Зоя, которая "стояла"... Как создаётся "чудо Господне"
Зоя, которая "стояла"... Как создаётся "чудо Господне"
Любая религия основана на вере, причем вере слепой, не требующей каких-либо доказательств, ибо смысл такой, что уверуй хоть в придорожный камень и начнут являться "чудеса"... А без веры, следовательно, никаких чудес не бывает... Бывает только "суровая правда жизни", именуемая реальностью... И именно по этому "адепты" ищут любую зацепку , любое событие, хоть как-то попадающее под "чудесное явление"... Правда оказываются эти "чудеса" почему то или откровенным враньём или своеобразно истолкованным событием, ну, как у детей, готовящих в песочнице компот из цветочков и искренне поящих своих кукол... Масло, "источаемое" иконами при конкретном расследовании почему то оказывается растительным, рафинированным или нет(в зависимости от ассортимента ближайшего магазина), "благодатный" огонь разжигается зажигалкой или уже горит в кувуклии, заранее зажжённый заботливым персоналом в рясах, куча "чудес" имеет научное объяснение... Сейчас, например, очень интересно наблюдать, как церковь пытается втиснуться изо всех сил в один "скафандр" с наукой, бубня при этом, что наука вообще из церкви пошла и вообще наука и церковь - "близнецы-братья"... Просто смешно... Один "близнец", значит, утверждает, что всё от вымышленного "всемогущего персонажа" и не надо "копаться в сути вещей", а надо молиться и всё будет, другой "близнец" наоборот, не ждёт милости от "фантастического образа", лезет в суть вещей, познаёт, создает и походя, один за одним опровергает все домыслы "антипода" именуемого религией... Теперь к сути, а точнее к теме самой статьи...

«Стояние Зои». Эмоциональное вступление

Для начала напомню саму легенду. За годы она обросла всяческими подробностями и интерпретациями, но канонический сюжет найти легко в фельетоне «Дикий случай», напечатанном в газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года. Заметим по ходу, что в этом фельетоне упоминается только одно реальное имя участницы событий – хозяйки дома Клавдии Петровны Болонкиной. Каноническая история представлена и в Википедии, правда, уже с подробностями и дополнительными именами:

В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна, Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол…

Сортир у дома Клавдии Болонкиной
Сортир у дома Клавдии Болонкиной

Там же можно найти и вариации описания событий, например, такую:

По рассказам одной женщины, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло…

Произошло ли? Чтобы сейчас в этом разобраться, нужно основываться на неопровержимых фактах и логике. А из неопровержимых фактов у нас есть, в первую очередь — сам дом, домовые книги, уголовное дело, список личного состава завода им. Масленникова (бывшего трубочного завода). Начнём плясать от печки, то есть – от дома.

«Стояние Зои». Факт № 1 «Дом»

Так или иначе, во всех версиях легенды о Зое фигурирует дом по улице Чкаловской № 84. Возьмите любой источник везде написано – «дом по улице Чкаловской № 84», «в доме Болонкиной». Я специально выделяю эти фразы, чтобы вы поняли: каждый раз речь идёт про один, конкретный дом.

Квартира — дом Клавдии Болонкиной. Со...
Квартира — дом Клавдии Болонкиной. Согласно легенде «Стояние Зои» произошло именно здесь

Но вот в чём проблема: по указанному адресу на улице Чкалова находятся несколько жилых построек под одним номером. Это такая усадьба, состоящая из домов-квартир, обнесённых общим забором. И бывшая квартира Клавдии Болонкиной находится примерно в середине «усадьбы».

Общий вид на «дом» на улице Чкалова, 84
Общий вид на «дом» на улице Чкалова, 84

С улицы «дом Зои» увидеть просто невозможно. Ну, вот никак! Даже если вы подойдёте к забору и подпрыгните, всё равно вы ничего не разглядите. Так выглядит комплекс домов по улице Чкалова сейчас, так же он выглядел в 1956 году.

Следовательно, никакая старушка или совокупность старушек-богомолок рассмотреть зимой богомерзкие танцы с иконой не могла/не могли. Всё, что они могли бы увидеть с улицы Чкаловской – это фасад двухэтажного дома и забор.

Ворота во двор «усадьбы» на улице Чка...
Ворота во двор «усадьбы» на улице Чкалова, 84

Первым, кто в Самаре начал досконально расследовать историю «Стояния Зои», был краевед Валерий Ерофеев. В то время ещё можно было найти очевидцев событий на Чкаловской.

С их слов он и записал — в январе 1956 года по улице Чкаловской действительно бродили две старухи. Жильцы домов перенаправляли дам по разным адресам. Пока, наконец, один из соседей, в шутку, не указал на дом Болонкиной.

Во дворе усадьбы висит белый мешок. К...
Во дворе усадьбы висит белый мешок. Кто-то ждёт Санту

Клавдии Болонкиной старухи объяснили, что ищут зелёный дом, в котором стоит каменная девушка. Якобы, на этот счет на какую-то блаженную Аграфену снизошла Божья благодать и она пророчествовала.

БОЛОНКИНА РАЗУМЕЕТСЯ, НИ О КАКОЙ «КАМЕННОЙ ДЕВУШКЕ» НЕ СЛЫШАЛА !

Старухи ушли, а уже на следующий день начались всем известные события.


* * *


Зафиксируем. Никто из «очевидцев» не мог с улицы узреть «чудо», так как дом-квартира Болонкиной находилась в глубине огороженного забором двора.

«Стояние Зои» или размер имеет значение

Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно.

Вид на дом Клавдии Болонкиной из глуб...
Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора

Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров. Добавьте туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати – и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно, они не ламбаду танцуют…

Всё, что осталось от одной из комнат ...
Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной

В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба. В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…

Бытовые условия в этих домах до сих п...
Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века

Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта. Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы. Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.

До этого самарский краевед Валерий Ерофеев тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.

Окна бывшего дома Болонкиной заколоче...
Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления

Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН. Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет. Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.

* * *

P.S. «…по милости Божией и по согласованию с Министерством культуры»

Остатки городской усадьбы по улице Чкалова, 84 посетила внушительная делегация: депутат Госдумы Александр Хинштейн, министр культуры Самарской области Борис Илларионов, представители РПЦ, собственник земельного участка и дома Александр Кузнецов и группа православных активисток.

Музей или часовня?

Источник: Блог Нины ДюковойПосле внимательного осмотра дома и прилегающей площадки, обсуждение продолжилось в администрации Ленинского района, где и было принято решение, с которым согласился собственник: дом, в котором произошло «стояние Зои» не сносить и передать его властям для организации музея. Эта позиция накануне была согласована с губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым.

Узнав о решении создать в бывшем доме Клавдии Болонкиной музей в честь «стояния Зои», немалая часть граждан задалась вполне логичным вопросом: а что же в этом музее выставят в качестве экспонатов? Кто-то предложил создать в доме музей городских легенд, кто-то цинично пророчествовал, что деньги, выделенные на музей исчезнут, а на месте «квартиры» на Чкалова, 84 появится церковь.

И вот, ситуация несколько прояснилась.

«…по милости Божией и по согласованию с Министерством культуры»

На телеканале «Спас» вышла программа «Стояние Зои». Во время эфира духовник прихода храма святых апостолов Петра и Павла в Самаре архимандрит Нектарий (Мохов) сказал следующее (08:05):

"Сегодня мы надеемся по милости Божией и по согласованию с Министерством культуры Самарской области, что это здание будет приведено в порядок, будет сделан сквер и будет возможным верующим и неверующим приходить к этому дому… Верующие люди думают, что в доме сделать образ часовни. Чтобы могли бы люди прийти туда, поставить свечи, помолиться святителю Николаю, который там был. Мы верим, что он там был, а раз он был, это святое место должно быть не обязательно с куполами золотыми, должна быть икона святителя Николая, лампады, подсвечники…"

Программа «Стояние Зои». Производство ТК «Спас», 2020

Итак. Никакого музея городских легенд. На месте дома Клавдии Болонкиной будут (по милости Божией и по согласованию с Министерством культуры) сквер и часовня.

Кто бы сомневался...
* * *


Кстати, в последнее время покойники перестали разлагаться, вот вам новое массовое "чудо" и простор для постановки "мощей святых" на поток... Правда объяснения "чуда" совсем не "божественные":

"...Согласно первой версии, во всем виновата экология. В ряде мест из-за чрезмерного загрязнения почвы исчез целый вид бактерий, отвечающих за разложение трупов.

...Вторая гипотеза: во всем виновата современная омолаживающая косметика. Люди стали пользоваться специальными кремами от старения. Их кожа и верхние ткани уже при жизни как бы бальзамируются и после смерти препятствуют естественному процессу гниения...

...Третье предположение. Причина - в пищевых консервантах, которые в большом количестве содержатся в еде. Особенно богаты ими газированные напитки, сласти и все продукты из фастфуда. Мумификация происходит благодаря тому, что консерванты, попадающие в организм человека с едой, накапливаются в течение всей жизни и впоследствии тормозят процесс тления. Эта версия кажется ученым наиболее верной и самой неутешительной..."Источник: "Смотри и думай..."
Опубликовано 15 ноября 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1657

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия