев населения Рима. Алексамен поклоняется богу-человеку с головой осла. В то время римляне считали, что культ христиан и иудеев связан с головой осла.

Но христиане взяли крест себе на вооружение. Со II-III века они рисовали крест на лбу при проведении ритуалов, также создавали украшения с крестом и прочими христианскими символами. Но массовое распространение креста началось к концу III века.

В IV веке с императора Константина и принятия крестообразной хризмы (Х+Р) происходит легализация креста на государственном уровне. Теперь римляне воспринимали крест не как позорный символ, но как знак самого Бога.

Барельеф и алтарь с изображением хриз...
Барельеф и алтарь с изображением хризмы, IV век

Изображения креста с распятым Иисусом распространяются с VI века. К тому времени вошли в моду истории о приобретении святой Еленой Равноапостольной того самого креста, на котором распяли Иисуса.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
Опубликовано 27 января 2022 Комментариев 1 | Прочтений 2014

Ещё по теме...
Комментарии
1 | Михаил 31 января 2022 16:51:41
Крест с изображением Иисуса распятого - символ антихриста воссевшего на престоле церкви/религии.
Кресчение - предъявление печати антихриста на правой руке.
Исповедание Иисуса как жертвенного агнца умирающего за грехи человечества - проявление печати антихриста на челе.
Вот что говорит по этому поводу Христос нынешнего пришествия.https://youtu.be/j4PLMLiq2Bg
Добавить комментарий