Насколько было иго окаянным: сколько крестьянин платил в Золотую Орду
Насколько было иго окаянным: сколько крестьянин платил в Золотую Орду
Интересный вопрос: «Есть ли точные данные, насколько подъемным был татарский «выход» для среднего домохозяйства на Руси?». Отвечаю: точных данных нет, интервью с хлеборобами Северо-Восточной Руси не сохранились, увы. Но «татарскую дань» многократно пытались реконструировать очень уважаемые историки. У них получилось. Для начала нужно понимать: влияние Золотой Орды на русское общество было внешним, весьма удаленным. Вроде бы «иго окаянное». Но как-то незаметно, со стороны. «Колонизаторы» не поселились на Руси, не претендовали на княжеские и боярские титулы. Хотя некоторые нанимались на русскую службу, дали начало многим великим аристократическим родам. Ордынцы были и остались степными кочевниками до мозга костей, абсолютно равнодушными к суровым северным лесам. Именно поэтому Русь хранила традиции предшествующего, домонгольского периода: православие, прежнюю элиту в лице князей и бояр. С вотчинами и личными дружинами. Единственное, чего Русь постоянно лишалась шаг за шагом - городского самоуправления. Оно сохранилось дольше всего там, где не было столь сильных связей доморощенной элиты с Сарай-Берке и Великими Ханами. Новгород и Псков, часть Северо-западной Руси оставили в неприкосновенности порядки предшествующей эпохи. С двумя китами спокойствия и порядка: народным вече и пожизненным состоянием «смердов». Так что, появление Золотой Орды разделило Русь на две части. Северо-запад сохранил традиции «старины былой», Северо-Восток, с центром притяжения в Москве – начал процессы социального синтеза с монголо-татарским... игом. Итак, как же оно было устроено?

Начнем с того, что с приходом татар наибольшие преференции получила русская Церковь. Освобожденная от всяких налогов. Очень скоро прибравшая в свое владение примерно третью часть всех земельных владений. С которых никаких «выходов» не платилось.

Поселения, освобожденные от платежей, получали названия «свобод», «слобод» и «слободок». Крестьяне селились не рядом с монастырем, а чуть поодаль, на заимках. Вырубали лес, «драли» и поднимали целину сохами. Именно отсюда появилось название «деревня». Родовое общество стало распадаться, как появились в нужном количестве больше … металла. Железные топоры и пилы очень скоро одержали убедительную победу над дремучими русскими буреломами, заимку соорудить себе могла уже одна семья. Не прибегая к помощи всего рода.

Так Русь постепенно покрывалась густой сетью маленьких «деревень» из одного двора. После смерти «основателя» в права вступали сыновья, часто являвшиеся совладельцами хозяйства. Постепенно расширяя отчее наследство. Такое единое деревенское хозяйство (большая семья) считалось единицей налогового обложения – «сохой».

После появления татар Русь долгое время перенастраивала внутренние миграционные потоки, некоторые княжества пустели, другие бурно расширялись. Во многих местах приходилось начинать всё с самого начала. Заросшие поля очищались подсечной системой. Земли было много, корма для скота – вполне достаточно. Среднее крестьянское хозяйство обязательно имело две-три лошади, три-четыре коровы, несколько овец, много птицы.


Князья, бояре и церковь очень внимательно следили, чтобы их «кормовая база» непрерывно росла. Сразу после нашествия Батыя наступили … времена благоденствия для обычного крестьянина. Рабочая сила ценилась очень дорого, землевладельцы изощрялись в льготах и преференциях, стремясь завлечь под свое крыло как можно больше землепашцев. Переманивая друг у друга целые волости.

А крестьяне «слободок» часто вообще ничего не платили. Княжеские – отбояривались небольшой данью. Сколько? Трудно сказать, но она была явно невелика. Судя по тому, как народ застонал в последующие эпохи централизации Московского Великого княжества. Во времена предшественников Ивана Грозного и при нем лично налоги и разнообразные повинности могли вымывать из дохода земледельца - треть бюджета.

А во времена Киевской и Владимирской Руси постоянные междоусобицы не давали крестьянскому подворью надеяться даже на тень стабильности. Потому что главным бедствием той эпохи была охота за «полоном». Что половцы, что Рюриковичи не любили и не умели брать города толком, поэтому устраивали регулярные облавы именно на сельское население, угоняя его в собственные вотчины.

При Золотой Орде это безобразие никуда не делось, но стало на порядки меньшим. Сельское население сильных княжеств получило возможность жить спокойно, не опасаясь за свою жизнь. Меньше становится рабов, первыми от этого позорного явления стали избавляться именно монастыри. Сообразив: труд свободных поселян приносит куда больше дохода. Так постепенно исчезает из обихода термин «смерд», вытесняемое словами «христиане», «крестьяне».

Русский землепашец свободно распоряжается своей землей, передает ее по наследству. Но продажа третьим лицам ограничена особым разрешения князя и общины. Существует самоуправление: крестьянская сходка юридически дееспособных мужиков решает вопросы об отводе земли поселенцам, определяет срок «безналогового периода». По решению «всех христиан» сдается общинная земля в аренду. Плата за ее использование - «всей братии на столец».


Это низший, волостной уровень самоуправления. Дальше выборные крестьянской общины («волостные мужи» и «люди добрые») имели право участвовать в судах, уравновешивая аппетиты и своеволие княжеских представителей. Это изобилие, низкая налоговая нагрузка и общинный порядок с многими правами - характерны для XIV века. Некоторые историки даже дерзнули назвать период - «золотым веком крестьянства».

Очень может быть. Потому что летописи не сообщают о крестьянских бунтах, посадских восстаниях, какой-либо борьбе за землю. Так же крайне редки упоминания «голодных лет». За половину века (с 1310 по 1360 год) лишь один эпизод - в 1332 году. Да и тот косвенный, говорится о «великой дороговизне». Чтобы понимать, в 1210-1230 годах … девять из двадцати лет были годами голода.

Размер дани

Так, плеснем себе чайку, тут придется вводить много интересных терминов и следить внимательно за «наперстками». Первое время «выход» называли десятиной. Но не факт, что она составляла десятую часть дохода русского крестьянина. Это могла быть лишь фигура речи. К тому же, эффективно десятину возможно взимать только на территориях прямого подчинения, при регулярных переписях населения. Русь же была «ассоциированным членом» Золотой Орды.

Когда татары перестали проводить переписи, дань становится фиксированным налогом «с сохи». Татищев сообщал известия из пропавшей Иоакимовской Летописи:

- в 1275 году дань собирали «по полу-гривне серебра с сохи»;
- в 1384 году брали половину рубля с деревни;
- в 1408 году – «полтину с сохи».

Для понимания. «Рубль» и «гривна» – это одно и тоже. Как «соха» и «деревня». Получается: до середины XV века размер дани оставался постоянным, составлял «полтину с сохи» (98 гр. серебра). Много? Неизвестно. Поскольку тут зияет небольшая прореха в историографии. Профессор Валентин Лаврентьевич Янин утверждал: дань тогда собиралась не каждый год, а раз в 7-8 лет. Если сотню грамм драгоценного металла отдавать ежегодно – это много. Но в течении семилетки … очень мало. Распутываем.

В середине XV века сбор дани уже точно разложен по годам, тиуны собирали «часть дани», накапливая в княжеской казне нужную сумму для отправки Великому Хану. Это становится понятным, когда в 1478 году (после присоединения Новгорода) Иван III затеял с тамошними боярами фискальную тяжбу. Строго по ордынским чертежам, как «в старину было».


Он хотел установить новгородцам «полторы гривны с сохи». Но бывшие вечевеки упёрлись рогом, настояли на «полу-гривне». Полторы новгородские гривны «с сохи» – это 16,5 г серебра. И Великий князь хотел собирать каждый год 1/6 часть прежней «семилетней» дани, лишь немного ее увеличив. А новгородцы сторговались на снижение дани в три раза. И вот почему.

«Соха» (большая семья) в это время уже распалась на малые семейные хозяйства. Им требовалась собственная новая налоговая единица. Она появилась под названием «обжа» или «выть». Три «обжи» - одна «соха». В Новгороде новая единица налогообложения в серебре исчислялась в 2,33 деньги (1/6 гривны). На Северо-Востоке Руси - 2,5 деньги ежегодного платежа.

Много или мало?

Советский крупный специалист по аграрной истории Руси, Александр Львович Шапиро довольно убедительно произвел подсчет доходов среднего крестьянского хозяйства на рубеже XV-XVI веков. Получилось: в трех пятинах (административно-территориальная единица деления) Новгородской земли доходы очень разнились. В крестьянском хозяйстве считалось больше или меньше одной «обжи». Водская пятина, где среднее хозяйство принималось за «одну обжу» - годовой доход составлял 280 денег.

То есть, во времена Ивана III и до первой трети XVI века дань составляла лишь .. 0,8% доходов крестьянского хозяйства. Это уменьшенная втрое дань. Значит, веком ранее она была … примерно 2,4% крестьянского годового дохода. Теперь вводим поправку на стоимость серебра по отношению к зерну, ищем инфляцию или дефляцию.

- на рубеже XV-XVI веков «коробья ржи» в Новгороде стоила 10 денег (7,9 гр серебра).
- в 1409 году в Пскове хлеб «был дешев», за полтину покупали «шесть зобниц», а «коробья» стоила 11,6 гр серебра.

Нехитрый подсчет говорит: за столетие серебро подорожало в полтора раза, составив на начало XV века - 1,6% крестьянского дохода.

Это детальный расчет, низкий поклон Александру Львовичу. Можно провести более грубое счисление. В конце XV веке, всё в той же Водской пятине Новгородчины на «обжу» приходилось «четыре коробьи посева». На одно среднее поле. Урожай составлял «сам-четыре», получая в итоге 32 «коробьи ржи».


Теперь XIV век, иго окаянное. С землей дело на порядки лучше дело обстояло, бери сколько хочешь. Урожайность тоже была выше. Но не будем выходить за рамки известных цифр, пусть будет осенью в закромах крестьянина - 32 коробьи ржи. Вычитаем посевное, остается 24 коробьи. «Соха» XIV века – это три двора конца XV века. Общий доход можно смело оценивать 24 х 3 = 72 коробей.

Дань составляла «полтину», на которую можно купить «шесть зобниц», то есть 8 коробей ржи. Вот и получаем: ненавистным угнетателям-татарам (в натуральном исчислении) было положено отдавать 8/72 частей, примерно 1/10 крестьянского дохода. Десятина знаменитая? Похоже так. А если ее раскладывали на 7-8 лет, как советские историки утверждают, получается 1,6% крестьянского ежегодного дохода.

Скорее всего так и было, поскольку голодных лет практически не встречаем в летописях. Плати крестьянин ежегодно «десятую часть» - это большой риск в той форме хозяйствовании. Если сравнивать с источниками Восточной Европы, средним показателем налоговой нагрузки считались 2% крестьянского дохода в год. Гарантированное выживание и процветание податного населения.

Но когда наступали времена «розмирья» и дань Золотой Орде не платилась годами, а потом приходилось отдавать недоимку…это совсем другая картина. Именно тогда с одного урожая выгребалось его десятая часть. Это много, поэтому столь страдают летописи жалостливыми сообщениями о «дани великой».


Выводы

Татарская дань отнимала очень небольшую часть дохода крестьянского хозяйства. Но остается почти открытым вопросом: а куда она уходила? В Орду или Москву? Княжеские слуги вели учет населения, регулярно составляли налоговые «росписи».

По этим данным писались и летописи. Сообщая, к примеру: в 1360 году Великое княжение насчитывало 15 «тем». Это «тьма», административная и налоговая единица, установленная монгольскими численниками. Содержавшая в себе десять тысяч условных дворов.

Поскольку тогда двор (большая семья) соответствовал «сохе», доход московских князей … теоретически мог быть в размере 75 тысяч рублей. Идем дальше. Совершенно точно известно: при Дмитрии Донском «выход» Великого княжества Владимирского в Золотую Орду составлял 5 тысяч рублей. Лишь малая часть от общей дани. Львиная доля доставалась Москве. Знали о таком вопиющем воровстве Великие Ханы? Конечно.

Но смотрели сквозь пальцы по причинам … собственного государственного устройства. В начале XIV века во всей бывшей Империи Чингисхана (и в Золотой Орде соответственно) стала распространяться система «икта». Это когда эмиры самостоятельно собирают налоги в своих владениях, передавая в казну Великих Ханов лишь небольшую часть.

Подразумевалось: на оставленное себе они осуществляют все функции государственного управления. Это выглядит правдой, поскольку происходит отзыв баскаков с территории Руси. Значит … Рюриковичи стали рассматриваться как часть системы «икта». Потому и платили столь мало.

Можно проверить невеликую налоговую «татарскую нагрузку» другим фактом. Новгородцы переложили большую часть своей дани на маленький Торжок, город давал в год … тысячу рублей. А приснопамятный тверской княжич Иван, будучи в Золотой Орде, сумел задолжать 10 тысяч рублей. Его без всяких усилий и дополнительных налогов выкупил Дмитрий Донской из личной казны.

А египетский историк Аль Омари (1301-1349 гг) сообщал: доход не самых знатных ордынских эмиров составлял … от 100 до 200 тысяч динаров в год! Это 5 и 10 тысяч русских рублей соответственно. Так что слухи о «непосильности ига окаянного» в денежном счислении – можно признать не очень умной пропагандой. Чтобы прикрыть последующее ярмо централизации власти, крепостничество и полное бесправие крестьян.Источник: "Исторические наперстки"
Опубликовано 07 ноября 2021 Комментариев 0 | Прочтений 1314

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия