История из истории самозванства
История из истории самозванства
Самозванство на Руси в 17 веке носило характер эпидемии. Шутка ли, одних только Лжедмитриев было четыре штуки. Лжеиванов - якобы сыновей Лжедмитрия - три штуки. Имелся даже Лжепетр, выдававший себя за царевича Петра Фёдоровича, в действительности никогда не существовавшего сына царя Фёдора I. И это только случаи, оставившие заметный след в истории. А иногда самозванство принимало совсем странные формы...

13 октября 1627 г. к воеводам города Ливны, крепости на юге России, поступил донос: Ануфрий, крестьянин ливанского помещика А. Самойлова, объявил себя сыном боярским, от окольничего Ивана Федоровича Басманова. Вряд ли такой самозванец мог представлять опасность, но едва приходившее в себя после чада кутежа Смутного времени государство на любого «самопровозглашенного» реагировало очень нервно. Ануфрия арестовали и кинули в застенки для допроса. В сухих строках казенной «сказки» — целая жизнь, полная страшных, но вполне обычных для того времени событий.

Я де Иванов сын Басманова. А матеря де у меня звали Агафьею Иванова дочь Салтыкова. А отца де моего Ивана Басманова убил розбойник Хлопко. А я де после отца своего остался мал. А дядю де моево Петра Басманова убили с розстригою на Москве.

Иван Басманов — это брат того самого Петра Басманова, убитого вместе с первым Лжедмитрием в Кремле в 1606 году. Сам Иван Федорович этого уже не застал, поскольку ушел из жизни чуть раньше. В 1603 году он погиб во главе отряда стрельцов в схватке с крупной разбойничьей бандой Хлопка.


А мать де моя сошла со мною с Москвы в Печерники, как были под Москвою литовския люди при царе Васильи… А была де мать в Печерникех замужем за Евсейком Офонасьевым сыном, прозвища Татарка.

Печерники сейчас — деревня в Зарайском районе МО, довольно далеко даже от современной Москвы (более 200 км). Царь Василий Шуйский правил с 1606 по 1610 гг. В 1608 году Москву осадили войска «Тушинского вора» — Лжедмитрия №2. Все прилегающие к Москве районы были заняты его войском, в составе которого было много солдат из Речи Посполитой. В 1610 году Василий Шуйский был смещен с престола т.н. Семибоярщиной, насильно пострижен в монахи, а после был выдан польскому королю Сигизмунду. Скончался в плену.

Станислав Жолкевский показывает пленн...
Станислав Жолкевский показывает пленного царя и его братьев на сейме в Варшаве 29 октября 1611 года

И вотчима де Евсейка Татарку, как при царе Васильи имал Печерники Прокофей Ляпунов, взяли в языцех и отвели в Переславль Резанской. А мать де в те же поры пропала безвесно. И как де Прокофей Ляпунов взял Печерники, и меня де велел взять к себе, и бил де меня чеканом по голове да велел кинуть к медведю. И мне де медведь ногу левою выел. И у медведя отнел де меня скоморох и пустил на волю.

Прокопий Ляпунов — руководитель Первого народного ополчения. Впрочем, до этого успел отметиться в свите первого Лжедмитрия, поучаствовать в восстании Болотникова, присягнуть Шуйскому, а после — и Семибоярщине. Короч и рыбку съел и на люстре покачался. В 1611 году, получив послание патриарха Гермогена против поялков начал собирать ополчение для похода и освобождения Москвы от интервентов. То ли решил окончательно придти к успеху, то ли и правда патриотизм прорезался. В феврале объединенное войско из земского ополчения и казаков подошло к Москве. Неизвестно, чем так разгневал Ляпунова ребенок 7-8 лет, но факт увечий был подтвержден следствием.

И в Розряде Оношка осматриван. На голове прошиб[л]ено, и у левой ноги икра едена.

Самого Ляпунова карма догнала через несколько месяцев (22 июля). В результате интриг казацкого атамана Заруцкого его обвинили в сговоре с поляками и буквально на куски разорвали на казачьем круге.

И я де прибрел на Михайлов. И был на Михайлове Николы Красногорского у попа у Исая года с четыре. И тому де лет с пятнатцать с Михайлова де меня взяли татаравя в полон. И как и будут в Ливенском у ездя, и меня де отграмили у татар ливенцы дети боярские во 122-м году. И с тех де мест жил в Ливенском уездя и женился у Аггеева крестьянина Самойлова у Микитки Булатнаго на дочери.

Ануфрий «сам-пять» (то есть с женой и тремя детьми) был направлен для разбирательства в Москву.

И Оношка в роспросе и с пытки говорил прежние ж речи.


Остаётся загадкой, для чего он стал называться боярским сыном в такое опасное время, да еще такой неоднозначной фамилией. Приключений на его долю явно выпало достаточно. Не было это и отчаянием нищеты — в описи имущества, изъятого перед отправкой в Москву значились, помимо прочего — лошадь, шесть овец, семь свиней и десять кур. Сам Ануфрий утверждал, что «сказывался он Ивановым сыном Басманова по материну слову спроста, собою. А нихто ево тому не учил». В конце концов, это могло быть и правдой, мало ли где расплескал своё семя нестарый еще боярин.

И 136-го генваря в 23 день государь се выписка слушав и указал тово мужика Оношку за ево воровство, что он сказывался Ивановым сыном Басманова, сослати з женою и з детьми в Сибирь на житье в пашенные люди.

На этом следы злополучного самозванца в истории теряются. Еще одна человеческая судьба, закрученная и выброшенная на обочину жизни ураганом Смутного времени.Автор: Д.Шуман
Источник: "Катехизис и Катарсис"
Опубликовано 15 декабря 2021 Комментариев 0 | Прочтений 946

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия